Конспект урока: "Пирамида"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) по теме

 

Урок геометрии в 10-м классе по теме "Пирамида"

Чехолкова Алла Владимировна, 

Цели урока:

- изучение нового вида многогранника – пирамиды, ее элементов;

- развитие познавательного интереса через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования;

- развитие эмоционально-положительного отношения к изучению геометрии, геометрической зоркости, пространственного воображения;

- воспитание волевых качеств, настойчивости, целеустремленности.

Тип урока: усвоение новых знаний

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Решение простейших задач.
  5. Итог.

Оборудование: учебник геометрии 10-11 класс, авторы Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др., модели геометрических тел, пластилин и палочки для моделирования, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний:

Что это за многогранник? (модель тетраэдра, слайд 1 из приложения)

А кто помнит его определение? – поверхность, состоящая из 4х треугольников или многогранник, состоящий из 4х треугольников.

Назовите элементы тетраэдра – вершины, ребра, грани, высота.

Заменим в основании тетраэдра треугольник четырехугольником – получим…

Итак: тема урока “Пирамида”. Запишите, пожалуйста, число и тему урока.

У кого-то это слово ассоциируется с Египетскими пирамидами (слайд 2 из приложения), но монументальные сооружения созданные человеком встречаются и в Центральной Америке, на острове Тенериф, на фоне гималайского хребта выделяется пирамидальное образование, созданное природой, пирамидальная форма широко используется в архитектуре, например во Франции, в Германии (слайды 3 – 7 из приложения ).

Мы с вами рассмотрим пирамиду с математической точки зрения.

Что мы можем узнать о пирамиде? познакомиться с понятием пирамида, ее элементамисвойствами, решить простейшие задачи;

Итак, цель урока изучить пирамиду.

Где нам это может пригодиться?

Попробуйте сформулировать определение пирамиды: многогранник, состоящий из n-угольника и n треугольников. Сравним наше определение с определением в учебнике: стр. 65.

В тетраэдре основание треугольник. А не подходит ли тетраэдр под это определение? Что у них общего?

В какой последовательности будем выполнять рисунок пирамиды: чертим вместе – плоский многоугольник (слайд 8 из приложения). Где поставим точку, не лежащую в плоскости многоугольника?

Запишите элементы пирамиды:

основание
вершина
ребра
грани
ребра основания 
высота (дать определение)

Рассмотрим еще одно понятие: стр.66, найдите и запишите формулу.

S полной поверхности = Sбок + Sосн – из какого свойства площадей это вытекает?

Итак: мы рассмотрели определение пирамиды, элементы, построение пирамиды.

Предлагаю выполнить практическую работу: на ваших столах лежит раздаточный материал, задание записано на карточке. На работу дается 5 мин.

1 группа:

  1. Смоделируйте пирамиду, когда основание высоты пирамиды спроектировано в центр основания. Выполните рисунок в тетради.
  2. Показать угол между боковым ребром и плоскостью основания.

2 группа:

  1. Смоделируйте пирамиду, когда основание высоты пирамиды спроектировано за основание пирамиды. Выполните рисунок в тетради.
  2. Показать двугранный угол при основании.

3 группа:

  1. Смоделируйте пирамиду, когда основание высоты пирамиды спроектировано в вершину основания. Выполните рисунок в тетради.
  2. Показать двугранный угол при основании.

Прикиньте с чего начать, представьте, что из этого получится

Как это получили? на что опирались?

Внимание: проверяем (слайды 9,10,11 из приложения ).

Зачем выполняли это задание?

– видеть высоту, угол, правильно выполнять рисунок, а правильно выполненный рисунок это 50% решения задачи.

Попробуем применить эти знания в решении простейших задач

Задача 1. устно по готовому рисунку: Дана пирамида. Найти боковое ребро, если известна высота - 6, угол, образованный боковым ребром с плоскостью основания ? = 30°.(слайд) 12 – свойство в прямоугольном треугольнике

Слайд 12 из приложения.

Как это получили? на что опирались?

А существует ли другой способ? Что для этого не хватает?

