Урок: «Мировой океан и его части».
план-конспект урока по географии (7 класс)

Никитин Владимир Александрович

Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mirovoy_okean_i_ego_chasti.docx66.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Мировой океан и его части»

Класс: 7

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)
Продолжительность: 45 мин

1. Цели и задачи

Цели:

  • сформировать системное представление о Мировом океане как единой геосистеме;
  • изучить структуру и основные компоненты Мирового океана;
  • развить картографические навыки и пространственное мышление.

Задачи:

  • познакомить учащихся с ключевыми понятиями темы;
  • научить различать и классифицировать части Мирового океана;
  • отработать умение находить и обозначать объекты на карте;
  • показать взаимосвязь компонентов океанической системы и их роль в глобальной экосистеме Земли.

2. Планируемые результаты

Предметные:

  • знают определение Мирового океана и его основные характеристики;
  • различают океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги;
  • умеют классифицировать моря по географическому положению;
  • могут показать на карте и подписать основные части Мирового океана.

Мета предметные:

  • развивают навыки работы с географической картой и атласом;
  • учатся анализировать, сравнивать и систематизировать информацию;
  • формируют умения устной и письменной коммуникации, аргументации.

Личностные:

  • осознают ценность и уязвимость океанических экосистем;
  • проявляют познавательный интерес к изучению природы Земли;
  • понимают необходимость рационального использования океанических ресурсов.

3. Оборудование и материалы

  • физическая карта мира (настенная);
  • атласы для 6–7 класса;
  • контурные карты;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • презентация по теме урока;
  • раздаточные материалы (таблицы, схемы);
  • цветные карандаши, линейки.

4. Основные понятия

  • Мировой океан — непрерывная водная оболочка Земли (S≈ 361 млн км2, V≈ 1340,7 млн км3).
  • Океан — крупная часть Мирового океана с характерными гидрологическими и биологическими особенностями.
  • Море — обособленная часть океана с особыми свойствами воды и экосистемой.
  • Залив — часть океана/моря, вдающаяся в сушу, сохраняющая свободный водообмен.
  • Пролив — узкое водное пространство, соединяющее водные бассейны или разделяющее участки суши.
  • Канал — искусственное гидротехническое сооружение.
  • Остров — участок суши, окружённый водой со всех сторон.
  • Полуостров — выступающая в океан часть материка, соединённая с ним.
  • Архипелаг — группа близко расположенных островов.
  • Шельф — подводная окраина материка (до глубины 200 м).
  • Жёлоб — глубокая линейная впадина на дне океана.

5. Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку;
  • фиксация отсутствующих.

II. Актуализация знаний (5 мин)

  • фронтальный опрос:
  • «Что входит в состав гидросферы?»;
  • «Каковы основные свойства океанической воды?»;
  • «Почему океан называют „регулятором климата“?».
  • мини-тест (3–4 вопроса) на знание предыдущей темы.

III. Мотивация и целеполагание (3 мин)

  • демонстрация видеоролика «Красота Мирового океана»;
  • проблемный вопрос: «Почему Мировой океан считают единой системой, несмотря на разделение на части?»;
  • формулировка темы, целей и задач урока совместно с учащимися.

IV. Изучение нового материала (18 мин)

  1. Мировой океан: общие характеристики (3 мин)

Мировой океан — основная часть гидросферы, составляющая 94,2 % всей её площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава.

Площадь: 361,3 млн км² (71 % земной поверхности)

Объем: 1340,7 млн. км³ (1/800 земного объема и 96,5% всего

количества воды на планете)

Средняя глубина: 3711 м

Максимальная глубина: 11022 м (Марианский желоб)

Средняя температура: 3,73° С

Средняя соленость: 34,72‰

Водный баланс: осадки – 458 тыс км³/год, испарение – 505 тыс км³/год, речной сток– 47 тыс км³/год

Участки суши

Мировой океан разделен участками суши, это:

  • материки - крупные участки суши, окруженные водой;
  • острова - участки суши (обычно естественного происхождения), окружённый со всех сторон водой и постоянно возвышающийся над водой даже в период наибольшего прилива;
  • полуострова - части суши, одной стороной примыкающие к материку или острову, а со всех остальных сторон окружённая водой;
  • архипелаги - группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение (материковое, вулканическое, коралловое) и сходное геологическое строение.

