Авторская рабочая программа. География 5 класс.
рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной «География 5 - 6 класс». "Полярная звезда". Цели, задачи, особенности курса, планируемые результаты, содержание и КТП (технологии и формы работы для детей с ОВЗ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                   «Средняя общеобразовательная школа № 5»                                                                                                                                                                                          п. Айхал Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

Рассмотрено на                                             Согласовано                                                              Утверждаю

заседании МО                                                

протокол № ___                                             Заместитель директора по УВР                                      Директор МБОУ «СОШ№5»

«___»_________2022 г.                                     _____/____________________/                                                  ___________Н.А. Плотникова

                                                             «____»______________ 2022 г.                                                  Приказ № __от_________ 2022г.

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Руденко Лилии Демидовны

по учебному предмету

«География»

Для 5 класса основной школы

2022 – 2023 гг.

Пояснительная записка

  • Общая характеристика предмета.

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о

Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек, начинается обучение географической культуре и географическому языку. География в

школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это

уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая

география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии

сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

  • Цели и задачи

  1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира,

их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  1. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в

целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  1. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во

времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  1. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных

характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и

процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на

различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Главная цель изучения географии (начальный курс) в современной школе – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию

страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями; формирование умений

безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • актуализация знаний и умений школьников, сформированных у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развитие познавательного интереса у учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
  • формирование умений устанавливать связи в системе географических знаний.

  • Программа данного курса составлена на основе следующих документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 г. №1401-З №359-V «Об образовании в Республике Саха (Якутия).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства просвещения

Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64101;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. №568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях»;

7Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

•        Приказ Минпросвещения Россиии от 22.03.2021г №115 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего общего образования»;

•         Примерная основная образовательная программа основного общего образования,      

одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему

образованию в редакции протокола № 1/22 от 18.03.2022 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

•        Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.  Протокол от 23.06.2022 г. № 3/22;

•        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

•        Приказ  Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 766 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный   приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254»;

•        Образовательная  программа  основного  общего образования МБОУ «СОШ №5» на 2022 - 2023 учебный год;

•        Учебный план МБОУ «СОШ № 5» на 2022 – 2023 учебный год;

•        Положение о рабочей программе учителя, работающего по обновлённым ФГОС,  МБОУ «СОШ №5» п. Айхал.

  •   Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к  результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего

образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,

представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2022 г.). Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе примерной программы основного общего образования по учебным предметам. География 5 – 11 классы. 2 - е издание – М.: Просвещение, 2020г.; авторской программы Николиной В.В., Алексеева А.И., Липкина Е.К. «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников  «Полярная звезда». 5-9 классы» - М.: «Просвещение», 2019 год; (Федеральный перечень: ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№ 939 Приложение 1); адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 5» (вариант 7.2) Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной «География 5 - 6 класс» (М.: Просвещение, 2019).

 

  • Особенности программы:

  • Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию своей местности, используемые для накопления

знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

  • При изучении курса предполагается применение диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на

стартовом, экспресс - и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.

  • Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей учащихся 5-х классов и ориентирована на их развитие в процессе внутренне

мотивированной увлекательной деятельности. Программа предполагает обучение учащихся, имеющих различные учебные стартовые возможности.

  • В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов

учебной деятельности обучающихся.

  • Особенность изучаемого курса состоит в том, что он опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы,

вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

  • Программа ориентирована на реализацию деятельностного личностно-ориентированного подхода в формировании ключевых компетенций учащихся. Через

активную познавательную, поисковую, творческую деятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информации.

  • Отличительными чертами данной программы являются ценностные ориентации, задающие позитивный настрой учащихся, который обеспечивается с

помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

  • Особый акцент в программе сделан на использование знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения

норм экологического поведения в быту и окружающей среде, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации

учебного процесса.

  • Программа ориентирована на формирование у обучающихся научного мировоззрения, освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение,

моделирование), освоение практического применения научных знаний, основанных на межпредметных связях.

  • Определение места и роли учебного курса:

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план МБОУ

СОШ № 5, как общественно – научный предмет. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, физика, химия, астрономия,

экология. «География. Начальный курс» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

  • Информация о количестве учебных часов.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых

практических работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения

географии в 5-м классе основной школы из расчета 1учебный  час в неделю,  в том числе на практическую часть - 10 часов, контрольные и зачетные уроки – 3

часов.

