Конспект урока по теме "Пустыни и полупустыни России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Литюмина Наталья Анатольевна

План конспект урока по географии по теме "Пустыни и полупустыни России" УМК Полярная Звезда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10» г. Байкальска

Методическая разработка

открытого урока географии для 8-х классов

«Пустыни и полупустыни России»

Составитель: Литюмина Наталья Анатольевна,

учитель географии, 1 КК

        

г. Байкальск, 2025

Тема : «Пустыни и полупустыни России».

Тип урока:  урок-открытие новых знаний, вид урока – комбинированный.

Цель урока: сформировать образ полупустынь и пустынь России. Выявить природные ресурсы этих зон и их хозяйственное использование, экологические проблемы и пути их решения.

Оборудование: презентация с  заданиями и ответами для самопроверки, раздаточный материал, атласы, учебник А.И. Алексеев УМК «Полярная звезда».

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные:

  • ученик повысит умения ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно  и усвоено, и того, что еще не известно;
  • ученик повысит умения составления плана и последовательности действий.

Коммуникативные:

  • ученик может планировать свою деятельность;
  • ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

  • ученик закрепит умения способов систематизации данных карт;
  • ученик получит навыки анализа и выявления причинно-следственных связей полученной информации.

Предметные

  • ученик расширят познание характера, сущности и динамики главных природных и экологических процессов происходящих в географическом пространстве России;
  • у ученика происходит выработка понимания общественной потребности в географических знаниях.

Личностные

  • ученик закрепит умения толерантного отношения друг к другу:
  • ученик повысит культуру нравственного воспитания, воспитания экологической культуры, чувства патриотизма, ответственности за судьбу родного края, страны в целом.

Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.

Методы обучения:

  • метод проблемного изложения;   частично-поисковый;  практико-ориентированный.

               

Ход урока

  1. Приветствие учителя, организационный момент

- Доброе утро, ребята, уважаемое жюри. Меня зовут Наталья Анатольевна, и сегодня я проведу для вас урок географии. Проверьте свое рабочее место, там у вас должны быть учебник, атлас, комплект рабочих листов, карандаши и ручка. Я хочу, чтобы вы посмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали нам всем продуктивной работы.

Ребята, давайте будим смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели.

  1. Мотивация

- Мы уже познакомились со многими природными зонами России, сегодня мы продолжим знакомство с природными зонами, но сначала внимание на мой черный ящик, в котором лежит символ этой зоны – это пока загадка, но по окончанию урока вы сможете ее легко разгадать.

  1. Формулирование темы и целей урока

1 слайд Прием «Облако слов»,  работа с нелинейным текстом. 

- На слайде представлены слова, посмотрите на них внимательно, сможете определить тему урока? (Пустыни и полупустыни). 2 слайд

- Давайте в наш рабочий лист впишем тему урока.

- Эту зону будем рассматривать по плану, по которому вы изучали и предыдущие (определение, ГП, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир, деятельность человека и проблемы зоны) – это и есть цели нашего урока.

  1. Изучение нового материала

- Ребята, а что вы знаете об этой природной зоне? (жаркая, сухая, на юге, нет растений).

- А кто сможет сформулировать определение этих зон? (полупустыня -? Пустыня - ?)

- А теперь в рабочий лист запишем определение изучаемых зон 3 слайд

- Зная определения зоны и рассматривая изображения сможете ли вы определить где полупустыня и где пустыня? 4 слайд

- Теперь необходимо выяснить где располагается эта зона в России аботаем с текстом учебника стр. 176  и заполняем пропуски в рабочем листе) 5 слайд

- Давайте проверим, что у нас получилось.

- Чтобы запомнить расположение зоны, необходимо ее найти на карте природных зон и цветом нанести на вашу контурную карту (работа с атласом и заполнение контурной карты). 6 слайд

- Теперь по плану нас ждет изучение климата. Открываем карты температуры (января и июля, осадков) (работа с атласом, учебником, рабочим листом) 7 слайд

- Температура июля?

