Конспект урока по теме "Пустыни и полупустыни России"
план-конспект урока по географии (8 класс)
План конспект урока по географии по теме "Пустыни и полупустыни России" УМК Полярная Звезда
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10» г. Байкальска
Методическая разработка
открытого урока географии для 8-х классов
«Пустыни и полупустыни России»
Составитель: Литюмина Наталья Анатольевна,
учитель географии, 1 КК
г. Байкальск, 2025
Тема : «Пустыни и полупустыни России».
Тип урока: урок-открытие новых знаний, вид урока – комбинированный.
Цель урока: сформировать образ полупустынь и пустынь России. Выявить природные ресурсы этих зон и их хозяйственное использование, экологические проблемы и пути их решения.
Оборудование: презентация с заданиями и ответами для самопроверки, раздаточный материал, атласы, учебник А.И. Алексеев УМК «Полярная звезда».
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные:
- ученик повысит умения ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;
- ученик повысит умения составления плана и последовательности действий.
Коммуникативные:
- ученик может планировать свою деятельность;
- ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
- ученик закрепит умения способов систематизации данных карт;
- ученик получит навыки анализа и выявления причинно-следственных связей полученной информации.
Предметные
- ученик расширят познание характера, сущности и динамики главных природных и экологических процессов происходящих в географическом пространстве России;
- у ученика происходит выработка понимания общественной потребности в географических знаниях.
Личностные
- ученик закрепит умения толерантного отношения друг к другу:
- ученик повысит культуру нравственного воспитания, воспитания экологической культуры, чувства патриотизма, ответственности за судьбу родного края, страны в целом.
Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.
Методы обучения:
- метод проблемного изложения; частично-поисковый; практико-ориентированный.
Ход урока
- Приветствие учителя, организационный момент
- Доброе утро, ребята, уважаемое жюри. Меня зовут Наталья Анатольевна, и сегодня я проведу для вас урок географии. Проверьте свое рабочее место, там у вас должны быть учебник, атлас, комплект рабочих листов, карандаши и ручка. Я хочу, чтобы вы посмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали нам всем продуктивной работы.
Ребята, давайте будим смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели.
- Мотивация
- Мы уже познакомились со многими природными зонами России, сегодня мы продолжим знакомство с природными зонами, но сначала внимание на мой черный ящик, в котором лежит символ этой зоны – это пока загадка, но по окончанию урока вы сможете ее легко разгадать.
- Формулирование темы и целей урока
1 слайд Прием «Облако слов», работа с нелинейным текстом.
- На слайде представлены слова, посмотрите на них внимательно, сможете определить тему урока? (Пустыни и полупустыни). 2 слайд
- Давайте в наш рабочий лист впишем тему урока.
- Эту зону будем рассматривать по плану, по которому вы изучали и предыдущие (определение, ГП, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир, деятельность человека и проблемы зоны) – это и есть цели нашего урока.
- Изучение нового материала
- Ребята, а что вы знаете об этой природной зоне? (жаркая, сухая, на юге, нет растений).
- А кто сможет сформулировать определение этих зон? (полупустыня -? Пустыня - ?)
- А теперь в рабочий лист запишем определение изучаемых зон 3 слайд
- Зная определения зоны и рассматривая изображения сможете ли вы определить где полупустыня и где пустыня? 4 слайд
- Теперь необходимо выяснить где располагается эта зона в России (работаем с текстом учебника стр. 176 и заполняем пропуски в рабочем листе) 5 слайд
- Давайте проверим, что у нас получилось.
- Чтобы запомнить расположение зоны, необходимо ее найти на карте природных зон и цветом нанести на вашу контурную карту (работа с атласом и заполнение контурной карты). 6 слайд
- Теперь по плану нас ждет изучение климата. Открываем карты температуры (января и июля, осадков) (работа с атласом, учебником, рабочим листом) 7 слайд
- Температура июля?
- Температура января?
- Количество осадков: в полупустыни, в пустыни?