Практическая часть рабочей программы

Перечень экскурсий, практических и контрольных работ

 

Наименование раздела или темы

Всего часов

Из них количество

практических работ

контрольных работ, тестов

Введение

1

I.Развитие географических знаний о Земле.

6

3

 1

II. Планета Земля

5

1

 1

III.  Изображения земной поверхности

13

3

 1

IV. Оболочки Земли

8

2

 

Заключение

1

1

ИТОГО

34

10

3

Практические работы

Номер урока

Тема урока, название практической работы

1

3

Великие географические открытия. Практическая работа «Великие географические открытия»

2

4

Российские путешественники. Практическая работа «Российские путешественники»

3

6

География сегодня. «Имена на карте»

4

11

Солнечный свет на Земле. «Характеристика событий на экваторе, тропиках, полюсах в дни равноденствий, солнцестояний»

5

16

Определение направлений и расстояний, высот. «Определение направлений и расстояний, высот по карте»

6

18

Составление плана местности. «Составление простейшего плана местности»

7

23

Определение географических координат. «Определение географических координат»

8

30

Рельеф Земли. Равнины. Практическая работа «Определение географического положения равнины»

9

31

Рельеф Земли. Горы. Практическая работа «Определение географического положения гор»

10

34

Практическая работа «Сезонные изменения в природе»

  • Формы организации учебного процесса:

Реализация программы предусматривает возможность самостоятельного анализа современных источников информации;  обобщения фактов, формулирования и обосновывания выводов; использование в учебной деятельности комплексных географических практикумов, нетрадиционных форм организации уроков, компьютерных технологий, мультимедийных программ. На уроках ознакомления с новым материалом программа предусматривает проведение традиционных уроков, практикумов, презентаций, обобщающих уроков, мини - лекций, бесед; на уроках проверки знаний - тестовый контроль, интерактивные задания, тренажеры, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, викторины, игры. 

  • Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • приобретение опыта участия в социально значимом труде;
  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно

    исследовательской, творческой деятельности;

  • осознание ценности здорового образа жизни;
  • понимание основ экологической культуры.

Метапредметные результаты:

    познавательные УУД:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • искать и отбирать информацию в различных информационных источниках;
  • составлять описания объектов;
  • составлять простой план;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
  • оценивать работу одноклассников.
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • решать проблемные задачи;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

     регулятивные УУД: 

  •  ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
  •  планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
  • владение основами самоконтроля и самооценки;
  • осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

      коммуникативные УУД: 

  • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
  • оценивать работу одноклассников;
  • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
  • осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
  •  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:

   учащийся должен уметь:

  • анализировать, обобщать, географическую информацию;
  • по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление

    презентацией;

  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;
  • описывать внутреннее строение Земли;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • определять географические координаты объектов;
  • работать с компасом;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  • приводить примеры форм рельефа суши;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;
  • объяснять значение ключевых понятий

Содержание программы.

Раздел 1. Географическое изучение Земли (7 ч)

Введение. География – наука о планете Земля (1 ч)

География – наука о планете Земля. Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает Землю. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (6 ч)

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Ученые античного мира: Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Первые географические карты.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света - экспедиция Христофора Колумба, первое кругосветное плавание Фернана Магеллана, открытие морского пути в Индию Васко да Гамы. Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. Поиски Южной Земли – открытие Австралии, исследования и открытия на территории Евразии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева – открытие Антарктиды.

Современные географические исследования. Исследования полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Практикум

1. Работа с картой «Имена на карте»

2. Обозначение на контурной карте географических объектов изученных маршрутов путешественников

Раздел II. Планета Земля (5 ч)

Земля – часть Солнечной системы. Галактика Млечный путь. Расстояние от Земли до Солнца. Луна – спутник Земли. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли.

Виды движения Земли и их географические следствия. Осевое и орбитальное движение Земли.

Солнечный свет на Земле. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Смена времен года. Смена дня и ночи. Тропики и полярные круги.

Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Продолжительность светового дня. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности природных явлений. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Практикум

1.Выявление закономерностей изменения продолжительности  светового дня по сезонам года в Айхале;

2. Характеристика событий на экваторе, тропиках, полюсах в дни равноденствий, солнцестояний.

Раздел III.  Изображения земной поверхности (13 ч)

Тема 2. План и карта (6 ч)

Ориентирование на местности. Стороны горизонта.  Компас. Определение сторон горизонта по компасу, местным признакам, по Солнцу и звездам. Азимут  Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.