2.Ответьте на вопросы

  1. Какие материки вы знаете? Покажите их на карте.
  2. Назовите самый большой материк.
  3. Назовите самый маленький материк.
  4. Назовите самый холодный материк.
  5. Назовите самый жаркий материк.
  6. Какие острова вы знаете? Покажите их на карте.
  7. Какие полуострова вы знаете? Покажите их на карте.

8. Найдите на карте архипелаги: Новая Земля, Японские острова, Британские острова, Новая Зеландия.  

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

3.Части мирового океана

К частям мирового океана относятся: океаны, моря, заливы, проливы.

Океаны

Материки и острова делят единый Мировой океан на четыре части — четыре океана: 

  • Атлантический океан
  •  Индийский океан
  •  Северный Ледовитый океан
  •  Тихий океан

Учитель: «Покажите океаны»

Тихий океан

Тихий океан - самый большой океан на Земле. Площадь Тихого океана составляет 179,7 млн. кв.км, средняя его глубина 3984 м, максимальная - 11022 м (Марианская впадина), объем воды - 723,7 млн. куб.км.

Тихий океан занимает половину всей водной поверхности Земли, и более тридцати процентов площади поверхности планеты.

Тихий океан - самый большой по площади, самый глубокий и самый древний из океанов. Главные его особенности - большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, исключительное разнообразие органического мира.

Атлантический океан

Атлантический океан - второй по величине океан Земли после Тихого. Площадь Атлантического океана составляет 91,6 млн. кв.км.

Объем воды, вмещаемой Атлантическим океаном, равен четверти всего объема Мирового океана и составляет 329,7 млн. куб.км.

Средняя глубина - 3736 км., максимальная - 8742 (впадина Пуэрто-Рико).

Название океана произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии

Северный Ледовитый океан

Северный Ледовитый океан — наименьший по площади океан Земли, расположен полностью в северном полушарии, между Евразией и Северной Америкой.

Площадь океана составляет 14,75 миллионов км², объём воды — 18,07 миллионов км³.

Средняя глубина — 1225 м, наибольшая глубина — 5527 м в Гренландском море.

Большую часть рельефа дна Северного Ледовитого океана занимают шельф (более 45 % дна океана) и подводные окраины материков (до 70 % площади дна).

Индийский океан

Индийский океан — третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности.

Его площадь составляет 76,17 миллионов км², объём — 282,65 миллионов км³.

Самая глубокая точка океана находится в Зондском жёлобе (7729 м).

Индийский океан – самый молодой и самый теплый среди мировых океанов. Большая его часть находится в южном полушарии, а на севере он далеко заходит в материк, из-за чего древние люди считали его просто большим морем.

Южный океан

Южный океан — условное название вод трёх океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду и неофициально выделяемых иногда как «пятый океан», не имеющий, однако, чётко очерченной островами и континентами северной границы.

Условная площадь 20,327 млн. км² (если принять северной границей океана 60-йградус южной широты). Наибольшая глубина (Южно-Сандвичев жёлоб) — 8428 м.

На 1978 год, во всех русскоязычных практических морских пособиях понятие «Южный океан» отсутствует, и термин среди мореплавателей не употребляется.

В 2000 году Международная гидрологическая организация приняла разделение на пять океанов, но это решение так и не было ратифицировано. В действующем определении океанов от 1953 года Южного океана нет.

4.Из каких водных обьектов состоит ОКЕАН?

-(моря, реки, зера)

Моря

Море - это часть океана, отличается от него свойствами воды (температурой, соленостью), течениями, организмами, обитающими в нем. От океана оно отделено островами, полуостровами или поднятиями дна.

Сколько в мире морей? 73 моря

В России 13 морей

В зависимости от обособленности от океана, моря бывают внутренними и окраинными.

Найдите в тексте учебника? Какие бывают моря и прочитайте определение

Внутренние моря далеко вдаются в сушу и соединяются с океаном проливами.

Окраинные моря размещаются на окраинах материков. Они практически не прибегают в сушу и слабо обособленные от океана.

