Технологическая карта урока по физике 8 класс на базе Библиотеки цифрового образовательного контента
план-конспект урока по физике (8 класс)

Тех. карта урока по физике 8класс на базе Библиотеки цифрового образовательного контента

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по физике

Ф.И.О. учителя

Гераськин Сергей Анатольевич

Образовательная организация

МБОУ В(с)ОШ №2 п.г.т. Смирных (при ФКУ ИК-2)

Предмет

Физика

Класс

8 класс

Автор УМК

А.В. Пёрышкин

Тема урока

Закон Ома для участка цепи (№ 113)

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

Цель урока

Обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении и установить на опыте зависимость силы тока от напряжения, вывести закон Ома для участка цепи.

Задачи урока

Образовательные:

- Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на концах этого проводника и его сопротивления;

- Получить формулу для расчета силы тока на участке цепи;

- Сформировать практические навыки по применению закона Ома, через решение задач.

Развивающие:

- Наблюдать физические явления, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы;

- развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

- развитие познавательного интереса к предмету;

- формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока;

- развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.

Воспитательные:

- Способствовать развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

- Воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках.

- Способствовать формированию способностей в принятии совместного решения.

- Развивать самостоятельность, ответственность.

Информационно-технологические ресурсы

ПК учителя с доступом к локальной сети и Интернету, презентация, проектор, экран, раздаточный материал, амперметр, вольтметр, резисторы с сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом, реостат, выключатель рычажный, источник тока (батареи на 1,5 и 4,5 В), соединительные провода.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, работа в парах.

Основные понятия темы

Электрическое сопротивление, сила тока, напряжение, вольт, ампер, ом.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Научатся:

- устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника;

- записывать математическое выражение закона Ома (в виде формулы);

- решать логические и расчетные задачи на закон Ома.

Познавательные:

- самостоятельно приобретать новые знания; проводить анализ полученной информации и опытных данных, обобщать и делать выводы;

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную работу с учителем и одноклассниками;

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать познавательную задачу, понимать, что еще подлежит усвоению.

Формирование ценностных отношений к учению, полученным результатам обучения; развитие позитивного отношения к изучению физики. Развитие самостоятельности и личной ответственности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Библиотека цифрового образовательного контента, использованная для проектирования урока: Академия Минпросвещения России.

Ссылка на БЦОК: https://lesson.edu.ru/my-school/lesson/f5801596-649d-43c7-beef-7197ba96b834?backUrl=https://urok.apkpro.ru/&token=00d3c187bded0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3d61632acf9035c32a694

План урока:

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала – 2-3 мин.

2. Освоение нового материала – 8-10 мин.

3. Применение изученного материала – 20-26 мин.

4. Подведение итогов, домашнее задание – 4-6 мин.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Этап урока в БЦОК

1

2

3

Этап I. Организационный момент

Приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверка присутствия. Создает в классе атмосферу психологического комфорта.

- Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотел бы, чтобы каждый из вас собрался и настроился на продуктивную работу.

– Сегодня мне потребуется Ваша помощь.

– Я уверен, что мы с вами справимся с любыми трудностями!

Учащиеся приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Самоконтроль готовности к уроку.

Этап II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи. Сообщение темы

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

Проводит фронтальный опрос обучающихся в формате беседы. При получении правильного ответа фиксирует внимание на иллюстрации и контролирует записи в тетрадях.

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами изучили, что каждая электрическая цепь характеризуется тремя физическими величинами: сила тока, напряжение, и сопротивление. Эти физические величины мы изучали по отдельности, но ведь они существуют и характеризуют нечто общее – электрическую цепь. Значит, они должны быть связаны между собой. На прошлом уроке мы установили зависимость между силой тока и напряжением.

Учитель: Какая это зависимость?

Учитель: А как называется такая зависимость?

Учитель: Графиком этой зависимости будет прямая! Мы установили зависимость между силой тока и напряжением, но у нас еще есть третья величина – сопротивление. И мы не знаем, как связаны эти величины. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Учитель: Цель урока мы с вами поставили. И эту зависимость мы будем искать опытным путем.

Учитель: Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, необходимо разгадать кроссворд (Приложение 1) и отгадать выделенное слово по вертикали.