Земная поверхность на плане и карте: план местности, глобус, географическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки. Географический атлас.

План местности. Условные знаки и масштаб. Виды масштаба.

Земная поверхность на плане и карте. Способы изображения земной поверхности на планах и картах. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали.

План местности. Глазомерная съемка. Полярная и маршрутная съемка. Как составить план местности.

Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.

Тема 3. Географические карты (7 ч)

Географическая карта – особый источник информации. Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Масштаб и условные знаки. Способы изображения на мелкомасштабных картах. Искажения на картах. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Геоинформационные системы.

Градусная сеть: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор, нулевой меридиан. Измерение расстояний, определение направлений по картам и глобусу.

Географические координаты: географическая широта.

Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов.

высот по карте.

Практикум

1. Определение направлений и расстояний по карте;

2. Определение географических координат точек на глобусе и картах.

Раздел IV. Оболочки Земли ( 8 ч)

Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли.

Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, мантия, ядро. Строение земной коры: континентальная (материковая), океаническая. Внутренние и внешние силы Земли.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Образование горных пород. Осадочные, магматические, метаморфические. Круговорот горных пород.  Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.

Заключение.( 1 ч.) Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

Календарно – тематическое планирование.

Тема урока

Тип урока

Содержание урока. Формируемые

понятия

Образовательные результаты

Формы диагностики

и контроля

Технологии и формы работы с детьми с ОВЗ

Дом. зад.

Дата

предметные

метапредметные

план

факт

Раздел I. Географическое изучение Земли (7 ч)

Введение (1 ч)

1

Введение.

География -
наука о планете

Земля

Вводный урок

Структура учебника, его текстовые и внетекстовые составляющие;

Формирование представлений об источниках и способах получения географической информации; умений формулировать задачи урока

Освоение способов действий при работе с учебником

Составление схем: «Методы географической науки», «Географические науки»

Индивидуальная карта.

«Дополнить схему»

   §1,

«Стоп кадр»,

«Шаг за шагом»

стр. 6 - 8

02 -09.09

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (6 ч)

2

Географические

открытия древности и Средневековье

Комбинированный урок

Представление человека о мире в древности: Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим; ученые античного мира: Аристотель, Эратосфен, Птолемей. путешествия и открытия викингов, древних арабов. Географические открытия Средневековья. Марко Поло, Афанасий Никитин

Формирование знаний о вкладе мореплавателей и путешественников в освоение Земли на основе анализа отобранной информации;

выявление изменений географических представлений о Земле;

формирование умений определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Интерпретация информации о путешествиях и географических исследованиях на основе комментированного чтения; систематизирование информации; составление плана фрагмента текста;

Таблица

«Географические открытия»

Индивидуальное задание

«Дополнить текст»

 §2

стр.12,

№ 1;

№ 5 желанию; цветные карандаши

05.09

-

10.09

3

Эпоха Великих географических открытий

Комбинированный урок

Открытие Нового света Христофором Колумбом; первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана; открытие Австралии; изучение Мирового океана

Формирование знаний о значении Великих географических открытий для мира и Европы на основе анализа отобранной информации;

выявление изменений географических представлений о Земле

формирование умений определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Формирование умений работы с различными источниками информации, выделения главного в тексте; структурировать учебный материал; готовить сообщения компетентности в области использования

ИКТ; оценивать работу одноклассников.

Практическая работа № 1 «Великие географические открытия»

Индивидуальное задание.

«Найти на карте маршруты путешественников»

§ 2

стр. 11 – 12;

§ 3  

12

 -17.09

4

 –

5

Российские путешественники

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о важнейших открытиях русских путешественников.  Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Формирование знаний о российских  землепроходцах, мореплавателях и путешественниках и их вкладе  в освоение Земель, исследовании Мирового океана и территории России на основе анализа отобранной информации;

формирование умений определять

и показывать на карте маршруты  путешествий; приводить примеры собственных путешествий.

Формирование умений ставить учебную задачу под руководством

учителя;  планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

слушать и объективно оценивать другого;

вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практическая работа № 2.

«Российские путешественники»

Индивидуальное задание.