Задача 2. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, тангенс угла наклона боковой грани к основанию равен 1,2. Найти высоту самой высокой египетской пирамиды, если основание ее лежит в центре квадрата (слайд 13 из приложения ).

Ваши предложения.

На что вы опирались для построения линейного угла? – ТТП

Тогда треугольник SHM –

imageЧему равен тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике

SН : НМ = 1,2 SH = 1,2*115= 138м

Какой результат получили?

Тест – задание на внимательность

Устно: Сколько граней, боковых ребер у n-угольной пирамиды?

Какое наименьшее число граней может иметь пирамида?

Высота пирамиды равна 3см. Чему равно расстояние от вершины пирамиды до плоскости основания?

Боковые ребра треугольной пирамиды равны 7см, 12см, 5см. Одно из них перпендикулярно к плоскости основания. Чему равна высота пирамиды?

Итак: (рефлексия) подведем итоги нашей совместной работы – продолжите, пожалуйста, мое предложение –

Сегодня я узнал новое…

На уроке мне пригодились знания…

Для меня было сложно…

На уроке мне понравилось…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl._geometriya.docx1 байт

Предварительный просмотр:

Спецшкола-интернат V вида г. Зернограда

Индивидуальное логопедическое занятие

«Различай (П-Т) - работа по устранению оптической

дисграфии»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов, логопед

Арженовская Е.И.

на семинаре для слушателей ИПК и ПРО

по теме:

«Содержание и организация коррекционной образовательной

деятельности педагога-логопеда ОУ»

г. Зерноград 20.12.2006г.

Спецшкола-интернат V вида


Практическое занятие «Коррекция нарушений письменной речи» на тему: «Различай п-т в слогах, словах и словосочетаниях»

Подготовила: учитель начальных классов, логопед Арженовская Е.И.

г. Зерноград 2006г.


тема: «Различай п-т в слогах, словах и словосочетаниях».

Работа по устранению оптической дисграфии.

Цели:

  • Закрепление моторного навыка написания букв с опорой на кинетические ощущения.
  • Упражнения в выборе буквы при написании слогов, слов, словосочетаний.
  • Работа над звукобуквенным, слоговым анализом и синтезом, словообразованием.
  • Освоение понятия о смыслоразличительной роли букв п-т.
  • Активизация и обогащение словаря.
  • Упражнения в правильном чтении слов, словосочетаний с буквами п-т.
  • Развитие мышления, зрительного восприятия, внимания и памяти.
  • Воспитание интереса к учебе.

Оборудование:

  1. Демонстрационные карточки п-т
  2. Изображения Незнайки, Мальвины, Чипполино, почтальона Печкина.
  3. «Волшебный сундучок» с буквами п, т, и, н, к из проволоки, картона.
  4. Таблица для игры «Пчелка»
  5. Карточки (сетка) для индивидуальной работы.
  6. Карточки - слова (почтальон, почта, ТИ-ЛАП)
  7. Резиновый мячик (для проведения физминутки)

I.        Организационный момент

Учащиеся стоят возле своих парт.

-Сядет тот, кто правильно повторит скороговорку:

От топота копыт

Пыль по полю летит.

-        Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?
Д. (вывешиваю на доску, раздаю детям) п-и,
т-т

-О каких буквах мы будем говорить на занятии? Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

-        Обратите внимание на одинаковые элементы букв п -т:
п
— как бы., прячется в т, а в т есть добавочный элемент.
Значит, какой вывод можем сделать?

(Эти буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать)

-        Давайте прочитаем тему нашего занятия (на доске)

II.        Установление связи кинема-графема.

Сегодня мы вместе с героями разных сказок будем учиться различать буквы п-т. Первым к нам пришел в гости Незнайка.


Как думаете, почему его так назвали?

(многого   не знает, торопится побыстрее сделать,

допускает     много ошибок).

Незнайка не дописывает у буквы Т одну ножку, поэтому над ним все смеются.

Мальвина, наша следующая гостья, расскажет Незнайке, как можно запомнить

написание букв п -т.

Послушаем и мы Мальвину и поучимся вместе с Незнайкой.

У буквы т - три ножки, слово три начинается на т, это трудная буква.

