Почвенные ресурсы. Кислотность почвы
методическая разработка по географии (8 класс)
Материал поможет провести эксперимент, расчитанный на использование цифровых датчиков, обработку полученных результатов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Почвенные ресурсы. Кислотность почвы
Введение
При изучении вопросов районирования и описания почвенного покрова следует принимать во внимание наиболее важные «рабочие» показатели качества почвы.
Одним из таких показателей является кислотность почвы или значение pH почвы. Значение pH является важным фактором при определении того, какие растения будут хорошо расти, поскольку от него зависят доступные для использования растениями питательные вещества.
Шкала pH изменяется в пределах от 0 до 14. Почвы со значением pH выше 7 7 являются щелочными, или некислотными. Почвы со значением pH ниже 7 являются кислотными, или кислыми. Почва со значением pH, равным 7, является нейтральной.
В рамках данного эксперимента исследуется уровень pH различных почв и анализируются возможные проблемы развития растений в таких почвах.
Оборудование и материалы
- Регистратор данных EinsteinLabMate, устройство на базе Android или iOS с программой MiLab или планшетный регистратор данных Einstein Tablet+ (einsteinTablet+3) с установленной программой MiLab
- Датчик pH
- Дистиллированная вода
- Пробы почвы – 2 шт.
- Мерные стаканы емкостью 250мл – 2 шт.
- Промывочная колба с дистиллированной водой
- Мензурка емкостью 100мл
- 2 пластиковые ложки
- Бумажные полотенца
Подготовка эксперимента
- Запустите MiLab
- Подсоедините датчик pH к порту Einstein Tablet или EinsteinLabMate.
- Подготовьте смесь воды с почвой.
А) Обозначьте 2 мерных стакана «А» и «Б».
Б) Поместите 50г почвы А в мерный стакан А.
В) Используя другую ложку, поместите 50г почвы Б в мерный стакан Б.
Г) Влейте по 10 мл дистиллированной воды в каждый мерный стакан.
Д) Тщательно перемешайте обе смеси.
Е) Перемешивайте раз в 3 минуты в течении 15 минут.
Ж) После последнего перемешивания оставьте смесь на 5 минут, чтобы она отстоялась. Благодаря этому осядут нерастворимые частицы почвы, оставив в верхней части слой воды, чтобы вы смогли провести измерения значения pH.
Текущие настройки
Запрограммируйте датчик для регистрации данных в соответствии со следующими настройками.
Датчик рН
Частота замеров | Каждую секунду |
Продолжительность | 20 сек |
Проведение эксперимента
- Аккуратно поместите электрод датчика рН в жидкость мерного стакана А.
- Нажмите кнопку Пуск для начала регистрации данных.
- Отслеживайте отображение значений рН на графике.
- Сохраните данные, нажав кнопку Сохранить.
- Сполосните электрод датчика рН дистиллированной водой.
- Повторите эксперимент, поместив электрод датчика рН в жидкость мерного стакана Б.
Анализ результатов эксперимента
Для получения более подробной информации относительно работы с графиками см. раздел Введение, Работа с графиками в MiLab.
- Используйте курсоры для выбора минимального и максимального значений рН на графиках, отображающих результаты исследований двух проб. Расчитайте средние значения.
- Заполните следующую таблицу
Проба А | Проба Б | |
Значение рН почвы |
- Используя информацию, представленную в таблице ниже, сделайте выводы о наличии питательных веществ в пробе почвы.
Питательные вещества | Значения рН |
Азот | 5-9 |
Калий | 6-12 |
Сера | 6-12 |
Кальций | 6-9 |
Магний | 6-9 |
Железо | 2-7 |
Марганец | 5-8 |
Медь и цинк | 5-8 |
Вопросы
- Являются ли исследуемые почвы кислыми, щелочными или нейтральными? Почва пробы А? Почва пробы Б?
- У произрастающих на данны почвах растений могут быть затруднения в получении достаточного количества некоторых основных питательных элементов. Каких элементов может не хватать в почве пробы А? Каких элементов может не хватать в почве пробы Б?
- Какие растения вы рекомендовали бы выращивать в почвах пробы Аи Б?
- Оцените качество исследуемых почв по показателю кислотности.
Дополнительные задания
- Исследуйте пробы почвы со своего садового участка или другой окружающей местности и сравните со своими первыми результатами. Данные результаты совпадают или различаются? Попытайтесь объяснить почему.
- Узнайте, как агрономы и садоводы-любители регулируют показатель рН почвы. Разработайте и проведите эксперимент по исследованию эффективности данных методов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс
Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс...

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"
разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...

Почва и почвенные ресурсы 8 класс
Основная цель урока - познакомиться с видами почв и их образованием....

Тест по теме "Почва и почвенные ресурсы", 8 класс
Тест по географии для проверки знаний учащихся по теме "Почва и почвенные ресурсы" (в двух вариантах)....

Урок-обобщение «Почвы и почвенные ресурсы . Растительный и животный мир .Биологические ресурсы»
По окончании изучения темы, я провожу уроки в нетрадиционной форме, в данном случае , предлагаю игру "Счастливый случай" За две недели до урока, я даю задание учащимся, которое они готовят самостоятел...
технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс
Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....
урок "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс
Конспект урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс, составлен по УМК А.А. Летягин....