География в жизни А.С. Пушкина
классный час

Меньшакова Виктория Владимировна

Данная методическая разработка может быть использована как на уроках литературы и географии, так и как внеклассное мероприятие (классный час, в рамках предметной недели).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_v_zhizni_pushkina.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  ГЕОГРАФИЯ В ЖИЗНИ А.С.ПУШКИНА.

ЦЕЛЬ: показать, как гениальная поэзия А.С.Пушкина воспитывает у подрастающего поколения чувства патриотизма, бережного отношения к природе, гордости за свой народ и своё Отечество.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: поэтический вечер.

ЭПИГРАФ:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищи:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как … пустыня

И как алтарь без божества.

Учитель: А.С.Пушкин, этот всеобъемлющий гений, оставил и самостоятельный географический труд, дающий право причислить его к семье географам.

В «Путешествии в Арзрум» поэт признавался: «С детских лет путешествия были моей любимою мечтою. Они нужны мне нравственно и физически». Кроме многократных поездок из Петербурга в Москву и в свои родовые места он совершил по своей и не по своей воле (отправляясь в ссылку) 3 больших путешествия: 2 на юг и одно на восток – в Приуралье по следам Пугачёва. Известно, что суммарная протяжённость его маршрутов превышает 34 тыс. км, а знаменитый исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский за время своих путешествий преодолел в общей сложности 30 тыс. км.

А.С.Пушкин обладал тонкой географической наблюдательностью. Вот некоторые отрывки из его «Путешествия в Арзрум».

Ученик 1: «Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах…».

Ученик 2: «Мгновенный переход от грозного Кавказа к миловидной Грузии восхитителен. Воздух юга вдруг начинается повевать на путешественника. С высоты Гут-горы открывается Кайшаурская долина с её обитаемыми скалами, с её садами, с её светлой Аргавой, извивающимися, как серебряная лента…».

Ученик 3: «Я ехал посреди плодоносных нив и цветущих лугов. Жатва струилась, ожидая серпа. Я любовался прекрасной землёю, коей плодородие вошло на Востоке в пословицу».

Ученик 4:  «Арзрум почитается главным городом в Азиатской Турции… Дома в нём каменные, кровли покрыты дерном, что даёт городу чрезвычайно странный вид, если  смотришь на него с высоты… Климат арзрумский суров. Город выстроен в лощине, возвышающейся над морем на 7000 футов. Горы, окружающие его, покрыты снегом большую часть года. Земля безлесна, но плодоносна. Она орошена множеством источником и отовсюду пересечена  водопроводами».

Ученик 5: в этом же произведении он пишет о чужой земле: «Я поскакал к реке с чувством неизъяснимым.

Никогда ещё не видел я чужой земли. Граница имела для меня что-то таинственное; с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вёл я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу, и никогда ещё не вырывался из пределов необъятной России. Я весело въехал в заветную реку, и добрый конь вынес меня на турецкий берег. Но этот берег был уже завоёван: я всё ещё находился в России».

Ученик 6: географические описания встречаются и во многих других произведениях.

… Но силой ветра от залива

Преграждённая Нева

Обратно шла, гневна, бурлива

И затопляла острова…

                                     («Медный всадник»).

… Мороз и солнце день чудесный!..

                                     («Зимнее утро»).

… Буря мглою небо кроет…

                                   («Зимний вечер»).

Учитель: поэт не только увлекался путешествиями, но и проявлял глубокий интерес к географии, в частности к постановке её преподавания. В статье «О народном воспитании» он писал об изучении своей страны: «Россия слишком мало известна русским; сверх её истории, её статистика, её законодательство требуют особенных кафедр».

Он был первым, кто высказался о необходимости улучшения постановки преподавания географии. Он следил за выходом учебных пособий по географии и других географических новинок и на некоторые из них давал отзывы, например на труды К.И.Арсеньева «Краткая всеобщая география» и «Всеобщий Атлас», получившие широкую известность. Об интересе поэта к картам свидетельствует уже не только в петербургской квартире, но и в Болдине. С картами он не расставался. Осенью 1830 г. задержанный холерой в родовом имении – Болдине, А.С.Пушкин в письме невесте Н.Н.Гончаровой писал: «Передо мной теперь географическая карта; я смотрю, как бы дать крюку и приехать к вам через Кяхту или через Архангельск?». Так горестно шутил поэт, стремясь скорее добраться до Москвы.

