Рабочая программа по геометрии
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме

Альгешкина Татьяна Петровна
Рабочая программа по геометрии для 8 класса по учебнику Л.С. Атанасяна "Геометрия 7-9кл.", включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochay_programma_8_.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Красночетайская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании  школьного методического объединения учителей математики.

Протокол№1 от       августа 2011г

Согласовано

Зам. директора по УВР

 августа 2011г

Утверждаю

Директор МОУ «Красночетайская СОШ»

  августа 2011г

Рабочая программа по предмету «Геометрия»

для 8 класса на 2011-2012 уч.г.

Учебник: Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и д «Геометрия 7-9» - М.: Просвещение, 2009

Составила:  Альгешкина Т.П. учитель математики

первой квалификационной категории

С. Красные Четаи

 2011 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Геометрия 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений /  составитель: Бурмистрова Т.А. - М., Просвещение, 2010.
  2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4

  1. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
  2. Авторского тематического планирования учебного материала,
  3. Учебного плана 2011 -2012 учебного года

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели:

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.    

        Цель изучения курса геометрии в VII—IX классах — систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала; расширяются внутренние логические связи курса; повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Прикладная направленность курса обеспечивается постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Практическая направленность курса определяется систематическим развитием геометрического аппарата для решения задач на вычисление значений геометрических величин, доказательство и построение.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  1. планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  2. решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  3. исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  4. ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в уст ной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  5. проведения доказательных рассуждений, аргументации, вы движения гипотез и их обоснования;
  6. поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
  7. Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
  1. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
  2. 3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.
  3. Количество учебных часов по рабочей программе:
  4. В год –68часов.
  5. В том числе:
  6. Контрольных работ – 5
  7. Итоговый зачет в форме теста.
  8. Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы.
  9. В программу внесены изменения:
  10. уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Вводное повторение

2

Четырехугольники

14

14

Площадь

14

14

Подобные треугольники

19

19

Окружность

17

17

Повторение. Решение задач.

4

2

Итого

68

68

  1. Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
  2. Программа используется без изменений её содержания.
  3. Уровень обучения – базовый.
  4. Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта:

Учебно-методический комплект учителя:

  1. Геометрия,   7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и д. — М.: Просвещение, 2005-2009.
  2. Зив Б.Г. .Геометрия:   дидактические   материалы  для   8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
  3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. -М.: Просвещение, 2000 — 2009.

        

Учебно-методический комплект ученика:

  1. Геометрия,   7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л. С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2004-2009.
  2. Геометрия, рабочая тетрадь,8 класс/ Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов и др]. — М.: Просвещение, 2005-2009.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  1. существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения и не
    равенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  5. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  6. вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  7. каким образом геометрия возникла из практических задач
    землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  8. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Уметь

  1. пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  4. вычислять значения геометрических величин (длин, углов,); находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности;
  5.  решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополни тельные построения, алгебраический аппарат;
  6. вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  7. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя   известные   теоремы,   обнаруживая   возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические фор мулы;
  2. решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  3. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  4. построений геометрическими инструментами (линейка, уголь ник, циркуль, транспортир).

Календарно-тематическое планирование

Тема

Цели

Содержание

Виды учебной деятельности

Формы организации урока

ЗУН

ОУУН

Повторение

Обобщение и повторение пройденного в 7 классе

1

Повторение

Комбинированный урок

Урок-лекция, самостоятельная работа

Решать  задачи из разделов курса 7кл: признаки равенства треугольников, соотношения между сторонами и углами треугольника, признаки и свойства параллельных прямых.

2

Повторение

Комбинированный урок

Урок-лекция

ГЛАВА I.  Четырехугольники.

Ввести понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника. Ввести понятия параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата. Рассмотреть свойства и признаки этих фигур и закрепить полученные знания в процессе решения задач. Рассмотреть осевую и центральную симметрию.

3

Многоугольники

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь строить выпуклый многоугольник;

-знать формулу суммы углов выпуклого многоугольника

Учебно-организационные умения: планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе; сотрудничать при решении учебных задач.

Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями; составлять план, конспект.

Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; диалектически анализировать учебный или другой материал; обобщать; выделять главное, существенное.

Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком, пользоваться математическим языком; задавать уточняющие вопросы.

4

Многоугольники

Применение зун

Самостоятельная работа

5

Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь доказывать свойства параллелограмма;

-уметь решать задачи

6

Признаки параллелограмма.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь доказывать признаки параллелограмма;

-уметь решать задачи

7

Параллелограмм. Решение задач

Применение зун

Самостоятельная работа

8

Трапеция.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-знать, что называют трапецией;

-уметь решать задачи на доказательство

9

Трапеция. Теорема Фалеса

Применение зун

Практическая работа

10

Трапеция Решение задач. Задачи на построение

Применение зун

Практическая работа

-знать, что называют трапецией;

-уметь решать задачи на построение

11

Прямоугольник.

Усвоение новых знаний

Семинар

-уметь доказывать теоремы и свойства прямоугольника;

-уметь решать задачи на их применение;

12

Ромб и квадрат.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь доказывать свойства ромба и квадрата;

-уметь решать задачи

13

Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб и квадрат.

Применение зун

Зачет

14

Осевая и центральная симметрии.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь строить симметричные точки;

-уметь распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией

15

Решение задач по теме «Четырёхугольники»

Обобщение и систематизация знаний

Обобщающий урок

-уметь решать задачи, опираясь на изученные свойства

16

Контрольная работа №1

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

-уметь применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе;

-уметь доказательно решать задачи

ГЛАВА II. Площадь

Дать представление об измерении площадей многоугольников, рассмотреть основные свойства площадей и вывести формулы площадей для прямоугольника, квадрата, ромба, параллелограмма, треугольника, трапеции. Рассмотреть терему Пифагора  

17

Площадь многоугольника.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь вывести формулу площади прямоугольника;

-уметь решать задачи на применение формулы

Учебно-организационные умения: планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе; сотрудничать при решении учебных задач.

Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями; составлять план, конспект.

Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; диалектически анализировать учебный или другой материал; обобщать; выделять главное, существенное.

Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком, пользоваться математическим языком; задавать уточняющие вопросы.

18

Площадь многоугольника.

Применение зун

Практическая работа

19

Площадь параллелограмма.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-знать формулу площади параллелограмма;

-уметь выводить формулу площади параллелограмма

20

Площадь параллелограмма.

Применение зун

Практическая работа

21

Площадь треугольника.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-знать формулу площади треугольника;

-уметь находить площадь прямоугольного треугольника;

- уметь находить площадь треугольника в случае, если равны их высоты или угол

22

Площадь треугольника.

Применение зун

Самостоятельная работа

23

Площадь трапеции.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-знать и уметь доказывать формулу вычисления площади трапеции;

-уметь решать задачи на применение формулы

24

Площадь трапеции.

Применение зун

Практическая работа

25

Теорема Пифагора.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь доказывать теорему Пифагора;

-уметь решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике

26

Теорема Пифагора.

Применение зун

Самостоятельная работа

27

Теорема Пифагора.

Применение зун

Практическая работа

28

Решение задач.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщающий урок

-уметь находить площадь параллелограмма, треугольника, трапеции по формулам;

-уметь применять теорему Пифагора при решении задач

29

Решение задач.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщающий урок

30

Контрольная работа №2.

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

-уметь применять полученные знания в комплексе

ГЛАВА III. Подобные треугольники

Вввести понятие пропорциональных отрезков, подобных треугольников. Рассмотреть три признака подобия треугольников и сформировать навыки применения этих признаков при решении задач. Познакомить учащихся с элементами тригонометрии. Ввести понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.

31

Определение подобных треугольников.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь определять подобные треугольники;

-уметь доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников

Учебно-организационные умения: планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе; сотрудничать при решении учебных задач.

Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями; составлять план, конспект.

Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; диалектически анализировать учебный или другой материал; обобщать; выделять главное, существенное.

Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком, пользоваться математическим языком; задавать уточняющие вопросы.

32

Определение подобных треугольников.