- Итак, ребята, климат здесь очень засушливый: лето жаркое и сухое. Здесь даже встречается такое явление как «Сухие дожди» или «Сухие грозы», найди значение этого явления в учебнике на стр. 176-177, зафиксируйте в рабочем листе. Зима малоснежная, редко когда снежный покров составляет 10 см, основное количество осадков приходится на весну. Так как мы прослеживаем высокую среднесуточную и среднегодовую амплитуду, то здесь климат более континентален, чем в близлежащих зонах.
- 8 слайд Для российских пустынь и полупустынь характерны светло-каштановые и бурые почвы. Мощность гумусового слоя небольшая. Эти почвы обычно очень соленые, поскольку увлажнение незначительное, а небольшие объемы поступающей биомассы практически моментально минерализируются, поэтому здесь также часто встречаются солонцы. (Заполняют пропуски в рабочем листе).
- Территории этих природных зон бедны на пресные воды, а грунтовые воды залегают очень глубоко. Озера небольшие и сильно соленные (Баскунчак и Эльтон) такие соленые, что даже добывают соль. Рек немного и они часто пересыхают. Важное значение имеет Волго-Ахтубинская пойма, где сосредоточены основные районы растениеводства. Предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет. 9 слайд.
- 10 слайд Растительность не образует сплошного покрова, а в пустыне она практически отсутствует, главными представителями растительного мира являются злаковые, полынь, солянки, эфедра (заполните рабочий лист).
- 11 слайд Но у растительности данной зоны есть ряд особенностей – угнетенный облик, короткий вегетационный период и приспособленность к засухам. Ребята, а как растения могут приспосабливаться к засухе? (предлагают ответы, заполняют табличку в рабочем листе).
- 12 слайд Животный мир. Животным тоже пришлось приспособиться к данным условиям: обитают в норах, впадают в летнюю спячку, могут обходиться без воды, ведут ночной образ жизни. Представители: пресмыкающиеся, песчанки, суслики (заполняют рабочий лист).
- 13 слайд. С давних времен главная отрасль хозяйства региона – пастбищное скотоводство. Местное население разводит верблюдов, овец, лошадей, коз. Растениеводство затруднено и наиболее для этого пригодна дельта Волги, где можно встретить поля пшеницы, кукурузы и всем известные астраханские арбузы. А так как в районе есть месторождения нефти, газа и соли, то ведется их добыча (заполняют рабочий лист).
- 14 слайд Зона пустынь и полупустынь очень уязвима и ярко реагирует на активную хозяйственную деятельность, поэтому здесь выявлен ряд экологических проблем. А какие это проблемы можно ознакомится на карточках (работа с раздаточным материалом). Обсуждаем – записываем в рабочий лист.
- 15 слайд. Ребята, у меня срочное сообщение, которое я не могу оставить без ответа. Поможем? А подсказки мы сможем найти обратной стороне карточки (работа с раздаточным материалом). Обсуждаем – записываем в рабочий лист 16 слайд, отправляем ответ 17 – 18 слайд.
- Закрепление изученного материала
- 19 слайд. Решаем кроссенс.
Итоги урока. Рефлексия.
1. Вспомните цели урока.
2. Как вы считаете, они достигнуты?
3. Чему мы сегодня научились? Какие знания открыли?
- А теперь ребята, давайте вернемся к нашему секретному черному ящику. Вы догадались, что там может находиться? (конфета «Кара-Кум» с символом пустыни верблюдом)
- Прошу вас оставить ваше мнение о уроке в виде смс-сообщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Безлесные зоны на юге России" 8 класс
Конспект урока на тему " Безлесные зоны на юге России" в 8 классе с использованием электронного учебника....

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами
Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс
Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"
«Государственные символы России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: • формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; • ...

Конспект урока по теме Межотраслевые комплексы России.
Конспект к уроку обобщения знаний по теме " Межотраслевые комплексы России"....

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс
Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...

Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс
Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....
