Технологическая карта урока географии по теме "Северный Ледовитый океан" с использованием материалов библиотеки цифрового образовательного контента
план-конспект урока по географии

Евгения Александровна Белова

Урок географии в 8 классе разработан на основе материалов библиотеки цифрового образовательного контента ФГИС "Моя школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx300.81 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ БИБЛИОТЕКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Предмет: география (8 класс).

Учитель: Белова Е. А.

Тема: Северный Ледовитый океан.

Учебник: География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 208 с.: ил.

Цель урока: сформировать общее представление о Северном Ледовитом океане.

Задачи урока:

Образовательные: Дать представление об особенностях географического положения и природы Северного Ледовитого океана, показать его хозяйственное значение. Сформировать навыки показа Северного Ледовитого океана, его морей и островов по физической карте.

Коррекционно – развивающие: Корригировать функцию анализа  в процессе работы с теоретическим материалом, при выполнении тестов. Расширять и активизировать словарь через усвоение новых географических названий и терминов. Совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся в процессе беседы. Корригировать слуховое и зрительное восприятие в ходе просмотра видеофрагментов и презентации.  Тренировать вербальную и зрительную память через запоминание названий морей, островов и обитателей Северного Ледовитого океана.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к географии. Воспитывать любовь к природе Земли,  формировать представление о  необходимости охраны арктического региона и его обитателей.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность: 40 минут.

 Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивация к учебной деятельности; развитие внимательности. Положительное отношение и интерес к изучению природы.  Способность к самооценке.

Регулятивные: Ставить задачи с помощью учителя. Высказывать свое предположение на основе работы с картой, с видеоматериалом.

Познавательные: Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя предложенные материалы, информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы  класса.

 Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке. Оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Научить показывать Северный Ледовитый океан, его моря и острова по физической карте, определять географическое положение океана.  Сформировать умение давать краткую характеристику природы,  животного мира арктического региона. Научить узнавать и называть по фото и иллюстрациям основных обитателей Арктики.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Северный Ледовитый океан, северный полюс, Норвежское море, Берингов пролив, остров Гренландия, остров Врангеля, Северо-Атлантическое течение, хребет Гаккеля, арктический тип климата, порт Мурманск, китобойный промысел, северный морской путь, гага обыкновенная, гага –гребенушка, овцебык, кит-белуха, морж.

Типы электронных образовательных материалов, предусмотренные для использования на уроке:

– «Интерактивный элемент»;

 – «Познавательные видеофрагменты»;

– «Тестовая интерактивная работа»;

– «Интерактивная карта».

Оборудование и материалы: учебник,  интерактивная доска, физическая карта полушарий, презентация.

Электронные образовательные ресурсы: «Библиотека цифрового образовательного контента» ФГИС «Моя школа».

 План урока:

  1. Организационный момент — 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний – 9 мин.
  3. Вхождение в тему урока, формулирование задач урока – 2 мин.
  4. Изучение нового материала – 18 мин.
  5. Первичное закрепление изученного материала – 5 мин.
  6. Подведение итогов урока. Рефлексия – 4 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока:

     Содержание деятельности учителя                                Содержание деятельности обучающихся                               Этап урока в БЦОК

                                 1                                                                                                  2                                                                                     3

Этап I. Организационный момент.

Приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверка присутствия. Создает в классе атмосферу психологического комфорта.

– Рада приветствовать вас на уроке географии! Наш урок будет интересным и познавательным. Я уверена, что мы с вами справимся с любыми трудностями и выполним все задания!

Учащиеся приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Самоконтроль готовности к уроку.

Этап II. Актуализация знаний обучающихся.

Организует фронтальную беседу:

1.Как называется курс географии, который мы изучаем?

2.Что такое океан?

3.Сколько на Земле океанов?

Отгадайте загадки об океанах и покажите отгаданный океан по карте полушарий.

-Самый большой океан.

-Самый маленький океан.

-Второй по величине океан.

-Самый глубокий океан.

-Океан, целиком расположенный к северу от экватора.

-Третий по величине океан.