Ученик 1: А.С.Пушкин не только использовал карты, но и сам работал над ними. Так он выполнил и приложил к «Истории Пугачёва» карту, хотя и не очень подробную. Поэтому в совет из критиков «Истории Пугачёва» А.С.Пушкин писал: «Карта далеко не полна; она была необходима, и я не имел возможности составить другую,  более совершенную».

Ученик 2: в библиотеке А.С.Пушкина было много книг географического содержания. Они составили почти 10% его обширной библиотеки, насчитывающей несколько тысяч томов.

Обширный географический материал содержит незаконченный труд поэта «История Петра I». Привлекает внимание интерес поэта к проблемам охраны природы, которые он отмечает, изучая указы Петра I «О нечистке под пашню лесов по рекам, по коим леса гонят в Москву, а чистить их в 30 верстах и выше», «О делении поташа из сучьев деревьев, не годных на корабельное строение».

Ученик 3: Пушкину были близки различные географические понятия и термины, в частности названия разных ветров. В его произведениях, в частности фигурируют и аквилон (северный холодный ветер у древних римлян), и борей (северный холодный ветер у древних греков), и эвр (тёплый юго-восточный ветер), и «аравийский ураган» (самум).

Зачем ты, грозный аквилон,

Тростник прибрежный долу клонишь?

Зачем на дальний небосклон

Ты облако столь гневно гонишь?

(«Аквилон»).

Ученик 4: в «Капитанской дочке» он описал буран в степи: «…Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегчала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл. Сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!». Под бураном теперь понимают метель, вьюгу в степи.

Звучит музыкальная иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Метель» Г.Свиридова (№1 «Тройка»).

Ученик 5: А.С.Пушкин обладал и этнографическими познаниями. В стихотворении «Памятник» упомянуты представители 4 народов: русский, финн, тунгус, калмык. Он описывает народы, населяющие крупные территории. Финн (собирательное название) представляет финно-угорскую группу народов, расселенных на обширной территории на северо-западе страны; тунгус (эвенк) представляет хотя бы и немногочисленный народ, но расселенный на огромных просторах Сибири от р. Оби до Охотского моря; калмык – представитель монгольской группы народов, расселенных тоже по обширной территории. Ко всем народам он относился с большой симпатией.

Ученик 6: в примечаниях к поэме «Цыганы» поэт обращает внимание на происхождение этого народа: «Долго в Европе не знали происхождения Цыганов; считали их выходцами из Египта – доныне в некоторых землях и называют их египтянами. Английские путешественники разрешили наконец все недоразумения – доказано, что цыганы принадлежат отверженной касте индейцев, называемых париа. Язык и то, что можно назвать их верою – даже черты лица и образ жизни, - верные тому свидетельства».

Поэт выступал обличителем расизма. Он страстно желал, чтобы наступило то время, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». Много стихов посвятил А.Пушкин Петербургу, но не обошёл и Москву:

Москва. Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

В заключении проводится викторина «Пушкин и география».

  1. В каком году А.С.Пушкин окончил Царскосельский (Александровский) лицей? (1817 г.).
  2. В каком году вследствие конфликтов с начальством А.С.Пушкин уволен со службы и выслан в с. Михайловское? (1824 г.).
  3. Этот город, основанный в 1708 г. как загородная резиденция русских царей, до 1918 г. Царское Село, до 1937 г. Детское Село, а как сегодня он называется? (Пушкин).
  4. В Москве есть Ленинские горы, а где находятся Пушкинские горы, чем они ещё знамениты? (в Псковской области, музей-заповедник А.С.Пушкина, который включает Святогорский монастырь, могилу поэта).
  5. Назовите улицу в Москве, связанную с началом семейной жизни поэта. (Арбат, 53 – первая семейная квартира А.С.Пушкина).
  6. В каком селе Тверской области, где находилось имение Вульфов и где, будучи у них в гостях, А.С.Пушкин написал: «Полтаву» и «Анчар», создан музей? (с. Берново).
  7. Назовите родовое имение Ганнибалов – Пушкиных. (с. Михайловское в Псковской области).
  8. Природа какого края описана в этом стихотворении:

Волшебный край! Очей отрада!

