Методическая разработка урока: «Зимняя стужа и летний зной: Температурные контрасты России»
методическая разработка по географии (8 класс)
Актуальность: Формирование представлений о климатических особенностях России, понимание влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей, развитие умения анализировать климатические данные.
Проблематика: Абстрактность понятий, связанных с климатом, сложность визуализации климатических процессов.
Цель: Сформировать у учащихся представление о температурных контрастах климата России, показать влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Конкретные педагогические задачи:
• Ознакомить с факторами, влияющими на климат России.
• Показать особенности распределения температур в России в зимнее и летнее время.
• Развивать умение анализировать климатические карты и диаграммы.
• Формировать понимание влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Возраст обучающихся: 8 класс (14-15 лет).
Краткое содержание: Урок посвящен изучению температурных особенностей климата России. Учащиеся анализируют климатические карты, диаграммы и статистические данные, выявляют причины температурных контрастов и оценивают влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Формы, средства и методы обучения:
• Урок-исследование.
• Работа с климатическими картами, диаграммами и статистическими данными.
• Использование мультимедийной презентации.
• Групповая работа, индивидуальная работа.
Применяемые педагогические технологии:
• Технология проблемного обучения.
• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
• Технология исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
• Учащиеся знают факторы, влияющие на климат России.
• Учащиеся умеют анализировать климатические карты и диаграммы.
• Учащиеся понимают влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждения
«Средняя школа № 9 муниципального округа город Михайловка Волгоградской области»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
в рамках Регионального конкурса профессионального мастерства
учителей географии
«Мой лучший урок»
ТЕМА КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
"Зимняя стужа и летний зной: Температурные контрасты России"
Предмет: География
Класс: 8
ФИО автора: Фоминых Светлана Николаевна | |
Должность: учитель географии и биологии |
2024 г.
1. Цели урока:
• Образовательные: Систематизировать знания учащихся о факторах, влияющих на формирование температурного режима территории России; научить анализировать карту изотерм; развивать умение определять закономерности распределения температур и связывать их с географическим положением и природными условиями.
• Развивающие: Развивать критическое мышление, умение анализировать и обобщать информацию, работать с картографическими материалами, представлять результаты своей работы в устной и письменной форме.
• Воспитательные: Формировать интерес к географии, понимание взаимосвязи природных процессов, воспитывать чувство ответственности за сохранение природных ресурсов.
2. Задачи урока:
• Изучить основные факторы, влияющие на распределение температуры на территории России (географическое положение, рельеф, атмосферная циркуляция).
• Научиться анализировать карту изотерм и определять на ней зоны с различными температурными режимами.
• Установить связь между температурным режимом и географической широтой.
• Развивать умение применять полученные знания для решения практических задач.
3. Формируемые компетенции:
• Компетенции самоорганизации и саморазвития:планирование своей работы, самоконтроль, самооценка.
• Коммуникативные компетенции:работа в группе, участие в дискуссии, умение выражать свои мысли.
• Информационные компетенции:работа с картографическими материалами, использование цифровых ресурсов.
• Компетенции решения проблемных ситуаций: анализ причинно-следственных связей, поиск решений в нестандартных ситуациях.
4. Методы и приемы:
• Объяснительно-иллюстративный: рассказ учителя, демонстрация карты изотерм, просмотр видеороликов.
• Проблемно-поисковый: постановка проблемного вопроса, самостоятельная работа учащихся с картой, обсуждение результатов.
• Исследовательский:выполнение практических заданий, анализ полученных данных.
• ИКТ: использование презентаций, онлайн-ресурсов.
5. Возможность реализации в образовательной практике:
Урок легко адаптируется под разные условия и может быть проведен в любом классе, обладающем минимальным набором географических карт и техническими средствами.
6. Актуальность:
Тема актуальна в связи с необходимостью понимания климатических особенностей территории России и их влияния на размещение производственных сил, жизнедеятельность населения и сохранение природных ресурсов.
7. Соответствие современным научно-методическим требованиям:
Урок соответствует ФГОС и современным требованиям к организации уроков естественнонаучного цикла: акцент на практическую деятельность учащихся, использование ИКТ, формирование ключевых компетенций.
8. Новизна разработки:
Новизна заключается в использовании интерактивных методов обучения и инновационных технологий для повышения эффективности усвоения учебного материала (презентация, рабочий лист). В частности, оригинальность может быть в интеграции географических знаний с практическими задачами (собирание чемоданов для разных климатических зон).
