Элективный курс «Геоэкологическое краеведение», 11 класс, 34 ч.
календарно-тематическое планирование по географии (11 класс)

  1. Целью и задачами курса являются формирование любви к природе, родному краю, желание сохранить лучшие традиции своего народа, жить делами и интересами своего края. Изучение данного курса повысит уровень экологической грамотности учащихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_geoekologiya.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«Геоэкологическое краеведение», 11 класс, 34 ч.

Черемкина Елена Гаврильевна

МБОУ «Терютьская СОШ им. Г.А.Кривошапкина»

Оймяконский район РС(Я)

Пояснительная записка

  1. Образовательная область – естествознание
  2. Новизна курса заключается в том, что учащиеся на примере своего региона  сталкиваются с состоянием экологии. Учатся работать с литературой, с измерительными приборами и природными материалами. Курс углубляет учебную школьную программу по общей биологии, географии и экологии.
  3. Актуальность курса обусловлена современным состоянием окружающей среды.
  4. Целью и задачами курса являются формирование любви к природе, родному краю, желание сохранить лучшие традиции своего народа, жить делами и интересами своего края. Изучение данного курса повысит уровень экологической грамотности учащихся.
  5. Отличительной особенностью курса является использование экологического подхода в краеведении. Ядром курса является геоэкологическая характеристика своей местности, составлению которой учащиеся должны научиться на основе собственных исследований.
  6. Курс предназначен для 11 класса.
  7. Формы занятий: лекции, практические занятия, экскурсии, тесты, геоэкологический практикум.
  8. Ожидаемый результат: в ходе освоения курса учащиеся должны уметь сформулировать сведения о природе, населении, хозяйстве региона, показать особенности взаимодействия человека и природы региона и своей местности.

Актуальность ведения курса  объясняется тем, что геоэкология реализует экогуманистический потенциал географии.  

Содержание курса:

Введение – 1 час

Раздел 1. Земля во Вселенной (4 часа)

Земля – планета Солнечной системы. Географическая оболочка. Географическая среда. Учение В.И.Вернадского.

Раздел 2. Природа и человек (8 часов)

Масштабы воздействия человека на природу. Атмосфера и человек. Земля и человек.

Недра и человек. Водные ресурсы и человек. Растительный мир и человек. Животный мир и человек. Природопользование.

Раздел 3. Региональная геоэкология (18 часов)

Историко – географические особенности освоения Якутии. Природно – ресурсный потенциал Якутии. Рельеф Якутии и его хозяйственная оценка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Радиационная обстановка. Вечная мерзлота. Влияние хозяйственной деятельности на внутренние воды. Влияние человека на органический мир. Влияние хозяйственной деятельности на почвы. Адаптация населения к экстремальным условиям. Якутия – ресурсная база страны. Проблемы, связанные с добывающей промышленностью. Проблемы энергетики. Проблемы сельского хозяйства. Проблемы транспорта.

Раздел 4. Охрана природы (4 часа)

Программы охраны природы. Экологический мониторинг. Паспортизация хозяйственного объекта. Составление геоэкологической характеристики своей местности.

Тматическое планирование курса

«ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 34 ч.

Тема курса

Содержание курса

1-2

Раздел 1.

Введение

Введение в геоэкологию. Природа и ресурсы.

Экскурсия по изучению антропогенного влияния. Источники загрязнения

2-4

Географическая  оболочка. Географическая  среда

Понятие о географической среде.

Практикум: школьный мониторинг: а) школьного здания (микроклимат), б) здоровья уч-ся (Определение источников шума, величины шума и статистического электричества в) окружающей среды

5

Законы геоэкологии. Природопользование

Понятие о природопользовании.

Практикум: анализ сложившейся культуры природопользования

Законы развития биосферы

6

Раздел 2. Природа и человек (8ч.)

Масштабы воздействия человека на природу

Проблемы, связанные с различными видами природопользования.

7-8

Атмосфера и человек. загрязнители воздуха. меры по охране чистоты воздуха.

Определение чистоты воздуха

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от техники

9-10

Земля (почва) и человек

Определение границ СЗЗ для промышленного  предприятия

11-12

Недра и человек

Определение эрадированности почв.

