Рабочая программа
рабочая программа по географии (9 класс)

Макарова Елена Витальевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_9.docx72.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                  «Средняя школа №2» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « город Десногорск» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                          Рабочая программа

по предмету география

                                                         Класс    9

Учитель: Макарова Елена Витальевна

Десногорск 2022/23 г

  1. Пояснительная записка

Преподавание учебного предмета «география» в 9 классе осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

1.        Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.        Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3.        Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования /Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014г. №253(С изменениями на 26 января 2016 года) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"/

4. Примерной программы основного общего образования по географии.

5. Авторская программа по географии 5-9 классы. Авторы: А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; М.: Вентана-Граф, 2013 г.

6.Программа по географии Смоленской области для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. М.Ю. Евдокимов, методист по географии СОИУУ, доцент СмолГУ.

7.Основной образовательной программы основного общего образования.

8. Учебного плана МБОУ «Средняя школа № 2» г. Десногорска на 2017- 2018 учебный год.

9. Календарного учебного графика МБОУ «Средняя школа № 2» г. Десногорска на 2017- 2018 учебный год.

  1. УМК
  1. Программа по географии 5-9 классы. Авторы: А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; М.: Вентана-Граф, 2013 г.
  2. Е.А.Таможняя, С.Г. Толкунова: География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Редактор: В.П. Дронов; М.: Вентана-Граф, 2017 г.
  3. Приложение к учебнику Е.А.Таможняя, С.Г. Толкунова: География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс; М.: Вентана-Граф, 2017 г.
  4. Географический атлас. 9 класс.
  5. Е.А. Таможняя: География. 9 класс. Рабочая тетрадь №1, № 2 к учебнику Е.А.Таможняя, С.Г. Толкунова: География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2017.
  6. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  7. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 6-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  8. Программа по географии Смоленской области для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. М.Ю. Евдокимов, методист по географии СОИУУ, доцент СмолГУ.
  9. Евдокимов  М. Ю., Кремень  А. С. География Смоленской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. – См., 2000.
  10. М.Ю. Евдокимов, Л.В. Елисеева, А.С. Кремень. Методические разработки по изучению географии Смоленской области 8 -9 классы. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1999г.
  11. М.Ю. Евдокимов, А.П. Катровский. География Смоленской области. Издательство СГУ, Смоленск, 2009.
  12. М.Ю. Евдокимов, А.П. Катровский. Рабочая тетрадь по географии Смоленской области для учащихся 8-9 классов. Смоленск, 2007.
  13. Географический атлас: Атлас Смоленской области.   -  М. Вентана- Граф, 1997  

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебные задачи;
  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
  • классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
  • систематизировать информацию; структурировать информацию;
  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
  • владеть навыками анализа и синтеза;
  • искать и отбирать необходимые источники информации;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
  • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
  • работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы -выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
  • составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
  • гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Предметные результаты:

  • Знать и объяснять существенные признаки понятий: «хозяйство (экономика) страны», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «территориальная структура хозяйства». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры отраслей хозяйства, относящихся к разным секторам экономики и входящих в состав разных межотраслевых комплексов.
  • Определять по статистическим данным: отраслевую структуру современного хозяйства; состав хозяйства по секторам; тенденции в развитии отраслевой структуры хозяйства страны; показатели развития хозяйства страны.
  • Определять по картам условия и факторы (природные, социально-экономические, экологические) размещения предприятий.
  • Устанавливать взаимосвязи между закономерностями развития хозяйства и их проявлениями в отраслевой и территориальной структуре хозяйства страны в разные исторические периоды.
  • Объяснять особенности современной отраслевой и территориальной структуры хозяйства.
  • Прогнозировать изменения структуры экономики России в будущем.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в хозяйстве своей местности; для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценки; для чтения карт различного содержания
  • Знать и объяснять существенные признаки понятий: «топливно-энергетический баланс», «специализация», «комбинирование», «коопе-рирование», «химизация», «урожайность», «грузооборот», «пассажирооборот», «транспортная система», «окружающая среда». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры: отраслей в составе МОК, видов предприятий, ландшафтов разной степени антропогенного изменения.
  • Понимать: значение отраслей и МОК в хозяйстве страны; особенности размещения, проблемы и перспективы развития важнейших межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства России; причины природных и антропогенных изменений, пути сохранения качества окружающей среды на территории своего государства; значение экологического потенциала России на региональном и глобальном уровнях.
  • Показывать по картам: главные районы (базы) и центры топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, машиностроения, животноводства и растениеводства, лёгкой и пищевой промышленности, производственной и социальной инфраструктуры; регионы с экологически благоприятными и неблагоприятными условиями.
  • Определять по картам: факторы и особенности размещения предприятий разных отраслей хозяйства.
  • Определять по статистическим материалам: показатели развития отдельных отраслей хозяйства, тенденции их развития; место РФ в мире по запасам отдельных видов природных ресурсов, производству отдельных видов продукции и услуг.
  • Устанавливать взаимосвязи между: отраслями хозяйства в составе МОК; факторами и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства; природными условиями и зональной специализацией сельского хозяйства.
  • Составлять краткую географическую характеристику баз топливной промышленности, металлургии, химико-лесного комплекса по типовому плану.
  • Оценивать особенности, тенденции, проблемы развития отдельных отраслей хозяйства России, современные экологические проблемы России.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в структуре хозяйства страны в целом и своей местности, для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценке, об экологической ситуации в России, её оценке; проведения наблюдений и геоэкологического мониторинга за объектами своей местности, оценки их изменений; чтения карт экономико-географического и эколого-географического содержания.
  • Знать и объяснять существенные признаки понятия «районирование». Использовать это понятие для решения учебных задач. Приводить примеры: адаптации человека к условиям географической среды в различных регионах, примеры влияния природной среды на формирование культурно-исторических особенностей разных народов.
  • Понимать причины возникновения геоэкологических, экономических, социальных проблем природно-хозяйственных регионов страны. Показывать по карте: субъекты РФ; природно-хозяйственные регионы РФ; памятники Всемирного природного и культурно-исторического наследия на территории РФ; основные природные, культурные и хозяйственные объекты на территории регионов РФ.
  • Определять по картам: виды районирования и признаки, по которым проведено районирование; географическое положение крупных природно-хозяйственных регионов РФ; состав регионов; особенности природных условий и ресурсов крупных природно-хозяйственных регионов РФ; особенности населения и хозяйственной специализации регионов РФ. Устанавливать взаимосвязи между: географическим положением, особенностями заселения и хозяйственного освоения, природными условиями и ресурсами, особенностями населения и хозяйства отдельных территорий; составлять краткую географическую характеристику природно-хозяйственных регионов на основе различных источников географической информации и форм её представления.
  • Оценивать: хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района (региона); современные проблемы и перспективы развития природно-хозяйственных регионов.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения топографических планов и туристических карт разных городов России; сбора, анализа и систематизаци информации географического содержания о регионах России по материалам периодической печати; анализа и оценки хозяйственной специализации регионов на основе географических карт и статистических материалов; разработки варианта районирования выбранной территории по какому-либо признаку
  • Знать и объяснять существенные признаки понятий: «валовый внутренний продукт (ВВП)», «экономическая интеграция». Использовать эти понятия для решения учебных задач; приводить примеры; видов внешнеэкономической деятельности России; основных внешнеэкономических партнёров России.
  • Понимать основные направления социально-экономического развития страны. Показывать по картам: основных внешнеэкономических партнёров России. Определять по статистическим материалам и картам: показатели, характеризующие уровень социально- экономического развития страны.
  • Оценивать место страны в мировой экономике, в международном географическом разделении труда

  4. Планируемые предметные результаты изучения курса

      Выпускник научиться:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства государства и области;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России и Смоленщины для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России и области в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России и Смоленщины.

5. Содержание программы

Хозяйство России (27 часов)

Тема «Общая характеристика хозяйства России» (3 часа)

Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства». Особенности отраслевой структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства. Функциональная структура хозяйства, понятие «межотраслевой комплекс».

Условия и факторы размещения предприятий. Понятие «территориальная структура хозяйства». Особенности территориальной структуры хозяйства России.

Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Практическая работа № 1 «Выявление цикличности развития хозяйства на примере развития экономики своей местности».

Раздел «География отраслей и межотраслевых комплексов» (24 часа)

Тема «Топливно-энергетический комплекс» (4 часа)

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Понятие «топливно-энергетический баланс».

Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов.

Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭКи проблемы окружающей среды. Практическая работа № 2 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».

Тема «Металлургический комплекс» (3 часа)

Конструкционные материалы. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Чёрная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России. Практическая работа № 3 «Определение факторов размещения предприятий чёрной металлургии, металлургии меди и алюминия по картам».

Цветная металлургия: отраслевой состав и значение отрасли. Факторы размещения предприятий. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды. Практическая работа № 4 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам».

Тема «Химико-лесной комплекс» (3 часа)

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав и основные факторы размещения.

Лесная промышленность: география лесных ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий. Лесопромышленные комплексы.

География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.

Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда. Практическая работа № 5 «Составление характеристики одной из  баз  химико-лесной промышленности по картам и статистическим материалам».

Тема «Машиностроительный комплекс» (3 часа)

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности технологического процесса. Факторы и особенности размещения предприятий машиностроительного комплекса.

География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей оборонно-промышленного комплекса. Практическая работа № 6 «Определение факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам».

Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.

Тема «Агропромышленный комплекс» (3 часа)

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК.

Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения животноводства и земледелия. Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам».

Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения.

Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.

Тема «Инфраструктурный комплекс» (6 часов)

Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности разных видов транспорта. Понятие «транспортная система». Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Показатели работы транспорта. Понятия «грузооборот», «пассажирооборот». Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. География сухопутного, водного и других видов транспорта.

Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение.

Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение в хозяйстве, диспропорции в размещении, перспективы развития.

Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду. Практическая работа № 8 «Экскурсия на местное предприятие производственной или непроизводственной сферы. Составление схемы хозяйственных связей предприятия».

Тема «Экологический потенциал России» (2 часа)

Окружающая среда. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы в России. Экологический потенциал России, его региональное и глобальное значение.

Рациональное использование природных ресурсов, мониторинг экологической ситуации, концепция устойчивого развития.

Раздел «Природно-хозяйственные регионы России» (40 часов)

Тема «Принципы выделения регионов на территории страны» (2 часа)

Понятие «районирование». Виды районирования территории России. Практическая работа № 9 «Разработка учебных проектов разных видов районирования территории России».

Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения.

Зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения.

Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Западный, Поволжский, Европейский Юг, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный регионы.

Тема «Общая комплексная характеристика Европейской части России» (1 час)

Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части России.

Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Тема «Центральная Россия» (3 часа)

Состав региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона.

Центральная Россия – историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро российского государства.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность территории, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов.

Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов.

Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов. Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России».

Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры.

Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.

Внутрирегиональные различия Московский столичный регион.

Тема «Европейский Север» (3 часа)

Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера.

Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона.

Специализация хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства.

Социальные, экономические и экологические проблемы. Практическая работа № 11«Установление влияния приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей».

Тема «Северо-Западный регион» (3 часа)

Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области.

Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов.

Новгородская Русь – район древнего заселения. Старинные русские города – культурно-исторические и туристические центры.

Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург – северная столица России, его роль в жизни региона.

Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.

Социальные, экономические и экологические проблемы. Практическая работа № 12«Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада».

Тема «Поволжский регион» (3 часа)

Состав региона. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятные природные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Этапы хозяйственного освоения и заселения. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города. Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы. Практическая работа № 13«Определение Экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и путей их решения».

Тема: «Европейский Юг» (3 часа)

Состав региона. Особенности географического положения. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства.

Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенно-коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города.

Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Практическая работа №14 «Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона».

Тема «Уральский регион» (3 часа)

Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона.

Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно- исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и размещение промышленности. Урал – старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Практическая работа №15 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации».

Тема «Общая комплексная характеристика Азиатской части России» (1 час)

Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства Азиатской части России.

Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Тема «Сибирь» (2 часа)

Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских.

Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа.

Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские

города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым при-родным условиям региона. Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенности размещения населения. Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири

Тема «Западно-Сибирский регион» (3 часа)

Состав территории. Своеобразие географического положения.

Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и заболоченность территории, проявление природной зональности природы от тундр до степей. Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Специализация хозяйства – нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа.

Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.

Влияние природных условий на жизнь и быт человека.

Коренные народы: ненцы, ханты, манси; особенности их жизни и быта, основные занятия.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутренние различия. Практическая работа № 16«Составление характеристики нефтяного или газового комплекса региона (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направление транспортировки топлива, экологические проблемы)».

Тема «Восточно-Сибирский регион» (3 часа)

Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта.

Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей. Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Практическая работа № 17«Составление характеристики Норильского ТПК».

Тема «Южно-Сибирский регион» (3 часа)

Состав территории. Своеобразие географического положения.

Особенности природы и природные факторы развития территории: горно-котловинный рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений, контрастность климатических условий, истоки крупнейших рек Сибири, современное оледенение, многолетняя мерзлота.

Своеобразие растительного и животного мира региона: горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы: минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные.

Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Неравномерность и мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его влияние на размещение населения.

Основные этносы региона.

Соотношение городского и сельского населения. Старые и новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры региона.

Отрасли специализации: горнодобывающая, топливная, электроэнергетика, цветная и чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры и развития в экстремальных условиях. Основные земледельческие районы. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутрирайонные различия Практическая работа № 18 «Разработка туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона».

Тема «Дальневосточный регион» (5 часов)

Состав региона. Особенности географического положения.

Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.

Отрасли специализации района: горно-добывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутрирайонные различия. Практическая работа №19 «Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока».

Раздел «Россия в современном мире» (2 часа)

Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Показатели, характеризующие уровень развития хозяйства страны. Виды внешнеэкономической деятельности России, место России в международном географическом разделении труда. Международные политические, финансовые, научные, культурные связи России со странами мира. Направления социально-экономического развития страны. Практическая работа №20 «Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнёров России по картам и статистическим материалам».

6. Тематическое  планирование

Количество часов в неделю – 2, в год - 68

Контрольных работ – 1    

Практических работ – 20  

Раздел

Количество часов

Количество работ

контрольных

практических

1.Хозяйство России

27

-

Общая характеристика хозяйства России

3

1

География отраслей и межотраслевых комплексов

24

-

Топливно-энергетический комплекс

4

1

Металлургический комплекс

3

2

Химико-лесной комплекс

3

1

Машиностроительный комплекс

3

1

Агропромышленный комплекс

3

1

Инфраструктурный комплекс

6

1

Экологический потенциал России

2

1

Природно-хозяйственные регионы России

40

Принципы выделения регионов на территории страны

2

1

Общая комплексная характеристика Европейской части России

1

Центральная Россия

3

1

 Европейский Север

3

1

Северо-Западный регион

3

1

Поволжский регион

3

1

Европейский Юг

3

1

Уральский регион

3

1

Общая комплексная характеристика Азиатской части России

1

Сибирь

2

Западно-Сибирский регион

3

1

Восточно-Сибирский регион

3

1

Южно-Сибирский регион

3

1

Дальневосточный регион

5

1

1

Россия в современном мире

2

1

Резерв

1

Итого:

68

2

20

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Примечания

План

Факт

  1. Хозяйство России         (27 часов)

Общая характеристика хозяйства России        (3 часа)

1

Отраслевая структура хозяйства

2

Территориальная структура хозяйства

3

Особенности формирования хозяйства России Практическая работа № 1 «Выявление цикличности развития хозяйства на примере развития экономики своей местности».

География отраслей и межотраслевых комплексов (24 часа)

Топливно-энергетический комплекс (4 часа)

4

Состав и значение ТЭК

5

Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность

6

Угольная промышленность России Практическая работа № 2 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».

7

Электроэнергетика России

Металлургический комплекс (3 часа)

8

Состав и значение комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий

9

Черная металлургия Практическая работа № 3 «Определение факторов размещения предприятий чёрной металлургии, металлургии меди и алюминия по картам».

10

Цветная металлургия. Практическая работа № 4 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам».