9. Оригинальность и нестандартное решение темы:
Использование задания со сбором чемоданов для разных городов России в качестве закрепления материала делает урок более интересным и запоминающимся для учащихся.
10. Логика, стиль и доступность изложения:
Материал излагается в доступной для учащихся 8 класса форме, используются простые и понятные термины, а логика изложения следует за последовательным раскрытием темы.
11. Инновационность:
Инновационность заключается в использовании проектной деятельности и личностно-ориентированного подхода к обучению.
Оборудование: Карта России с изотермами, физическая карта России, рабочие листы для каждого ученика, видео обращения Азамата и Лианы из Казахстана и Армении, презентация, черный ящик с термометром, интерактивная сенсорная панель.
Ход урока:
1. Организационный момент (5 мин):
Учитель: Здравствуйте, ребята! Все готовы к началу занятия? У каждого имеется рабочий лист, в котором вам предстоит сегодня работать, но для начала нам необходимо определить тему урока.
Видите этот загадочный чёрный ящик? Внутри него спрятан удивительный предмет, который тесно связан с тем, о чём мы будем сегодня говорить. Ваша задача – угадать, что же там находится, используя подсказки.
1. Этот предмет был изобретен в 1626 году и он был огромных размеров.
2. Самая маленькая разновидность прибора имеет размер 0, 0003 мм в диаметре, а самый большой 41 метр.
3. Самый первый предмет представлял собой трубку, наполненную водой с шариком на конце.
4. Существуют три шкалы: Кельвина, Цельсия и Фаренгейта.
Дети угадывают, что в черном ящике находится термометр.
"Вы успешно разгадали тайну чёрного ящика! Теперь, воодушевленные этим открытием, мы можем приступить к изучению..." (тема урока).
Тема: "Зимняя стужа и летний зной: Температурные контрасты России"
Дети записывают в рабочий лист тему урока.
Рабочий лист: https://disk.yandex.ru/i/TXVIJLJyYuB4nw
Учитель: Ребята, мы зависим от температуры? (ответы ребят).
Наши друзья из дружественных стран собрались приехать в Россию на зимних каникулах и обратились к вам за помощью. Давайте послушаем их.
2. Постановка проблемы (2 мин):
Обращение Лианы из Армении: https://disk.yandex.ru/i/4XQ3NhdtvnzYfg
Обращение Азамата из Казахстана: https://disk.yandex.ru/i/9upHko190aSdbg
Представление ситуации: К ребятам обращаются ученики Азамат из Казахстана и Лиана из Армении. Они едут на зимние каникулы в Россию – Азамат в Якутск, Лиана в Астрахань, и просят помощи в сборе чемоданов на неделю.
После просмотра видео обращения, учитель совместно с учениками выявляет цель урока и выстраивают план по достижении цели:
Цель: выявить закономерности распределения температур на территории России и научиться применять полученные знания на практике.
План по реализации темы:
-знакомство с теорией новой темы,
-работа с картой по данной теме,
-отработка заданий по данной теме в формате ВПР и ОГЭ,
-создание чек-листов для Азамата и Лианы.
3. Актуализация знаний (5 мин):
Беседа: Какие факторы влияют на температуру воздуха? (широта, высота над уровнем моря, близость к океану, рельеф местности, ветра)
Выполняют задание № 1 в рабочих листах (проработка теории)
4. Изучение нового материала (5 мин):
Презентация: https://disk.yandex.ru/i/u5ARMKbOhEuPzg
Объяснение учителем основных закономерностей распределения температуры на территории России: понижение температуры с юга на север, влияние Уральских гор и других географических факторов.
Работа с картой изотерм: Анализ распределения температур в разные периоды года. Выявление регионов с самыми высокими и самыми низкими температурами.
5. Первичное усвоение новых знаний (7 минут):
Выполнение задания № 2.1 в рабочих листах (работа с картой).
Учащиеся работают в парах, анализируя фрагмент климатической карты России, делают выводы, выполняют взаимопроверку.
Выполнение задания № 2.2 (ВПР) — индивидуальная работа, проверка по эталону, оценивание результата
Выполнение задания № 3 (ОГЭ тип задания № 3) — индивидуальная работа, проверка по эталону. Учитель оказывает помощь.Учащиеся оценивают работу.
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание) (10 мин):
Групповая работа: Составление чек-листов в рабочем листе задание № 4
Для Лианы составляют девочки: «Неделя в Астрахани зимой».
Для Артема составляют мальчики: «Неделя в Якутске зимой».
