Конспект урока в 7 классе на тему: "Африка. История открытия. Географическое положение"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Шарунова Татьяна Геннадиевна

Подробный конспект к открытому уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 7 класс география
Тема: «Географическое положение Африки. История исследования материка».
Цель урока: формирование представления о физико-географическом положении Африки и истории исследования материка.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личной заинтересованности в самостоятельной исследовательской деятельности;
  • метапредметные: формирование навыков обработки новой информации;
  • предметные: ознакомление с характерными чертами ГП Африки; умение охарактеризовать ГП материка по плану, выделять основные этапы исследования материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.

Оборудование: презентация «Географическое положение и история исследования Африки», «Физическая карта Африки», карта полушарий, учебник , географические атласы для 7 класса, контурные карты для 7 класса, ноутбук, проектор, экран

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока:

I. Организационно-мотивационный момент.

Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. И прежде чем начать наш урок, отгадайте загадку и вы поймете, с каким материком мы сегодня познакомимся:

Самый теплый материк.

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян.

В нем пустыня Калахари,

Миражей полно в Сахаре.

Этот южный материк и по площади велик. (Ответ: Африка)

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению материка Африка. У каждого человека с детства формируются представления об этом материке. А какой представляется Африка вам?! Прежде чем вы ответите, предлагаю просмотреть видеоотрывок из известной вами сказки «Про Красную шапочку»

Учитель: Что мы узнаем из просмотра видео об Африке?

Предполагаемые ответы:

#1045;сли долго долго ехать – можно в Африку попасть, реки там вот такой ширины, горы – вот такой высоты, крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты и зеленый попугай.

2. Постановка темы и целей урока.

-Природа любого материка разнообразна, а порой и уникальна, как вы думаете, отчего она будет зависеть? (географического положения.)

- Для того чтобы узнать географическое положение материка, как вы думаете, что нужно было сделать в прошлом? (исследовать материк)

-А теперь, раз мы уже с вами знаем, какой материк мы будем изучать и что конкретно мы должны узнать, подумайте, какова же тема нашего урока?

(ТЕМА: «Географическое положение Африки. История исследования материка».)

1. Объявление темы урока. (1 слайд презентации)

2. Постановка целей и задач. (2 слайд презентации)

Критерии оценивания.

Учитель: У каждого на парте есть лист самооценки, где вы сможете заработать баллы и сами выставить их.

Пункт №1. Проверка д/з (1 балл)

Пункт №2. Понимание новой темы (1 балл)

Пункт №3 . Работа у доски (1 балл)

Пункт №4. Правильное выполнение Пр.р (1 балл)

Пункт №5. Общая активность на уроке (1 балл)

Максимальное колличество баллов-5

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: - Скажите, Африка это часть света или материк? (Материк и часть света)

– К какому древнему материку принадлежит Африка? (Пангея)

III. Формирование новых знаний

Учитель: ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему: Австралия – самый сухой материк, Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный и тд. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

(Это зависит от географического положения материка, т. е. «адреса». ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека.)

Поэтому изучение каждого материка начинается с его географического положения.
ГП любого континента мы будем давать по определённому плану

План описания географического положения материка (3 слайд презентации):

Работа в парах

1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты

3. В каких климатических поясах расположен материк?

4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.

5. Как расположен материк относительно других материков?

Используя данный план, атласы, вставьте пропущенные слова в карточке:

Географическое положение Африки.

  1. Африку почти посередине пересекает ___________________, поэтому материк расположен в ___________________ и ________________ полушариях.
  2. Крайние точки: - северная – м. _____________________

- южная – м. _____________________

- западная – м. _____________________

- восточная – м. _____________________

3. Африка расположена в климатических поясах:

- ______________________

- ______________________

- ______________________

- ______________________

4. Западные берега Африки омывает ________________________океан, а восточные - _______________________ океан.

5. Африка ближе всего расположена к материку ______________________, они разделены ______________________каналом и ____________________

_____________, ______________________ проливами.

Учитель: Как вы работали: разделяли задания или решали совместно( ответ обучающихся)

Учитель: Географическое положение Африки обусловило особенности природы данного материка: он является самым жарким.

