Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Вештеюнас Елена Владимировна

Рабочая программа по географии 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 5 класс79.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 61

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

                                              САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

      УТВЕРЖДАЮ

на заседании

ИО Директора ГБОУ гимназии № 61

Педагогического совета

Н.С. Андреева

Протокол №_____от _____

Приказ № _____от ___________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

учебного предмета «География» для 5 класса основного общего образования

на 2025-2026 учебный год

СОГЛАСОВАНО:

        Председатель МО учителей

гуманитарного цикла

Роскрут О.Б.

_____________

Составитель:

                                                                                                                                 Вештеюнас Е.В

учитель географии

2025-2026 учебный год

г. Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии составлена ​​на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристик приведенных результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания и предполагающих непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программа основного общего образования.

Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.

Программа по географии дает представление о предметном обучении, воспитании и развитии обучающихся в рамках учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, обеспечивает соблюдение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса, обеспечивает распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учетом. межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; Определить возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Обучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание чувств патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения современной окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3) воспитание культуры, сложившееся в современном понимании геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и сельского хозяйства России и мира, в своей местности, о способах сохранения окружающей среды и умеренного использования ресурсов;

4) управляет возможностями определения и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристик, объяснений и оценок сильных динамических тенденций и процессов, жизненных ситуаций;

5) структуры комплексов практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимые для функций их использования при обеспечении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления причин происходящих в жизни процессов и развития в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

6) поддержка географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностей), требующих наличия серьезной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В систему общего образования «География» входят общепризнанные учебные включения, которые в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на национальные знания и навыки, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом изучения географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 КЛАСС

Раздел 1. Географическое изучение Земли

Введение. География — наука о планете Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Практическая работа

1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.

Тема 1. История географических открытий

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.

Практические работы

1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.

2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.

Раздел 2. Изображения земной поверхности

Тема 1. Планы местности

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практические работы

1. Определение направлений и расстояний по плану местности.

2. Составление описания маршрута по плану местности.

Тема 2. Географические карты

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.

Практические работы

1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.

2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.

Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа

1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.

Раздел 4. Оболочки Земли

Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

Практическая работа

1. Описание горной системы или равнины по физической карте.

Заключение

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.

Практическая работа

1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, поддержка Отечеству, прошлому и настоящему многонациональному народу России, чувство ответственности и долга перед Родиной); готовность к осуществлению ответственности гражданина и реализации его прав, уважения прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни, образовательная организация, местное семейное сообщество, родной край, страны для достижения целей развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к развитию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в принятом нравственном выборе; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции моральных и правовых норм с учетом осознания последствий для окружающей среды; развитие способностей решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на моральные ценности и закрепленные в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; Природа и культура других регионов и стран мира, объектов всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную основу научных представлений географических наук об основных принципах развития общества и природы, о взаимосвязях человека с природным и социальным развитием; владение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при расширении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение необходимыми навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдение и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного развития.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального здоровья: осознание ценностей жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим труда и отдыха, регулярная динамика активности); соблюдение правил безопасности в природе; навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и моим конкретным, информационным и политическим условиям, в том числе осмысляя масштаб опыта и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыков рефлексии политики, своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и возможность осознанно соблюдать и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически обоснованного образа жизни; Бережное отношение к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; к практическому изучению профессий и труда мгновенного рода, в том числе на основе применения географических интересов знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развития необходимых для этого умений; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и настроения.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирование последующих действий и оценка их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активные неприятные действия, приносящие вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природных, технологических и социальных сред; готовность к получению в практической деятельности главной направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Владение универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

  • Выявлять и характеризовать некоторые признаки географических объектов, процессов и тенденций;
  • сохраняемый существенный признак классификации географических объектов, процессов и ориентиров, основание для их сравнения;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и ​​данных заключения с учетом предложенной географической задачи;
  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и направлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и направлений;
  • самостоятельно выбрать способы решения учебной географической задачи (сопоставить несколько вариантов решения, выбрать наиболее подходящий вариант с учётом самостоятельно выделенных вариантов).

