Урок-разработка «Ориентирование на местности»
учебно-методический материал по географии (5 класс)

Урок разработка с технологической картой урока и презентацией "Ориентирование на местности" 5 класс  к учебнику Алексеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie_2.pptx.docx31.87 КБ
Файл orientirovanie_na_mestnosti.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-разработка «Ориентирование на местности»    

 Ориентирование. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Сколько нового и интересного предстоит узнать пятиклассника на уроке географии. Часто возникает вопрос, в каком формате, с помощью каких учебных инструментов учащихся познакомить с этим понятийным аппаратом.

В моей практике данная тема вызывает интерес у учеников, но различные технические проблемы не позволяют выполнить задания без ошибок (например, незнание сторон горизонта, умение ориентироваться по компасу и т.д). Для решения данных проблем мною был разработан урок в интересной и познавательной форме  «Ориентирование на местности». В основу которого легла мной разработанная технологическая карта и практические задания.

Технологическая карта урока географии по теме: «Ориентирование на местности».

5 класс к параграфу 9 , учебника линии А.И. Алексеева

Предмет

География 5 класс

Тема урока

Ориентирование на местности. Стороны горизонта.

Цель урока

Сформировать у учащихся умение ориентироваться по плану и на местности.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Основные понятия

Ориентирование. Стороны горизонта. Компас. Азимут.

Межпредметные связи

Математика, природоведение, история.

Оборудование

Топографический план местности, компасы, учебники, атласы, транспортиры, карточки, «смайлики»

Планируемые результаты

Предметные:

- определять стороны горизонта;

 - ориентироваться  по компасу на плане и местности;

- понимать роль ориентирования для человека.

Метапредметные:

- высказывать предположения на основе учебного материала;

- устно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;

- слушать и понимать речь других;

- находить и анализировать информацию;

- работать по плану; осуществлять самоконтроль.

Личностные:

- овладение географическими знаниями и умениями их применять в различных жизненных ситуациях.

Этапы урока

  УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие.

Мотивационный этап.

Постановка учебной задачи.

Целеполагание.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л).

Формулирование темы и цели урока (П).

Осознание цели урока (М)

Урок начинается с приветствия учащихся:

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок.  

- Послушайте отрывок из рассказа и скажите, чему будет посвящен наш урок:  

«Солнце уже склонялось к западу, когда Петя вошел в густой ольшаник. Он уже три года не ходил поэтому, когда – то знакомому, пути. Здесь все переменилось.  Дорога оказалась трудной: бурелом нагромоздил преграды, да и заросли были очень густыми.

     – Напрасно я вышел ночью, - мелькнуло у него (Пети) в голове…

Вдруг, (…) Петя поскользнулся и упал. Выбравшись с трудом из канавы, он понял, что потерял нужное ему восточное направление…»

- Итак, чему будет посвящен наш урок?

- Назовите тему урока (после того, как дети выскажутся, записывает на доске)

- Какова цель урока? Какие задачи?

Ученики приветствуют учителя, показывают «смайлики» настроения.

Учащиеся предполагают, что умению найти нужное направление.

Самостоятельно формулируют тему (записывают в тетрадь) Формулируют цель, задачи урока.

Этап актуализации знаний

Высказывание суждений, подтверждая их фактами (М)

- Вернемся к рассказу про Петю.

«Петя знал много способов ориентирования, но в густых зарослях сделать этого не мог. И только минут через десять, когда он (Петя) «…» вышел на полянку, облегченно вздохнул. Сквозь густые тучи изредка проглядывал знакомый серп «…» Луны, обращенный вправо…»

- Какие способы ориентирования мог знать Петя?

(на доске создает схему, со слов детей)

- Каким образом Петя смог сориентироваться ночью?

Дают ответ, используя личный опыт и знания из природоведения (ориентироваться по Солнцу, по звездам, по мху, по муравейнику …).

Отвечают, как он сориентировался по Полярной звезде, Луне.

Выявление затруднения.

Разработка проекта выхода из ситуации.

Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л)

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации (М)

Формирование устойчивого познавательного интереса (Л)

Понимание необходимости умения правильно определять стороны горизонта (П)

- Так что же такое «ориентирование»?

- Сравните свой ответ с определением в учебнике на

с. 34

- А зачем так важно уметь ориентироваться?

