Технологическая карта, география 7 класс, Африка путешествие.
план-конспект урока по географии (7 класс)

Шутова Галина Николаевна

Цели урока:

Образовательные цели:

- сформировать представление об особенностях природы, населения и хозяйства различных регионов Африки.

Развивающие цели:

- формировать у учащихся умения работать с параграфами-путешествиями.

Воспитательные цели:

- воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 31

Тема: «Африка: путешествие»

Цели урока:

Образовательные цели: 

- сформировать представление об особенностях природы, населения и хозяйства различных регионов Африки.

Развивающие цели: 

- формировать у учащихся умения работать с параграфами-путешествиями.

Воспитательные цели: 

- воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

- формирование знаний и представлений об Африке: природе, населении и хозяйстве её регионов и стран.

Метапредметные: 

- формирование умений:

1) осуществлять смысловое чтение;

2) строить логическое рассуждение и делать выводы;

3) работать с текстом и картами;

4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

5) составлять схемы и таблицы;

6) владеть устной речью.

Личностные: 

- формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства различных регионов и стран Африки

Основное содержание: правила путешествия по материку, особенности природы, занятия населения, хозяйство, памятники Всемирного природного и культурного наследия. Маршрут Касабланка – Триполи: узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения, культура. Карфаген – памятник Всемирного культурного наследия. Сахара – «жёлтое море» песка, особенности природы, занятия населения, кочевое животноводство, проблемы опустынивания и голода. Маршрут Томбукту – Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос – озеро Виктория, Лагос – крупнейший город Нигерии, Нигер – одна из крупнейших рек континента, особенности влажных экваториальных лесов, река Конго, пигмеи, массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория – Индийский океан, происхождение озера Виктория, исток Нила, Килиманджаро, национальные парки Танзании, занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам – мыс Доброй Надежды, особенности природных зон, полезные ископаемые, ЮАР.

Деятельность обучающихся:

- планировать последовательность и способ действий;

- наносить маршрут путешествия на контурную карту;

- находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты;

- сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую;

- характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира;

- читать климатическую диаграмму;

- выявлять особенности природных зон на маршруте;

- характеризовать занятия населения, его проблемы;

- владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание;

- обобщать информацию;

- участвовать в обсуждении.

Ценностный компонент урока: воображаемое путешествие как способ познания Африки.

Оборудование: учебник: География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2016. (Полярная звезда); карты Африки: физическая, природных зон, путешествий, атлас.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организацион-ный момент.

Проверка готовности обучающихся  к уроку, их приветствие.

Приветствие учителя.

2.Содержатель-ный этап.

Учитель констатирует: сегодня особенный урок – урок-путешествие.

Английская писательница Агата Кристи говорила: «Путешествия развивают разум и эмоции». Что она хотела сказать этими словами?

По природным условиям Африка подразделяется на 4 региона:

Северная и Южная Африка – «сухая» Африка, для которой характерны тропические пустыни и жестколистные вечнозелёные леса (по окраинам).

Центральная (Экваториальная) Африка – «влажная» Африка, где произрастают влажные экваториальные и переменно-влажные леса.

Восточная Африка – приподнятая по рельефу и с умеренным увлажнением. Здесь преобладают саванны.

Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо познакомиться с правилами путешествия по материку. Следить за маршрутом можно по картам, которые находятся на с. 108 – 109 в учебнике «Африка. Природные зоны», «Африка. Страны и занятия населения».

Представьте себе, что летите на самолёте над Африкой. Во время путешествия вы должны вести дневник путешествия (см. Приложение).

Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает свой маршрут и разрабатывает его, записывая в Дневник путешествия. Затем каждая группа отчитывается по своему маршруту.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Обучающиеся внимательно изучают рубрику «Шаг за шагом» (с. 104):

  1. Внимательно изучим маршрут: где он начинается, в каком направлении продолжается, где и как направление меняется, каков конечный пункт.
  2. Изучим легенду карты.
  3. Определим природные зоны и выясним, через какие страны проходит наш маршрут.
  4. Вспомним, что мы можем сказать о природе и населении материка на основе уже имеющихся знаний.
  5. Читая текст, не забываем следить за маршрутом по карте. Пытаемся мысленно представить те территории, о которых идёт речь.
  6. Если вы используете Интернет, можете поискать дополнительную информацию и фото.
  7. Подведём итог своим впечатлениям.

