Рабочая программа внеурочной деятельности
методическая разработка по географии (9 класс)

Оринская Ирина Викторовна

Программа «Решение географических задач»  разработана в соответствии с задачами модернизации образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

по географии «Решение географических задач»

9  класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Решение географических задач»  разработана в соответствии с задачами модернизации образования.

Федеральный институт педагогических измерений разработал несколько вариантов контрольных измерительных материалов. Задания составлены на базе обязательного минимума  содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии. Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов. Контрольно измерительные материалы проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также - способность применять знания и умения  в различных ситуациях. Задания охватывают весь курс физической и экономической географии России, то есть охватывают курс географии за 6-9 классы. Времени на уроке географии недостаточно для повторения материала, изученного на протяжении 6-9 классов.

Программа направлена на закрепление практического материала изучаемого на уроках  географии, а  также  на отработку  практических  умений  учащихся.  Данный  курс даёт  возможность  научить учащихся решению задач  и  заданий,  способствующих расширению  географического  кругозора. Задачи  и  задания, рассматриваемые  в  ходе курса, могут  быть  использованы также  и  в  ходе  подготовки учащихся  к олимпиадам по географии и сдаче ГИА по географии в 9 классе. Ученик более осознанно подходит  к материалу, который изучался  в 6-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает, выявить  слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала.

Объем программы – 34 часа (1 час в неделю).

Целью изучения  курса  является более глубокое и  осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.

Задачи изучения данного элективного курса:

  • формирование систематических и прочных знаний по предмету;
  • отработать практические навыки и умения решать задачи географического содержания,        необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;
  • закрепить основные правила оформления разных типов заданий;
  • повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;
  • закрепить умения анализировать  природные, экономические и социальные явления;
  • расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.

Предлагаемый  курс направлен  на  более  глубокое  усвоение теоретических  знаний по «Начальному  курсу  географии»,  «Географии материков  и океанов»,  «География  России»  через  обучение  учащихся  умениям  решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Формы организации учебного процесса:  лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.

Используемые технологии, методы и формы работы:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

Критерии оценивания различных форм работы обучающихся.

Программа предполагает тематический контроль  по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Формы контроля: тесты, сравнительные таблицы, практические работы, работа с картами, решение  КИМов.

        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час).

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Источники географической информации (3 часа). Изучение географической информации, с учетом планетарных особенностей Земли. Картография. Масштаб. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сеть, географические координаты. Решение различных видов задач. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Природа Земли и человек (5 часов). Земля как планета. Литосфера. Состав, строение, изменения. Гидросфера, ее состав и строение. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли. Свойства ГО. Решение различных видов задач, анализ тематических карт.

Материки, океаны, народы и страны (6 часов). Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы. Политическая карта мира.

Природопользование и геогэкология (1 час). Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

География России (15 часов). Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Часовые пояса РФ и мира. Решение задач на определение часового пояса. Природа России. Рельеф России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Типы климатов России. Климат и человек. Внутренние воды России. Водные ресурсы. Население России. Демографическая ситуация в РФ.  Определение численности населения по картам, по статистическим данным, по схемам, диаграммам. Миграции и их направление. Урбанизация и сельское население – расчет численности по статистическим данным. Хозяйство России. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроение. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (АПК). Непроизводственная сфера. Классификация услуг. Коммуникационная система. Наука. Жилищное и рекреационное хозяйство. Транспорт. Экономическое районирование России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Определение по краткому описанию субъектов РФ. Определение по краткому описанию городов  РФ. Определение экономического развития района  по картам и данным статистики с учетом изменения добычи полезных ископаемых. Определение экономического развития района  по картам и данным статистики. Выявление причин загрязнения.

Итоговое тестирование (3 часа).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ур.

Тема урока

Дата

планируемая

Дата

фактическая

Формы и методы контроля

1

Введение.

2

Источники географической информации.  Стороны горизонта, условные знаки, азимут. Масштаб. Градусная  сеть.

Определения расположения точки по заданным координатам. Решение задач на нахождение расстояния по широте и долготе. КИМ (19-25 вопросы)

3

Географические координаты.

Решение задач на заданную тему.

4

Представления о Земле. Географические открытия. Современные научные исследования.

Тестирование.

5

Природа Земли и человек. Земля как планета. Земная кора. Геохронологическая таблица. Рельеф Земли.

Решение задач  на определение вида полезных ископаемых.

КИМ (19-25 вопросы). Описание рельефа и его образования по предложенному плану. Определение профиля рельефа.

6

Гидросфера. Рекорды природы Земли

( Мирового океана. Моря, заливы, проливы, самое соленое, самое пресное…)

Определите течения.