Химико-лесной комплекс (3 часа)

11

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

12

Лесная промышленность

13

География химико-лесного комплекса Практическая работа № 5 «Составление характеристики одной из  баз  химико-лесной промышленности по картам и статистическим материалам».

Машиностроительный комплекс (3 часа)

14

Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий

15

Оборонно-промышленный комплекс

16

Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Практическая работа № 6 «Определение факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам».

Агропромышленный комплекс (3 часа)

17

Состав и значение агропромышленного комплекса (АПК). Сельское хозяйство

18

География растениеводства и животноводства Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам».

19

Пищевая и лёгкая промышленность

Инфраструктурный комплекс (6 часов)

20

Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта

21

Сухопутный транспорт

22

Водный и другие виды транспорта

23

Связь

24

Отрасль социальной инфраструктуры

25

 Практическая работа № 8 «Экскурсия на местное предприятие производственной или непроизводственной сферы. Составление схемы хозяйственных связей предприятия».

Экологический потенциал России (2 часа)

26

Экологическая ситуация в России

27

Обобщающий контроль по разделу

«Хозяйство России»

  1. Природно-хозяйственные регионы России (40 часов)

Принципы выделения регионов на территории страны (2 часа)

28

Принципы выделения регионов на территории страны

29

Районирование территории России. Практическая работа № 9 «Разработка учебных проектов разных видов районирования территории России».

Общая комплексная характеристика Европейской части России (1 час)

30

Общая характеристика Европейской части России

Центральная Россия (3 часа)

31

Географическое положение и основные черты природы Центральной России

32

Население Центральной России 

33

Хозяйство Центральной России Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России».

Европейский Север (3 часа)

34

Географическое положение и основные черты природы Европейского Севера

35

Население Европейского Севера

36

Хозяйство Европейского Севера Практическая работа № 11«Установление влияния приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей».

Северо-Западный регион (3 часа)

37

Географическое положение и природа  Северо-Западного региона

38

Население Северо-Западного региона

39

Хозяйство Северо-Западного региона. Практическая работа № 12«Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада».

Поволжский регион (3 часа)

40

Географическое положение и природа  Поволжского региона

41

Население Поволжского региона

42

Хозяйство Поволжского региона Практическая работа № 13«Определение Экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и путей их решения».

Европейский Юг (3 часа)

43

Географическое положение и природа  Европейского Юга

44

Население Европейского Юга

45

Хозяйство Европейского Юга Практическая работа №14 «Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона».

Уральский регион (3 часа)

46

Географическое положение и природа  Уральского региона

47

Население Уральского региона

48

Хозяйство Уральского региона Практическая работа №15 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации».

Общая комплексная характеристика Азиатской части России (1 час)

49

Общая характеристика Азиатской части России

Сибирь (2 часа)

50

Общие черты природы Сибири

51

Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири

Западная Сибирь (3 часа)

52

Географическое положение и природа  Западной Сибири

53

Население Западной Сибири

54

Хозяйство Западной Сибири Практическая работа № 16«Составление характеристики нефтяного или газового комплекса региона (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направление транспортировки топлива, экологические проблемы)».

Восточно-Сибирский регион (3 часа)

55

Состав, географическое положение и особенности природы Восточно-Сибирского региона

56

Особенности населения и хозяйства Восточно-Сибирского региона

57

Практическая работа № 17«Составление характеристики Норильского ТПК».

Южно-Сибирский регион (3 часа)

58

Географическое положение и природа  Южно - Сибирского региона

59

Население Южно - Сибирского региона

60

Хозяйство Южно - Сибирского региона Практическая работа № 18 «Разработка туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона».

Дальневосточный регион (5 часа)

61

Географическое положение и природа  Дальнего Востока

62

Население Дальнего Востока

63

Хозяйство Дальнего Востока

64

 Практическая работа №19 «Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока».

65

Обобщающее повторение по разделу «Природно-хозяйственные регионы России»

  1. России в современном мире (2 часа)

66

Место России в мире Практическая работа №20 «Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнёров России по картам и статистическим материалам».

67

Промежуточная аттестация

68

Урок-путешествие «Тропами неизведанными…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...