Технологическая карта урока географии на тему Северные безлесные зоны (8 класс)
план-конспект урока по географии (8 класс)

Доева Майя Хасанбековна

Технологическая карта урока географии на тему Северные безлесные зоны (8 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата:

Класс:8

УМК: Алексеев А.И., В.В Николина, Е.К Липкина География 8 класс.. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,  2022.

Тема урока: Северные безлесные зоны

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока

Образовательные цели: сформировать образы арктических пустынь, тундры и лесотундры и необходимость бережного отношения к их природе; 

Развивающие цели: раскрыть уязвимость зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры как природно-территориального комплекса, выявить их экологические проблемы; выявить особенности занятий населения тундры; 

Воспитательные цели: формировать умение давать характеристику природно-хозяйственной зоны, описание жизни и хозяйственной деятельности людей, населяющих разные природные зоны.

Задачи урока: (планируемые результаты обучения):
Предметные: формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны — зоне арктических пустынь, тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры.
Метапредметные: формирование умений: искать и отбирать информацию по теме; подготавливать и обсуждать презентации; работать с текстом и географическими картами.
Личностные: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Основное содержание: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесотундры, занятия населения в зоне тундры.
Деятельность обучающихся: выявлять особенности географического положения, климата, растительного и животного мира, занятий населения природных зон; наносить на контурную карту границы природных зон; сравнивать географическое положение разных природных зон; выявлять взаимозависимости между компонентами природы в природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану; определять особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности.
Ценностный компонент урока: уникальность зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры; бережное отношение к природно-территориальным комплексам изучаемых территорий.

Форма организации: индивидуальная, групповая, коллективная.
Средства обучения: карта «Природные зоны России»,  фотографии по теме урока 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формир. на уроке

1.Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку, их приветствие.

Приветствие учителя.

Личностные: настрой на умственную работу.

2.Проверка

домашнего задания.

I. Проверка знаний
1. Закончите предложение: «По своей структуре почвы бывают…»
2. Выберите верное утверждение:
а) плодородие почвы определяется величиной растительного опада;
б) плодородие почвы определяется количеством гумуса, содержащегося в ней;
в) плодородие почвы определяется количеством выпадающих осадков;
г) плодородие почвы зависит от количества внесённых минеральных удобрений.
3. Изобразите схематично почвенный профиль дерново-подзолистой почвы.
4. Выберите верный ответ. Почва отличается от горной породы: а) увлажнением; б) рыхлостью; в) плодородием.
5. Выберите верный ответ. Материнская порода — это горизонт: а) А1; б) А2; в) В; г) С.
6. Охарактеризуйте главные особенности почв России. Какие почвы характерны для вашей области (края)?

Ученики отвечают на вопросы, пересказывая текст домашнего параграфа, высказывают свое мнение по предложенным вопросам, дополняют ответы друг друга.

Коммуникативные: умение слушать вопросы учителя, строить ответ, высказывать свою точку зрения.

3.Содержательный этап.

     В начале урока обучающиеся актуализируют знания о том, что такое климатический пояс, географический пояс, природная зона. Какому закону подчинено размещение природных зон?

    Далее обращается внимание на то, что природная зона, в которой население занимается хозяйственной деятельностью, называется природно-хозяйственной зоной.
   Изучение природных зон России будет идти в определённой последовательности: с севера на юг.
Самой северной природной зоной России является зона арктических пустынь. Эту территорию норвежский путешественник Ф. Нансен назвал «страной льда и тьмы». Эта природная зона располагается в Арктике, северной полярной
области Земли, полностью лежащей за полярным кругом
.   

Арктические пустыни, расположенные
на островах Северного Ледовитого океана

Особенности

Земля
Франца
Иосифа

Новая
Земля

Северная
Земля

Новосибир
ские о-ва

Доля S, занятой
ледниками

85%

55%

70%

Число видов
цветковых
растений

40

80

60

50

Число видов
мхов и ли
шайников

Около 100

Около
100

Около 100

Около 100

   

Главное отличие климата тундры от климата арктических пустынь — положительные летние температуры. Продолжительность безморозного периода достигает в среднем 40 суток.

Название «тундра» в переводе с финского языка означает «плоский безлесный холм». Действительно, безлесье — характерная черта тундровых ландшафтов.                    

Вопрос: чем вызвано безлесье тундры?

Важно подчеркнуть, что вследствие суровости климата все природные процессы в тундре протекают медленно, поэтому нарушенные ландшафты долго восстанавливаются.
  Эта зона мало преобразована человеком. Однако в некоторых местах она изменена хозяйственной деятельностью (строительство трубопроводов, пастбищное оленеводство, добыча полезных ископаемых, испытания ядерного оружия).

 Дают определение понятиям. Дополняют ответы друг друга

  Под фотографией на стр. 128 учебника школьники зачитывают описание Арктики, данное географом Ю. К. Ефремовым, и переходят к изучению плана характеристики природных зон (задание 2 на стр.131 учебника).


  По карте (рис.70 на стр.149 учебника) школьники определяют географическое положение данной природной зоны.
Используя карты
Приложения и атласа, школьники самостоятельно дают оценку климату зоны арктических пустынь. По тексту на стр.128-129 учебника выявляют особенности растительности и животного мира Арктики.
 

Затем обучающиеся знакомятся с особенностями тундры и лесотундры.

 

Отвечают на вопрос, делают вывод, что это связано с сильными ветрами, избыточным увлажнением, холодным непродолжительным летом, распространением многолетней мерзлоты.

 

Используя текст учебника на стр. 130-131, обучающиеся выясняют, чем заняты коренные жители тундры; как они адаптированы к жизни в её природных условиях.

Познавательные: умение анализировать информацию: анализировать текст, карты, материалы интерактивного учебного пособия.

Личностные: осознание значимости данной работы, для развития собственной личности.

4.Закрепление

знаний.

В заключительной части урока обучающимся даётся задание: создать с помощью нескольких предложений образы зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Урок заканчивается вопросами учителя: «Что мы имеем в виду, когда говорим «северные безлесные зоны»? Какие главные выводы вы сделали на уроке?»

Как в жизни им пригодятся знания, полученные на уроке.

Ученики отвечают на поставленный вопрос, приводят примеры. Высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения.

Познавательные: анализ карт.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

5.Рефлексия

Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему?

Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Выставление оценок ученикам.

Да, выполнили.

Рассуждения учеников.

Личностные: умения оценивать свою работу на уроке.

6.Домашнее

задание.

 § 44;  ответить на вопросы и выполнить задания 1, 3-6 на стр. 166 учебника.

Ученики записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы учителю.

Личностные: умение самостоятельно организовать повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Технологическая карта урока географии по теме Масштаб, 5 класс

Цель урока: формирование представления о строении Земли, горных породах, их происхождении, свойствах, видах; развитие умений сравнивать и анализировать; расширение кругозора обучающихся.Планируемые ре...

Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс

Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...

Технологическая карта урока географии на тему: "Обращение Земли вокруг Солнца" 5 класс

Технологическая карта к уроку для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии по теме "Байкал - жемчужина Сибири", 8 класс

Технологическая карта урока географии по теме "Байкал - жемчужина Сибири", 8 класс...

Технологическая карта урока географии по теме "Северный Ледовитый океан" с использованием материалов библиотеки цифрового образовательного контента

Урок географии в 8 классе разработан на основе материалов библиотеки цифрового образовательного контента ФГИС "Моя школа"....