«Нахождение на карте маршрутов русских  путешественников»

§ 4,

стр.16 – 17;

презентация: «Россия в Арктике»

§ 4,

стр.17 – 18

19

 -

24.09

26.09

 -

01.10

6

География сегодня

Комбинированный урок

Космическая эра, навигационные системы, источники географической информации, географические информационные системы

Формирование знаний о современных источниках географической информации и способах ее получения

Формирование умений находить географическую информацию из различных источников; работать в группе; включаться в учебное сотрудничество;

слушать и объективно оценивать другого;

вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практическая работа № 3

«Имена на карте»

Игра «Вопрос – ответ»

§ 5

03.10

 -

08.10

7

Обобщение знаний по разделу

«Развитие географических знаний о Земле»

Урок обобщения и коррекции знаний

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с контурными картами

Объяснение результатов выдающихся географических открытий и путешествий и их влияния  на развитие географических знаний о Земле

Определять и показывать на карте маршруты путешествий, наносить маршруты на контурную карту

Формирование умений ставить учебную задачу;

планировать свою деятельность;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения, объективного оценивания; вести диалог

Тестирование

Индивидуальное тестирование

Стр. 32,

№ 1, 2 по желанию

10.10

 -

15.10

Раздел 2. Земля — планета Солнечной системы (5 ч.)

8

Мы во Вселенной

Урок формирования умений и навыков

Вселенная, Галактика, Млечный путь; Земля -  планета Солнечной системы; материки и части света.

Формирование знаний  и представлений об устройстве Солнечной системы; о поверхности и форме Земли; о природных оболочках Земли

Формирование умений работать с различными  источниками информации; высказывать суждения, подтверждая их фактами

Анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли»

Игра «Данетка»

§ 6,

стр.25 № 4

17.10

 -

22.10

9

Движения Земли

Урок изучения нового материала

Осевое и орбитальное движения Земли; экватор, Северный и Южный полюс, високосный год

Формирование знаний о движении Земли вокруг своей оси и следствиях ее осевого вращения; о движении Земли вокруг Солнца и следствиях ее орбитального вращения

Формирование умений создавать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» на основе материала учебника; анализировать схему орбитального движения Земли и делать выводы

Анализ графического изображения « Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси» рис.13

Индивидуальная карта

«Закончить предложения»

§ 7,

стр.28 № 8,

№ 9 по желанию

24.10

 -

29.10

10

Солнечный свет на Земле

Урок изучения нового материала

Зенит, тропики, полярные круги, пояса освещения, смена дня и ночи, времен года

Формирование знаний о причинах смены дня и ночи, времен года; о причине неравномерного поступления тепла и света на земную поверхность

Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи; осуществлять комментированное чтение; определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Анализ графического изображения «Пояса освещенности»

рис. 17

Индивидуальная карта

«Заполнить пропуски в тексте»

§ 8,

стр.29 – 30, стр. № 1, 2, 5

14.11

 -

16.11

11

Солнечный свет на Земле

Урок изучения нового материала

Продолжительность светового дня, полярная ночь, полярный день, дни весеннего и осеннего равноденствия, дни летнего и зимнего солнцестояния

Формирование знаний о причинах смены дня и ночи, времен года; о причине неравномерного поступления тепла и света на земную поверхность

Формирование умений фиксировать особенности положения Земли в дни равноденствий и солнцестояния

Практическая работа № 4

« Характеристика событий на экваторе, тропиках, полюсах в дни равноденствий, солнцестояний»

Индивидуальная карта

«Заполнить пропуски в тексте»

§ 8,

стр.30 – 31

№ 8,

№ 9 по желанию

21

 –

26.11

12

Обобщение знаний по разделу

Урок обобщения и коррекции знаний

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу

«Планета Земля»

Описывать, сравнивать, анализировать, делать выводы

Умение

извлекать нужную информацию из различных источников,

совершать логические мыслительные операции; абстрагировать,

анализировать,

сравнивать, обобщать

Решение тестовых заданий

Индивидуальное тестирование

«Влияние смены времен года на жизнь человека»

28.

11

 -

3.12

Раздел 3. Изображения земной поверхности (13 ч.)

Тема 1. Планы местности (6 ч.)


13

Ориентирование на местности

Урок формирования умений и навыков

Формирование навыка определения сторон горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.  Промежуточные стороны. Румб.  Ориентирование по местным признакам, по Солнцу и звездам, по компасу. Азимут

Формирование умений определять направления по компасу, азимуты на предметы, объекты на плане местности

Формирование умений участвовать в совместной деятельности; анализировать схемы и рисунки для получения информации и решения учебных задач

Определение направлений с помощью компаса

Игра «Четыре брата»

§ 9

стр. 36

№ 4,8,9

05.12

 -

10.12

14

Земная поверхность на плане и карте

Урок – путешествие.