- Давайте вспомним, какие стороны горизонта вы знаете?

Работа в группах  (по карточке).

«Определите и запишите, в какой стороне класса находится доска, дверь, полки, окна, стенды?»

- А теперь сравните ваши ответы. У кого все совпало?

- Почему получились разные ответы, как определить стороны горизонта точно и в любую погоду?  

- Какое решение лучшее?

Верно, нужно использовать компас.

Высказывают суждения.

Называют стороны горизонта.

Выполняя задание, выявляют противоречие – ответы не совпадают- проговаривают и осознают его.

Предлагают пути выхода их ситуации (по Солнцу, по часам, по компасу…).

Основной этап.

Открытие нового знания.

Применение новых знаний.

Работать по плану, инструкции;

 - осуществлять самоконтроль (М)

Формирование устойчивого познавательного интереса,

- самоопределение, самосознание (Л)

Анализ объекта с целью выделения признаков,

-определение основной   информации (М)

Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л)

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации (М)

- А что такое «компас»?

 - Давайте познакомимся с компасом. Послушайте историю создания компаса (выступает заранее подготовленный ученик)

Работа в группах

- У вас на столах компасы, а также инструкция по работе с компасом. Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами работы с компасом и приготовьте его к работе.

Инструкция (на столах)

- Итак, компасы готовы к работе. Теперь вы знаете, где в классе север – юг, запад – восток.

- Вы хорошо потрудились, давайте отдохнем.

Физминутка.

- Проверим вашу внимательность. Когда я буду называть  сторону горизонта, вы будете поворачиваться к ней лицом (учитель называет)

- Молодцы, все внимательные. А теперь глубоко вздохните и выдохните. Можно приступать к работе.

 - Определите, в какой стороне класса находится доска, дверь, шкаф, окна?

Работа с планом местности по учебнику (в группе)на стр.38

-  Перед вами план местности.

Найдите город Таруса на плане и определите, в какой стороне находится поселок Кузьмищево,

музей-заповедник   Поленово от города Таруса? В каком направлении протекает река Ока? (С; С-В; с севера на юг)

- А как определить точно? Обсудите в группе.

- Для точного определения существует азимут (понятие вывешивается на доску).

 - Что такое «Азимут»? Прочитайте на стр. 45. и выпишите определение в тетрадь и сделайте рисунок.

- Что такое азимут? (в основу определения азимута положен угол). Давайте запишем эти углы в тетрадь (90о, 180о, 270о, 360о)

- На плане местности азимут находят при помощи транспортира. Вы знакомились с ними на математике.

Дают определения.

Самостоятельная работа по группам  с компасом и инструкцией по его применению.

Дети поворачиваются в названную сторону.

Учащиеся определяют по компасу, в какой стороне находятся указанные объекты.

Выполняя задание, выявляют противоречие – ответы не совпадают.

Обсуждают и высказывают предположения.

Работают с текстом, выписывают определение, делают рисунок в тетрадь.

Отвечают.

Первичное закрепление.

Работа с планом местности.

- У вас на столах планы от точки А до точки Б. Выполните задания к ним.

- Давайте проверим ответы.

Работают с заданиями на определение направлений, азимута на плане.

Проверяют правильность своих ответов.

Самостоятельная работа и проверка.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (М)

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л)

Индивидуальная работа (с взаимопроверкой).

Тест и практическая работа по топографическому плану местности.

 Проверьте свои знания по образцу (на доске):

«5» - 6+

«4» - 5-4+

«3» - 3+

Выполняют задания, применяя полученные знания.

Проверяют правильность  ответов соседа по  парте.

Заключительный этап (рефлексия, подведение итогов, оценивание)

Ценностное  отношение к изучаемой теме (Л)

Умение систематизировать знания по теме   (П)

Умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

- Какими способами можно ориентироваться на местности?

- Нужны ли в жизни человеку умения ориентироваться?

- Для чего нужно уметь ориентироваться?

- Что вы знали в начале урока?

- Чему вы научились на уроке?

- Где вам эти умения пригодятся?

- Оцените свою работу на уроке, закончите одно из предложений: мне было интересно… я узнал… мне хочется… теперь я могу…

- Какое настроение у вас после урока, покажите «смайлики»

Выставляет и комментирует оценки за урок.

Вспоминают понятия урока, демонстрируют знания и умения.  