Определите объект КИМ

(1-20 вопросы)

7

Зависимость климата от географической широты. Атмосфера. Циклон. Антициклон. Влажность воздуха. Типы климата. Муссоны, Бризы. Климатические рекорды.

Решение задач на определение типа погоды в указанной точке. Определение влажности воздуха.  Определи объект по высоте Солнца. КИМ  (1-20, 25 вопросы).

8

Биосфера. Географическая оболочка. Природные зоны Земли.

Определение свойств географической оболочки. Решение задач на заданную тему  КИМ (26-30 вопросы)

9

Природа Земли и человек.

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом.

10

Материки, океаны, народы и страны. Основные черты природы Африки. Австралии.

Решение задач на заданную тему.

11

Основные черты природы Северной и Южной Америки

Решение задач на заданную тему.

12

Полярные области Земли

Решение задач на заданную тему.

13

Основные черты природы Евразии

Решение задач на заданную тему.

14

Население Земли Плотность населения. Доля городского и сельского населения. Воспроизводство населения.

Решение задач на определение плотности населения, доли городского и сельского населения, нахождение естественного прироста, рождаемости, смертности. КИМ – демоверсия. Решение задач на КИМ (26-30 вопросы)

15

Политическая карта мира.

«Умники и умницы» - игра.

Угадай страну по описанию.  КИМ (26-30 вопросы)

16

Природопользование и геогэкология.  Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

«Интересное в природе. Материк-растение. Материк-животное».

17

География России. Граница России. Береговая изрезанность России.          

КИМ. Проверка номенклатуры. Определите объект России. Книга рекордов Гиннеса России. Азбука России

18

Часовые пояса России.

Решение задач на определение времени.

19

Природа России. Полезные ископаемые России.

Определение по схеме вида полезного ископаемого.

20

Население России. Демографическая ситуация в России.

Определение численности населения по картам, по статистическим данным, по схемам, диаграммам. КИМ

21

Миграция. Урбанизация. Рынок труда в России.

Определение численности городского и сельского населения, выявление причин различия. Расчет уровня безработицы.

22

Города - миллионеры

Угадай город.

КИМ – 2016  по вариантам, у каждого свой вариант. Определение по краткому описанию крупных городов РФ

23

Хозяйство России. ТЭК.

Заполнение таблицы: город - электростанция КИМ – 2017 по вариантам, у каждого свой вариант

24

Металлургия России. Заводы полного цикла. Машиностроение России.

Укажи факторы размещения. Определи завод по географической схеме.  Составь таблицу соответствия: город-завод.  

25

География России. Хозяйство России.  

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом.

26

Химическая промышленность. Лесная промышленность.

Сельское хозяйство. АПК.

Укажи факторы размещения. КИМ по вариантам, у каждого свой вариант.

27

Непроизводственная сфера. Сфера услуг. Транспорт. Россия на карте мира.

Решение задач на заданную тему. Составление схем экспорта/импорта, торговых партнеров России.

28

Важнейшие МОК России и их география.

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом.

29

Экономическое районирование. Европейская Россия.

Определение по краткому описанию субъектов РФ. Определение экономического развития района  по картам и данным статистики.

30

Экономическое районирование. Азиатская Россия.

Определение по краткому описанию субъектов РФ. Определение экономического развития района  по картам и данным статистики.

31

Экономическое районирование.

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

32

Итоговое тестирование.

Работа по КИМам

33

Итоговое тестирование.

Работа по КИМам

34

Итоговое тестирование.

Работа по КИМам

Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
  • необходимые навыки по особенностям заполнения бланков тестов ГИА; 

уметь:

  • выявлять причинно-следственные связи;
  • выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
  • составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
  • решать практические задачи разной степени сложности;
  • сравнивать различные явления, территории и делать выводы;
  • развивать картографическую грамотность школьников;
  • оптимально распределять время во время выполнения экзаменационной работы;

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли промышленности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Учебники

  1. Атласы по географии 6 класс – 10 класс, Москва, Дрофа 2015 г
  2. Баранов В.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. География. 2015. Учебное пособие / Баранов В.В.- М.: Интеллект-Центр, 2015. - 112 с. (электронная версия).
  3. Герасимова Т.П. и др. Начальный курс географии, Дрофа, 2014 г.
  4. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в  2017 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ГЕОГРАФИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» © 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ.
  5. Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 кл. / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром,       А.А. Лобжанидзе  - М.: Дрофа, 2007.
  6. Коринская В.А., Душина И.В.,  Щенев В.А.. География материков и океанов,  7  класс  – М.: Дрофа, 2013.
  7. Пятунин Б. Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии: 6-10 кл. - М.: Дрофа, 2005.

Оборудование

  • Комьютер.
  • Принтер.
  • Настенные карты и таблицы.
  • Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...