- Почему Африка – самый жаркий материк? (экватор пересекает ее почти посередине, следовательно, большая часть Африки лежит в жарком поясе)

IV. Практическая работа «Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение Африки».

Задание: нанести на контурную карту следующие географические объекты (4 слайд презентации):

Мысы: Бен-Секка, Игольный, Альмади, Рас-Хафун
Проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский
Канал: Суэцкий.
Полуостров: Сомали.
Остров: Мадагаскар.
Заливы: Гвинейский.
Моря: Красное, Средиземноморское.
Океаны: Атлантический, Индийский

Учитель: Обратите внимание, что в практической работе есть задание с повышенным уровнем сложности, вам надо нанести еще и реки на контурную карту, тем самым получить дополнительные баллы.

Учитель: По окончании работы вы обмениваетесь картами и проверяете друг друга, а одного ученика приглашаю к доске показать все географические обьекты, которые нанес на карту. Не забываем выставлять баллы в лист самооценки
Физминутка (2мин.)

Учитель: Мы с вами разобрались с ГП материка и теперь приступаем к изучению исследования его.

Учитель: Некоторые ребята получили опережающее задание и сейчас познакомят вас с историей исследования материка и с исследователями, которые внесли большой вклад в изучение материка.

История исследования Африки (5 слайд презентации).

Ходили легенды - одна другой красочней – о громадных безжизненных пустынях, непроходимых джунглях, могучих реках, огромных таинственных озерах внутри континента... Словом, южнее экватора простиралась сплошная «terra incognita» - «неизведанная земля». Она ждала своих исследователей.

Финикийцы и греки хорошо знали северное африканское побережье. Однако проникать во внутренние области Африки с севера им мешали пустыни, а с моря на востоке и западе — труднодоступные берега, почти без бухт и заливов. Но Африка так и манила к себе.

В ХV в. португальские моряки исследовали западное побережье Африки и даже обогнули южную оконечность материка. С ХVI в. из Африки начался вывоз рабов в Америку. Исследование внутренних районов материка началось лишь в конце XIX в. Велики заслуги в исследовании и изучении Африки и русских (советских) исследователей и учёных.

Задание: А теперь прослушав ребят, давайте заполним таблицу «История исследования Африки» (6 слайд презентации):

Имя исследователя

Результаты исследований

V. Закрепление полученных знаний.

Игра: учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.(подняв руку,по одному)
Африка по середине пересекается (экватором)
Нулевой меридиан пересекает Африку с (запада)
Африку омывают океаны (Атлантический и Индийский)
Ближе всего Африка расположена к материку (Евразия).
Самый большой остров близ берегов Африки (остров Мадагаскар).

Площадь Африки (30, 3 млн. км2 )

Крайняя северная точка (Бен-Секка)

Проблемный вопрос (7 слайд презентации):

  • Почему Африка –

самый жаркий материк?

VI. Домашнее задание

Всем читать параграф 26, выучить географические обьекты, которые сегодня наносили на к.карту

На «4» ответить на вопросы на стр.103 2,3,4,5(письменно)

На «5» ответить на вопросы на стр. 103 7,10,11 (письменно) и пересказ данного параграфа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откурытый урок 7 класс по теме : Африка.Географическое положение.

Построение урока ориентировано не столько на знания, сколько на деятельностный компонент в целом, на мотивацию, желание учиться.Тема моего урока «Африка. Географическое положение». Совершенствованию О...

конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

Откурытый урок 7 класс по теме : Африка.Географическое положение..

Урок состоял из трёх частей, каждая из которых имела своё назначение.На уроке мною были использованы следующие технологии: информационные, здоровьесберегающие, тестовые. Дифференцированный подход в ра...

Разработка урока по географии "Северная Америка. История открытия. Географическое положени"

Разработка урока по географии "Северная Америка.История открытия. Географическое положение" по стандартам ФГОС...

Африка. История открытия. Географическое положение.

Технологическая карта урока. Рабочий лист.В днном уроке мы выделили основные географические объекты вокруг материка, определили крайние точки, географические координаты, рассчитали протяженность матер...