Технологическая карта урока 9 кл "Сибирь"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Сергеева Надежда Николаевна

Карта составлена в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_gp_sibiri.docx47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: разработка технологической карты  по географии

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Сергеева Н.Н.

Место работы

МБОУ «ОЦ № 3 Майкопского района»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9 кл

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел 2. Регионы России  Урок 54 В 4 четверти 1.

Темаурока

Сибирь. Географическое положение

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные: Продолжают формировать осознание целостности хозяйства России, её крупных районов; Развивают патриотизм, любовь к Отечеству, толерантность к народам, проживающим в Сибири.

Метапредметные :  Познавательные: анализируют факторы развития района, выстраивают цепочку суждений о влиянии ЭГП, природных условий и ресурсов, населения на экономику района; составляют характеристику района и ставят цель урока.

Коммуникативные: сотрудничают в работе  с учителем; формулируют собственную точку зрения.

Регулятивные : прогнозируют влияние ЭГП на развитие отраслей хозяйства; переносят усвоенные раннее знания в новые условия, вступают в диалог на учебном материале.

Предметные:   выяснить  особенности  ЭГП  Сибири. Сформировать представление учащихся  о составе Сибири. Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации ; учатся давать характеристики факторам, формирующим экономику района.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):  черты ЭГП, административный состав, пограничные территории, акватория.

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) ) Е. М. Домогацких. Е.И. Алексеевский «Экономическая  география России», атласы, контурные карты, электронная презентация, политико-адмистративная карта России. Библиотека ЦОК https:// m.edsoo.ru/88669a6e

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

«Огни    Сибири»

Сибирь! Леса и горы скопом,  Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам  Со всею музыкой своей.

Могучий край всемирной славы,  Что грозной щедростью стяжал,

Завод и житница державы,   Ее рудник и арсенал.

Край, где несметный клад заложен,  Под слоем – слой мощней вдвойне,

Иной еще не потревожен,  Как донный лед на глубине.

Родимый край лихих сибирских   Трем войнам памятных полков

С Иртышских, Томских, Обских,  Витимских и Енисейских берегов…

Да, ты причастен гордой силе  И в этом мире – богатырь

С тобой, Москва, С тобой, Россия,

С тобою, звездная Сибирь!

А. Твардовский.

Как вы понимаете эти слова?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

«Российское могущество будет прирастать Сибирью…» так говорил об этом регионе М. Ломоносов. Сделайте предположение, почему он так говорил.

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Сибирь», Почему?

Какую информацию вы слышали о регионе из СМИ?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Мы узнаем и докажем, что этот регион играет большую роль в экономике страны. А для этого нужно объяснить, какие черты характерны для ЭГП региона.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Работа с атласом стр. 4-5, картами в учебнике, определите административный состав региона. Выпишите в тетрадь края, области, республики, автономные округа отдельно Западной и Восточной Сибири. Сделайте сравнительный анализ.

Определите, с какими странами и экономическими районами страны граничит регион,  имеет ли выход к океану (морям)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

1.Какие экономические районы входят в состав Сибири?

2. Какие республики входят в состав Сибири?

3. В каком регионе есть автономные округа?

4.Перечислите, какие области входят в состав региона.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Работа с контурной картой: нанести границы региона, подписать субъекты и их административные центры.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Некоторые жители нашей станицы работают вахтовым методом в Сибири. Объясните: почему  наблюдается не хватает своих трудовых ресурсов в Сибирском  регионе;   представители каких профессий наиболее востребованы?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

  1. Вставьте название вместо пропуска.  В состав Западно-Сибирского экономического района входит алтайский край, который имееи выход к государственной границе с _________________
  2. Одним из приграничных субъектов РФ является Красноярский край, имеющий выход к государственной границе с ____________
  3.  Напеишите название края, имеющего выход к государственной границе с Монголией и Китаем__________

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Богатство земли русской Сибирью прирастать будет и морями студеными», — писал Михаил Ломоносов. Почти весь российский шельф  океана и Охотского моря. Его протяженность у берегов России составляет 21% всего шельфа Мирового океана. Около 70% его площади

перспективны с точки зрения полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа. Существуют разные точки зрения относительно экологической целесообразности и экономической эффективности добычи газа на шельфе. Экологи считают, что такая деятельность нарушает экосистему водной акватории, экономисты указывают нанеобходимость перевода газодобычи с континента на шельф.

Используя географические знания, сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие вашу точку зрения.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

По карте атласа определите протяжённость Сибири с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. Какие из крупных городов региона являются городами-милионниками.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

А сейчас , дайте оценку своей работы. Что бы не было сомнений, что усвоили знания на хорошо и отлично,  найдите ошибки, если они имеются.

  1. Сибирь граничит с Поволжьем и Дальневосточным районом

районом;

2. Располагается в центре Азиатской части.

3. 1000 км. отделяют его как от западных, так и от восточных границ страны.

4. Располагается в центре Европейской части.

5. Имеет выход к морям тихого океана

6. Имеет большую протяженность с севера на юг, чем с запада на восток.

7. Граничит с Казахстаном и Белоруссией.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик прикрепляет к дереву, на доске соответствующий листок.

Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

П 46, 48. Изучить разделы по географическому положению. Придумать  рекламные слоганы,  характеризующие Сибирский регион.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...