Каждая группа заполняет чек-лист, выбирая одежду и вещи для туриста, отправляющегося в соответствующий регион на неделю. Они должны обосновать свой выбор, ссылаясь на климатические особенности (с использованием данных из предыдущих заданий).
Обсуждение результатов работы с рабочими листами. Сравнение списков вещей для Якутска и Астрахани.
Вывод: Распределение температуры на территории России значительно влияет на жизнь людей и требует учета при планировании путешествий.
Итак, ребята, наше сегодняшнее путешествие по температурной карте России подошло к концу. Мы с вами узнали, что наша страна – это не просто большая территория, а настоящий климатический калейдоскоп! А также помогли нашим друзьям подготовиться к путешествию в Россию.
Подведем итоги:
Учитель начинает предложение, ученики дополняют.
Учитель: Мы выяснили, что температура воздуха в России распределяется …
Ученики: неравномерно
Учитель: и зависит от целого ряда факторов:
Ученики: географической широты, близости к морям и океанам, рельефа и циркуляции воздушных масс.
Учитель: Мы определили, что самые низкие температуры наблюдаются
Ученики: в Якутии, в районе "полюса холода",
Учитель: а самые высокие
Ученики: на юге европейской части России.
Учитель: Мы поняли, как эти температурные различия влияют на
Ученики: жизнь людей, хозяйственную деятельность и природу в разных регионах нашей страны.
7. Домашнее задание:
Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам выполнить следующее:
Выберите одно из трёх заданий в зависимости от уровня подготовки
Задание базового уровня:
Найдите информацию о климате Волгограда (средние температуры летом и зимой, характерные осадки). На основе этой информации опишите, как климат влияет на сельское хозяйство:
Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в нашем регионе?
Как климат влияет на урожайность?
Задание повышенного уровня:
Сравните Волгоград и Архангельск. Опишите их климатические особенности, используя данные о среднемесячных температурах (можно найти в интернете). Объясните различия в климате, опираясь на влияние географических факторов. Проиллюстрируйте свое сравнение графиками или диаграммами.
Задание высокого уровня:
Создайте подробный чек-лист "Что взять с собой в Волгоград зимой" для туриста, который планирует поездку на неделю. Чек-лист должен учитывать особенности зимнего климата Волгограда (средние температуры, осадки, возможные экстремальные погодные явления). Обоснуйте свой выбор каждого пункта, указав, какую именно функцию выполняет данная вещь и почему она необходима в данных климатических условиях. Чек-лист должен быть оформлен аккуратно и содержать не менее 15 пунктов.
8. Рефлексия "Термометр”, подведение итогов урока (3 минуты):
На рабочем листе отметить себя на термометре в соответствии с пониманием темы и самооценкой за урок, подсчитать баллы за каждое задание, оценить свою работу на уроке.
* 0°C – Ничего не понял(а). Абсолютно ничего не ясно, нужна серьезная помощь.
* 10°C – Понял(а) немного. Есть общее представление, но много неясного.
* 20°C – Понял(а) основные моменты. Понял главные идеи и понятия.
* 30°C – Понял(а) почти всё. Есть небольшие пробелы в знаниях.
* 40°C – Понял(а) всё! Уверенно владею материалом, могу объяснить другим.
Учитель: Помните, что понимание особенностей климата нашей страны – это ключ к осознанному взаимодействию с природой и эффективному использованию ее ресурсов. Надеюсь, что сегодняшний урок помог вам лучше понять, как "дышит" наша огромная и прекрасная Россия!
Спасибо за активную работу на уроке! До встречи на следующем занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Начальная школа в Великобритании и России» в 5 классе.
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для учителей английского языка. Разработка представляет собой консп...

Методическая разработка урока по истории в 7 классе "Внешняя политика России при Екатерине Великой".
Данный материал представляет собой нетрадиционный урок по истории России. В рамках урока присутствует театрализованное представление участниками которого являются Екатерина II, Румянцев, Потемкин....

Методическая разработка урока английского языка в 5 классе "Люблю тебя, Россия!"
Тема урока: Russia is my love Цель урока: воспитание любви к Родине.Задачи: развивать способность критически мыслить;развивать умение пользоваться интеллект-картами для обобщения информации;воспи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»
Предлагаемая разработка позволяет на основе организации групповой работы проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII программы курса Истории для СПО. Способствует закреплению сложившиеся у ...
Методическая разработка уроков литературы в 11 классе "Раздумья о пути России в поэме А.Блока "Двенадцать".
Эта методичесая разработка - попытка современного прочтения поэмы А.Блока, уже так далеко отстоящей от нас во времени и в то же время такой актуальной....