Развитие экологической культуры учащихся на уроках географии
статья по географии (8 класс)

Материал представлен для учителей географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие экологической культуры у учащихся на уроках географии через систему заданий.(Из опыта работы).

                                     Сади  Светлана  Сугеевна, учитель географии и биологии

                                  МБОУ гимназии №9 города Кызыла Республики Тыва.

 

На уроках географии и биологии экологические проблемы могут эвристически раскрываться через понятия и факты отрицательного (антропогенного фактора) и  положительного (охрана природы) результата.

 Ценности и значимость природы и её компонентов для человека обращены к личному опыту учащихся. Моделируется  экологическая ситуация, осуществляется экологический прогноз. Рассматриваются пути гармонизации отношений человека и природы через понятие «охрана природы». Создание проблемной ситуации активизирует познавательную деятельность учащихся, поиск решений вопросов, требующих актуализации знаний, анализа. Эвристический подход даёт возможность сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Ученик ищет способы самостоятельного творческого решения проблем под новым углом зрения, вскрытия новых сторон, фактов, явлений, открывая в себе возможности самосовершенствования.

 Один из древнейших народов Центральной Азии – тувинцы занимались животноводством и земледелием, умели плавить руды чёрных и цветных металлов, изготавливали из них разнообразные изделия, строили города и крепости. О высоком уровне хозяйствования предков современных тувинцев свидетельствуют сохранившиеся памятники истории и археологические находки, обнаруженные в древних курганах и крепостях.

Главная традиционная отрасль хозяйства в Республике Тыва – животноводство.  Его подотрасли овцеводство и козоводство разводят во всех районах. С каждым годом увеличивается их поголовье. Многие фермерские хозяйства и частные овцеводы-чабаны обращают большое  внимание на улучшение породы овец.

При изучении биологии и географии создаются определённые условия для решения проблемных вопросов из жизни тувинского этноса. Учащимся предлагаются ряд вопросов, которые требуют искать ответы, основываясь на  его традиционный хозяйственный уклад. Чтобы обучающиеся поразмышляли по вопросам селекции животноводства, идёт погружение в исторический краткий экскурс, раскрывающий особенности определённой породы овец. Ниже предлагаю ряд заданий по биологии и географии:

    Короткожирохвостая горная тувинская аборигенная овца мясошёрстного направления характеризуется такими признаками как выносливость, крепкий костяк,  быстрое передвижение по степи и горным склонам, быстро жирует после зимних бескормиц. Нужно отметить её неприхотливость к кормам, водопою, способность зимой вместо воды использовать снег. Заботливость к потомству, специфичность окраски, форма хвоста, рогов, ушей. Несмотря на пугливость,  привязан к хозяйству, к стойбищу, к местности, где её содержат. Данная порода создана  путём народной селекции на протяжении 3000 лет, является прекрасным животноводческим завещанием наших предков. Утеряна местная порода овец по разным причинам, например: бесцельно скрещивались с сараджинской и мериносной породами. В наши дни идёт воссоздание породы овец, приспособленной к кочевому образу жизни тувинского народа, должны сохранить и увеличить поголовье.          

     Развитие экологического мышления и культуры  учащихся на уроках географии и биологии  идёт через систему  определённых заданий, имеющих этнологический уклон.  При  изучении биологии в 10 классе темы «Методы современной селекции» имеет немаловажное значение, как  важный метод совершенствования  тувинской  аборигенной овцы и в целом  дальнейшего развития  племенного животноводства народной отрасли.    Вопрос:   Какие методы необходимо применять для воссоздания  тувинской аборигенной овцы? Предполагали ответ: индивидуальный отбор, испытание по потомству, близкородственные скрещивания - инбридинг.

 Эвристический подход к изучению  особых овец позволит сохранить, разводить и размножить из поколения в поколение как ценную исконно местную породу в современных условиях.

   Таким образом, обучающиеся смогут выразить точку зрения, используя опыт местных животноводов

   При изучении темы  «Климат»  в 8 классе   по  «Географии Тувы» предлагаю  вопрос:- Почему местные скотоводы морозной зимой предпочитают стойбища-зимники (кыштаг) у подножий гор, а не на низинной  долине рек?