Базовые исследовательские действия

  • Используйте географические вопросы в качестве исследовательского инструмента познания;
  • формулировать географические вопросы, фиксируя разрыв между реальным и желаемым состоянием ситуации, объектом и самостоятельно сохраняя иское и существующее;
  • формировать гипотезу об истинности естественных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по динамическим аспектам различных вопросов и проблем;
  • проведение по плану переносжного географического исследования, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
  • оценить достоверность информации, полученной в ходе географических исследований;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения или исследования, оценивать достоверность результатов и выводов;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и направлений, событий и их последствий в аналогичных или сходовых объектах, а также выдвигать сопротивление их развитию в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных методов;
  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
  • нахождение сходных аргументов, подтверждающих или опровергающих одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
  • самостоятельно выбрать оптимальную форму представления географической информации;
  • оценить надежность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • систематизировать географическую информацию в разных формах.

Владение универсальными коммуникативными действиями:

Общение

  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по экономическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существующим обсуждаемым темам и высказывать идеи, ориентированные на решение задач и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои мнения по географическим вопросам с мнениями других участников диалога, находить детали и сходство позиций;
  • публичное выступление результатов выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

  • принять совместную деятельность при выполнении международных географических проектов, коллективно построить действия по ее реализации: обсудить роли, договариваться, обсуждать результаты процесса и совместную работу;
  • планировать организацию совместной работы, при выполнении континентальных проектов определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, добиваться качественного результата в своем ходе и координировать свои действия с другими участниками команды;
  • Сопоставить результаты выполнения итогового географического проекта с исходной страной и оценить вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделить сферу ответственности.

Владение универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

  • самостоятельно разработать алгоритм решения географических задач и выбрать способ их решения с учетом имеющихся ресурсов и естественных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составить план действий (план реализации алгоритма решения), скорректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

  • владеть методами самоконтроля и рефлексии;
  • объяснить причину достижения (недостижения) результатов деятельности, дать оценку приобретенному опыту;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, ошибок, возникших в результате;
  • оценить соответствие результата цели и условий

Принятие себя и других

  • осознанно обращаясь к человеку, по его мнению;
  • ватать свое право на ошибку и признавать такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5 КЛАСС

  • Приводить примеры географических объектов, процессов и направлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
  • приводить примеры методов исследования, применимых в географии;
  • выбор источников географической информации (картографических, текстовых, видео и фотоизображений, интернет-ресурсов), необходимых для изучения истории географических открытий и современных географических исследований современности;
  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
  • внести вклад великих пассажиров в географическое изучение Земли;
  • описывать и сравнивать маршруты своих путешествий;
  • факты посещения различных источников информации (включая интернет-ресурсы), позволяющие оценить вклад российских пассажиров и внимание к развитию знаний о Земле;
  • внести вклад великих пассажиров в географическое изучение Земли;
  • описывать и сравнивать маршруты своих путешествий;
  • факты посещения различных источников информации (включая интернет-ресурсы), позволяющие оценить вклад российских пассажиров и внимание к развитию знаний о Земле;
  • определение направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
  • использовать условные обозначения планов местности и географических карт для информации, необходимой для решения научных и (или) получения практико-ориентированных задач;
  • использовать понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентация на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «словные знаки» для решения научных и практико-ориентированных задач;
  • различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
  • приводить образующиеся Солнца в мир живой и неживой природы;
  • объяснить причину смены дня и ночи и времени года;
  • сохранять эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдения; описать структуру структуры Земли;
  • различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
  • различать понятия «материальная» и «океаническая» земная кора;
  • различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
  • показать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
  • различать горы и ограничения;
  • классифицировать форму рельефа суши на высоте и по внешнему виду;
  • название причины землетрясений и вулканических извержений;
  • использовать понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясений» и «очаг землетрясений» для решения научных и (или) практико-ориентированных задач;
  • использовать понятия «эпицентр землетрясений» и «очаг землетрясений» для решения познавательных задач;
  • распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизмов, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
  • классифицировать острова по происхождению;
  • приводить возможные последствия в литосфере и последствия их воздействия;
  • приводить изменения в литосфере в результате деятельности человека в своей местности, России и мире;
  • приводить актуальные проблемы местности своей, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
  • приводить подобные действия внешних процессов рельефообразования и природных полезных ископаемых в своей местности;
  • результаты фенологических исследований и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географической описания).