Вопросы к кроссворду:

- Бывает положительным, бывает отрицательным. (Заряд)

- Как включают вольтметр в цепь? (Параллельно)

- Единица измерения электрического заряда (количества электричества) в Международной системе единиц (СИ). (Кулон)

- Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)

- Физическая величина, характеризующая электрическое поле, которое создаёт ток. (Напряжение)

- Единица напряжения. (Вольт)

- Прибор для измерения напряжения. (Вольтметр)

- Прибор для измерения силы тока. (Амперметр)

Учитель: Какое выражение мы получили?

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока – Закон Ома. Откройте тетради и запишите тему урока: «Закон Ома для участка цепи».

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя.

Ученик: Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока.

Ученик: Прямая зависимость!

Ученики: Выяснить зависимость между тремя величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением.

Обучающиеся сами формулируют тему урока отвечая на вопросы кроссворда.

Ученики: Закон Ома.

Открывают тетради, записывают тему урока.

Модуль 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала: Актуализация опорных знаний

ІII. Изучение нового материала (работа в группах)

Предлагает учащимся провести демонстрационный эксперимент, самостоятельно записать показания приборов и построить график зависимости силы тока от сопротивления.

Чтобы рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, нужно обратиться к опыту. Немецкий ученый – философ И. Кант сказал так: “Все наше знание начинается с опыта”.

Разделимся на 2 группы. Первая группа выяснит, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка, вторая – как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах. А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.

На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы, инструкции по выполнению эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить (Приложение 2).

Техника безопасности при работе с электроприборами:

На рабочем месте провода располагайте аккуратно, плотно соединяйте клеммы с приборами. После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель. Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания. По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

Учитель: Послушаем выводы 1 группы.

Учитель: Послушаем выводы 2 группы.

Учитель: Тогда сможем записать:

при R = const, I ~ U

           I = U / R   

при U = const, I ~ 1/R

Учитель: Мы получили математическую запись закона Ома, который читается так: “Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”. Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.

Учитель: Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.

Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.

Этот закон является основным в электротехнике, радиотехнике, в работе всех электрических устройств. Не знаешь закона Ома – сиди дома! Применяя основной закон электрической цепи (закон Ома), можно объяснить многие природные явления, которые на первый взгляд кажутся загадочными и парадоксальными.

Учащиеся работают в тетрадях, выполняют практическую работу по готовому описанию, строят графики зависимости силы тока от напряжения. Делают вывод.

Учащиеся: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при R = const, I ~ U.

Учащиеся: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при

U = const, I ~ 1/R.

Учащийся: Историческая справка (доклад ученика) (Приложение 3)

Модуль 2. Освоение нового материала: Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Этап IV. Проверка первичного усвоения

Приглашает учащихся к доске для решения задач на закон Ома. Контролирует оформление решения задач.

Модуль 2. Освоение нового материала: Проверка первичного усвоения

Этап V. Применение изученного материала

Напоминает учащимся понятие «цена деления» шкалы прибора. Проверяет решения задач, выполненные учащимися самостоятельно.

Самостоятельная работа: выполняют задания

Модуль 3. Применение изученного материала.

- Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Этап VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися.

Способствует размышлению учащихся над вопросами:

- С какими трудностями я столкнулся при изучении темы урока?

- Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

- Какова моя цель на данном уроке?

Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Рефлексия (показать картинку со смайликом).

  • На уроке было комфортно и все понятно.
  • На уроке немного затруднялся, не все понятно.
  • На уроке было трудно, ничего не понял.

Самооценивание, рефлексия

Этап VII. Домашнее задание

§ 44, упр.29 (2,3,4). Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Приложение1

 

Вопросы к кроссворду:

  1. Бывает положительным, бывает отрицательным.
  2. Как включают вольтметр в цепь?
  3. Единица измерения электрического заряда (в Международной системе единиц (СИ)
  4. Упорядоченное движение заряженных частиц.
  5. Физическая величина, характеризующая электрическое поле, которое создаёт ток.
  6. Единица напряжения.
  7. Прибор для измерения напряжения.
  8. Прибор для измерения силы тока.

Приложение 2

I группа

Инструкция по выполнению исследования

  1. Собрать схему, представленную на рисунке
  2. Изменяя напряжение в цепи (сначала подключить в цепь 1 батерю, затем 2 и 3 соответсвенно) , заполнить таблицу.
  3. Построить график зависимости силы тока от напряжения.

