Урок по географии в 5 классе на тему "Способы изображения земной поверхности"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Конспект урока и презентация по егографии по теме "Способы изображения земной поверхности"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.97 КБ | |
| 514.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Способы изображения земной поверхности».
Предмет: география
Класс: 5 «А»
Тема урока «Способы изображения земной поверхности»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать представление о видах изображения поверхности Земли и их отличиях друг от друга; совершенствовать умение работать с источниками географической информации; воспитывать чувство ответственности в работе, навыки самоконтроля.
Предметные результаты:
- Личностные: овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
- Предметные: умение объяснять значение понятий «географическая карта», «план местности», «глобус», «атлас», «аэрофотоснимок»; развитие картографической грамотности; умение выявлять черты сходства и различия между разными видами изображений Земли.
- Метапредметные: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; развитие интеллектуальных способностей; освоение умений управлять своей познавательной деятельностью, ставить цели.
Оборудование: География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019; атлас для 5 класс М.: Дрофа; раздаточный материал; наглядные пособия; проктор и ПК; фрагмент видеоролика по теме урока.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика, проверяет, чтобы весь класс был разделен на 3 группы.
- Актуализация знаний.
Для того чтобы вспомнить, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке, я предлагаю вам отгадать загадки:
Я ходила по разным странам,
Плыла по рекам и океанам,
По пустыне шла отважно –
На одном листе бумажном. (Географическая карта)
Листочки бумаги – что киноленты,
Хранят они истории моменты …. (Фотография)
Карты в нем одна к одной
Сшиты в типографии.
Он теперь всегда со мной –
Гид по географии. (Атлас)
Объемная карта с осью внутри,
Его в географии можно найти.
Крути ты, как хочешь шар голубой,
Знакомься с любой неизвестной страной. (Глобус)
Ребята, что объединяет все эти слова? (Изображение земли)
- Изучение нового материала.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент видеоролика. (Показ фрагмента мультфильма (1:30мин.)).
Как вы думаете, о чем говориться в мультфильме? (О плане местности)
Давайте с вами сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Способы изображения земной поверхности). Дети записывают тему в тетрадь.
Ребята, какова цель нашего урока?
Цель урока: Сформировать представление о способах изображения земной поверхности.
Представьте такую ситуацию. Мы с вами отправляемся в поход. Что нам необходимо с собой взять? (еду, спички, компас). Зачем нам компас? (Чтобы можно было ориентироваться на местности). Скажите, а что еще бы нам очень пригодилось в походе, кроме компаса для лучшего ориентирования на местности? (Карта)
А почему, например, не глобус? Он ведь больше похож на нашу планету? Или аэрофотоснимок местности? Затрудняетесь ответить? Давайте разберемся в этом вопросе.
На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели основные понятия и разные виды земной поверхности. Теперь давайте вместе составим схему «Способы изображения земной поверхности».
На доске в 1 столбике записаны способы изображения земной поверхности (Глобус, Географическая карта, План местности, Аэрофотоснимок), 2 и 3 столбики пустые. На доске в случайном порядке висят определения способов и их изображения. Задача учащихся заключается в том, что найти соответствия между способом изображения земной поверхности, его определением и его изображением.
Учитель вызывает одного ученика. Ученик с помощью учителя заполняет 1 строчку в схеме. После этого учитель напоминает известные факты про глобус.
Учитель: Вы уже знаете, что моделью земного шара является глобус. Главное достоинство глобуса – это его объемность, передающая шарообразную форму Земли. Но глобусом неудобно пользоваться именно из-за его объемности, которая затрудняет решение каких-либо практических задач.
Учитель: Помимо глобуса существует еще несколько способов изображения земной поверхности.
Далее учитель вызывает следующего ученика и помогает ему заполнять 2 строчку схемы про географическую карту.
Учитель: Географическая карта – способ изображения поверхности Земли в уменьшенном формате с использованием условных знаков и обозначений. Карты различаются по охвату территории, масштабу и содержанию.
Далее учитель вызывает следующего ученика и помогает ему заполнять 3 строчку схемы про план местности.
Учитель: План местности – чертеж, на котором подробно изображен определенный элемент. Как правило делается за счет условных обозначений.
Далее учитель вызывает следующего ученика, который заполняет последнюю строчку схемы про аэрофотоснимки.
Учитель: Аэрофотоснимки – это фотографии, сделанные с помощью самолётов и космических аппаратов, которые подробно показывают какую-либо местность. Эти фотографии делаются сверху, поэтому не всегда все географические объекты на них можно распознать. Распознаванием изображений на аэрофотоснимках и космических снимках занимаются дешифровщики.
После того как учащиеся вместе с учителем построили схему на доске, учащиеся записывают схему в тетрадь.
