Методическая разработка урока по географии для 6 класса.
методическая разработка по географии (6 класс)

Смирнова Арина Дмитриевна.

Цель: сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_geografii_dlya_6_klassa.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии для 6 класса.

План - конспект урока.

Предмет: География

Класс: 6

Тема занятия: Температура воздуха

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности.

Задачи:

  • Создать условия для формирования понятий: температура воздуха, термометры, суточная амплитуда температур.
  • Научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток.
  • Продолжить развитие коммуникативных умений (публично выступать по теме, вести диалог, активно слушать).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель: здравствуйте ребята, приготовились к уроку, присаживайтесь!

Определение темы урока.

Прогноз погоды. Мало кто не интересуется погодой. Утром и вечером мы смотрим прогноз по телевизору. Слушаем по радио, смотрим в интернете. Один из важнейших показателей погоды – температура воздуха.

Мы все пользуемся понятием температура воздуха, следим за ее изменениями.

Возникает вопрос: почему температура воздуха в течение дня изменяется? Как правильно измерить температуру воздуха?

На эти вопросы мы с вами ответим во время урока. Итак, давайте поставим цели, к нашему уроку.

2. Изучение нового материала.  У каждого на парте лежит рабочая тетрадь, в ней вы будите выполнять задания, рисовать схемы, графики.  Откройте тетрадь стр. 75

Этап 1

- Ребята, как называют прибор для измерения температуры воздуха?

(термометр)

Температуру воздуха измеряют с помощью термометра.

(Сообщение учащего о термометре)

 Термометр представляет собой капиллярную трубку, припаянную к резервуару, наполненному жидкостью: ртутью или спиртом. Трубка прикреплена к планке, на которую нанесена шкала термометра. Термометр изобрел шведский ученый Андерс Цельсий в 1742 году.  Наиболее точные температурные данные получают на метеорологических станциях, температуру наблюдают на высоте два метра от земной поверхности в специальной будке. Термометр, установленный на солнце, будет показывать, на сколько градусов нагрелся сам прибор, а не температура воздуха. Поэтому термометр устанавливают в тени.

До появления термометров, люди судили о температуре воздуха по своим ощущениям: «тепло», «холодно», «горячо». Сведения о погоде на Руси записывали так: «1657 год, День был ветреный и холоден до обеда, а после обеда отеплён, в ночи было ветрено, мороз лютый». Термометры в России появились в 16 веке. Действие термометра основано на свойстве жидкостей при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься.

Вывод: прибор для измерения t – термометр, размещают на северной стороне на высоте 2м, запишем в тетрадь

Этап 2

Послушайте сказку: Ветер и солнце (Ушинский)

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Беседа

-Что является источником тепла на Земле? (Солнце)

- Везде ли солнце согревает землю одинаково? (Нет)

- Вспомните, вы на пляже. Одинаково ли нагреты песок и вода. Что теплее?

- Луч солнца попадает в окно. Что он нагревает подоконник или стекло?

Попробуйте сделать вывод, как нагревается воздух на Земле?

Выводы:

  1. Суша и вода нагреваются и остывают неравномерно;
  2. Воздух нагревается от нагретой поверхности Земли;

Этап 3

Давайте вспомним, как солнце движется по небосклону в течение дня. Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется.

Учитель демонстрирует изменение угла падения солнечных лучей в зависимости от времени суток.

В какое время суток земная поверхность будет сильнее нагреваться, как вы думаете почему?

Работа с моделью. Определяем широту Мурманска, Москвы, Каира

Смотрим как движется солнце по горизонту в разные сезоны года.

Попробуем сделать вывод о зависимости температуры от высоты солнца над горизонтом.

ВЫВОД: Температура воздуха зависит от высоты солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей

Этап 4

По всему миру на метеостанциях каждых 3 часа люди измеряют температуру воздуха.

КАК РАЗОБРАТЬСЯ В ОГРОМНОМ КОЛИЧЕСТВЕ ИЗМЕРЕНИЙ?

Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами нам надо познакомиться новыми понятиями амплитуда и среднесуточные температуры. 

Средняя температура воздуха – среднеарифметическое значение температур за определенное количество наблюдений (т.е. надо сложить показатели измерений температур и разделить на их количество).Например, +7, +5, +3, -1, +1, все эти температуры складываем и делим на количество измерений: (7+5+3+(-1)+1) : 5 = 3.

По наблюдениям и средним измерениям строят график суточного хода температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха – изменение температуры воздуха в течение суток.

Амплитуда температуры – разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха за определенный период времени. В России наибольшие амплитуды колебания температуры воздуха наблюдаются весной и летом в ясную погоду.

 Давайте научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

  1. Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;
  2. Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;
  3. От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха.  

Запишите решение.

Вычислите среднесуточную t пользуясь алгоритмом (задание на доске)

Этап 5

Построение графика.  

Аналогично проводятся расчеты среднемесячной и среднегодовой t.

Домашнее задание:

Повышенный уровень по календарю погоды рассчитать среднемесячные t и построить график хода t

Творческое задание подготовить сообщения о самых холодных и самых жарких местах на Земле.

Выставление оценок. Рефлексия

Заканчивая работу на уроке, вспомните все что вы сегодня узнали, интересна ли вам было на уроке, полезна ли вам та информация, которую вы поняли? Впечатления отобразите на термометре. Не забывая о том, что положительные цифры находятся выше нуля, отрицательные – ниже. Прошу ответить на вопросы, имеющиеся на листе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...

Методическая разработка урока по географии 6 класс "Гидросфера"

Методическая разработка урок-игра по географии 6 класс "Гидросфера"...

Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....

Методическая разработка урока по географии 10 класс по теме " «Городское и сельское население мира. Урбанизация»

География . 10 класс.Тема урока  «Городское и сельское население мира. Урбанизация»Тип урока: освоение новых знаний - комбинированныйЦели:изучить основные виды расселения;сформировать...