- Температура января?

- Количество осадков: в полупустыни, в пустыни?

- Итак, ребята, климат здесь очень засушливый: лето жаркое и сухое. Здесь даже встречается такое явление как «Сухие дожди» или «Сухие грозы», найди значение этого явления в учебнике на стр. 176-177, зафиксируйте в рабочем листе. Зима малоснежная, редко когда снежный покров составляет 10 см, основное количество осадков приходится на весну. Так как мы прослеживаем высокую среднесуточную и среднегодовую амплитуду, то здесь климат более континентален, чем в близлежащих зонах.

- 8 слайд Для российских пустынь и полупустынь характерны светло-каштановые и бурые почвы. Мощность гумусового слоя небольшая. Эти почвы обычно очень соленые, поскольку увлажнение незначительное, а небольшие объемы поступающей биомассы практически моментально минерализируются, поэтому здесь также часто встречаются солонцы. (Заполняют пропуски в рабочем листе).

- Территории этих природных зон бедны на пресные воды, а грунтовые воды залегают очень глубоко. Озера небольшие и сильно соленные (Баскунчак и Эльтон) такие соленые, что даже добывают соль. Рек немного и они часто пересыхают. Важное значение имеет Волго-Ахтубинская пойма, где сосредоточены основные районы растениеводства. Предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет. 9 слайд.

- 10 слайд Растительность не образует сплошного покрова, а в пустыне она практически отсутствует, главными представителями растительного мира являются злаковые, полынь, солянки, эфедра (заполните рабочий лист).

- 11 слайд Но у растительности данной зоны есть ряд особенностей – угнетенный облик, короткий вегетационный период и приспособленность к засухам. Ребята, а как растения могут приспосабливаться к засухе? (предлагают ответы, заполняют табличку в рабочем листе).

- 12 слайд Животный мир. Животным тоже пришлось приспособиться к данным условиям: обитают в норах, впадают в летнюю спячку, могут обходиться без воды, ведут ночной образ жизни. Представители: пресмыкающиеся, песчанки, суслики (заполняют рабочий лист).

- 13 слайд. С давних времен главная отрасль хозяйства региона – пастбищное скотоводство. Местное население разводит верблюдов, овец, лошадей, коз. Растениеводство затруднено и наиболее для этого пригодна дельта Волги, где можно встретить поля пшеницы, кукурузы и всем известные астраханские арбузы. А так как в районе есть месторождения нефти, газа и соли, то ведется их добыча (заполняют рабочий лист).

- 14 слайд Зона пустынь и полупустынь очень уязвима и ярко реагирует на активную хозяйственную деятельность, поэтому здесь выявлен ряд экологических проблем. А какие это проблемы можно ознакомится на карточках (работа с раздаточным материалом). Обсуждаем – записываем в рабочий лист.

- 15 слайд. Ребята, у меня срочное сообщение, которое я не могу оставить без ответа. Поможем? А подсказки мы сможем найти обратной стороне карточки (работа с раздаточным материалом). Обсуждаем – записываем в рабочий лист 16 слайд, отправляем ответ 17 – 18 слайд.

  1. Закрепление изученного материала

- 19 слайд. Решаем кроссенс.

Итоги урока. Рефлексия.

1. Вспомните цели урока.

2. Как вы считаете, они достигнуты?

3. Чему мы сегодня научились? Какие знания открыли?

- А теперь ребята, давайте вернемся к нашему секретному черному ящику. Вы догадались, что там может находиться? (конфета «Кара-Кум» с символом пустыни верблюдом)

- Прошу вас оставить ваше мнение о уроке в виде смс-сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Безлесные зоны на юге России" 8 класс

Конспект урока на тему " Безлесные зоны на юге России" в 8 классе с использованием электронного учебника....

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс

Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Конспект урока по теме Межотраслевые комплексы России.

Конспект к уроку обобщения знаний по теме " Межотраслевые комплексы России"....

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс

Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...

Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс

Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....