Способы изображения земной поверхности:
- Глобус
- Географическая карта
- План местности
- Аэрофотоснимок
Учитель: А теперь, ребята, мы с вами сделаем маленький перерыв и проведем физкультминутку.
Быстро все ребята встали!
Руки быстро вверх подняли.
Быстро хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
Быстро-быстро поморгали
И…ногами постучали.
Быстро влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево по 5 раз –
Отдохнул уставший класс…
Все, как чайки, полетели
И за парты тихо сели!
Учитель: Ребята, давайте теперь попробуем с вами сравнить между собой разные виды изображения земной поверхности по определенному плану, а потом мы попробуем определить, какой вид изображения в какой жизненной ситуации сможет нам помочь.
Учитель: Итак, я сейчас раздам вам таблицу, с которой вы будет работать.
Учитель раздает материал. Класс уже разделен на три группы.
Учитель: Ребята, обратите внимание, что вы разделены на 3 группы и каждая группа будет работать только с одним способом изображения земной поверхности. У вас в таблице четыре столбика: первый столбик называется «Признак», второй – «План местности», третий – «Аэрофотоснимок» и самый последний – «Карта».
Учитель: Первая группа работает со столбиком «План местности», вторая группа – со столбиком «Аэрофотоснимок», а третья группа – со столбиком «Карта».
Учитель: Ваша задача заключается в следующем. Вам необходимо прочитать представленные признаки, и если вы согласны с утверждением, то вы ставите +, если не согласны, то -. С заданием вам поможет справиться атлас на странице 21-25 и текст учебника на страницах 50-52.
Учитель: Пожалуйста, приступайте к работе, на выполнение работы у вас есть три минуты.
Учащиеся заполняют таблицу. Происходит работа в группах. После того как у каждой группы будет готова заполненная таблица, происходит проверка. Учитель читает признак, а представитель первой группы отвечает согласна ли группа с утверждением или нет. Остальные две группы в это время заполняют столбик «План местности». После этого идет аналогично происходит проверка правильности заполнения столбика «Аэрофотоснимок» и «Карта»
Признаки | План местности | Аэрофотоснимок | Карта |
Объекты более похожи на их реальное изображение на местности | - | + | - |
Можно узнать названия городов, рек, гор и т.д. | + | - | + |
Можно определить тип леса, луга, дорог, и т.д. | + | - | - |
Изображены все объекты, видимые сверху | - | + | - |
Изображены только важные объекты | + | - | + |
Объекты изображены условными знаками | + | - | + |
Можно точно измерить расстояния | + | + | + |
Учитель: Итак, ребята, исходя из таблицы мы видим, что:
- Только на аэрофотоснимке объекты более похожи на их реальное изображение на местности;
- Благодаря плану местности и карте можно узнать названия городов, рек, гор и т.д., а аэрофотоснимок не может представить нам такую информацию;
- Но только план местности поможет нам с вами без ошибок определить тип леса, луга, дорог;
- Все объекты, видимые сверху, изображены только на аэрофотоснимке;
- На любой карте и плане местности все объекты изображены условными знаками;
- И наконец, благодаря всем трем способам изображения земной поверхности, а именно: план местности, аэрофотоснимок и географическая карта, мы с вами можем точно измерить расстояния.
Далее учитель делает общий вывод по таблице.
Учитель: Таким образом, главное отличие плана местности от аэрофотоснимка, заключается в том, что местность на плане изображена с помощью условных знаков, в уменьшенном виде. А отличие карты от аэрофотоснимка заключается в обобщении изображенных объектов.
Учитель: Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу, сделали выводы. А теперь давайте постараемся ответить на вопрос, а людям каких профессий в работе может понабиться план местности, аэрофотоснимок и географическая карта?
Учитель: Для того чтобы ответить на вопрос, я предлагаю вам выполнить задание.
Учитель раздает конверт с заданием для каждой группы.
Учитель: Ребята, предлагаю вам собрать пазл. У каждой группы свой определенный пазл. После того как вы его соберете, у вас появится изображение той профессии, люди которой в своей работе использует тот или иной вид изображения земной поверхности. Первая группа собирает изображение профессии, представители которой в работе используют план местности, вторая группа – работает с аэрофотоснимком, а третья – с географической картой.
Загаданные профессии: первая группа – археолог; вторая группа – строитель; третья группа – капитан корабля.
На доске в случайном порядке висят правильные изображения профессий (3 штуки) и названия профессий (6 штук: 3 – верные и 3 – неверные названия). Представитель от каждой группы выходит к доске, ищет загаданную профессии и из списка подбирает правильное название.
Учитель: Молодцы, ребята вы правильно справились с заданием.