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Демонстрируют свое настроение.

Домашнее задание.

 д/з §9, задание №9 на стр.36 (устно). Придумать задание на определение сторон горизонта, азимута.

Записывают домашнее задание в тетрадь. Учитель в школьный портал

Тема: «Ориентирование. Азимут»

Цель: Продолжить изучение темы «План и карта»; познакомить с новыми понятиями: ориентирование, азимут, научиться определять стороны горизонта, пользоваться компасом

терминами и понятиями, научить способам ориентирования на плане, карте,

местности; измерять расстояния на местности, плане, карте.

Задачи:

1.Обучающие –изучение способов определения сторон горизонта.

2. Развивающие –развитие навыков применения измерительных приборов для ориентирования на местности

3. Воспитательные: осознание необходимости умения ориентироваться на местности для безопасности и сохранения здоровья

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы проведения: урок-путешествие; объяснение в ходе эвристической беседы, понятий ориентирования, стороны горизонта, азимут. С использованием рисунков в учебнике, изображений на экране проектора, в процессе проведения практических заданий отработка умений работать с компасом, определять направления азимута на предметы в классе, на рисунке в учебнике, измерение расстояний на местности шагами и на карте с помощью масштаба.

План урока:

  1. Повторение по теме;
  2. Цели и Задачи урока;
  3. Объяснение нового материала
  1. Объяснение понятия «ориентирование»
  2. Определение сторон горизонта по рисунку учебника и по презентации
  3. Ориентирование по местным признакам
  4. Определение сторон горизонта на плане местности и карте (Практикум)
  5. Компас (Практикум)
  6. Азимут (Практикум)
  7. Правила поведения в природе
  8. Измерение расстояний

Оборудование:

  • Компасы
  • Транспортиры
  • Настенный план местности
  • Мультимедийное оборудование

Ход урока:

  1. Повторение по теме «План местности, масштаб»
  2. Определить цели и задачи урока для учеников

Эпиграф к уроку:

Стрелка компаса на север показала направленье.

И по плану ты проверил путь дальнейшего движенья.

У каждого человека есть жизненные моменты, когда необходимо определить своё местонахождение. Для этого человеку необходимо научиться ориентироваться, т.е. определять свое местоположение относительно сторон горизонта и своих объектов. В древности люди ориентировались по знакомым объектам, делали зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Умение ориентироваться –одно из главных качеств человека, которое помогает ему сохранить жизнь, здоровье и безопасность. Уметь ориентироваться должен каждый человек. Особенно по сторонам горизонта.

Я зачитаю пример:

3. Воспитательные:  осознание необходимости умения ориентироваться на

местности для безопасности и сохранения здоровья

3. Воспитательные:  осознание необходимости умения ориентироваться на

местности для безопасности и сохранения здоровья

«Солнце уже склонялось к западу, когда Петя вошел в густой ольшаник. Он уже три года не ходил поэтому, когда – то знакомому, пути. Здесь все переменилось.  Дорога оказалась трудной: бурелом нагромоздил преграды, да и заросли были очень густыми.

     – Напрасно я вышел ночью, - мелькнуло у него (Пети) в голове…

Вдруг, (…) Петя поскользнулся и упал. Выбравшись с трудом из канавы, он понял, что потерял нужное ему восточное направление…»

определения сторон горизонта,измерения расстояния по карте, измерение длины

реки..

3. Воспитательные:  осознание необходимости умения ориентироваться на

местности для безопасности и сохранения здоровь

«Петя знал много способов ориентирования, но в густых зарослях сделать этого не мог. И только минут через десять, когда он (Петя) «…» вышел на полянку, облегченно вздохнул. Сквозь густые тучи изредка проглядывал знакомый серп «…» Луны, обращенный вправо…»

Чтобы отправиться в путешествие надо уметь ориентироваться на местности и карте.

ема: «Ориентирование. Азимут»

Сформулируйте тему урока.

Определите цели, чему вы должны научиться.

Основная цель сегодняшнего урока научиться

  1. Ориентироваться на местности, узнать какие способы для этого существуют
  2. Научиться определять расстояние на местности. На эти вопросы нам ответит§ 8 нашего учебника

  1. Объяснение нового материала

3.1 Объяснение понятия «ориентирование»

Что означает понятие ориентирование?

