Население школьной страны
проект по географии (9 класс)

Долгова Любовь Михайловна

На уроках географии мы изучали тему «Население России». Это удивительно интересная и динамичная тема, которая дает представление о разнообразии жизни людей. Пожалуй, в этой теме нет ни одного вопроса, который не хотелось бы рассмотреть более подробно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naselenie_shkolnoy_strany.docx92.31 КБ

Предварительный просмотр:

I. Введение.

  На уроках географии мы изучали тему «Население России». Это удивительно интересная и динамичная тема, которая дает представление о разнообразии жизни людей. Пожалуй, в этой теме нет ни одного вопроса, который не хотелось бы рассмотреть более подробно.

Я разработала школьный проект «Население школьной страны». Мы в своей школе  провели большую часть своей жизни и школа для нас это наша маленькая страна. Поэтому я и решила провести перепись обучающихся в школе.

Мне захотелось узнать:        

- кого в школе больше - мальчиков или девочек;

- какие мужские и женские имена самые популярные;

- сколько детей в семьях наших учеников и т.д.

  Объектом  исследования  стали обучающиеся школы,

 предметом исследования – данные о них.

   Актуальность данной работы определяется тем, что в последнее время в нашей стране остро стоят демографические проблемы, которые отражаются и на нашем ученическом коллективе. Число учеников в школе  сокращается   Перепись населения позволяет не только отслеживать демографические процессы, но и заставляет компетентные органы  серьезно задумываться над данными проблемами и решать их.

   Цель работы –провести перепись среди учащихся для составления  демографического портрета нашей школы, а также получить теоретические и практические навыки по организации переписи населения.

 Задачи:

Изучить историю переписи населения.

Составить программу переписной компании в школе,      перечень вопросов переписного листа.

Опросить учащихся школы с 1 по 11 классы.

Объединить полученные результаты переписи всех классов, провести

их обработку и оформить наглядно

Проблема проекта

Отсутствие коллективного «портрета»  школьника.

Методы исследования: опрос, анкетирование, интервью.

Гипотеза проекта: «Мы все такие разные, неповторимые и индивидуальные!
Школа – своего рода маленькая страна, со своими законами и порядками, обязанностями, общественной жизнью. Разве не интересно узнать о жителях этой замечательной страны детства?

II.  Перепись населения.

1.    Из истории переписи населения.

   Перепись населения – уникальный источник, из которого получают различные характеристики населения, необходимые для разработки и реализации любых социально-экономических программ.

   Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства. Еще в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги. В Египте учеты населения проводились, начиная с эпохи древнего царства (2800—2250 лет до нашей эры). Имеются сведения о том, что учет населения велся в Древнем Китае и Древней Японии. На это же время приходятся сведения о проведенных учетах населения в Месопотамии. Результаты учётов населения использовались в военных целях. По своему характеру к таким учётам населения были близки и проведенные незадолго до колонизации европейцами учёты населения в раннефеодальных государствах Америки. Известны учеты населения в Древней Греции, в Аттике, где в конце 4 в. до н. э. был проведен учёт всех взрослых мужчин, и в Древнем Риме, где с 435 до н. э. регулярно проводились цензы. Эпизодические учеты населения, проводились и в раннем Средневековье. Например, в 1086, в Англии по приказу Вильгельма Завоевателя был проведен учёт населения жителей 34 графств, результаты которого получили название «Книга страшного суда». В ряде городов Европы проведены учёты домохозяйств.

   Первая полноценная перепись прошла в 1790 г. в США. Первым русских переписали татары в XII (нужно было знать объемы дани) . В 1897 прошла 1-я Всероссийская перепись населения. До 1897 года в масштабах отдельных территорий России проводятся локальные переписи населения: в Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Прибалтике, Казахстане, Семиреченской обл. и т. д. Всего с 1862 по 1917 на территории Российской империи было организовано около 200 местных переписей. В июне 1895 года его Императорское Величество Государь император Николай II высочайше утвердил Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи. В нем говорилось, что перепись "есть дело для России совершенно новое, никогда в ней до сих пор не бывалое. Перепись эта будет состоять в том, что будут пересчитаны поодиночке все жители государства для того, чтобы правительство могло знать верные числа или счет населения, как во всем государстве, так и в каждой отдельной губернии, в каждом уезде, в каждой волости, селении и усадьбе". 28 января (по старому стилю) 1897 г. во всей Российской империи (кроме Финляндии) путем непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату была проведена первая всероссийская перепись населения. Перепись была организована под руководством русского географа и статистика П. П. Семенова Тян-Шанского.