              Ученики рассуждая, дают ответ так: - Зимой, в  результате температурной  инверсии воздуха тёплый воздух поднимается, вытесненный наиболее холодным, плотным, тяжёлым воздухом. На подножии гор устанавливается тёплая погода. На низинах, долине реки и в  степи воздух будет намного холоднее.

             

   При изучении темы «Круговорот воды в природе» интересный и оригинальный ответ этнологического  содержания был дан   учеником  6 класса Монгуш Субудай, который  принёс рисунок  шуурууна – аппарата  выгонки тувинской молочноной водки с дальнейшим объяснением: Внутри шуурууна происходят те же процессы испарения и конденсации влаги. При кипении хойтпака, сильно скисшего молока особой закваски, используемого для перегонки молочного вина, пары поднимаются, насыщаются и наполняют шууруун. Они  достигают до самого холодного места - дна чылапчи, глубокой посуды с холодной  водой, пары конденсируются, превращаются в жидкость, которая капает  на внутренний   широкий жёлоб (таалай). Пар превращается в жидкость и   стекает  по наклону  в сосуд для молочного вина – донга (кувшин).  Отрадно, что наблюдательные ребята,  сопоставляя природные явления с бытовыми, делают выводы на уроках, используя этнографический материал. Дело в том, что мудрый, наблюдательный дед-тувинец  следил за круговоротом воды в природе и заметил, что влага, испаряется с водоёмов, поднимается, превращаясь в облака на небе, которые перемещаются ветром. А затем   образуются осадки, выпадающие на землю.  Эту природную модель круговорота воды кочевник перенёс на перегонный аппарат - шууруун для получения араги - молочной водки. Он как  неотъемлемый предмет  народного быта позволяет получать экологически чистый молочный продукт. Этот своеобразный аппарат  демонстрирует  те же процессы природы - испарение и конденсация влаги. А о нём, незаменимом  предмете быта кочевого народа, мы можем  говорить с большой уверенностью, что это маленькая модель глобального процесса круговорота воды на Земле. О нем сочинены  загадки, шуточные частушки, как малые формы  устного народного творчества кочевников: «Вместо мозга вода, из чугуна голова. С шарфом войлочным чайник деревянный сидит на железе прочно». «У комолого чёрного быка четыре маленьких ушка». «У пекинского молодца пять серебряных поясов».  Можно смело сказать, что  шууруун, аппарат для получения молочной водки – высшей степени гениальное инженерное творение народов Центральной Азии. Впоследствии, примерно по такой же технологии стали получать бензин в современном мире.

Школьникам также будут интересны многие вопросы, связанные с использованием местных природных материалов, как части этнических ценностей, к примеру, удивительных камней и минералов.

 Как используются местным населением  в жизни, быту и хозяйстве камни и минералы? Такой вопрос ставится при изучении темы «Горные породы и минералы».(География. 6 класс). Вот выдержки из сообщений учащихся:

«Как нам не гордиться камнями и минералами Тувы.  Это наше богатство, которое мы должны беречь. Мы должны знать о полезных ископаемых, знать  традиции и обычаи использования камней в жизни и быту народа.  Камни начали  изучать и осваивать первобытные люди миллионы лет назад,  о чём свидетельствуют каменные орудия и изделия. Анализ практического применения и использования камней в жизни и хозяйстве тувинского народа показывает, что наши предки, уезжая в далёкие края, брали с собой камешки реки, у которого они росли. О том, как жили наши предки, показывают наскальные рисунки и  каменные изваяния.  В  местечке Бижиктиг-Хая (Скала с древними рисунками) находится объект культурного наследия «Кижи-кожээ», гранитное изваяние воина. Есть поверье, что если прошептать ему в левое ухо своё желание, то оно сбудется.

 Древние тувинцы верили чудодейственным силам камней, наделяли их магическими свойствами. Так, например, камни «Хуваанак» служат для гадания, они могут помочь найти потерянный скот. Их собирают из галек реки, аржаанов, добывают из зоба птицы глухарь.  

 «9 ак, 9 кара»(девять белых и девять чёрных камней) -  этими камнями пользуются, чтоб очиститься от злых духов, отделить черное от белого. По словам лама Айдын-башкы, они очищают душу и совесть человека, избавляют от страха и болезней.

  Тувинцы используют в быту различные камни. Камень для ступы – согааш дажы.  Этим камнем размалывают чай, соль.

