Особенности урока географии, в условиях перехода на ФГОС
учебно-методический материал по географии

Булгаков Сергей Викторович

Урок – главная составляющая всего учебного процесса. Деятельность учителя и ученика реализуется  в большей мере именно в рамках урока. Поэтому планирование и разработка урока для каждого учителя является главным способом для формирования знаний, умений учеников и их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1607808.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ УРОКА ГЕОГРАФИИ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

Булгаков С.В.

МКОУ «Любостанская средняя

общеобразовательная школа»

Большесолдатский район

Урок – главная составляющая всего учебного процесса. Деятельность учителя и ученика реализуется  в большей мере именно в рамках урока. Поэтому планирование и разработка урока для каждого учителя является главным способом для формирования знаний, умений учеников и их развития.

 География одна из древнейших наук. Она расширяет кругозор, мировоззрение обучающихся, дает широкие познания об окружающем нас мире. Позволяет ориентироваться в территориях, богатствах нашей планеты. Но, к сожалению, сегодня интерес к предмету география снижается. Что является причиной? Одну из причин я вижу в том, что географию редко выбирают для сдачи ЕГЭ и ОГЭ  выпускники школы, а, следовательно, они уделяют большее внимание другим наукам. Здесь тоже есть обоснование. Очень редко высшие и средне-специальные учреждения образования выставляют  географию в качестве вступительного  испытания. Как  же помочь географии «вернуть интерес» к себе.

Я думаю, что введение ФГОС нового поколения может помочь в этом. В  условиях внедрения и реализации стандарта второго поколения предъявляются новые требования к уроку. Во-первых, это требования к самому учителю, владеющему новыми педагогическими и информационно-коммуникативными технологиями. Во-вторых, это требования к  формам и методам обучения на  уроке. Новые стандарты ориентируют  учителя на внедрение деятельностного подхода в обучении. Учитель является лишь координатором деятельности учеников. Но он должен так спланировать деятельность свою и обучающихся, чтобы они смогли сами формулировать цели, поставить задачи, найти способы реализации, получить результат и суметь его презентовать. А активная роль на уроке отводится ученику. И, в-третьих, это требования к результатам освоения.

Как учитель я постоянно самосовершенствуюсь:  прохожу курсы повышения квалификации, курсы формирования компьютерной грамотности, участвую в различных вебинарах  и конференциях. В нашей школе только два класса средней ступени приступили к реализации  ФГОС. Это пятый и шестой класс. Дети в этом возрасте любознательные, не потерявшие, интерес к учебе. Поэтому этот интерес нужно учителю удержать. География в этом плане находится в выигрышном положении, так как  в большей части уроков подразумевается практическая деятельность обучающихся. А практика всегда интересна. Практические задания на уроке географии можно применять практически на каждом этапе урока. При изучении нового материала в качестве исследования и получения нового знания, в качестве закрепления, при повторении изученного материала. Например, для 5 класса темы практических работ могут звучать так:  «Определение азимута. Ориентирование на местности. Составление плана местности», «Определение положения объектов относительно друг друга»; для  6 класса : «Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных»,«Расчёт температуры воздуха в зависимости от высоты местности».  Возможности достаточно широкие.  

Так же я организую разнообразные самостоятельные работы  индивидуальные групповые, парные.  Стараюсь использовать различные источники информации. Дети самостоятельно работают с картами, таблицами,  электронными образовательными ресурсами, учебником, дополнительной литературой: справочниками, словарями. Получают  умения находить,  отбирать и обрабатывать полученную информацию. Что тоже является требованием ФГОС. Например, составить схему: «Части Мирового океана», работа по плану  описания географического положения моря.

  1. Название моря
  2. К какому океану относится море, как от океана отделено
  3. Между какими меридианами и параллелями находится море
  4. Какие материки и острова омывает.

 Еще я активно использую метод проектов на своих уроках.  Проект может быть как  в рамках одного предмета, так и в рамках нескольких предметов. Например,  провести исследования  в рамках географии и биологии, географии и экологии и другие. Проекты  могут быть как индивидуальные, так и парные и групповые. Все зависит от объема поставленных задач. Здесь дети могут проводить  самостоятельные опыты и эксперименты, находить и обрабатывать информацию, оформить результаты своей работы, а так же суметь представить их аудитории своего класса или даже школы. Ответить на возникшие вопросы и отстоять свою точку зрения. В выполнение  проекта могут быть вовлечены и родители обучающихся. Примеры  тем проектов: «Великие русские землепроходцы», «Природные стихии: причины и последствия», «Тайна снежинки», «Вокруг света с глобусом» и другие.

Как любой учитель, реализующий ФГОС, учитель географии должен уметь использовать на своих уроках информационно-коммуникативные технологии. Оборудование кабинета позволяет мне на своих уроках использовать ИКТ: широко применяю мультимедийные презентации, цифровые образовательные ресурсы, геоинформационные системы. Примером многофункциональной геоинформационной системы может являться программа Google Earth. Это интересная бесплатная программа, которую можно скачать в сети Интернет. Она позволяет посмотреть снимки нашей планеты из космоса, карты, фотографии городов, дорог, улиц. Все объекты представлены в трехмерном изображении. Здесь можно провести виртуальное исследование Земли, ее поверхности, а так же объектов космоса: Луны, Марса и других. С этой программой можно совершать виртуальные путешествия по странам, городам, рассмотреть достопримечательности. Так же  я использую обучающие и тестирующие программы.

Таким образом, чтобы провести урок в соответствии с требованиями ФГОС, учителю нужно при подготовке к уроку учесть следующие пункты: определить тему учебного материала,  определить дидактические цели темы, определить типа урока,  материально-техническое обеспечение урока, отобрать содержание учебного материала, выбрать методы обучения, выбрать формы организации педагогической деятельности,  провести оценку знаний, умений и навыков, рефлексия урока,  определить характер и объем домашнего задания.

Урок,  удовлетворяющий требованиям ФГОС нового поколения, обеспечивает эффективное и качественное преподавание,  обеспечивает  реализацию предметных, метапредметных и личностных умений  и дает возможность достичь обучающимся планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Силы природы"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Современный урок географии в условиях перехода на ФГОС

Данная работа является итоговой по программе курсов повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса по географии в контексте ФГОС». Раскрывает структуру современного урока, метод...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Влажность"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Даление твердых тел"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

доклад на РМО Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС...

Особенности проектирования уроков географии в условиях перехода на ФГОС ООО в 5 кл

В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт,который предъявляет новые требования к деятельности учителяСодержание школьного географического образования не стоит на месте. Наступивший век ...