 Данные о каждом жителе собирались по тринадцати признакам:

1.Имя.
2.Семейное положение.
7777777777777777777777777777777777777777777777
3.Отношение к главе хозяйства.
777777777777777777777777777777777777777
4. Пол.
777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777
5. Возраст.
777777777777777777777777777777777777777777777777777777777
6. Сословие.
7777777777777777777777777777777777777777777777777777777
7. Вероисповедование.
7777777777777777777777777777777777777777777777
8. Место рождения.
7777777777777777777777777777777777777777777777777
9. Место прописки.
7777777777777777777777777777777777777777777777777
10. Место жительства.
77777777777777777777777777777777777777777777777
11. Родной язык.
7777777777777777777777777777777777777777777777777777
12. Грамотность.
777777777777777777777777777777777777777777777777777
13. Занятие.

По ее итогам численность населения Российской империи составила 67 475 тыс. человек.

 

 Далее переписи проводились достаточно часто: в 1917 г (91 000 тыс. чел.),1926 г. (92 700 тыс. чел), 1939 г. (108 380 тыс. чел.), 1959 г. (117 535 тыс. чел.), 1970 (130 000 тыс. чел), 1979 (137 550 тыс. чел), 1989г. (147 385 тыс. чел) и 2002г. (142857тыс.чел.).

2.Условия переписи населения в России.

В последнее время перепись населения проводится по определенной программе, с использованием определенных методов, при соблюдении определенных принципов.

Основные принципы проведения переписи населения:

-  всеобщность (охватывает всю территорию и всё население);

- одномоментность (выбор критического момента, то есть даты и времени переписи — все собранные в ходе переписи данные относятся к одному определённому и заранее установленному моменту); дети, родившиеся после момента переписи, в ней не учитываются, умершие до момента переписи учитываются как живые;

- единая программа переписи (сбор сведений об одних и тех же признаках и характеристиках, указанных в переписном листе, у всех переписываемых);

 - поимённость (сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке);

-  самоопределение (все сведения собираются только со слов опрашиваемых, запрещено требовать их документального подтверждения);

-  конфиденциальность (запрет сообщать кому-либо полученную в ходе переписи персональную информацию об опрашиваемых);

-    строгая централизация управления переписи (государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи);

-  регулярность проведения переписи (в России по закону — не реже раза в 10 лет).                                                                                                        

Методы проведения переписи:

-  опрос — при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;

-  самосчисление — переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения;

-   смешанный (анкетный) метод – в этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу. По окончании сбора заполненных анкет статслужба (бюро переписей) проводят их сверку и направляют переписчикам по тем адресам, откуда не получены анкеты, для проведения опроса жителей. Обычно материальные затраты на проведения переписи таким методом менее велики, чем при опросе, однако степень возврата заполненных анкет невелика (около 15-20 %), даже с учетом значительных затрат на пропаганду переписи.

III. Перепись населения школы

1.      Переписные листы для переписи населения.

   Для проведения переписи населения школы был разработан специальный переписной   лист [1], предназначенный для получения информации об учениках школы, их увлечениях, их семьях и др. Перепись населения школы была проведена в марте 2023года.

2.      Результаты переписи населения.

2.1.   Количественный состав населения.

По результатам переписи населения школьников проведенной в марте 2023 года в школу  учатся 66 учеников. В переписи приняли участие в се 100% учеников школы.

Численность учеников в школе

Начальная

школа

Основная

школа

26

40

2.2. Вот моя улица.

Название улицы

Число учащихся

Доля в процентах

Целинная

1

2%

Трудовская

8

12%

Набережная

10

15%

Крестьянская

5

7%

Комскомольская

3

5%

Рабочая

8

12%

Советская

3

5%

Юбилейная

4

6%

Молодежная

13

20%

Питерская

7

10%

Ленина

4

6%

2.3. Вот мой дом.

Анкетирование показало, что большинство  учащихся нашей школы живут в

индивидуальных домах-55%, и  вдвухквартирных-45%

2.4. Характеристика семей обучающихся

Количество детей в семье.

Количество

детей в семье

1 ребенок

2 ребенка

3 ребенка

4 и более

Количество

семей

7

22

11

11

Из таблицы видно, что в школе преобладают семьи, в которых воспитывается 2 ребенка.

2.5. Половой состав учеников в школе

Пол

Всего

Мужской

34 человека

Женский

32 человека

Из анализа данной диаграммы видно, что в школе количество мальчиков превышает  количество девочек на 2 человека.

2.6   Именной состав населения.

Так как мы живем во многонациональном регионе нашей страны в котором проживает более 170 национальностей, поэтому  в нашей школе учатся обладатели разных имен.

                                             

   

Рейтинг  женских имен           Менее популярные имена

C:\Documents and Settings\12345\Рабочий стол\Анимашки\Склад анимаций\637673622.jpg

Рейтинг мужских имен            Менее популярные имена

C:\Documents and Settings\12345\Рабочий стол\Анимашки\Склад анимаций\637673622.jpg

  • Виктория-2

Из диаграмм видно, что самым распространенными женскими именами в школе являются имена Виктория, Айнура, Рамина, Альбина, Софья, а мужским именем – Руслан. Редко встречающиеся в школе имена: Алан, Амирхан, Линар, Фатима, Айгерим, Дана.