13-14

Воды и человек. загрязнители водоемов. проблемы охраны воды.

Руководство по экономии воды.

Визуальные наблюдения за состоянием реки.

Определение ПДС вод поверхностного стока

15-16

Биологический мир  и человек

Благоустройство территории

17-18

Город и человек

Роль каждого в улучшении качества среды

19

Карта-схема «Геоэкологические проблемы Оймяконского улуса»

20

Раздел 3. Региональная геоэкология (18 ч.)

Историко-географические особенности улуса

Схема-карта «Наше село»

21

Природно-ресурсный потенциал улуса. Перспектива развития.

22-23

ПР №1. Рельеф Оймяконья  и его хоз. оценка

Определение антропогенной нагрузки

24-25

ПР №2. Влияние климата на хоз. деятельность

Очень низкие и высокие температуры. осадки. Ветры. Времена года

26

Радиационная обстановка

Определение величины радиации в помещениях (дозиметрические измерения)

27

Вечная мерзлота

Льдистость ландшафтов. Коммуникационная сеть

28-29

ПР №3. Влияние хоз. деятельности на внутренние воды

Химический анализ воды

30-31

ПР №4. Влияние человека на органический мир

32-33

ПР №5. Влияние хоз. деятельности на почву

Определение почвы и анализ почвы.

34-35

ПР №6. Адаптация населения к экстремальным условиям

Практикум: изучение проблемы адаптации коренного и некоренного населения к экстремальным условиям среды. Экология жилищ (проект сельских домов)

36

Современное население

Расселение. Состав.  Демографическая  ситуация. Трудовые ресурсы

37-38

ПР № 7. Проблемы, связанные с добывающей промышленностью

Рекультивация. Знакомство с работой очистного сооружения

39-40

ПР №8. Проблемы энергетики

41-42

ПР №10. Проблемы транспорта

43-44

Раздел 4. Охрана природы (4 ч.)

Программы охраны природы

45-47

Экологический мониторинг. Мониторинговая служба.

Изучение системы мониторинга природной среды (почва, воды, воздух)

49-49

ПР №11. Паспортизация хозяйственного обьекта

Методика составления эко. паспорта

50-51

Практикум «Геоэкологическая характеристика Оймяконского улуса»

Составление экологической  карты улуса. Выявление экологических проблем

52

Проект

Проект рационального . природопользования улуса

Литература

  1. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М. 2000
  2. Вопросы географии в Якутии. Сборник научных трудов. Як.2005
  3. Туристско-краеветческие кружки в школе. Под ред. В.В. Титова М. 1988
  4. Качанова И.Л. Краеведческая работа в школах Крайнего Севера. М. 1987
  5. Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А. и др. Национально-региональный компонент образовательной области "Земля. География. Геоэкология" / Проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть 2. Основная школа. Старшая школа        Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2002.- С.210-226
  6. Кривошапкина О.М., Афонская Л.П., Михайлова Т.В. География Якутии. Методическое пособие для учителя.
  7. Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии. Як. 1985
  8. Васильева Т.Е. Полюс холода Оймяконья. Як. 2005
  9. Иванов И.Е. Топонимика Верхневилюйского улуса. Як. 2005
  10. Новгородов Е.П. Азбука природы Оймяконья. Як. 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по краеведению

Элективный курс по краеведению "История Невского района Санкт-Петербурга" для учащихся 10-11 классов (17 часов)....

Элективный курс «Занимательное краеведение»

По мнению Д.С.Лихачева, краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень....

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

элективный курс "Занимательное краеведение"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. В курсе его изучения, рассматриваются темы, которые связаны с историей родного края, поселка.    Учащимся представляется в...

Элективный курс :"БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ФАУНА МОРДОВИИ".

Программа курса рассчитана на поддержку базового курса биологии 7 класса.Она раскрывает многооб­разие животного  мира Мордовии.Программа курса рассчитана на 34 часа....

Программа элективного курса по краеведению для 6-7 классов.

Программа курса предназначен для учащихся 6-7  классов основной школы, лицеев, гимназий как дополняющий разделы базового географического образования, может быть представлен как внеклассная работа...