5 класс Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Колесникова Нина Александровна

Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки.

Тема урока рассматривается на примере малой родины- села Верх-Мильтюши. Такая подача материала способствует лучшему усвоению  информации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 для участия в конкурсе

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК- 2025»

Пояснительная записка

Урок «Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки.» разработан на основе рабочей программы учебного предмета «География» 5-9 класс, соответственно требованиям к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО. Урок является первым в разделе №2. «Изображения земной поверхности». Тип урока – «Открытие новых знаний». На уроке используются различные технологии, способствующие  воспитанию чувства патриотизма, любви к своей  малой родине, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формированию способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета.

Изучение темы урока происходит на краеведческом материале. В качестве наглядного пособия используются  снимки села Верх-Мильтюши сделанные космическим спутником, и изображение посёлка в электронном справочнике 2 ГИС, фотографии села, рисунки с изображением школы, улиц, домов. Для работы на уроке используется презентация и тематический кейс с изображением снимков из космоса, планом местности, иллюстрациями, таблицей –пустографкой. На занятии в качестве примера приводится  система 2ГИС разработанная новосибирскими  программистами Сысоевыми. Программа используется в различных областях жизни людей. Так же, во время урока упоминается о профессиях, где человек использует знания о плане местности и картах, это дает возможность формированию комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений.

Рефлексия осуществляется по средствам игры «продолжи предложение».  При объявлении домашнего задания используется обращение от имени Афанасия Никитина, это отсылка к ранее изученному материалу «Русские путешественники и мореплаватели.».  На уроке сохраняется  ситуации успеха и  позитивный настрой за счет  частично знакомой информации и заданий посильных для выполнения.

Методический конкурс «Современный урок -2025»

Пояснительная записка

ФИО

Колесникова Нина Александровна

Должность

Учитель географии и биологии

Квалификационная категория

Высшая

Место работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верх-Мильтюшинская средняя общеобразовательная школа имени Николая Захаровича Фисенко

Предмет

География

Тема  урока

Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки.

Класс

5

  УМК

  А.И. Алексеев, Липкина Е.К., Николина В.В. «Полярная звезда» 2024г.

Цель урока

Сформировать представление  о видах изображения земной поверхности, плане местности и условных знаках.

 Задачи урока

Обучающие: -   способствовать формированию  знаний о различных  изображениях земной поверхности; создать условия для развития познавательных интересов, умения составлять простейший план местности по описанию, умения читать план местности.

Развивающие: способствовать формированию умений

работать с текстом учебника дополнительными источниками географической информации;
Воспитательные: создать условия для повышения уровня познавательного интереса к предмету, развития кругозора,

- способствовать воспитанию: чувства товарищества, культуры общения, умению вести диалог.

 

Оборудование к уроку, ЭОР

Мультимедийный проектор, компьютер. Презентация по теме «Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки.»

Оформление кабинета и доски

Настенная карта России, Новосибирской области, Черепановскогорайона, глобус, школьные атласы 5-6 класс, компасы, тематический кейс ( по 1 на парту), аэрофотоснимки, план местности села Верх-Мильтюши.

Используемые технологии

Технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, игровой деятельности.

Формы организации деятельности

Индивидуальная, коллективная, групповая (парная), дифференцированная.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие

Приветствие педагога. Настрой на работу

Коммуникативные

Актуализация опорных знаний по теме

- Одной из главных задач географии во все времена была задача зафиксировать полученные знания о природе  Земли     и передать эту информацию людям.

- Давайте вспомним, как же древние люди передавали информацию друг другу.

- А как мы с вами сегодня передаем информацию друг другу, например по телефону?

- И рисунок  и фотография и чертеж является  изображением, а вот буквы, цифры, смайлы – это понятные нам условные знаки.

 

Беседа

- С помощью рисунков и чертежей.

- С помощью фото, письмо (сообщение), символов (рисунки, смайлики).

Целеполагание

СЛАЙД 1.