2.7 Благоустройство жилых помещений

 

Виды благоустройства

Наличие

Холодная вода  

 41

Горячая вода

41

Ванна, душ

36

Баня

26

Туалет в жилище

36

2.8 Домохозяйство

Анализируя переписной лист, я выяснила, что на одного ученика нашей школы приходится 1,4 телевизоров, на одного ученика приходится 0,7 компъютеров ,и  0,4 телефона т.е. не все имеют компьютеры и телефоны.

2.9. Лечение и отдых.

Из анализа переписных листов я узнала ,что 19 % учащихся побывали на море,19% отдыхали в лагере, а 6 % в санаториях.

2.10. Цвет наших глаз и волос

Большинство учащихся имеют карие глаза и черные волосы.

2.11.   Любимый школьный предмет.

Любимых предметов у наших учеников много, но анализируя переписной лист наиболее часто упоминающимися предметами стали

Предмет

Количество выбравших

Физкультура

33 человека

Математика

7

Литература

6

География

5

Окружающий мир

4

Технология

4

2.12  Любимое занятие (хобби).

Увлечения наших ребят разнообразные.

  • Спорт – 5 человек
  • Футбол – 10 человек
  • Рисование – 7 человек
  • Вязание – 3 человека
  • Музыка – 2
  • Компьютер– 1 человек
  • Рыбалка – 5 человек
  • Резьба по дереву – 1 человек
  • Чтение – 2 человека
  • Бисероплетение – 5 человек

Кулинария – 4 человека

  • Заниматься уборкой – 3 человека
  • Ухаживать за животными – 3 человека
  • Не дали ответа – 17 человек

2.13.Моя будущая профессия

  • Пожарный – 1 ч.
  • Дизайнер – 1 ч.
  • Программист – 1 ч.
  • Ветеринарный врач – 3 ч.
  • Тракторист – 1 ч.
  • Шофер – 1 ч.
  • Механик – 1 ч.
  • Военный – 1 ч.
  • Тату-мастер – 1 ч.
  • Сварщик – 1 ч.
  • Столяр – 1 ч.
  • Военный – 1 ч.
  • Воспитатель – 1 ч.
  • Экскурсовод – 1 ч.
  • Строитель – 2 ч.
  • Не решили – 22 ч.

2.14.Любимое блюдо в школьной столовой.

Любимыми блюдами в школьной столовой учащиеся назвали гуляш и  картофельное пюре с сосиской

IV. Заключение.

В своей работе я рассказала об истории переписи населения, разработали переписной лист для проведения переписи учеников школы, провели перепись обучающихся, провели качественный и количественный анализ результатов переписи населения школы, выявили интересы обучающихся.

Все поставленные в начале исследования задачи выполнены, что позволило достичь цели, то есть провести социологическое исследование населения образовательного учреждения.

В результате исследовательской работы создана база данных населения школы и получена на практике система учета обучающихся. Результаты переписи населения создали общую картину об учениках школы.

По доминирующему виду проектной деятельности моя работа стала:

  • информационной;
  • исследовательской;
  • творческой;
  • практикоориентированной;
  • направленной на создание социально значимого продукта, которым могли бы   воспользоваться учащиеся, учителя, классные руководители.

Я научилась:

  • Самостоятельно формировать проблему
  • Планировать варианты решения поставленной проблемы
  • Слушать и слышать своих родителей, работников школы, одноклассников
  • Оценивать результаты своих действий

Я приобрела:

Новые знания в реальной жизненной обстановке

  • Умения сбора необходимой информации, ее анализа и обобщения, в том числе с помощью современных информационных технологий
  • Навыки опроса и анкетирования.

V.  Список литературы.

1. В.Я. Ром. Новое в России. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство» , М.: Дрофа 2020г.

2. Душина И.В. Народы мира – М., 2016 г.

3. http://ru.wikipedia.org.

4. http://www.perepis-2010.ru.

5. http://www.ekburg.ru.

VI. Приложение.

Приложение №1

Переписной лист

(Школьная перепись населения)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население и страны Северной Америки

Презентация к уроку географии в 7 классе. Население стран северной Америки, животный мир, водные ресурсы, полезные ископаемые....

Население и страны Южной Америки - методическая разработка урока

Урок по теме "Население и страны Южной Америки" включает в себя набор опций: сценарий урока, раздаточный материал и презентацию....

урок географии 7 класс " Население и страны Северной Америки"

Знакомство с историей заселения материка, коллонизацией и современным населением Северной Америки. Изучение политической карты материка....

урок географии 7 класс Население и страны Северной Америки "

Знакомство с историей заселения материка, коллонизацией и современным населением Северной Америки. Изучение политической карты материка....

конспект урока "Население и страны Северной Америки"7 класс

методическая разработка урока по теме"Населеение и страны Сесерной Америки "7 класс...

Конспект урока "Население и страны Южной Америки"

Статья представляет собой конспект урока по теме "Население и страны Южной Америки" для 7-х классов....

Урок:Население и страны Северной Америки

                                                    ...