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 5 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Географическое изучение Земли

1.1

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления

 2

 0

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Онлайн Тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests ЯКласс https://www.yaklass.ru/

1.2

История географических открытий

 7

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Онлайн Тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests ЯКласс https://www.yaklass.ru/

Итого по разделу

 9

Раздел 2. Изображения земной поверхности

2.1

Планы местности

 5

 0

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Онлайн Тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests ЯКласс https://www.yaklass.ru/

2.2

Географические карты

 5

 1

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Онлайн Тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests ЯКласс https://www.yaklass.ru/

Итого по разделу

 10

Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы

3.1

Земля - планета Солнечной системы

 4

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Онлайн Тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests ЯКласс https://www.yaklass.ru/

Итого по разделу

 4

Раздел 4. Оболочки Земли

4.1

Литосфера - каменная оболочка Земли

 7

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Онлайн Тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests ЯКласс https://www.yaklass.ru/

Итого по разделу

7

Заключение

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Онлайн Тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests ЯКласс https://www.yaklass.ru/

Резервное время

 3

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Онлайн Тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests ЯКласс https://www.yaklass.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 3

 10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Онлайн Тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests ЯКласс https://www.yaklass.ru/

2

Географические методы изучения объектов и явлений. Практическая работа "Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Онлайн Тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests ЯКласс https://www.yaklass.ru/

3

Представления о мире в древности. Практическая работа "Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865041a Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

4

География в эпоху Средневековья.

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650528 Онлайн тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests https://geo-oge.sdamgia.ru/

5

Эпоха Великих географических открытий.

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650640 УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo

6

Первое кругосветное плавание. Карта мира после эпохи Великих географических открытий

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650776 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

7

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650924 Онлайн тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests https://geo-oge.sdamgia.ru/

8

Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650b04 УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo

9

Географические исследования в ХХ в. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа "Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650c26 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

10

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650d70 Онлайн тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests https://geo-oge.sdamgia.ru/

11

Масштаб. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа "Определение направлений и расстояний по плану местности"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650f0a УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo

12

Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651090 Онлайн тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests https://geo-oge.sdamgia.ru/

13

Изображение на планах расположения неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651252 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

14

Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения. Практическая работа "Составление описания маршрута по плану местности"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865139c УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo

15

Определения глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886514b4 УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo

16

Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Географические координаты. Практическая работа "Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886516bc Онлайн тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests https://geo-oge.sdamgia.ru/

17

Определение расстояний по глобусу. Искажения на карте. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Практическая работа "Определение направлений и расстояний по карте полушарий"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886519be Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

18

Разнообразие географических карт и их классификации. Возможности изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651ad6 Онлайн тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests https://geo-oge.sdamgia.ru/

19

Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Система космической навигации. Геоинформационные системы. Профессия картограф.

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651bf8 УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo

20

Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по разделу "Изображения земной поверхности"

 1

 1

 0

21

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651d92 УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo

22

Движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652008 Онлайн тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests https://geo-oge.sdamgia.ru/

23

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886521c0 УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo

24

Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Практическая работа "Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886522ec Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

25

Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме "Земля — планета Солнечной системы"

 1

 1

 0

26

Литосфера — твердая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865240e

27

Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886525b2 УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo

28

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652724

29

Разрушение и изменение горных пород и минералов под внешними и внутренними процессами. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652972 Онлайн тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests https://geo-oge.sdamgia.ru/

30

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Практическая работа "Описание горной системы или равнины по физической карте"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652bf2 УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo

31

Человек и литосфера

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652d50

32

Рельеф дна Мирового океана. Острова, их виды по происхождению

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652e68 Онлайн тест PAD https://onlinetestpad.com/ru/tests https://geo-oge.sdamgia.ru/

33

Резервный урок. Контрольная работа по теме "Литосфера — каменная оболочка Земли"

 1

 1

 0

34

Сезонные изменения Практическая работа «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652f9e

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 3

 10

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

 Код проверяемого результата

 Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

1

По разделу «Географическое изучение Земли»

1.1

Тема «География – наука о планете Земля»

1.1.1

приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии

1.1.2

выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности

1.1.3

интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

1.2

Тема «История географических открытий»

1.2.1

различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли

1.2.2

описывать и сравнивать маршруты путешествий великих путешественников

1.2.3

находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле

2

По разделу «Изображения земной поверхности»

2.1

Тема «Планы местности»

2.1.1

определять направления и расстояния по плану местности (топографической карте); определять направления, расстояния и географические координаты по картам

2.1.2

применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «стороны горизонта», «азимут», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