-Тема урока звучит как «Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки. »  

Как вы думаете, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?  

-Какова цель нашего урока сегодня?

- Для постановки цели воспользуйтесь вопросами - подсказками

/Прил.1 Раздаточный материал/

 Беседа по наводящим вопросам

- Как изображают земную поверхность?

- Какие существуют виды изображения земной поверхности?

- Чем отличаются виды изображения земной поверхности?

-  Что такое план местности?

Изучение

новой темы

Создание проблемной ситуации

Удивление фактом

/работа в группах, 3-4 человека/

- Посмотрите внимательно  вокруг, назовите какие виды изображения земной поверхности вы видите? 

- Чем эти виды изображение отличаются друг от друга?

/ СЛАЙД 2  

 По мере называния  видов изображения  открывается фото на слайде/

- С глобусом вы знакомы, что такое глобус ?

- С картами мы познакомимся чуть позже, научимся с ними работать, и даже сами их будем составлять. А сегодня мы на уроке уделим особое внимание аэрофотоснимкам и плану местности.

- У вас в кейсе есть два аэрофотоснимка нашего села, рассмотрите их,  определите где на фото показана река Мильтюш, дорога в село и улица Центральная  на которой находится наша школа. Найдите на снимке школу, детский сад и дома ребят вашего класса.

 

СЛАЙД 3

- Скажите какой объект изображен на аэрофотоснимке?  

СЛАЙД 4

- По каким признакам вы  определи что этот объект –наша школа?

- Удобно ли работать с таким изображением земной поверхности?

- Действительно, аэрофотоснимок даёт более подробное изображение местности, но   работать с ним бывает  не удобно, поэтому  топографы   изображают земную поверхность с помощью условных знаков.

- Найдите в кейсе объяснение,  что такое «топография» и почему профессия топографа так важна в наше время?

-Мы с вами тоже побудем сегодня топографами, но работать мы будем уже с готовым планом местности.

- Разместите перед собой в ряд    аэрофотоснимок  изображающий село   плана местности соответственно   снимку.

СЛАЙД 5

- Найдите в чем отличие плана местности от аэрофотоснимка  

- Назовите отличие этих изображений земной поверхности.

СЛАЙД 6

-Проверим ваш ответ. Если не согласны с предложенным вариантом – хлопните в ладоши.

- Как вы понимаете  выражение» условный знак»?

- Верно, все объекты природы можно изобразить с помощью символов - знаков, цвета. Откройте атлас на странице 2-3 Например вода на плане местности и карте  показана голубым цветом и стрелкой показывающей направление, растения  показаны  зеленым цветом и символом растительности.

- А каким знаком и цветом показаны дороги?

Строения?

- На следующем уроке мы продолжим с вами работать с планом местности и более подробно изучим условные знаки.

СЛАЙД 8

- Жизнь современного человека очень активна и люди не только работают, но и посещают организации, мероприятия, путешествуют. Зачатую это новые адреса и даже города, в которых люди ранее не были.

И эта современная особенность стала причиной для создания  навигационного сервиса 2 ГИС.

Прочтите внимательно информацию на слайде о этой системе.  

- Скажите, пожалуйста, знаком  ли вам этот сервис?

- Что вас больше всего удивило в новой информации?

- Навигационная система 2 ГИС – это то чем мы с вами ( как сибиряки) можем сегодня гордиться и, конечно, должны уметь ею пользоваться.

- Одно из домашних заданий к следующему уроку будет следующее: установить на телефон 2ГИС  и познакомиться с возможностями этой системы. Подумайте где можно использовать 2ГИС в вашей жизни.

(фронтальный опрос. отвечает 1 человек из группы)

- карты, атласы, фотографии, глобус.

- называют отличия карты от глобуса, фотоснимка, рисунка.

- Глобус – модель Земли

/работа в парах.

Обсуждение аэрофотоснимков /

- Объект  на аэрофотоснимке – школа.

