Применение информационно-коммуникационных технологий в создании интерактивных карт по географии родного края
методическая разработка по географии (8 класс)
Аннотация
В статье рассматриваются возможности использования интерактивных карт в географии на примере создания комплексной интерактивной карты Республики Башкортостан. Показано, что электронные карты с элементами интерактива могут служить не только справочным материалом, но и эффективным средством обучения, анализа и проверки знаний. Особое внимание уделяется использованию гиперссылок и триггеров в программе PowerPoint.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникационных технологий в создании интерактивных карт по географии родного края
С 2010-2011 учебного года курс географии Башкортостана был исключён из учебной программы, а его основные понятия изучаются интегрировано в курсах физической и экономической географии России. Это требует сжатия учебного материала до минимума, а также выбора более эффективных методов изучения, закрепления и проверки знаний обучающихся.
Современное географическое образование всё активнее использует цифровые технологии. Одним из наиболее перспективных направлений является внедрение интерактивных карт, которые позволяют визуализировать пространственную информацию и обеспечивают активное взаимодействие пользователя с картографическим материалом. В отличие от традиционных бумажных карт, интерактивные карты дают возможность управлять отображением информации, использовать дополнительные справочные материалы и выполнять учебные задания. На смену бумажным картам и атласам пришли интерактивные карты, позволяющие находить любые объекты в считанные секунды: достаточно ввести название объекта, щелкнуть на соответствующей кнопке, и нужный фрагмент карты окажется перед вами.
Применение интерактивных карт на уроках географии позволяет оперативно решать различные учебные задачи, быстро «перемещаться» в пространстве и во времени. Особую актуальность интерактивные карты приобретают при изучении географии родного края. Они позволяют рассматривать территорию как целостную систему, анализировать природные и социально-экономические особенности региона и формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
В ходе совместной проектно-исследовательской работы с обучающимися 8 классов лицея была создана система взаимосвязанных интерактивных карт Республики Башкортостан. Каждая карта посвящена отдельному аспекту географической характеристики региона. Карта «Административное деление республики» позволяет определить активные объекты при наведении курсора, а при щелчке — получить название соответствующего района. Карта «Характеристика районов» содержит нумерацию всех районов: при нажатии на номер появляется герб района, а при выборе названия — его краткая характеристика. Карта «Реки Башкортостана» отображает речную сеть республики: все реки, а также таблица с данными об их длине. На карте «Полезные ископаемые» месторождения появляются последовательно, группами, что способствует лучшему усвоению информации. Карта «Границы Башкортостана» позволяет определить названия граничащих областей и республик, а также изучить протяжённость границ. Карта «Города Башкортостана» содержит сведения о городах и их классификацию по численности населения.
Использование интерактивных карт на уроках географии позволяет значительно расширить объём изучаемой информации без перегрузки обучающихся. Работа с активными объектами, изображениями и таблицами способствует развитию пространственного мышления, навыков анализа и самостоятельной учебной деятельности.
Особый интерес представляют карты «Охраняемые природные территории». Они позволяют не только получить справочную информацию, но и перейти к дополнительным материалам, фотографиям и описаниям, что делает процесс обучения более наглядным и увлекательным. Изучение возможностей триггеров и гиперссылок в программе PowerPoint показало, что на их основе можно создавать эффективные комплексные интерактивные карты регионального уровня.
Электронные карты сегодня рассматривают не только как картографический справочник, но как источник самых разнообразных сведений, связанных с конкретной территорией и позволяют рассматривать их как многофункциональный учебный ресурс, способствующий повышению интереса к географии и качеству усвоения учебного материала. Создание интерактивных карт Республики Башкортостан подтверждает возможность подготовки собственных учебных ресурсов в соответствии с поставленными образовательными задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии
Модернизация образования предъявляет особые требования к формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников, а именно способностей к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»
Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ - ОСНОВА ЭКОНОМИКИ»
Цель урока:ü познакомить с природными богатствами и трудом людей, как с основой экономики.Задачи урока:Образовательные:ü дать понятия: природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физиче...

Применение информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания родного языка
Наш мастер-класс называется «Применение информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания родного языка».Цель нашего мастер-класса: продемонстрировать возможности ИКТ...

Формирование ключевых компетенций у обучающихся через применение информационно - коммуникационных технологий на уроках географии
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным ...
Технологическая карта урока с применением информационно - коммуникационных технологий
Технологическая карта урока с применением информационно - коммуникационных технологий, математика, 6 класс...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии....