Виды изображений  земной поверхности

в древности. План местности, карта, аэрофотоснимки, космические снимки.

Географическая карта.

Условные знаки. Масштаб и его виды

Формирование умений определять объекты на плане с помощью условных знаков, определять виды масштабов, читать план местности.

Формирование умений создавать схемы на основе текста, оформлять текст в виде таблицы.

Топографический диктант

Нарисовать условные знаки

§10

Составить топографический диктант

12.12

 -

17.12

15

Земная поверхность на плане и карте

Урок – путешествие.

Абсолютная и относительная высота. Горизонтали

Формирование знаний об относительной и абсолютной высоте; формирование умений определять относительную и абсолютную высоту; направление понижения местности с помощью горизонталей

Формирование умений  с помощью горизонталей распознавать неровности земной поверхности на плане и карте; самостоятельно создавать алгоритм решения задач

Анализ схемы «Абсолютная и относительная высота»

Индивидуальная карта.

«Заполнить недостающие фрагменты схемы из предложенных вариантов»

§11

стр.41 № 5

19.12

-

24.12

16

Определение направлений и расстояний, высот

Урок - практикум

Практическая отработка

знаний и умений

Определять объекты на плане с помощью условных знаков, определять виды масштабов, читать план местности;  определять относительную и абсолютную высоту с помощью горизонталей

Создавать схемы на основе текста, оформлять текст в виде таблицы;  распознавать неровности земной поверхности на плане и карте; самостоятельно создавать алгоритм решения задач

Практическая работа № 5

«Определение направлений, расстояний высот по карте»

Топографический диктант.

Заполнить пропуски

26.12

 -

28.12

17

Учимся с «Полярной звездой»

Урок формирования умений и навыков

Глазомерная, полярная, маршрутная съемка местности. Алгоритм составления плана местности

Формирование знаний о плане местности и условных знаках; формирование понятий маршрутная съемка, полярная съемка

Формирование умений планировать пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности

Фронтальный опрос

Игра «Верю – не верю»

§12

16.01

 -21.01

18

Составление плана местности

Урок практикум

Практическая отработка

знаний и умений

Формирование умений создавать простейший план местности

Формирование умений   самостоятельно контролировать свое время, осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности

Практическая работа № 6

«Составление простейшего плана местности»

Составление плана класса

Оформление плана местности

23.01

 -

28.01

Тема 2. Географические карты (7 ч.)

19

Географическая карта

Урок изучения нового материала

Географическая карта. Классификация карт. Свойства карты. Глобус. Атлас

Формирование понятий «карта», «глобус», «атлас»; формирование знаний о свойствах карт и дешифрировании космических снимков; формирование умений различать карты по масштабу, содержанию, охвату территории

Формирование умений определять понятия,  определять критерии для сравнения, объективного оценивания; осуществлять классификацию, планировать пути достижения цели, осуществлять познавательную рефлексию; формировать действия целеполагания

Таблица «Виды географических карт»

Индивидуальная карта.

«Выписать определения из учебника»

§12

30.01

 -

04.02

20

Градусная сетка

Урок актуализации знаний и умений

Градусная сетка. Экватор. Параллели. Меридианы. Длина дуги параллели в градусах.

Формирование знаний о параллелях, меридианах, градусной сетке; формирование умений показывать по карте географические полюса, параллели, меридианы; определять направления.

Формирование умений определять понятия;  участвовать в совместной деятельности; составлять и использовать схемы для решения задач; осуществлять саморегуляцию.

«Сравнительная характеристика параллелей и меридианов»

Индивидуальная карта «Найди отличия»

§14

стр.51, № 3-11

06.02

 -

11.02

21

Географические координаты.

Географическая широта.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Географические  параллели, экватор, географическая широта

Формирование понятий «географические координаты», «географическая широта»; формирование умений определять по карте географическую широту

Формирование умений планировать пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности

«Шаг за шагом»

Определение географической широты

Взаимоконтроль, контроль учителя.

Работа с картой

§15

стр.54,

№ 1 - 6

13.02

 –

18.02

22

Географические координаты. Географическая долгота.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Географические меридианы,

Нулевой меридиан. Длина дуги в градусах. Географическая долгота.