2.1.3

различать понятия «план местности» и «географическая карта»

2.1.4

применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

2.1.5

приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС)

3

По разделу «Земля – планета Солнечной системы»

3.1

Тема « Земля – планета Солнечной системы»

3.1.1

приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы

3.1.2

объяснять причины смены дня и ночи и времён года

3.1.3

устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений

4

По разделу «Оболочки Земли»

4.1

Тема «Литосфера»

4.1.1

описывать внутренне строение Земли

4.1.2

различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора», «минерал» и «горная порода», «материковая» и «океаническая» земная кора

4.1.3

показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли

4.1.4

различать типы горных пород

4.1.5

различать горы и равнины

4.1.6

классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику

4.1.7

называть причины землетрясений и вулканических извержений

4.1.8

применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

4.1.9

применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач

4.1.10

распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания

4.1.11

классифицировать острова по происхождению

4.1.12

приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения

4.1.13

приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира

4.1.14

приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу

4.1.15

приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности

4.1.16

описывать по физической карте полушарий, физической карте России местоположение изученных форм рельефа для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

5 КЛАСС

 Код

 Проверяемый элемент содержания

1

Географическое изучение Земли. История географических открытий

1.1

География в древности и в эпоху Средневековья

1.2

Эпоха Великих географических открытий

1.3

Географические открытия XVII – XIX вв.

1.4

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени

2

Изображения земной поверхности

2.1

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

2.2

Масштаб топографического плана и карты и его виды. Азимут

2.3

Градусная сеть: параллели и меридианы на глобусе и картах. Географические координаты: географическая широта и географическая долгота

3

Земля – планета Солнечной системы

3.1

Форма и размеры Земли и их географические следствия. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца и его географические следствия

3.2

Географические полюсы. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния

4

Литосфера ‒ каменная оболочка Земли

4.1

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора

4.2

Минералы и горные породы. Виды горных пород и их образование

4.3

Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа – материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор и равнин по высоте и внешнему облику. Рельеф дна Мирового океана. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению

4.4

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Движение литосферных плит. Вулканы и землетрясения. Выветривание и его виды

4.5

Человек и литосфера. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Код проверяемого требования

 Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС

1

Освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития, понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин

2

Освоение и применение системы знаний об основных географических закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах

3

Овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии и их использование для решения учебных и практических задач

4

Умение сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков

5

Умение классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств

6

Умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами

7

Умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

8

Умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей среды

9

Умение выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни

10

Умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных, практико-ориентированных задач

11

Умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

12

Умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей её сохранения и улучшения; задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ

 Код

 Проверяемый элемент содержания

1

Раздел 1. Географическое изучение Земли

1.1

География – наука о планете Земля

1.2

История географических открытий

2

Раздел 2. Изображения земной поверхности

2.1

Планы местности. Масштаб. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Азимут. Географические карты. Географическая широта и географическая долгота. Условные знаки, способы картографического изображения

3

Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы

3.1

Земля ‒ планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия

4

Раздел 4. Оболочки Земли

4.1

Литосфера

4.1.1

Внутреннее строение Земли. Минералы и горные породы. История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Сейсмические пояса

4.1.2

Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Рельеф земной поверхности и дна Мирового океана. Полезные ископаемые

4.2

Гидросфера

4.2.1

Мировой океан и его части. Движение вод Мирового океана. Система океанических течений. Солёность и температура океанических вод. Географические закономерности изменения солёности поверхностных вод Мирового океана. Ледовитость Мирового океана

4.2.2

Воды суши. Реки. Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

4.3

Атмосфера

4.3.1

Газовый состав, строение атмосферы. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Вода в атмосфере. Погода и её показатели. Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферных осадков. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры

4.3.2

Климат и климатообразующие факторы. Разнообразие климата на Земле

4.4

Биосфера

4.4.1

Разнообразие животного и растительного мира

4.4.2

Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв

4.5

Географическая оболочка

4.5.1

Особенности строения, свойства географической оболочки, их географические следствия. Круговороты веществ на Земле

4.5.2

Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность

4.5.3

Природно-территориальные комплексы. Материки, океаны, части света. Острова, их типы по происхождению

5

Раздел 5. Человечество на Земле. Материки и страны

5.1

Распространение людей на Земле. Современная численность населения мира. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и плотность населения. Города и сельские поселения