U, В

I, А

R,Ом

1 Ом

1 Ом

1 Ом

II группа

Инструкция по выполнению исследования

  1. Собрать схему, представленную на рисунке
  2. Изменяя сопротивление в цепи (сначала подключить в цепь сопротивление 1 Ом, затем, 2 Ом, 4 Ом и 6 Ом соответсвенно) , заполнить таблицу.
  3. Построить график зависимости силы тока от сопротивления.

U, В

I, А

R,Ом

4.5

4.5

4.5

4.5

Приложение 3

Историческая справка (доклад ученика)

Георг Симон Ом родился 16 марта 1787 г. в Эрлангене в семье мастера-слесаря. Еще в раннем детстве он остался без матери. Его отец, несмотря на постоянную занятость в мастерской, сам изучал по книгам математику и физику и, когда сын пошел в гимназию, постарался возбудить в нем интерес к наукам, азы которых преподавал ему сам. В шестнадцать лет Ом начал изучать математику, физику и философию в Эрлангенском университете. Спустя год из-за финансовых затруднений ему пришлось прервать учебу и подыскивать себе работу. Он стал учителем математики в швейцарском городе Нидау, а затем в Ньюшателе. Лишь спустя некоторое время оп опять вернулся в родной Эрланген, закончил учебу и в 1813 г. получил докторский диплом. Некоторое время Ом оставался в университете в качестве приват-доцента, но из-за материальных затруднений ему пришлось опять уйти и принять место преподавателя физики и математики реальной гимназии в Бамберге. Оттуда в 1817 г. он перешел в гимназию в Кельне, где были сделаны его самые важные открытия. В физическом кабинете, оснащенном скромными и несовершенными приборами, он ставил опыты, проверяя все, что было к тому времени известно о действии электрического тока. Опыты осложнялись неустойчивостью электродвижущей силы и внутреннего сопротивления обычного элемента Вольты. Поэтому по совету Поггендорфа он стал использовать термоэлектрический элемент из висмутовой и медной проволоки. Этот источник электрического тока давал постоянное напряжение, и, таким образом, Ом мог надежно установить влияние сопротивлений различных проводников на ток. Результаты этих исследований были вначале опубликованы лишь в виде коротких сообщений.

Его самое большое открытие, согласно которому электрический ток прямо пропорционален напряжению и обратно пропорционален величине, зависящей от размеров и характера проводника, было позже названо законом Ома. Это открытие впервые было опубликовано в 1826 г. в работе «Определение закона, согласно которому металлы проводят электричество». Годом позже он теоретически обосновал свой закон в более обширной монографии «Гальванический контур, обработанный математически».

В своих работах Ом, кроме того, доказал, что электрическое сопротивление прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально его поперечному сечению и проводимости. Далее, что при установившемся токе заряд движется по всему сечению проводника, а не только по его поверхности.

Потом Ом переключился на изучение акустических и оптических явлений. К этому времени физики уже оценили большое значение закона Ома для науки об электричестве. Кстати, раньше всех из зарубежных ученых закон Ома признали физики из России Ленц и Якоби. Они помогли и его международному признанию. Работы Ома получили всеобщее признание и стали опорной точкой для дальнейших исследований электродинамики. В 1841 г. Лондонское королевское общество наградило Ома медалью Копли, а в 1849 г. исполнилась его давняя мечта – он был приглашен в качестве профессора в Мюнхенский университет, но проработал там сравнительно недолго, всего пять лет. 7 июля после непродолжительной болезни он умер. Ом никогда не был женат и всю свою жизнь прожил в очень стесненных материальных условиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тяжести.", 7 класс

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тятяжести.". 7 класс. УМК: Пёрышкин А.В....

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса с ЭОР....

Технологическая карта урока по физике для 7 класса. Тема урока:Способы уменьшения и увеличения давления.

Технологическая карта урока по физике для 7 класса по теме "Способы увеличения и уменьшения давления"....

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Использование библиотеки цифрового образовательного контента. Урок русского языка по теме «Антонимы».

Сахалинская область участвует в эксперименте по внедрению Цифровой образовательной среды.Разработан план-конспект урока  с использованием цифровых заданий из Библиотеки Цифрового образо...

Технологическая карта урока географии по теме "Северный Ледовитый океан" с использованием материалов библиотеки цифрового образовательного контента

Урок географии в 8 классе разработан на основе материалов библиотеки цифрового образовательного контента ФГИС "Моя школа"....