Формирование понятий «географические координаты», «географическая долгота»; формирование умений определять по карте географическую долготу

 Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам;  участвовать в совместной деятельности; выслушивать и объективно оценивать другого.

«Шаг за шагом»

Определение географической долготы Взаимоконтроль, контроль учителя. 

Работа с картой

§16

стр.57, №11,12

20

 –

25.02

23

Определение географических координат

Урок - практикум

Географические  параллели, экватор, географическая широта, географические меридианы,

Нулевой меридиан. Длина дуги в градусах. Географическая долгота.

Формирование понятий «географические координаты», «географическая широта»; «географическая долгота»; формирование умений определять по карте географическую широту

Формирование умений планировать пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности

Практическая работа

 № 7

«Определение географических координат»

Индивидуальная карта «Определение координат»

§17

стр.57, №11,12

27.02

 -

04.03

24

Учимся с «Полярной звездой»

Урок - практикум

Географическая карта, план местности, условные знаки, масштаб, географические координаты

Формирование умения читать различные виды карт и планы местности; формирование представлений о значении карт и методов исследования

Формирование умений осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

адекватно оценивать, вносить коррективы, контролировать время,  планировать пути достижения цели, осуществлять познавательную рефлексию; формировать действия целеполагания

Взаимоконтроль

Игра  «Найди отличия»

Проектное задание

«Выбор участка»

06.03

 -

11.03

25

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Урок контроля и коррекции знаний

План местности, и географическая карта

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Формирование умений ставить учебную задачу;

планировать свою деятельность; осуществлять саморегуляцию.

владеть основами самоконтроля и самооценки.

Тестирование.

Индивидуальное тестирование

Повторение материала

«Внутреннее строение Земли»

13

 -

17.03

Раздел IV. Оболочки Земли ( 8 ч)

Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли

26

Земная кора – верхняя часть литосферы

Комбинированный урок

Литосфера, внутренние и внешние силы Земли, ядро, мантия, земная кора, магма, литосферные плиты

Формирование знаний о внутреннем строении Земли, о внешних и внутренних силах, о литосферных плитах; формирование умений называть и показывать литосферные плиты, горные системы на их границах

Формирование умений планировать учебную деятельность, ставить учебную задачу, давать определения понятиям, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, планировать пути достижения цели, осуществлять рефлексию

Таблица «Внутреннее строение Земли»

Взаимоконтроль

Дополнить схему

«Внутреннее строение Земли»

§ 18

Стр.64 №1-8,

№ 9 по желанию

20.03

 -

24.03

27

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Горные породы : магматические, осадочные, метаморфические горные породы; полезные ископаемые: рудные, нерудные

Минералы.

  • Формирование понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое»;
  • Формирование знаний о различии горных пород по происхождению, о полезных ископаемых и их использовании, о значении охраны земных недр; формирование умений приводить примеры горных пород, сравнивать и давать их краткое описание

Формирование умений давать определения понятиям, осуществлять классификацию, сравнения, выбирать критерии для логических операций, создавать схемы для решения логических задач, строить монологические высказывания

«Сравнение свойств горных пород»

Индивидуальная карта.

«Дополнить схему»

§19

стр.67

№ 1 – 7,

№ 9- по желанию.

04.04

 -

08.04

28

Движения земной коры. Землетрясения

Урок открытия новых знаний

Вертикальные и горизонтальные движения земной коры, землетрясения.

Формирование понятий «землетрясение», «очаг, эпицентр землетрясения»; формирование знаний о видах движения земной коры, изменениях рельефа; о причинах возникновения землетрясений, сейсмоопасных зонах Земли

Формирование умений давать определения понятиям, формулировать учебную задачу; использовать знаково – символические средства для создания модели изучаемого объекта; использовать различные источники информации; строить логические рассуждения; аргументировать и отстаивать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Анализ презентаций «Сильнейшие землетрясения в истории человечества»

Дополнить схему

«Движения земной коры»

§ 20

10.04

 -

15.04

29

Движения земной коры. Вулканы

Урок открытия новых знаний

Вулкан, лава, гейзер, Тихоокеанское огненное кольцо

Формирование понятий «вулкан», «кратер» «жерло»; формирование знаний о закономерностях географического распространения вулканов; о процессе извержения вулкана; о потухших и действующих вулканах; Формирование умений называть и показывать на карте вулканы

