Технологическая карта открытого урока на тему "Ветер"
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Иондан Алдынай Владимировна

Ветер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytyy_urok.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 6 классе

УМК: География. 5-6 класс. «Полярная звезда» под ред. А И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной и др.

Тема: «Ветер»

Учитель: Иондан Алдынай Владимировна

ОУ: МБОУ СОШ с. Суг-Бажы

Цель: формирование представления о ветре, его свойствах и причинах образования.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Планируемые результаты

Предметные:

учащийся научится:

- объяснять существенные признаки понятий: «ветер», «флюгер», «штиль», «шторм», «ураган», «шкала Бофорта».

- научится понимать причины образования ветра на Земле;

- определять направление и скорость ветра по синоптическим картам;

- сравнивать разные виды ветров и понимать причины их образования;

- определять по шкале Бофорта силу и скорость ветра;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- умение слушать и анализировать информацию;

- формулировать тему и цель урока после обсуждения с учителем;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- осуществлять познавательную и личную рефлексию.

Познавательные УУД:

- развивать умение извлекать информацию из текстов;

- делать выводы;

- обобщать и классифицировать информацию по признакам;

- владеть поисковыми способами решения учебной проблемы;

- проводить анализ учебного материала;

- умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои мысли в устной форме;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном и групповом обсуждении вопроса или проблемы.

Личностные УУД:

- умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;

- развивать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

Технологии обучения: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, игровая, опорного конспекта.

Основные понятия: «ветер», «флюгер», «шкала Бофорта».

Ресурсы: 

- основные: учебник §40, шаблон опорного конспекта группы «Бортовой журнал», макет коллективного опорного конспекта, компьютерная презентация, проектор.

Организация пространства:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

Организационный момент

1 минута

Здравствуйте! Меня зовут Алдынай Владимировна!

Я очень хочу, чтобы вы улыбались!

Работою нашей довольны остались.

Пусть этот урок порадует всех.

И каждый из нас ощутит свой успех!

Приветствуют учителя

Актуализация опорных знаний учащихся.

1 мин

2 мин

2 мин

В течение урока вы будете оценивать свою работу, а результаты вносить в лист самооценки, который лежит перед вами. Подпишите ваши листы.

-Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Предлагаю мини игру! Я называю утверждение. Если верно, вы хлопаете в ладоши, если нет – сохраняете тишину! Готовы?

-Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на поверхность земли и все, что на ней находится? Кто похлопал, ставит себе балл в строке «Домашнее задание»

-Атмосферное давление измеряют с помощью термометра? И тд

- Атмосферное давление измеряется в километрах в час?

- при подъеме в гору АД понижается на 1 мм РТ ст через каждые 10 м?

А теперь я предлагаю каждому из вас решить задачу, которая у вас на столе! У вас есть минута. Кто готов, поднимите руку!

Какие вы молодцы!

отвечают:

Атмосферное давление

Ставят оценки

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

- умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации.

Личностные УУД:

- умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;

Определение темы урока.

1 мин

1 мин

2 мин

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на вот таком шикарном паруснике! Отправляемся мы 1 экипажем, состоящим из 4-х команд (назвать каждый).  Посоветуйтесь и выберите себе капитана!

Правила работы в группах у вас на карточке с названием, а свое мнение в течение урока выбудете высказывать при помощи сигналов. Все ясно?

- Чтобы определить тему нашего путешествия ответьте на вопрос: А что нужно для того, чтобы наш парусник начал движение?

Отвечают:

ветер

Регулятивные УУД:

- умение слушать и анализировать информацию;

Регулятивные УУД:

- формулировать тему  урока после обсуждения с учителем.

Формулирование цели урока

-  А что мы должны знать о ветре, чтобы наш парусник плыл в нужном направлении?

-  А что нужно знать, чтобы посчитать, сколько времени мы будем плыть?

- Ребята, вы правильно определили цель нашего урока.  

Сегодня на уроке вы узнаете:

  • что такое ветер
  • какими свойствами он обладает.
  • А еще вы узнаете, как он образуется!

Направление ветра

Силу и скорость ветра

Формулируют цель урока:

- Знакомство с природным явлением – ветер, его свойствами, причинами образования

Отвечают

Регулятивные УУД:

- умение слушать и анализировать информацию;

- формулировать цель урока после обсуждения с учителем.

Содержательный этап урока

1. Что такое ветер?

2. Проблемный вопрос

2. Причины образования ветра.

1 минута

5 мин

Ребята, пора отправляться в путь. На слайде карта путешествий. У вас на столах такая же – это ваш бортовой журнал, в который вы будете записывать свои открытия.А вот сюда будем крепить информацию, которая вам пригодится в дальнейшем! Куда мы поплывем, вы будете предлагать сами! Выбирать можно любой остров, кроме того, который помечен вопросом -  он пока засекречен!

Давайте же создадим ветер, чтобы поскорей отправиться в путь! Подставим свои ладошки и изо всех сил подуем на них (показать). В добрый путь!

Ребята, я же тоже с вами в команде! А можно мне выбрать первый маршрут?

Спасибо, вы очень доброжелательный экипаж!

ОСТРОВ 1 «ВОЕННАЯ ТАЙНА»

Я предлагаю пришвартоваться у острова «Военная тайна». Согласны?

На острове стоит одна странная труба и рядом лежит письмо. Посмотрите, оно у вас уже на парте.

Кто хочет прочитать его вслух? Приложение 1

Возьмите в руки бортовой журнал. Найдите на нем остров «Военная тайна». Рядом с ним описано открытие, но чего-то не хватает! Найдите недостающие факты на с. 131 учебника! Проверьте конверт с письмом – там есть еще подсказки! Допишите недостающие факты!