Всё живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса…

                                                             (Крым).

  1. Назовите композитора, написавшего музыку к экранизации повести Пушкина «Метель». (Г.Свиридов).
  2.  Какое произведение поэта непосредственно связано с географией?  («Путешествие в Арзрум»).
  3.  «У лукоморья дуб зелёный…». Каждому с детства известны эти строки, но не все знают, что реальные их прототипы до сих пор существуют. Правда 600-летний дуб время не подошло – он засох несколько лет назад, но он всё ещё стоит у тихого пруда – лукоморья. Итак, где же существуют эти прототипы? (близ Санкт-Петербурга в старинном имении «Суйда» А.П.Ганнибала).
  4.  О каком городе России идёт речь:

… как много в этом слове

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

                                                                (Москва).

  1.  О каком природном явлении сказано в поэме «Медный всадник»?

… Но силой ветра от залива

Прегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива

И затопляла острова…

                                                                      (Наводнение).

  1.  Какому морю посвящены эти строки?

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

                                                                        (Чёрное море).

  1.  Пушкин наставлял лицейского товарища, впоследствии известного мореплавателя и полярного исследователя (он предсказал существование о.Врангеля), как вести журнал путешествия. Назовите лицейского друга, о котором шла речь? (Ф.Ф.Матюшкин).
  2. Во время работы над «Петром I» А.С.Пушкин часто беседовал с историком, географом. От него поэт получал географические и исторические сведения и использовал их в своих сочинениях. О ком идёт речь? (К.И.Арсеньев).
  3.  Назовите улицу в Москве, где родился А.С.Пушкин (Бауманская, ул.Немецкая, 40. По установившемуся мнению, в доме И.В.Скворцова 26 мая (6 июня нового стиля) 1799 г. родился Пушкин А.С. №57 дом Н.П.Головкиной; имеется точка зрения считать этот дом местом рождения поэта).
  4.  На ул.Вахтангова, №5 (Б. Николопесковский пер.) в 1831 г. жил один из ближайших друзе Пушкина. Назовите его. (П.В.Нащокин).
  5.  Назовите место в Москве, где состоялся разговор А.Пушкина с царём, который во многом определил судьбу поэта. (Кремль. Николаевский или Чудов дворец, 8 сентября 1826 г.).
  6.  Чем знаменита в Москве ул. Солянка, № 14 (Б. Чернышевский пер., №6)? (В конце 1830 – начале 1831 г. в «Московской ссудной казне» Пушкин закладывает своё имение).

В заключении учащиеся читают стихи великого поэта.

ЛИТЕРАТУРА: журнал «География в школе», №4, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Няня в жизни А.С.Пушкина"

Данную разработку можно использовать в ходе Недели русского языка и литературы, а также приурочить к Дню Лицея. Рассчитана на учащихся 6-7 классов....

"Добро и зло в нашей жизни" А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 класса при изучении сказки А. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатврях". На уроке учащиеся выявляют различия русской народной и ли...

"Лицейские годы в жизни А. С. Пушкина"

Знакомство учащихся с семьей Пушкина и лицеем в Царском Селе...

Урок литературы по теме "Лицейский период в жизни А.С.Пушкина", 6 класс

Урок литературы - часть уроков по биографии А.С.Пушкина - содержит материал о жизни поэта в период обучения в Царском Селе в Лицее в период с 1811 по 1817гг....

"Я вас любил..." (Галерея женских портретов в жизни А.С.Пушкина)

Урок по любовной лирике А.С.Пушкина, в котором рассказывается о женщинах в жизни А.С.Пушкина, стихотворениях им посвящённых....

с тестом понимания твopчeских мотивoв петербургского периода жизни А.С.Пушкина

Каждый yчитeль пo-свoeмy пoнимаeт мoтивы твopчeства А.С.Пyшкина и oжидаeт этoгo oт свoиx yчeникoв....

Информационный проект "Лицей в жизни А.С. Пушкина.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: расширение и углубление предметных знаний путём самостоятельного приобретения недостающих данных из разных источников. ЗАДАЧИ: 1) развитие познавательной деятельности обучающих...