5.2

Народы и религии мира

5.3

Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы

5.4

Южные материки. Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида ‒ уникальный материк на Земле. История открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население и политическая карта Африки, Австралии и Океании, Южной Америки. Крупнейшие по территории и численности населения страны

5.5

Северные материки. Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны

6

Раздел 6. Взаимодействие природы и общества

6.1

Природная среда. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты

6.2

Природно-ресурсный капитал. Классификации природных ресурсов

6.3

Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли

6.4

Принципы рационального природопользования и методы их реализации

6.5

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей

6.6

Стихийные явления в литосфере, атмосфере и гидросфере

6.7

Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная. Глобальные изменения климата. Экологические проблемы Мирового океана

7

Раздел 7. География России

7.1

Географическое пространство России

7.1.1

История формирования и освоения территории России

7.1.2

Географическое положение и границы России. Виды географического положения. Моря, омывающие территорию России

7.1.3

Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России

7.1.4

Административно-территориальное устройство России. Районирование территории

7.2

Природа России

7.2.1

Природные условия и ресурсы России. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию

7.2.2

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа

7.2.3

Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны

7.2.4

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления

7.2.5

Моря как аквальные природные комплексы. Реки России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

7.2.6

Почва. Основные зональные типы почв. Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв

7.2.7

Богатство растительного и животного мира России. Растения и животные, занесённые в Красную книгу России

7.2.8

Природно-хозяйственные зоны России. Высотная поясность в горах на территории России. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы

7.3

Население России

7.3.1

Численность населения России. Геодемографическое положение России. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России

7.3.2

Миграции населения. Миграционный прирост населения. Общий прирост населения

7.3.3

Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения

7.3.4

Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации

7.3.5

Народы и религии России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение

7.3.6

Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие

7.3.7

Человеческий капитал России. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие

7.3.8

Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия

7.4

Хозяйство России

7.4.1

Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Факторы производства. Условия и факторы развития и размещения хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов

7.4.2

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

7.4.3

Металлургический комплекс

7.4.4

Машиностроительный комплекс

7.4.5

Химико-лесной комплекс

7.4.6

Агропромышленный комплекс (АПК)

7.4.7

Инфраструктурный комплекс

7.5

Регионы России

7.5.1

Западный макрорегион (Европейская часть) России. Географические особенности географических районов: Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал

7.5.2

Восточный макрорегион (Азиатская часть) России. Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток

7.6

Россия в современном мире

7.6.1

Россия в системе международного географического разделения труда

7.6.2

Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО на территории России

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. География. Начальный курс, 5 класс/ Летягин А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2020 г.
  1. Атлас и контурные карты по географии 5 класс. Издательство "Дрофа" 2024 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. География. 5–6 классы. Методическое пособие. В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М: Дрофа, 2022 г.
  2. География. Проблемные задания и тесты. 5-9 классы. Материал к каждому уроку. ФГОС / И.М. Савкин, Д.И. Савкин - Волгоград : Учитель, 2022 г.
  3. Игры на уроках географии. Методическое пособие / В.А. Снигирёв - Москва: Владос, 2020 г.
  4. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюковой. Начальный курс География 5- 6 класс / Громова Т.П. - Москва: Дрофа, 2021.
  5. Методическое пособие по выполнению практических работ по географии 5-9 классы. Н.А.Новопашина – Уфа, 2022 г.
  6. Методические пособия. География 5-9 классы. Линия УМК География Классическая линия. Дрофа, 2024 г.
  1. Методическое пособие к линии учебников «География. 5-9 классы» под ред. В.П. Дронова. – М: Дрофа, 2022 г.
  2. Обучение географии в средней школе. Методическое пособие / Л.В. Байбородова, А.В. Матвеев - Москва: Владос, 2021 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. Библиотека ЦОК (https://m.edsoo.ru/886502ee)
  2. Видеоуроки (http://interneturok.ru/)
  3. Географические обучающие модели (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog%20class[]=48%20subject[]=28)
  4. Географический атлас (http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/)
  5. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ)
  6. Мир карт (http://www.mirkart.ru/)
  7. Онлайн тест PAD (https://onlinetestpad.com/ru/tests)
  8. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/)
  9. Электронное приложение к газете «1 сентября» (http://geo.1september.ru/urok/)
  1. ЯКласс (https://www.yaklass.ru/)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...