Технологическая карта урока географии 7 класс (ИН, В1) . тема "Климат"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Рысева Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока по географии 7 класс (учащиеся с интеллектуальными нарушениями) тема "Климат" ( 2 урок в теме "Лесная зона")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

География

Тема

«Климат».  (2 урок в теме Лесная зона)

Класс

7 класс

Тип урока

комбинированный

Цель урока

создание условий для формирования знаний об особенностях климата и природы лесной зоны России.

Задачи урока

Образовательные

  • Расширить и углубить знания учащихся о климате лесной зоны России.
  • Рассмотреть изменение климата в лесной зоне России и климатообразующие  факторы в  европейской и азиатской частях.

Воспитательные:

  • Воспитывать  интерес к предмету, используя занимательные задания.
  •  Умение работать в паре, команде.
  • Воспитывать товарищеские взаимоотношения между учащимися класса.

Коррекционно - развивающие

  • Коррекция памяти через совершенствование точности воспроизведения словестного материала ( правильность формулировок, умений давать краткий ответ).  Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно – следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями.
  • Корригировать  и развивать  связную  устную речь учащихся (правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развивать диалогическую и монологическую речь) через составление ответов на вопросы, знакомство с новыми терминами и понятиями.
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, умение выражать свои чувства) при самостоятельной работе.
  • Способствовать сохранению здоровья учащихся через проведение динамических пауз, осуществление контроля посадки учащихся, созданию оптимального воздушно-светового режима.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Минимальный уровень: Называют, в каком поясе освещенности расположена лесная зона (с опорой на схему). Называют основные характеристики погоды в разные времена года (лето, осень. весна, зима)

 Достаточный уровень : Рассказывают по схеме, какое влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые ветры с Атлантического океана. Сравнивают климат европейской части лесной зоны с азиатской. На контурной карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления ветров с Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океана

 формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.

Оборудование

Учебник, карточки с заданиями.

 Презентация Power Point к уроку по заданной теме

 Грамзапись «Пение птиц»

 Интерактивная доска

       Карта природных зон России

Содержание и ход урока

Этапы урока

Взаимодействие

Планируемый результат

(предметный)

Формирование БУД:

личностных, коммуникативные,

регулятивных, познавательных)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Орг момент

Приветствует учащихся!

От тундры до степей растут леса                                                                    По плоскогорьям и равнинам,                                                                По горам и низинам.                                                                                      А в недрах нефть и газ,                                                                                  Железная руда, графит, алмаз 

Учащиеся настраиваются на работу

 

2. Актуализация знаний

Продолжаем изучать лесную зону России. На прошлом уроке вы изучили положение лесной зоны на карте, её рельеф и полезные ископаемые. Карточки показали, что работать желают все, и каждый из вас выбрал вопрос для сообщения. Желаю успехов!

Учащиеся слушают.

Положительный настрой на работу.

3. Проверка домашнего задания

Учитель предлагает разделиться на 3 группы в соответствии с желанием подготовить сообщение.

Учитель поясняет, что каждая группа защищает свой вопрос, дополняет ответы товарищей, следит за рассказами других групп, а так же может дополнять их выступления. Игра «Друг за другом ходим кругом»

Рассаживаются в  группы за три стола по кругу.

Первая группа «Положение на карте» выходит к карте природных зон, каждый учащийся на данную тему говорит по одному предложению до тех пор, пока не расскажут всё.

Вторая группа  «Рельеф». Первый ученик делает вступительное слово о рельефе, другие рассказывают подробно о равнинах, плоскогорьях и горах. Учащиеся «послабеее» с помощью учителя показывают на карте и повторяют то, что запомнили.

Третья группа  «Полезные ископаемые». Отвечают около физической карты, называя полезные ископаемые и их месторождения.

  Р. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

П. Умение работать с текстом, таблицей, схемой,

графиками, иллюстрациями и др.

П  Умение передавать информацию в сжатом

или развёрнутом виде, составлять план, тезисы,

конспект.

К. Умение работать индивидуально и в группе:

Умение организовывать находить общее решение и разрешать конфликты

учебное сотрудничество на основе согласования позиций и учёта интересов.

4. Физ. минутка

Руки подняли и покачали-                                                               Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-                                                      Ветер сбивает росу.                                                                                   В стороны руки, плавно помашем-                                                       Это к нам птицы летят.                                                                             Как они тихо садятся, покажем-                                                                Крылья сложили назад

Повторяют движения за учителем

Дать возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и настроиться  на дальнейшую работу на уроке.

5. Целе-полагание

Учитель задаёт учащимся вопросы.

- Какой рельеф характерен для лесной зоны?

-В каком поясе освещённости находится лесная зона России?

-В каком направлении от тундры она простирается?

Краткий рассказ учителя

Лесная зона находится южнее тундры и расположена в северном умеренном поясе. Огромная территория и сложный рельеф определяют разнообразие её природных условий. Сегодня на уроке вы узнаете почему бывает разная погода, вы поймёте, что такое климат. КЛИМАТ – это тема нашего урока.

-Вы ведёте календарь природы, что вы там отмечаете?

-Эти показатели в нашей местности будут разные или примерно одинаковые?

(СЛАЙД – времена года).

-Охарактеризуйте погоду:

  • Весной
  • Летом
  • Осенью
  • Зимой

+В пределах лесной зоны расположены и равнины, и возвышенности, и плоскогорья, и горы.