Выводится определение на экран

«Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и окружающих объектов»

  1. Определение сторон горизонта

Какие стороны горизонта вам известны?

Какие промежуточные стороны горизонта вы увидели на презентации?

Задание: подпишите основные и промежуточные стороны горизонта, определите и запишите, в какой стороне класса находится доска, дверь, полки, окна, стенды?

  1. Ориентирование по местным признакам

Ребята, как можно определить стороны горизонта по местным признакам?

(По мху, солнцу, звездам)

Ориентирование по солнцу (наших широтах): в 7 часов утра солнце на востоке;

В 10 часов утра солнце стоит на юго- востоке;

В 13 часов на юге;

В 16 часов на юго-западе;

В 19 часов на западе.

Задание: рано утром класс отправился в поход на «Утицу» где будет находиться солнце? (ответ с права)

  1. Ориентирование по полярной звезде

Найти ковш «Большая медведица из 7 ярких звезд.  Рядом созвездие поменьше. Там найти самую крупную звезду. Это Полярная звезда, которая всегда смотрит строго на север

  1. Лесные ориентиры

Обучающиеся отвечают по картинкам презентации

  • С северной стороны деревья, камни обильнее покрыты лишайниками, грибками
  • У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны
  • Муравейники располагаются с южной стороны деревьев; южный скат муравейника пологий, а северный –крутой
  • Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.
  • Снег быстрее подтаивает на южных склонах

Ребята, когда вы пойдете в лес с родителями, обязательно проверьте эти ориентиры на практике

  3.6 Определение сторон горизонта на плане местности и карте

Учитель: на планах направление на С обозначают стрелкой С-Ю. Если на плане нет стрелки, то считается, что верхний край плана северный, нижний - южный, правый восточный и левый –западный.

Определение сторон горизонта по презентации

Но для точного определения сторон горизонта на местности необходим компас. Его магнитная стрелка всегда показывает на север.

а) рассматривание компаса

б) показ слайд-шоу на экране. Внешний вид компаса

в) практическая работа с компасом

Учитель помогает сориентировать компас на парте.

Компас.

     Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих грузов». В нём «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, Выводя к колодцам и направляя по верному пути».

     Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.

     В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший названия «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.

 Вы хорошо потрудились, давайте отдохнем.

Физминутка.

- Проверим вашу внимательность. Когда я буду называть сторону горизонта, вы будете поворачиваться к ней лицом (учитель называет)

- Молодцы, все внимательные. А теперь глубоко вздохните и выдохните. Можно приступать к работе.

- доска (Ответ: С)

- окна (Ответ: З)

- дверь (ответ: Ю-В)

- стенды(юг)

 3.7 Азимут

На компасе изображены цифры. Это градусы, по которым можно определить азимут

а) Определение этого понятия выводится на экран: «Азимут –это угол, измеренный в градусах, между направлением на север и направлением на объект, отсчитываемый по часовой стрелке.

б) Рассматривание на экране схемы с изображением сторон горизонта и соответствующие им градусы

в) Практическая работа по определению азимута

1. Определить направление на север.

2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности

3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

Рефлексия

Тест.

1. Какому азимуту соответствует направление на север?

а) 0

б) 90

в)180

2. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270?

а) север

б) запад

в) восток

3. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 45?

а) северо-восток

б) юго-восток

в) северо - запад

д/з §9, задание №9 на стр.36 (устно). Придумать задание на определение сторон горизонта, азимута


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задача сегодняшнего урока : научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Слайд 2

Ориентирование на местности. Азимут.

Слайд 3

Ориентирование Ориентирование – это определение на местности наблюдателем своего местонахождения относительно сторон горизонта с помощью компаса, карты, аэрофотоснимка. Ориентирование возможно и по местным (естественным и искусственным) ориентирам

Слайд 4

Стороны горизонта

Слайд 6

Способы ориентирования на местности

Слайд 15

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на ориентир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Ориентирование на местности

В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....

Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.

 Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...

Ориентирование на местности разными способами.

В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности...

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....

Организация работы по подготовке обучающихся к успешному участию в физкультурно-спортивных и туристско-краеведческих мероприятиях по ориентированию на местности (трейл-ориентированию).

Анализ собственных мероприятий и зарубежного опыта по подготовке трасс трейл-ориентирования для детей и новичковпозволил нам сформулировать рекомендации по обучению школьников основам ориентирования н...