-Второе название этого океана Великий.

-Этот океан целиком лежит в восточном полушарии.

-Самый холодный океан.

-В этом океане затонул «Титаник».

-Название этому океану дал Магеллан.

-Этот океан не омывает Америку.

-Этот океан занимает половину Мирового океана.

4.Какой океан мы изучали на прошлом уроке?

5.Покажите Атлантический океан по карте полушарий.

С опорой на план (слайд презентации) дайте характеристику географическому положению океана.

6. Каков климат Атлантического океана?

Дополнительные вопросы:

-Чем объясняется разнообразие климата Атлантического океана?

-Назовите и покажите по карте крупные течения Атлантического океана.

7.Какие промысловые рыбы и животные обитают в океане? Назовите их по фото на слайдах презентации.

8.Каково хозяйственное использование ресурсов Атлантического океана?

Организует рефлексию ответов.

Отвечают на вопросы

-география материков и океанов

-огромное пространство воды

-4

Отгадывают названия океанов, выходят к карте полушарий и показывают отгаданный океан по карте

-Тихий

-Северный Ледовитый

-Атлантический

-Тихий

-Северный Ледовитый

-Индийский

-Тихий

-Индийский

-Северный Ледовитый

-Атлантический

-Тихий

-Индийский

-Тихий

-Атлантический

1 ученик показывает океан по карте полушарий, определяет положение океана по отношению к экватору, полушариям, называет омываемые материки.

2-ой ученик рассказывает кратко о климате Атлантического океана, делает выводы о положении океана во всех климатических поясах, показывает по карте течения Гольфстрим и Лабрадорское, делает вывод об их влиянии на климат прибрежных районов океана.

Отгадывают названия промысловых рыб и животных Атлантического океана по фото на слайдах презентации.

-рыболовство, судоходство, добыча полезных ископаемых, туризм.

Выполняют рефлексию данного этапа урока.

Этап III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Помогает сформулировать тему урока на основе просмотра  интерактивного элемента.

Задание: Сформулируйте задачи нашего урока, опираясь на план изучения океана (слайд презентации)

Уточняет задачи урока с опорой на интерактивный элемент.

Анализируют интерактивный элемент, называют океан с опорой на фото.

image

image

image

Формулируют тему.   Записывают тему в тетрадь.

Формулируют задачи урока.

Модуль 1. Мотивационный.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Этап IV. Изучение нового материала

Учитель показывает океан по карте.

Организует работу по теме урока с опорой на план изучения океана.

Предлагает просмотреть обучающий видеоролик о Северном Ледовитом океане. По ходу просмотра ролик ставится на паузы, и учитель организует беседу по его содержанию в соответствии с пунктами плана изучения океана.

1.Географическое положение океана. Очертания берегов.

Вопросы беседы:

1.Объясните название океана.

2.Вокруг какой точки он расположен?

3.С какими океанами и морями соединяется Северный Ледовитый океан? Какими проливами?

Словарная работа: Берингов пролив, Норвежское море.

4.Назовите самый крупный остров Северного Ледовитого океана. Покажите его по карте.

Словарная работа: остров Гренландия.

2.Рельеф

Вопросы беседы:

1.Какая форма рельефа занимает центральную часть океана?

Словарная работа: хребет Гаккеля.

2.Покажите его по карте. Запишите название в тетрадь.

3.Климат

Вопросы беседы:

1.Какой тип климата сформировался в Северном Ледовитом океане?

Словарная работа: арктический тип климата.

2.Назовите средние летние  и зимние температуры воздуха в арктическом регионе.

3.Почему океан постоянно скован льдом?

4.Какова температура поверхностных вод океана?

5.Запишите температурные значения воздуха и воды в тетрадь.

6.Какая часть океана не замерзает и почему?

7.Назовите и покажите по карте незамерзающее море и порт.

Словарная работа: Баренцево море, порт Мурманск.

4.Растительный и животный мир.

Вопросы беседы:

1.Растительный мир Северного Ледовитого океана богат или беден?

2.Почему беден?

