программа для внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс)

Внеурочная деятельность по географии, 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_geografiya_6_klass_2020.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Занимательная география»

Возраст обучающихся - 6 класс

Срок реализации – 1 год

Количество часов – 35 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Занимательная география» опирается на Программы внеурочной деятельности. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам)

Данная программа предназначена для организации повышения географических знаний учащихся.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка, открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, креативности формирования компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.

Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Программа предназначена для учеников 6 класса. Объём программы составляет 35 часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.

На занятиях учащиеся выполняют практические задания, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы, составляют презентации, проекты. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся умения работать в группе, интереса к предмету, любознательности, интеллектуальных и творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений решения географических задач, самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

5. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей миру, способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.

Основные дидактические цели курса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

- развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;

- расширение кругозора учащихся в области географии;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;

- формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.

Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
  • обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Основное содержание

№ п/п

Наименование

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

0

2

Земная кора. Минералогия.

2

1

1

3

Водопады.

7

2

5

4

Озера.

2

1

1

5

В мире падающей воды. Викторина.

1

0

1

6

Грозное дыхание Земли.

1

1

0

7

Тепло подземных вод и природных фонтанов.

2

1

1

8

В мире песка и камня.

1

1

0

9

Атмосфера Земли

2

1

1

10

Природа своего края с элементами метеорологии

2

1

1

11

Этот удивительный ледяной мир.

2

1

1

12

Диковинки растительного мира.

2

1

1

13

Диковинки животного мира.

3

1

2

14

Имена на карте мира.

1

0

1

15

Путешествия по странам материков.

3

1

2

16

Необычайные памятники мира.

2

0

1

17

Итоговое занятие

1

0

1

Итого

35

14

20

Содержание деятельности

Вводное занятие (1ч.) Групповая беседа. Организация собственной деятельности. Презентация.

Земная кора. Минералогия (2ч) Свойства минералов. Работа с дополнительной литературой, с картой. Выработка умения использования знаний в практической деятельности. Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых, с картой.

Водопады (7 ч.) В мире падающей воды. Водопады Анхель и Йосемитский. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой в парах. Знакомство с самыми знаменитыми водопадами мира, совершение виртуального путешествия по материкам и водопадам.

Озера (2ч) Знакомство с самыми большими озерами мира, их значение для человечества. Способствовать развитию общенаучных навыков и умений: анализировать, обобщать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; продолжить формирование нравственных качеств.

В мире падающей воды. Грозное дыхание Земли (2ч) Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов. Викторина. Знакомство с вулканами.

Тепло подземных вод и природных фонтанов.(2ч) Природные фонтаны, гейзеры. Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.

В мире песка и камня. (1ч) В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. Что такое пустыня, Как образовались пустыни, Какие бывают пустыни, Где расположены самые известные пустыни мира, Свирепые ветры пустынь, Вода в пустыне, Жизнь в пустыне, Пустыня и человек.

Атмосфера Земли. (2ч) Атмосфера. Её значение для человека. Таким образом, Земля защищена атмосферой от губительного для всего живого ультрафиолетового излучения, от метеоритов, от перегрева днем и ночного переохлаждения.

Природа своего края с элементами метеорологии (2ч) Изучение особенностей природы своего края - ПК своей местности. Метеорологический практикум . Антропогенное воздействие на ПК.

Этот удивительный ледяной мир. (2ч) Этот удивительный ледяной мир. Что такое лед и в чем его уникальность. Сколько же льда на Земле? Ледники Гренландии. Антарктида.

Диковинки растительного мира. Диковинки животного мира. (5ч) Растительный мир насчитывает миллионы видов растений. Странности природы северных широт, индо-малайских чудесах, чудаках пятого континента, зеленых диковинках и о других сокровищах животного и растительного мира нашей планеты. Рекордсмены животного мира. Удивительные факты, о растительном мире.

Имена на карте мира. (1ч) На картах разных стран мы читаем русские имена и слова, переданные латинскими буквами. В Арктике и в Антарктиде, в Америке и в Океании, на звездной и лунной картах, это вехи на трудном пути русских первооткрывателей – землепроходцев и мореходов.

Путешествия по странам материков (3ч). Сколько материков на Земле? Какой материк самый маленький? ... Это самый большой материк. Часть территории Евразии занимает наша страна — Российская Федерация. География материков и стран мира. Все темы исследовательских работ по географии. Народные обычаи стран Европы Путешествие по Европе Путешествие по странам Европы Страны Европы Туризм в Европе.

Необычайные памятники мира. (2ч) Необычные и смешные памятники со всех уголков мира. Самые странные памятники мира.

Календарно-тематическое планирование

Тем занятия

Дата план/

Дата факт

Планируемый результат (возможности ученика узнать, научиться, понять, выход)

Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты

Предметные результаты (ЗУН)

Метапредметные результаты (УУД)

1

Вводная беседа

Групповая. Беседа. Организация собственной деятельности. Презентация

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

сформирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации

2

Земная кора. Минералогия

Работа с дополнительной литературой, с картой. Выработка умения использования знаний в практической деятельности.

3

Свойства минералов.

Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых, с картой.

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий

Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, объяснять происходящие изменения; фиксировать влияние антропогенных воздействий на природу той или иной территории, оценивать их последствия; участвовать в мероприятиях по охране и улучшению окружающей среды

- Самостоятельно получение знаний из разных источников

4

«Своя игра»

Игра с использованием ИКТ, индивидуальная.

5

В мире падающей воды.

Водопады Анхель и

Йосемитский.

Презентация. Парная.

Знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира в Списке всемирного природного и культурного наследия, а также памятники природы и природные святыни родного края

- Оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

6

Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад.

Презентация. Сообщения.

7

Водопады Игуасу и Гуагира.

Водопад Виктория.

другие водопады мира.

Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой.

8

Водопады России.

Водопад Кивач.

Работа с дополнительной литературой, с картой, интернетом. Сообщения.

9

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.

Культ праздников водопадов

Работа с дополнительной литературой, с картой. Презентация.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

10

Эти удивительные

озёра. Самые большие озёра мира.

Работа с дополнительной литературой, с картой.

Видеофрагменты

11

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра.

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов

Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике

12-13

Грозное дыхание

Земли. Вулканы.

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике

14-15

В мире падающей воды.

Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой

16-17

Предвестники подземных бурь.

Работа с дополнительной литературой, с картой.

Видеофрагменты.

18-19

Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии.

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов

20-21

Гейзеры Северной Америки.

Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов

22

Каньоны мира. Большой каньон.

Работа с дополнительной литературой, с картой.

Видеофрагменты

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

23-24

В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби.

Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой

25

Этот удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги.

Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой

26-27

Диковинки растительного мира

Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой

28-29

Диковинки животного мира

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов

30

Имена на карте мира

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов

31-32

Путешествия по странам материков

Презентация, видеофрагмент. Проект

Научится объяснять значение понятия виртуальное путешествие . Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

33-34

Необычайные памятники мира.

Презентация, видеофрагмент. Проект

Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель

Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

35

Итоговое занятие

Презентация, видеофрагмент. Проект

Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...