/называют признаки  подсказывающие правильный ответ. Дорога, тропинка, деревья, дома/

-учащиеся дают ответ  что с таким изображением работать не удобно, потому что на фото изображено много лишнего  (тени, однотонный цвет и т.д)

/работа в парах с кейсом урока

Обсуждение понятия «топография», «топограф»/

/работа в парах с кейсом урока. Обсуждение отличий   аэрофотоснимка и плана местности/

Работа группами. Группы по очереди называют отличие аэрофотоснимка от плана местности.

План

1. Чертёж

2.Небольшой участок земной поверхности

3. Изображение в уменьшенном виде

4 Сделан с помощью условных знаков

- Символы, обозначающие объекты на поверхности Земли.

Работа с атласом стр. 2-3

Ответ учащихся

Учащиеся читают текст на экране.

Дети подтверждают  что 2 ГИС им знаком

- То, что разработчиками сервиса являются наши земляки. Главный сервисный офис находится в Новосибирске. То, что 2ГИС есть не только в России, но и за рубежом.

Применение нового знания

- В кейсе урока найдите таблицу « Характеристика изображения земной поверхности»

- в таблице показаны разные виды изображения земной поверхности.  Обсудите  и заполните 1 столбец таблицы , «План местности». Если ваш ответ на вопрос положителен , поставьте в клетке «+».

- Самостоятельно заполните столбец « аэрофотоснимок»  

Каждый учащийся получает лист с пусторафкой  «Виды изображения земной поверхности»

- Работа группой 3-4 человека

- Самостоятельная работа

Проверка усвоения знаний

СЛАЙД 9

- Итак, прошу ваше внимание обратить на экран.

 - Вспомните, как звучала тема нашего урока

- Какова была цель нашего урока?

- Давайте вместе ответим на вопросы «запоминалочки»  

- Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки.

- Узнать какие  существуют виды изображения земной поверхности, чем они отличаются?  

 - Фронтальный опрос

Рефлексия

- Предлагаю вам оценить свою работу сегодня на уроке с помощью вопросов –подсказок.

СЛАЙД 10

- Фронтальный опрос

Домашнее задание

Сегодня домашнее задание вы получаете от имени великого русского путешественника - Афанасия  Никитина.

- Что же нам говорит Афанасий Никитин?

- Верно, а чтобы наше путешествие прошло удачно, нам понадобится  обязательно выучить условные знаки, уметь пользоваться планом  и картой. Поэтому дома вы прочитаете  п.12 , заполните оставшиеся столбцы таблицы «Характеристика изображения земной поверхности» (письменно). Познакомитесь с условными знаками на стр. 2-3 в атласе.  Установить на телефон 2 ГИС, познакомиться с работой  сервиса  

 На урок принесите  атлас, цветные  карандаши или фломастеры, стикеры или карточки 5см.х 5см.Транспортир и линейку.

- ОТРОК! Учи географию с радостью, Нас ждёт увлекательное путешествие«ЗА ТРИ МОРЯ»!

 Благодарю за урок, жду вас на следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды изображений земной поверхности

Презентация позволяет познакомиться с видами изображений земной поверхности. Может быть использована на уроках географии в 5-6 классах....

Изображение земной поверхности. План местности.

Изучение процесса перехода от объемного изображения земной поверхности к плоскому изображению...

Виды изображений земной поверхности. План местности.

Технологическая карта к уроку "Виды изображений земной поверхности. План местности."...

Конспект урока "Виды изображения земной поверхности" для обучающихся 6 класса

Практикум по ознакомлению с различными видами изображения Земли. Урок построен в рамках технологии критического мышления. Групповая работа ведется в рабочих листах.В уроке используются картины павлово...

План-конспект урока по теме: План местности. Условные знаки. 5 класс.

Планируемые результаты:предметные: Обучающиеся смогут:выявлять особенности плана местности;определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты;читать простейший план местности.мета...

Технологическая карта урока по географии по теме "Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки" 5 класс 1 четверть

Данная технологическа карта поможет провести урок учителю георгафии в соответствии с требованиями ФГОС....