+В северном умеренном поясе.

+В южном

Учащиеся записывают тему урока.

+Температуру воздуха, направление ветра, осадки.

+Разные, потому что существуют времена года.

Учащиеся рассказываю о сезонных изменениях в разные времена года.

   П Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Р  Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

6. Открытие новых знаний и способов действия

Анализируя результаты погодных показателей за два последних года, можно сделать вывод, что температура характерная для декабря месяца нашей местности, примерно совпадает.

Климат зависит от географического положения в данной местности. А лесная зона расположена на большой территории России. Она тянется с запада на восток, с севера на юг. На её пути встречаются высокие горные хребты на юге и востоке России. Они не дают проникать воздушным массам с морей. В европейской части дуют влажные ветры с Атлантики, поэтому летом не очень жарко, а зимой не очень холодно. Климат зависит от того, если рядом море, горы. Холодные ветры с СЛО хозяйничают в азиатской части лесной зоны. Зима бывает очень холодной, а лето короткое и очень жаркое. В одном случае климат называют умеренно континентальным, в другом резко континентальным.

Записывают КЛИМАТ – это многолетний режим погоды, характерный для данного района Земли.

Слушают рассказ учителя, в ходе которого отвечают на уточняющие вопросы.

 П Умение определять понятия, устанавливать аналогии.

Умение наблюдать, читать, слушать

7. Усвоение и проверка новых знаний

Учитель предлагает провести исследовательскую работу. Для этого надо, пользуясь учебником, заполнить таблицу и установить различие климата европейской и азиатской частей России.

Климат

европейской части лесной зоны

Климат азиатской части  лесной зоны

Учитель предлагает озвучить результаты исследований.

Учащиеся работают в двух группах.

Заполняют таблицу

Климат

европейской части лесной зоны

Климат азиатской части  лесной зоны

Климат умеренно континентальный. Лето тёплое, с дождями и грозами, зима со снегопадами и оттепелями

 Климат резко континентальный. Зима холодная и длится долго, а лето жаркое, короткое

Учащиеся выступают по одному представителю от группы. Остальные добавляют.

 П Умение работать с текстом, таблицей, схемой,графиками, иллюстрациями и др.

П Умение передавать информацию в сжатом

или развёрнутом виде, составлять план, тезисы,

конспект.

Р  Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

к Умение работать индивидуально и в группе: Умение организовывать находить общее решение и разрешать конфликты учебное сотрудничество на основе согласования позиций и учёта интересов.

 Л. Учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом,

8.  Физкультминутка.

Прошу детей встать из-за парт.                                         Говорю  слова и показываю движения:

Мы сейчас все дружно встанем(Дети встают)      И немножко отдохнем.(Потягиваются)     Вправо, влево повернитесь,   (Повороты)   Наклонитесь, поклонитесь!  (Наклоны)          Руки вверх и руки вбок, (Движения руками)       И на месте прыг да скок!  (Прыжки на месте)        А теперь бегом вприпрыжку,(Бег на месте)       Молодцы вы, ребятишки!

Повторяют движения за учителем.

 

Развивать интерес к здоровому образу жизни.

9. Закрепление

Работа с учебником. Предлагаю учащимся составить план статья «Климат» и записать ключевые слова.

Вторая часть исследована, поэтому вы можете её озаглавить сразу.

Предлагаю учащимся найти и показать на карте:

  • Лесную зону
  • Европейскую и азиатскую лесные зоны
  • Сибирь
  • Дальний Восток
  • Верхоянск
  • Японское море

На контурной карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления ветров с Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океана ( выборочно)

Учащиеся читают вслух и выделяют главную мысль.

1. Разнообразие климата лесной зоны (рельеф, горные хребты, воздушные массы).

2. Различие климата европейской и азиатской зон (умеренно континентальный, резко континентальный)

3. Климат Сибири и Дальнего Востока (Верхоянск, Японское море, Приморский край)

Л Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Р Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Р-. Корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией.

П Умение работать с текстом, таблицей, схемой,

графиками, иллюстрациями и др.

П-. Умение передавать информацию в сжатом

или развёрнутом виде, составлять план, тезисы,

конспект.

 

10. Домашнее задание.

Запись домашнего задания на доске:

1. стр. 70 – 72 прочитать, ответить на вопросы, подготовиться рассказывать по плану.

Записывают домашнее задание.

  Владение основами самоконтроля, самооценки,

  в учебной и познавательной деятельности.

11. Итог урока

Что нового вы узнали на уроке? Мне понравилась ваша работа, ваши выступления. С каким настроением вы уходите?

Ответы учащихся

Владение основами самоконтроля, самооценки,

принятия решений и осуществления осознанного

выбора в учебной и познавательной деятельности.

12. Рефлексия

Какое у нас сейчас время года?

 Мы скучаем по летнему, осеннему лесу, когда лес «одет листвою». Давайте на миг превратимся в волшебников и подарим дереву его листву:

 – Если вам было интересно, если вы многое узнали и активно работали – зеленый листик.                                    – Если желаете себе быть более активным на уроке – то желтый.

 – Если вам было не интересно, то веточку оставляете без листика.

Учащиеся слушают пение птиц своей местности и дарят дереву его листву.

        

Воспитывать в себе чувство патриотизма –

любви и уважения к людям своего общества, к

своей малой родине, к своей стране – России,

используя занимательные задания.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"

Технологическая карта  урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...