5 класс Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки.
план-конспект урока по географии (5 класс)
Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.08 МБ | |
| 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для участия в конкурсе
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК- 2025»
Пояснительная записка
Урок «Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки.» разработан на основе рабочей программы учебного предмета «География» 5-9 класс, соответственно требованиям к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО. Урок является первым в разделе №2. «Изображения земной поверхности». Тип урока – «Открытие новых знаний». На уроке используются различные технологии, способствующие воспитанию чувства патриотизма, любви к своей малой родине, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формированию способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета.
Изучение темы урока происходит на краеведческом материале. В качестве наглядного пособия используются снимки села Верх-Мильтюши сделанные космическим спутником, и изображение посёлка в электронном справочнике 2 ГИС, фотографии села, рисунки с изображением школы, улиц, домов. Для работы на уроке используется презентация и тематический кейс с изображением снимков из космоса, планом местности, иллюстрациями, таблицей –пустографкой. На занятии в качестве примера приводится система 2ГИС разработанная новосибирскими программистами Сысоевыми. Программа используется в различных областях жизни людей. Так же, во время урока упоминается о профессиях, где человек использует знания о плане местности и картах, это дает возможность формированию комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений.
Рефлексия осуществляется по средствам игры «продолжи предложение». При объявлении домашнего задания используется обращение от имени Афанасия Никитина, это отсылка к ранее изученному материалу «Русские путешественники и мореплаватели.». На уроке сохраняется ситуации успеха и позитивный настрой за счет частично знакомой информации и заданий посильных для выполнения.
Методический конкурс «Современный урок -2025» | |
Пояснительная записка | |
ФИО | Колесникова Нина Александровна |
Должность | Учитель географии и биологии |
Квалификационная категория | Высшая |
Место работы | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верх-Мильтюшинская средняя общеобразовательная школа имени Николая Захаровича Фисенко |
Предмет | География |
Тема урока | Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки. |
Класс | 5 |
УМК | А.И. Алексеев, Липкина Е.К., Николина В.В. «Полярная звезда» 2024г. |
Цель урока | Сформировать представление о видах изображения земной поверхности, плане местности и условных знаках. |
Задачи урока | Обучающие: - способствовать формированию знаний о различных изображениях земной поверхности; создать условия для развития познавательных интересов, умения составлять простейший план местности по описанию, умения читать план местности. Развивающие: способствовать формированию умений работать с текстом учебника дополнительными источниками географической информации; - способствовать воспитанию: чувства товарищества, культуры общения, умению вести диалог.
|
Оборудование к уроку, ЭОР | Мультимедийный проектор, компьютер. Презентация по теме «Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки.» |
Оформление кабинета и доски | Настенная карта России, Новосибирской области, Черепановскогорайона, глобус, школьные атласы 5-6 класс, компасы, тематический кейс ( по 1 на парту), аэрофотоснимки, план местности села Верх-Мильтюши. |
Используемые технологии | Технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, игровой деятельности. |
Формы организации деятельности | Индивидуальная, коллективная, групповая (парная), дифференцированная. |
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствие | Приветствие педагога. Настрой на работу | Коммуникативные |
Актуализация опорных знаний по теме | - Одной из главных задач географии во все времена была задача зафиксировать полученные знания о природе Земли и передать эту информацию людям. - Давайте вспомним, как же древние люди передавали информацию друг другу. - А как мы с вами сегодня передаем информацию друг другу, например по телефону? - И рисунок и фотография и чертеж является изображением, а вот буквы, цифры, смайлы – это понятные нам условные знаки.
| Беседа - С помощью рисунков и чертежей. - С помощью фото, письмо (сообщение), символов (рисунки, смайлики). | |
Целеполагание | СЛАЙД 1. -Тема урока звучит как «Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки. » Как вы думаете, о чем же пойдет речь сегодня на уроке? -Какова цель нашего урока сегодня? - Для постановки цели воспользуйтесь вопросами - подсказками /Прил.1 Раздаточный материал/ | Беседа по наводящим вопросам - Как изображают земную поверхность? - Какие существуют виды изображения земной поверхности? - Чем отличаются виды изображения земной поверхности? - Что такое план местности? | |
Изучение новой темы Создание проблемной ситуации Удивление фактом | /работа в группах, 3-4 человека/ - Посмотрите внимательно вокруг, назовите какие виды изображения земной поверхности вы видите? - Чем эти виды изображение отличаются друг от друга? / СЛАЙД 2 По мере называния видов изображения открывается фото на слайде/ - С глобусом вы знакомы, что такое глобус ? - С картами мы познакомимся чуть позже, научимся с ними работать, и даже сами их будем составлять. А сегодня мы на уроке уделим особое внимание аэрофотоснимкам и плану местности. - У вас в кейсе есть два аэрофотоснимка нашего села, рассмотрите их, определите где на фото показана река Мильтюш, дорога в село и улица Центральная на которой находится наша школа. Найдите на снимке школу, детский сад и дома ребят вашего класса.