3.Какие растения встречаются на побережье океана? На дне океана?

4.Какие животные обитают в пределах океана? Покажите их на картосхеме.

5.Хозяйственное использование океана.

Вопросы беседы:

1.Как человек использует Северный Ледовитый океан?

Словарная работа: китобойный промысел, северный морской путь.

Организует работу с интерактивной физической картой России.

Вопросы и задания:

1.Покажите по карте моря, по которым проходит северный морской путь.

2.Покажите по карте острова, которые разделяют моря Северного Ледовитого океана.

3.Найдите на карте остров Врангеля, нажмите на его название, чтобы посмотреть видеофрагмент.

Предлагает просмотр видеофрагмента о природе острова Врангеля. По ходу просмотра предлагает записывать названия животных и птиц, встречающихся в ролике.

Организует беседу после просмотра видеофрагмента.

Вопросы беседы:

1.Что создали люди на острове Врангеля?

2.Какие птицы обитают на острове?

Словарная работа: белый гусь, обыкновенная гага, гага-гребенушка.

3.Какое животное было завезено на остров из Северной Америки?

Словарная работа: овцебык.

4.Какие ластоногие обитают на острове Врангеля?

5.Что вы узнали о моржах из видеофильма?

6.Какой крупный хищник выводит потомство на острове Врангеля?

7.Какие киты обитают в водах около острова?

Словарная работа: кит-белуха.

8.Какова цель создания заповедника?

Сделайте вывод: Как нужно относиться к природе Арктического региона? Почему её нужно охранять?

Учащиеся показывают океан на карте атласа.

Просматривают обучающий видеоролик.

Отвечают на вопросы. Показывают по карте географические объекты, повторяют названия. C:\Users\Professional\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\гп.png

Анализируют температурные значения воздуха и воды в регионе, делают выводы о причинах постоянного ледового покрова. Делают записи температурных значений в тетрадь.

Работают по карте.

Повторяют названия.

Называют  и показывают по картосхеме животных Арктики.

Рассматривают карту России, показывают моря и острова Северного Ледовитого океана, принадлежащие РФ.

Активируют видеофрагмент.

Просматривают видеофрагмент.

C:\Users\Professional\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\видео вранель.png

Отвечают на вопросы по содержанию видеофрагмента.

Повторяют названия животных.

Рассказывают о морже.

Делают вывод о необходимости охраны природы Северного Ледовитого океана.

Модуль 2.

Объясняющий.

Осуществление учебных действий по освоению нового материала.

Этап V. Закрепление изученного материала.

Предлагает выполнить тесты

Организует проверку правильности выполнения заданий.

Выполняют интерактивные тесты

C:\Users\Professional\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\тест 2.png

Выполняют проверку заданий.

Модуль 3. Тренировочный.

Применение изученного материала: Систематизация знаний и умений. Проверка первичного усвоения.

Этап VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: 

– С какими трудностями я столкнулся при изучении темы урока?

– Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

-Какой океан мы сегодня изучали?

-Покажите Северный Ледовитый океан по карте.

-Назовите обитателей океана на слайдах презентации.

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Отвечают на вопросы.

Работают по карте.

Определяют животных по фото на презентации.

Этап VII. Домашнее задание.

Разъясняет домашнее задание.

Учебник, стр. 12 – 14, вопросы 2-5, записи в тетради.

Индивидуальное задание – подготовить сообщение о путешествии Георгия Седова к северному полюсу по материалам рассказа для дополнительного чтения на стр. 15.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе c использованием ЭФУ

Тема урока: Вода в атмосфере.Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: Создать условия для расширения и углубления знаний о водах в атмосфере...

Использование библиотеки цифрового образовательного контента. Урок русского языка по теме «Антонимы».

Сахалинская область участвует в эксперименте по внедрению Цифровой образовательной среды.Разработан план-конспект урока  с использованием цифровых заданий из Библиотеки Цифрового образо...

Технологическая карта урока по физике 8 класс на базе Библиотеки цифрового образовательного контента

Тех. карта урока по физике 8класс на базе Библиотеки цифрового образовательного контента...