Формирование умений давать определения понятиям, формулировать учебную задачу; использовать знаково – символические средства для создания модели изучаемого объекта; использовать различные источники информации; строить логические рассуждения; аргументировать и отстаивать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем

«Правила поведения во время стихийных бедствий»

Взаимоконтроль

Рисунок «Строение  вулкана»

§21, таблица

«Вулканы»

17.04

-

22.04

30

Рельеф Земли. Равнины

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Равнины, впадины, низменности, плоскогорья

Формирование понятий «равнина», «низменность» «возвышенность», «низменность»; формирование умений называть и показывать на карте, описывать географическое положение равнин, составлять описание равнин по высоте и внешнему

Формирование умений давать определения понятиям, создавать схемы для решения учебных задач, участвовать в коллективном обсуждении

Практическая работа № 8

« Определение географического положения равнины»

Индивидуальная карта

«Заполнить пропуски в тексте»

§ 22

стр. 76,

№ 1-6

24.04

 -

29.04

31

Рельеф Земли. Горы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Горы. Горные хребты, межгорные долины, горные страны, сель, лавина, овраги, дюны, барханы

Формирование понятий «горный хребет», «горная страна» «межгорная котловина», «плато»; формирование умений называть и показывать на карте крупнейшие горные системы мира, описывать географическое положение гор, составлять описание равнин по высоте, возрасту, размерам и внешнему

Формирование умений давать определения понятиям, создавать схемы для решения учебных задач, владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения, осуществлять сравнение, классификацию

Практическая работа № 9

« Определение географического положения гор»

Взаимопроверка

Индивидуальная карта

«Заполнить пропуски в тексте»

§ 23

стр. 81,

№ 9

02.05

 -

06.05

32

Литосфера и человек

Комбинированный урок

Значение литосферы для человека, способы воздействия человека на литосферу, влияние процессов в литосфере на жизнь и хозяйственную деятельность людей

Формирование знаний и представлений о значении литосферы для человека, о воздействии литосферных процессов на человека, об опасных природных явлениях

Формирование умений давать создавать схемы, планировать пути достижения цели, вести диалог на основе взаимоуважения,  адекватно использовать речевые средства

Схема «Влияние человека на литосферу»

Индивидуальная карта

«Найди ошибку»

§25

№ 7 по желанию

08.05

 -

13.05

33

Обобщение по разделу «Литосфера – каменная оболочка Земли»

Урок контроля и коррекции знаний

Формирование знаний и представлений о значении литосферы для человека, о воздействии литосферных процессов на человека, об опасных природных явлениях

Формирование умений ставить учебную задачу;

планировать свою деятельность; осуществлять саморегуляцию.

владеть основами самоконтроля и самооценки.

Тестирование

Индивидуальное тестирование

15.05

-

20.05

Заключение (1 ч.)

34

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

Урок рефлексии

Сезонные изменения своей местности

Формирование знаний о сезонах года, природных явлениях. Северное сияние. Заморозки.

Формирование умений ставить учебную задачу;

планировать свою деятельность; осуществлять саморегуляцию.

владеть основами самоконтроля и самооценки.

Практическая работа № 10

«Сезонные изменения в природе»

22.05

 -

27.05

1 час резервный

Материально – техническая база и учебно – методическое обеспечение

1. Алексеев А.И., В. В. Николина В.В., Е.К. Липкина Е.К. География. 5-6 классы: Учебник. - М.: Просвещение, 2021

2. Николина В.В. География: 5-6 классы: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2020

3. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2020.

4. Алексеев А.И., В. В. Николина В.В., Е.К. Липкина Е.К. География 5-6 классы: Мой тренажер. М.: Просвещение, 2019.

5. Атлас. География 5 класс. – М: Дрофа. 2018.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

Демонстрационное оборудование: таблицы, глобусы, коллекции горных пород, модели: «Внутреннее строение Земли», «Луна», «Движение Земли», «Рельеф»,

тематические презентации к урокам

Карты: физическая карта полушарий, политическая, топографическая.

Цифровые образовательные ресурсы:

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school- collection.edu.ru

КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). http:// www.km-school.ra

Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/                           

Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/                                       

Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru                                                   

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/                               

Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/  методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа "Ритмика и танец" для 5- 9 классов

введение,объяснительная записка, тематическое планирование5-9 классы,учебные нормативы,литература...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 5 класс Авторская программа по ФГОС ООО

Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых тре...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего обр...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего обр...