Познавательные: умение планировать работу на уроке, анализировать текст; анализируют карты и заполняют таблицы.

Личностные: осознание значимости данной работы.

Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свою точку зрения.

3.Закрепление знаний

Подведение итогов по маршрутам.

Работа по вопросам на с. 107.

  1. а) саванны и редколесья;

б) верблюды, коровы;

в) домашние животные;

г) животноводство.

Это пустынная территория. Проблемы – недостаток воды, жаркий климат.

  1. Температура января +210 С, температура июля +350 С. наибольшее количество осадков выпадает летом. Тип климата – тропический пустынный.
  2. Лагос – 60 с. ш., 30 в. д.

Учащиеся зачитывают записи в Дневнике путешествия.

Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свою точку зрения.

4.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Личностные: умения оценивать свою работу на уроке

5.Домашнее задание.

§ 27, 28, задание 2 на с. 113 – письменно.

З. 2 (с. 113). Город Найроби расположен северо-западнее острова Занзибар. Город Найроби расположен на Восточно-Африканском плоскогорье (недалеко находится гора Кения высотой 5199 м). Остров Занзибар находится в Индийском океане, представляет собой низменный участок.

На острове Занзибар выпадает большее количество осадков 1486 мм против 932 мм в Найроби. Температура на о. Занзибар выше, чем в Найроби (+300 против +200 в январе, +260 против +160 в июле). Расположение города Найроби на плоскогорье способствует снижению температуры. Так как остров Занзибар расположен в океане, то там выпадает наибольшее количество осадков. Тип климата – субэкваториальный.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Коммуникативные: умение делать правильный выбор.

Приложение.

Маршрут

Страны, через которые пролегает маршрут

Природные зоны

Рельеф

Климат

Внутрен-ние воды

Раститель-ный мир

Животный мир

Занятия населения

От Касаблан-ки до Триполи

Марокко, Алжир, Тунис, Ливия

Жестколистные вечнозелё-ные леса и кустарники, полупусты-ни и пустыни

Атлас-ские горы, низмен-ное побере-жье

Субтро-пичес-кий климат, tянв.+8…+160 С, tиюля+16…+240 С, осадков 100-500 мм

Рек мало.

Туя, можжевельник, пробковый дуб, оливковое дерево

Гиена, лисица-фенёк, пресмыкающиеся

Земледе-лие: выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, винограда, апельси-нов, оливок; ковротка-чество

Сахара

Ливия, Алжир, Мали

Пустыня и полупусты-ня, саванны (на юге)

Низины, сочетающиеся с нагорьями

Тропический климат, tянв.+8…+160 С, tиюля+24…+320 С, осадков менее 100 мм  

Реки отсутству-ют.

Финиковые пальмы, инжир, акации

Газель, антилопа, гепард, гиена, змеи

Животно-водство: разведе-ние коз, овец, верблюдов

От Томбукту до Лагоса

Мали, Буркина-Фасо, Гана, Того, Бенин

Саванны и редколесья, переменно-влажные леса, влажные экваториальные леса

Низмен-ности, сочетающиеся с возвы-шенны-ми участками

Субэкваториальный и эквато-риаль-ный климат, tянв.+16…+240 С, tиюля+240С, осадков 500 – 3000 мм

Река Нигер

Пальмы, банан, акация

Лев, антилопа гну, африканс-кий страус

Земледе-лие: выращивание хлопчатника, арахиса, просо, сорго, рис, ямс, кассава, какао, кофе

От Лагоса до озера Виктория

Нигерия, Камерун, Конго, Демокра-тическая Республи-ка Конго

Влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса

Низмен-ности, сочетающиеся с возвы-шенны-ми участками; вулканические мас-сивы, впадина Конго

Субэкваториальный и эквато-риаль-ный климат, tянв.+16…+240 С, tиюля+16…240С, осадков 1000 – 3000 мм