На выполнение задания у вас есть 1 минута

Пришло время поделиться открытиями.

Команда Север, вам слово.

Ребята, выразите свое мнение.

Вот мы и совершили первое открытие!

Внимательно слушают задание

Получили опережающее задание

Подставляют ладошки и дуют на них, изображая ветер

Разрешают учителю выбрать маршрут

Отвечают

Слушают

Записывают

Читают

Представители от каждой команды озвучивают ответ.

Познавательные УУД:

- делать выводы на основе анализа текста учебника;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- сотрудничать в группе.

Физкульминутка

2 мин

Команда «Восток», посоветуйтесь, к какому острову пришвартуемся. Капитана прошу ответить!

ОСТРОВ 2 «ФЛЮГЕР»

На слайде появляется абориген: «Думаю вы устали, и желаете передохнуть»

Ребята, кажется, я знаю, что надо делать.

Ребят, мне нужен помощник!

Прошу всех встать.

Физминутку проводит ученик.

Учитель объясняет правила

  1. Наклоны – в зависимости от названной стороны горизонта.
  2. Стрелки руками

Вы отлично справились с заданием. Пора в путь!

Выходит желающий

Называет стороны света, остальные выполняют действия.

3. Скорость, направление и сила ветра.

5 минут

3 мин

Команда «Запад», ваша очередь выбирать! К какому острову желаете пришвартоваться? Обсудите в команде!

ОСТРОВ 3 «ВЕЛИКАЯ СИЛА»

- Ветер обладает тремя основными свойствами – скоростью, силой и направлением движения.

 

Открытие на этом острове вы совершите с помощью учебника  и секретных подсказок! Заполните пропуски на острове «Великая тайна» в бортовом журнале. У вас есть минута!

Пришло время поделиться открытием.

Давайте попробуем определить направление ветра!

(учитель показывает стрелку)

Оказывается, вы хорошо подготовленные путешественники!

Оцените свою работу в открытии острова «Великая сила»

Команда «Север», посоветуйтесь и выберите, к какому острову вы бы хотели пришвартоваться?

ОСТРОВ 4 «ШТОРМ»

 Продолжаем путешествие

А знаете ли вы, что каждый ветер имеет свое имя?

Это та самая шкала Бофорта, о которой вы говорили. В первой колонке обозначена сила ветра от 1 до 12 баллов. А в последней – скорость, которая соответствует этой силе. Чем больше скорость, тем сила (продолжите)

А теперь я предлагаю поработать всему экипажу. С помощью шкалы Бофорта ответьте на вопросы, которые прописаны в бортовом журнале. Как и прежде, у вас всего 1 минутка.

- Укажите название самого сильного ветра?

-  какой ветер имеет силу 7-11 баллов и скорость 15-29 м/с

-  какую силу и скорость имеет свежий ветер?

-  в какой ветер лучше всего идти на пляж?

Ответ сразу, потом запись

Оцените свою работу на острове «Шторм»

Ребята, посмотрите в свой бортовой журнал! Если бы вам разрешили им пользоваться на практической работе, он бы вам помог?

Ребята – это ваш личный опорный конспект, к которому вы может обратиться в любую минуту!
А этот плакат – ваш общий опорный конспект. Мы его создали вместе! Он вам поможет при изучении следующих тем!

Команда обсуждает, капитан называет остров.

Работают с текстом учебника. Заполняют пропуски

По очереди отвечают.

Сигнализируют

оценивают

Слушают информацию

Дают устные ответы на задание

Отвечают

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

- умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;

- развивать умение высказывать своё мнение.

 4. Роза ветров

Домашнее задание

2 мин

2 мин

ОСТРОВ «?»

Ребята, мы приплыли к секретному острову! Интересно, что там находится?

Ребята, закройте глаза! Остров же секретный – вы не должны его видеть!

- представьте, мы плывем на шикарном паруснике! Представили?

- мы плывем не спеша, чайки радостно кричат над головой, нас потихоньку укачало, и мы уснули.

-вдруг раздается сигнал рядом проплывающего судна, мы резко открываем глаза и видим – наш парусник развернуло обратно к дому.

Что произошло?

А можно ли предугадать, куда будет дуть ветер?

Хорошо ребята. Для того чтобы это стало возможным, существует Роза ветров, которая присутствовала на всех старинных картах и компасах.

А вот открытие на секретном острове вы совершите на следующем уроке, когда будете выполнять практическую работу по ее построению.

И чтобы успешно справиться с открытием, дома ответьте на вопросы с.134, пользуясь текстом параграфа 40 и вашим опорным конспектом.

А тем, кто хочет больше узнать о ветре, предлагаю выполнить творческое задание.

Обсуждают вопрос в группе

Отвечают

Ответы детей.

Ветер сменила направление

отвечают

Регулятивные УУД:

- работа по алгоритму с правилами- ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Итоги

 2 мин

Пришло время подвести итоги. Посчитайте, сколько баллов вы сегодня заработали.

Соотнесите ваши результаты с оценками, которые видите на слайде.

Сдают листы самооценки учителю.

Рефлексия

 2 мин

Ребята, наше с вами путешествие подошло к концу.

А теперь, подойдите к моему столу, прикрепите магнит на радугу настроения. Чем ближе к солнышку, тем лучше настроение.

В нашей жизни тоже бывают ветры. Иногда они приносят огорчения и переживания.

А потом их сменяет «ветер перемен»! Он прогоняет все невзгоды! Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы в вашей жизни дули только добрые ветры! Пусть они приносят вам удачу, силы для новых свершений, исполнение желаний! Спасибо ребята, до новых встреч!

 Делятся впечатлением от урока

Регулятивные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- осуществлять познавательную и личную рефлексию.

Личностные УУД:

- умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».

Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...