Внутренние моря

Внутренние моря: Черное море, Эгейское море, Азовское море.

Окраинные моря

Окраинные моря: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых. .

(показать на карте)

5.Определите географическое положение моря

1 вариант – Берингово море

2 вариант – Черное море      

План

Действия по пунктам плана

1. Название

1. Назвать и показать море

2. Географическое положение:

а) в Мировом океане

б) относительно других географических объектов

2. Определить:

а) в какой части океана, между какими меридианами и параллелями находится, какова примерная протяженность;

б) какой частью берега каких материков, островов омывает; какими проливами соединено с океанами и морями

Заливы

Залив — часть океана, моря или озера, глубоко вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоёма.

К наиболее крупным заливам Мирового океана относятся заливы: Аляскинский, Бенгальский, Бискайский, Большой Австралийский, Гвинейский.

Покажите названные заливы на карте.

Учащиеся выполнят задание.

Проливы

Пролив — водное пространство, расположенное между двумя участками суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Берингов пролив, Гибралтарский пролив, пролив Ла-Манш.

Давайте рассмотрим на доске таблицу.

C:\Users\Альмира\Desktop\части океана.jpg

V. Практическая работа (10 мин)

  • задание 1: на контурной карте подписать 5 океанов и 3 моря каждого типа;
  • задание 2: обозначить 3 крупных залива и 3 пролива;
  • задание 3: отметить 2 крупнейших острова и 2 полуострова;
  • проверка выполнения (взаимопроверка в парах).

VI. Закрепление (5 мин)

  • вопросы для обсуждения:
  • «Чем отличается море от океана?»;
  • «Почему проливы имеют стратегическое значение?»;
  • «Как рельеф дна влияет на свойства океана?»;
  • тестовые задания (5 вопросов с вариантами ответов).

VII. Рефлексия и итоги (2 мин)

  • «Что нового я узнал сегодня?»;
  • «Что показалось самым интересным?»;
  • «Какие вопросы остались?»

6. Домашнее задание

  1. § 16. Выучить определения основных понятий.
  2. На контурной карте:
  • подписать все океаны и Южный океан (границы по 60 ю. ш.);
  • обозначить по 2 моря каждого типа (окраинное, внутреннее, межостровное);
  • отметить 3 залива и 3 пролива;
  • подписать 2 крупнейших острова и 2 полуострова.
  1. Подготовить краткое сообщение (5–7 предложений) об одном из океанов (по выбору).

7. Дополнительные материалы для учителя

Интересные факты для мотивации:

  • в Марианском жёлобе давление воды в 1000 раз превышает атмосферное;
  • Гольфстрим переносит воды в 20 раз больше, чем все реки Земли;
  • в океане содержится около 90 % всей биомассы планеты.

Критерии оценки практической работы:

  • точность обозначения объектов на карте;
  • аккуратность выполнения;
  • соответствие заданию.

Возможные затруднения учащихся:

  • путаница в типах морей;
  • ошибки в географическом положении объектов;
  • трудности с чтением мелкомасштабной карты.

Способы коррекции:

  • работа с увеличенными фрагментами карт;
  • использование цветных маркеров для группировки объектов;
  • дополнительные индивидуальные консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока «Мировой океан и его части», 6 класс

  В учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится всего 1 час вместо 2 часов. Предлагаемый проект рассчитан на 1 час аудиторного занятия (45 минут) с достаточно интенсивным темп...

урок "Мировой Океан и его части"

Используется для изучения нового материала. Увлекательное путешествие с командой "Кусто"  в игровой форме....

Технологическая карта урока "Мировой океан и его части"

Технологическая картаурока географии Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ «Мировой океан и его части»Тип урока_ изучение и перви...

Открытый урок "Мировой океан и его части".

Рассмотрение новой темы по миовому океану....

Презентация к уроку "Мировой океан и его части"

Прзентация к уроку № 3 (УМК "СФЕРЫ" 6 класс)...

Технологическая карта урока "Мировой океан и его части"

Метод обучения: диалогическийФормы организации познавательной деятельности: групповая и индивидуальнаяЦель урока:  Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана.Задачи:Образовательная: соз...