Реки Нигер, Конго, озеро Виктория

Фикус, банан, орхидея, пальмы, бамбук, лианы

Шимпанзе, горилла, малярий-ный комар, москиты, муха цеце

Земледе-лие: выращивание какао, кофе, хлопчатника, арахиса; заготовка древеси-ны; добыча нефти и газа

От озера Виктория до Индийско-го океана

Кения, Танзания

Переменно-влажные леса, саванны и редколесья

Восточ-но-Афри-канское плоско-горье, вулкан Килиманджаро

Субэкваториальный климат, tянв.+16…+240 С и выше, tиюля+8…240С, осадков 500 – 2000 мм

Озеро Виктория

Пальмы, лианы, акации, баобаб

Зебры, антилопы гну, газели, слоны, львы, леопарды, гиппопотамы, водяные буйволы, фламинго

Земледе-лие: выращивание хлопчатника, чая, кофе, бананов, табака, орехов кешью, возделывание сизаля

От Танзании к мысу Доброй Надежды

Мозам-бик, Малави, Зимбабве, Ботсвана, ЮАР

Саванны и редколесья, пустыни и полупусты-ни, жестколистные вечнозелё-ные леса и кустарники

Восточ-но-Афри-канское плоско-горье, Капские горы

Субэкваториальный, тропический, субтро-пичес-кий климат, tянв.+16…+240 С и выше, tиюля+8…240С, осадков 250 – 2000 мм

Озеро Ньяса, реки Замбези, Оранжевая

Кокосовая пальма, акация, алоэ, вельвичия

Жираф, бегемот, носорог

Добыча руд различных металлов: железных, медных, алюминиевых, алмазов, золота, платины, каменного угля, урана; земледе-лие: выращивание ананасов, винограда; машиностроение.

Дневник путешествия

Маршрут

Страны, через которые пролегает маршрут

Природные зоны

Рельеф

Климат

Внутренние воды

Раститель-ный мир

Животный мир

Занятия населения

1 группа – маршрут от Касабланки до Триполи

2 группа – Сахара

3 группа – маршрут от Томбукту до Лагоса

4 группа – маршрут от Лагоса до озера Виктория

5 группа – маршрут от озера Виктория до Индийского океана

6 группа – маршрут от Танзании к мысу Доброй Надежды

_____________________________________________________________________________

Дневник путешествия

Маршрут

Страны, через которые пролегает маршрут

Природные зоны

Рельеф

Климат

Внутренние воды

Раститель-ный мир

Животный мир

Занятия населения

1 группа – маршрут от Касабланки до Триполи

2 группа – Сахара

3 группа – маршрут от Томбукту до Лагоса

4 группа – маршрут от Лагоса до озера Виктория

5 группа – маршрут от озера Виктория до Индийского океана

6 группа – маршрут от Танзании к мысу Доброй Надежды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта 7 класс "Географическое положение Африки".

Технологическая карта 7 класс: "Географическое положение и исследование Африки."...

Технологическая карта по теме "Африка. Особенности природы" 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Африка. Особенности природы" составлена на основе материала учебника "География. Земля и люди. 7 класс", авторы А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, ...

Урок географии 7 класс "Африка: путешествие"

Цель урока:  обобщить знания учащихся о природных условиях материка, хозяйственной деятельностью человека,  сформировать представление о многообразии государств, расположенных на материке Аф...

Урок географии 7 класс "Африка: путешествие"

Цель урока:  обобщить знания учащихся о природных условиях материка, хозяйственной деятельностью человека,  сформировать представление о многообразии государств, расположенных на материке Аф...

Технологическая карта, география 7 класс, Африка - образ материка.

Образовательные цели:- выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;- сформировать представление о климате Африки;- выявить влияние климата на внутренние воды;- познакомить с растительн...

Технологическая карта, география 7 класс, Африка в мире.

Образовательные цели:- сформировать представление об освоении Африки;- сформировать представление о месте Африки в мире;- сформировать знания о населении материка: его численности, быте, уровне жизни,...

Технологическая карта, география 7 класс. Австралия путешествие.

Цели урока:Образовательные цели:- сформировать знания о природных различиях некоторых частей Австралии;- сформировать представление об Океании как о регионе крупнейшего в мире скопления островов и ато...