Учитель: Итак, в ходе нашего урока вы узнали, что объекты на плане местности и географической карте изображены условными знаками. В свою очередь, условные знаки – это символы, обозначающие различные объекты. Более подробно мы с условными знаками мы познакомимся на следующем уроке.
- Рефлексия.
Учитель вместе с учащимися подводит итог урока. Оценивает деятельность учащихся на уроке.
Учитель: Ребята, наш с вами урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили на уроке. (Сформировать представление о способах изображения земной поверхности).
Для каждого учащегося учитель раздает лист рефлексии, в котором они заполняют таблицу.
Учитель: Ребята, ваша задача заключается в следующем. Вам необходимо прочитать утверждения и выбрать то утверждение, с которым наиболее согласны по сравнению с другими. Пожалуйста, приступайте к работе.
Утверждение | Ответ |
Сегодня на уроке я узнал все способы изображения земной поверхности. | |
Сегодня на уроке я узнал какие особенности имеет план местности по сравнению с другими способами изображения земной поверхности. | |
Сегодня на уроке я узнал чем аэрофотоснимок отличается от карты. | |
Сегодня на уроке я узнал люди каких профессий в своей работе используют план местности, аэрофотоснимок и географическую карту. | |
Сегодня на уроке я научился находить отличия между всеми способами изображения земной поверхности. | |
Сегодня на уроке я сформировал представление о способах изображения земной поверхности |
- Домашнее задание.
Параграф 10 (читать и пересказывать), вопрос №2 – письменно в тетради.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я ходила по разным странам, Плыла по рекам и океанам, По пустыне шла отважно – На одном листе бумажном.
Я ходила по разным странам, Плыла по рекам и океанам, По пустыне шла отважно – На одном листе бумажном.
Листочки бумаги – что киноленты, Хранят они истории моменты ….
Листочки бумаги – что киноленты, Хранят они истории моменты ….
Карты в нем одна к одной Сшиты в типографии. Он теперь всегда со мной – Гид по географии.
Карты в нем одна к одной Сшиты в типографии. Он теперь всегда со мной – Гид по географии.
Объемная карта с осью внутри, Его в географии можно найти. Крути ты, как хочешь шар голубой, Знакомься с любой неизвестной страной
Объемная карта с осью внутри, Его в географии можно найти. Крути ты, как хочешь шар голубой, Знакомься с любой неизвестной страной
Тема урока «Способы изображения земной поверхности»
Тема урока «Способы изображения земной поверхности» Цель урока Сформировать представление о способах изображения земной поверхности
Признак План местности Аэрофотоснимок Карта Объекты более похожи на их реальное изображение на местности Можно узнать название городов, рек, гор и т.д. Можно определить тип луга, леса, дорог и т.д. Изображены все объекты, видимые сверху Изображены только важные объекты Объекты изображены условными знаками Можно точно измерить расстояния
Признак План местности Аэрофотоснимок Карта Объекты более похожи на их реальное изображение на местности - Можно узнать название городов, рек, гор и т.д. + Можно определить тип луга, леса, дорог и т.д. + Изображены все объекты, видимые сверху - Изображены только важные объекты + Объекты изображены условными знаками + Можно точно измерить расстояния +
Признак План местности Аэрофотоснимок Карта Объекты более похожи на их реальное изображение на местности - + Можно узнать название городов, рек, гор и т.д. + - Можно определить тип луга, леса, дорог и т.д. + - Изображены все объекты, видимые сверху - + Изображены только важные объекты + - Объекты изображены условными знаками + - Можно точно измерить расстояния + +
Признак План местности Аэрофотоснимок Карта Объекты более похожи на их реальное изображение на местности - + - Можно узнать название городов, рек, гор и т.д. + - + Можно определить тип луга, леса, дорог и т.д. + - - Изображены все объекты, видимые сверху - + - Изображены только важные объекты + - + Объекты изображены условными знаками + - + Можно точно измерить расстояния + + +
Домашнее задание Параграф 10; З адание №2 – письменно в тетрадях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".
Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...
Технологическая карта урока по географии 5 класса на тему "Изображения земной поверхности".
Технологическая карта урока по географии 5 класса на тему "Изображения земной поверхности"....

Конспект урока географии "Изображения земной поверхности" 5 класс»
Используется системно-деятельностный подход....

Урок географии "Изображение земной поверхности на карте" 6 класс
Урок изучения нового материала.Урок является четвёртым в теме «Географическая карта» и восьмым от начала учебного года. В данной теме занимает одно из главных мест....

Методическая разработка урока географии «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» - 5 класс
Аннотация к урокуДанный урок является последним при изучении темы «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» в 5 классе и проводится с целью повторения изученного и ...
Технологическая карта урока по географии по теме "Виды изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки" 5 класс 1 четверть
Данная технологическа карта поможет провести урок учителю георгафии в соответствии с требованиями ФГОС....