Применение зун

Самостоятельная работа

33

Первый признак подобия треугольников.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь доказывать первый признак подобия треугольников;

-уметь применять признак при решении задач

34

Первый признак подобия треугольников.

Применение зун

Самостоятельная работа

35

Второй признак подобия треугольников.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь доказывать второй признак подобия треугольников;

-уметь применять признак при решении задач

36

Второй признак подобия треугольников.

Применение зун

Семинар

37

Третий признак подобия треугольников.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь доказывать третий признак подобия треугольников;

-уметь применять признак при решении задач

38

Контрольная работа №3.

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

-уметь применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач

39

Средняя линия треугольника.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь определять среднюю линию треугольника;

-уметь доказывать теорему о средней линии треугольника;

уметь решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника

40

Средняя линия треугольника.

Применение зун

Практическая работа

41

Средняя линия треугольника.

Комбинированный урок

Зачет

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач

43

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Применение зун

Самостоятельная работа

44

Практические приложения подобия треугольников.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь решать задачи на построение методом подобия;

-применять подобия к доказательству теорем и решению задач

45

Практические приложения подобия треугольников.

Применение зун

Семинар

46

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника;

-знать основное тригонометрическое тождество

47

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-знать таблицу значений синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

48

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

Применение зун

Обобщающий урок

49

Контрольная работа №4.

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

-уметь применять подобия к доказательству теорем и решению задач;

-уметь решать задачи, используя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

ГЛАВА IV. Окружность

Ррассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, ввести понятие касательной, рассмотреть ее свойство и признак, а также свойство отрезков касательных, проведенных из одной точки. Ввести понятия градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного углов, доказать теорему об измерении вписанных углов и об отрезках пересекающихся хорд и показать, как они используются при решении задач. Рассмотреть четыре замечательные точки окружности. Ввести понятия вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей.

50

Взаимное расположение прямой и окружности.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-знать все взаимные расположения прямой и окружности;

-уметь находить расстояние от точки до прямой

Учебно-организационные умения: планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе; сотрудничать при решении учебных задач.

Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями; составлять план, конспект.

Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; диалектически анализировать учебный или другой материал; обобщать; выделять главное, существенное.

Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком, пользоваться математическим языком; задавать уточняющие вопросы.

51

Касательная к окружности.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь доказывать свойство и признак касательной;

-уметь определять касательную к окружности;

-уметь проводить через данную точку окружности касательную к этой окружности

-уметь решать задачи

52

Касательная к окружности.

Применение зун

Практическая работа

53

Центральный угол.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь определять градусную меру центрального угла;

54

Центральный угол.

Применение зун

Самостоятельная работа

55

Вписанный угол.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь определять вписанный угол;

-доказывать теорему о вписанном угле и следствия к ней;

-знать в каком отношении пересекаются хорды окружности

56

Вписанный угол.

Применение зун

Семинар

57

Четыре замечательные точки треугольника.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь доказывать указанные теоремы;

-уметь решать задачи на применение этих теорем

58

Четыре замечательные точки треугольника.

Применение зун

Самостоятельная работа

59

Четыре замечательные точки треугольника.

Комбинированный урок

Зачет

60

Вписанная окружность.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь вписывать окружность в многоугольник;

-уметь доказывать теорему о вписанной окружности и свойства;

61

Вписанная окружность.

Применение зун

Практическая работа

62

Описанная окружность.

Усвоение новых знаний

Урок-лекция

-уметь описывать окружность около многоугольника;

-уметь доказывать теорему об описанной окружности и замечания;

-знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника

63

Описанная окружность.

Применение зун

Самостоятельная работа

64

Решение задач.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщающий урок

-уметь определять градусную меру центрального и вписанного угла;

-уметь решать задачи с использованием замечательных точек треугольника;

-знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника

65

Решение задач.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщающий урок

66

Контрольная работа №5.

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

-уметь применять полученные знания в комплексе

Повторение

Обобщение и систематизация курса геометрии 8 класса

67

Решение задач.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

-уметь находить площадь многоугольника по формулам;

-знать свойства вписанной и описанной окружности

68

Решение задач.

Комбинированный урок

Обобщающий урок