СЛАЙД 3 - Скажите какой объект изображен на аэрофотоснимке? СЛАЙД 4 - По каким признакам вы определи что этот объект –наша школа? - Удобно ли работать с таким изображением земной поверхности? - Действительно, аэрофотоснимок даёт более подробное изображение местности, но работать с ним бывает не удобно, поэтому топографы изображают земную поверхность с помощью условных знаков. - Найдите в кейсе объяснение, что такое «топография» и почему профессия топографа так важна в наше время? -Мы с вами тоже побудем сегодня топографами, но работать мы будем уже с готовым планом местности. - Разместите перед собой в ряд аэрофотоснимок изображающий село плана местности соответственно снимку. СЛАЙД 5 - Найдите в чем отличие плана местности от аэрофотоснимка - Назовите отличие этих изображений земной поверхности. СЛАЙД 6 -Проверим ваш ответ. Если не согласны с предложенным вариантом – хлопните в ладоши. - Как вы понимаете выражение» условный знак»? - Верно, все объекты природы можно изобразить с помощью символов - знаков, цвета. Откройте атлас на странице 2-3 Например вода на плане местности и карте показана голубым цветом и стрелкой показывающей направление, растения показаны зеленым цветом и символом растительности. - А каким знаком и цветом показаны дороги? Строения? - На следующем уроке мы продолжим с вами работать с планом местности и более подробно изучим условные знаки. СЛАЙД 8 - Жизнь современного человека очень активна и люди не только работают, но и посещают организации, мероприятия, путешествуют. Зачатую это новые адреса и даже города, в которых люди ранее не были. И эта современная особенность стала причиной для создания навигационного сервиса 2 ГИС. Прочтите внимательно информацию на слайде о этой системе. - Скажите, пожалуйста, знаком ли вам этот сервис? - Что вас больше всего удивило в новой информации? - Навигационная система 2 ГИС – это то чем мы с вами ( как сибиряки) можем сегодня гордиться и, конечно, должны уметь ею пользоваться. - Одно из домашних заданий к следующему уроку будет следующее: установить на телефон 2ГИС и познакомиться с возможностями этой системы. Подумайте где можно использовать 2ГИС в вашей жизни. | (фронтальный опрос. отвечает 1 человек из группы) - карты, атласы, фотографии, глобус. - называют отличия карты от глобуса, фотоснимка, рисунка. - Глобус – модель Земли /работа в парах. Обсуждение аэрофотоснимков / - Объект на аэрофотоснимке – школа. /называют признаки подсказывающие правильный ответ. Дорога, тропинка, деревья, дома/ -учащиеся дают ответ что с таким изображением работать не удобно, потому что на фото изображено много лишнего (тени, однотонный цвет и т.д) /работа в парах с кейсом урока Обсуждение понятия «топография», «топограф»/ /работа в парах с кейсом урока. Обсуждение отличий аэрофотоснимка и плана местности/ Работа группами. Группы по очереди называют отличие аэрофотоснимка от плана местности. План 1. Чертёж 2.Небольшой участок земной поверхности 3. Изображение в уменьшенном виде 4 Сделан с помощью условных знаков - Символы, обозначающие объекты на поверхности Земли. Работа с атласом стр. 2-3 Ответ учащихся Учащиеся читают текст на экране. Дети подтверждают что 2 ГИС им знаком - То, что разработчиками сервиса являются наши земляки. Главный сервисный офис находится в Новосибирске. То, что 2ГИС есть не только в России, но и за рубежом. | |
Применение нового знания | - В кейсе урока найдите таблицу « Характеристика изображения земной поверхности» - в таблице показаны разные виды изображения земной поверхности. Обсудите и заполните 1 столбец таблицы , «План местности». Если ваш ответ на вопрос положителен , поставьте в клетке «+». - Самостоятельно заполните столбец « аэрофотоснимок» | Каждый учащийся получает лист с пусторафкой «Виды изображения земной поверхности» - Работа группой 3-4 человека - Самостоятельная работа | |
Проверка усвоения знаний | СЛАЙД 9 - Итак, прошу ваше внимание обратить на экран. - Вспомните, как звучала тема нашего урока - Какова была цель нашего урока? - Давайте вместе ответим на вопросы «запоминалочки» | - Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки. - Узнать какие существуют виды изображения земной поверхности, чем они отличаются? - Фронтальный опрос | |
Рефлексия | - Предлагаю вам оценить свою работу сегодня на уроке с помощью вопросов –подсказок. СЛАЙД 10 | - Фронтальный опрос | |
Домашнее задание | Сегодня домашнее задание вы получаете от имени великого русского путешественника - Афанасия Никитина. - Что же нам говорит Афанасий Никитин? - Верно, а чтобы наше путешествие прошло удачно, нам понадобится обязательно выучить условные знаки, уметь пользоваться планом и картой. Поэтому дома вы прочитаете п.12 , заполните оставшиеся столбцы таблицы «Характеристика изображения земной поверхности» (письменно). Познакомитесь с условными знаками на стр. 2-3 в атласе. Установить на телефон 2 ГИС, познакомиться с работой сервиса На урок принесите атлас, цветные карандаши или фломастеры, стикеры или карточки 5см.х 5см.Транспортир и линейку. | - ОТРОК! Учи географию с радостью, Нас ждёт увлекательное путешествие«ЗА ТРИ МОРЯ»! | |
Благодарю за урок, жду вас на следующее занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды изображений земной поверхности
Презентация позволяет познакомиться с видами изображений земной поверхности. Может быть использована на уроках географии в 5-6 классах....

Изображение земной поверхности. План местности.
Изучение процесса перехода от объемного изображения земной поверхности к плоскому изображению...
Виды изображений земной поверхности. План местности.
Технологическая карта к уроку "Виды изображений земной поверхности. План местности."...

Конспект урока "Виды изображения земной поверхности" для обучающихся 6 класса
Практикум по ознакомлению с различными видами изображения Земли. Урок построен в рамках технологии критического мышления. Групповая работа ведется в рабочих листах.В уроке используются картины павлово...

План-конспект урока по теме: План местности. Условные знаки. 5 класс.
Планируемые результаты:предметные: Обучающиеся смогут:выявлять особенности плана местности;определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты;читать простейший план местности.мета...
Технологическая карта урока по географии по теме "Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки" 5 класс 1 четверть
Данная технологическа карта поможет провести урок учителю георгафии в соответствии с требованиями ФГОС....