Камень-точило «Шалыыш-даш» - использовался для точения острых предметов в семье. Каменную  ручную  мельницу –дээрбе  используют для дробления пшеницы. Она состоит из двух камней: камень-основа  и  камень- верхняя часть. Возраст  такого  камня из крупнозернистого песчаника - 300миллионов лет.  Каменные ручные мельницы являются семейной реликвией на протяжении нескольких поколений. Такие камни специально определяют и подбирают  народные умельцы.  

Камни  нашей земли так прекрасны, что в их честь получили названия местечки в разных уголках Тувы: Чараш-Даш, Кызыл-Даг, Кара-Даш, Бижиктиг-Хая, Теве-Хая (красивые, красные, с наскальными рисунками скалы).

С познания удивительного мира  камней, с глубокого понимания их характера, рождается камнерезное искусство. Камнем для творчества служит агальматолит.

Учащиеся расширяли свои знания и представления о природе, играя с камнями. Плоские камешки - «бросалки» (сайлык даштар) кидали в воду и считали водяные круги. Бросали  камни для соревнований – состязались на меткость. Камни различных фигур использовались детьми  для игры в «Сайзанак»( миниатюрные модели жилища тувинцев). Также камнями  в форме геометрических тел можно упражняться в прямом и обратном счёте. Выясняется, что символика камня в тувинском быту весьма многозначна.

  Камни с дырками (уттуг даштар) вешали на доильное ведро, чтобы у коровы было много молока. Также его привязывали на хвост коровы, чтобы, ударяясь об вымя коровы, он её массажировал, тем самым предотвращая мастит. Их также привязывали к ведрам, чтобы легче  набиралась вода из колодца. Еще их носят как защитный амулет».

В обучении географии и биологии   опираясь на эвристические вопросы и задания , позволяем учащимся искать, находить интересные ответы из сохранившихся этнического опыта, знаний  тувинского народа, пришедших  из глубины веков. И тогда каждый человек  может стать носителем культуры, народных традиций и обычаев. Опираясь на древнюю мудрость и опыт  народа, современный человек станет личностью с высокими духовно-нравственными качествами.

                    Литература:

Брошюра «Система экологических заданий для учащихся на уроках географии» Нижний – Новгород 1991 г.

Шактаржик К.О. , Кылгыдай А.Ч. География Республики Тыва. Уч.пособие для 9 кл.,5-е изд. перераб. Кызыл: «Тувинское книжное изд-во», 2006 г – 34 с.

Астахов С.Н. Древнекаменный век// «История Тувы», т. I, Новосибирск: Изд-во Наука, 2001, С. 8-21.

Астахов С.Н. Палеолитические памятники Тувы. СПб: Изд-во «Нестор-История». 2008, - 180 с.

История Тувы. Т. I.// В 2 т. Т. I. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общей ред. С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола. Новосибирск: 2001. 367 с.

Грач А.Д. Новые данные о древней истории Тувы // Учён. зап. ТНИИЯЛИ.  - 1971. - Вып. XV.

                       Информаторы:

1.Кыргыс Суге Сендиевич,  ветеран – животновод.

2. Монгуш А.А., кандидат геолого-минералогических  наук ТИКОПР СОР АН.

3. Сарычев В.С., геолог I категории., ООО «Тыва Медь».

4. Лама Айдын-башкы,  хурээ «Цеченлинг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников на уроках географии

Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...

Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в8 классе.

Доклад на тему "Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в 8 классе"...

Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии.

В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ НТР НЕОБХОДИМУЮ СЛОЖНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ПРИОБРЕЛИ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВАЖНЕЙШАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ОБРАЗОВАНИЮ. РОЛЬ ХИМ...

Экологическое воспитание учащихся на уроках географии

    Все более мощное воздействие человеческого общество на окружающую среду, ухудшение экологического состояния планеты приводит к необходимости готовить экологически грамотных л...

Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"

Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...

Метапредметные образовательные результаты в экологическом воспитании учащихся на уроках географии, химии и биологии как одна из целей работы молодого педагога

ФГОС ОО определяют в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов. Часто учителя ошибочно ...

Формирование экологической культуры учащихся на уроках английского языка

В презентации предоставлен материал о формировании экологической культуры учащихся на уроках английского языка....