У буквы п - пара (две) ножек слово пара начинается на п, это простая буква.

А вы запомнили, как отличить букву п от т? «наоборот?»

Напишите пальчиком в воздухе т (раз, два, три), на столе (1-2,3).

Давайте попробуем изобразить буквы п, т при помощи ниток.

Что заметили? (разные по длине).

Теперь будем учиться находить буквы п, т с закрытыми глазами.

III.        Игра «Волшебный сундучок».

Мальвина с Незнайкой часто играют в игру «Волшебный сундучок». Сейчас и мы поиграем в эту игру:

Вы должны выбрать букву с завязанными глазами, узнать ее на ощупь (играем по очереди). - Чему учился Незнайка играя в эту игру? (чем работали в сундучке? - пальцами

IV.        Пальчиковая гимнастика.

- Ваши пальцы устали? Выполним гимнастику. 1) Вышли пальчики гулять.

V.        Дидактическая игра «Пчелка»

(Звучит жужжание пчелы)

-Что это за звук?

Верно. К нам прилетела пчелка!

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое целыми днями она работает,

собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет их правильно, то у нее получится слово.

Мы с вами можем ей помочь, готовы? Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, на которых пчела делает остановку. (1 чел. у доски)

1 -я буква 9Т. Дальше перелетела влево и остановилась о. вниз, вниз, влево вверх вверх - а


Какое слово у вас получилось? Почта - Какая буква в слове 1 -я? 4-я?

п     т Пропишите сочетание пт до конца строчки, проговаривая вслух.

ВЫПОЛНИМ гимнастику для глаз.

VI. Звуко - буквенный анализ

Еще раз прочитаем слово: Почта

Письма, ребята, прежде чем попадут к нам, попадают на почту.

  • А кто разносит письма с почты? Почтальон (вывешиваю слово) Вспомните, кто разносит почту в деревне Простоквашино? (Печкин).
  • Появляется почтальон Печкин

-Смотрите, а нам Печкин тоже принес письмо, но открыть его сможет только когда выполним задание.

-        Возьмите карточки

Я буду диктовать слова, вы должны выписывать только буквы п, т. Если в слове обе буквы, или две одинаковые, то писать их в одной клетке. Сначала заполняете 1 -ю сторону и т.д.

  1. ряд: пенал птичий костюм тапочки
  2. ряд: каток капель потерял мастер
  3. ряд: тетя братик спел капуста

Проверим, как вы выполнили задание.

(на доске карточки для проверки)

Вот теперь можем открыть конверт. Его прислал нам Чипполино. Он работал в огороде и очень устал. Он просит нас о помощи. Давайте поможем Чипполино посадить разные овощи.

Для этого нужно разделить слова на слоги и записать тот слог, в котором есть буква п или т. (понятно?)

Работаем: Помидоры, тыква, картофель, укроп, салат, капуста, (проверяю в тетрадях).

Пока мы помогали Чипполино, Незнайка тоже получил письмо и никак не может его прочитать, помогите ему. Нужно вернуть слоги на место и получите слово из двух слогов.

Разберем вместе одно такое слово: ТИ - ЛАП - какое слово? Прочитайте все слова:

ПОР-ТО        ПЕЛ-ПЕ        ЛО-ТЕП

топор        пепел        тепло

Незнайка вас благодарит за помощь.


После трудной работы можно и отдохнуть. VII.   Физминутка (мяч)

Я бросаю мяч если в слове [п], то возвращая мяч, замените на [т] и наоборот, почки (точки) торт (порт) тачка(пачка) - отдохнули?

Мальвйна с Незнайкой часто играют в разведчиков, зашифровывая слова. Мы с вами тоже сыграем в эту игру. Нужно расшифровать запись на доске.

//авлин, у///ка, лас///очка, ///игр, бегемо///, //они, ///о//оль, каш///ан, ли//а

  • Что обозначают // черточки? /// черточки?
  • Как одним словом сказать? (все строчки отд.) Запишите в тетрадь названия птиц, подчеркните п,    т.

Молодцы! Справились с заданием. Хорошие разведчики из вас получились.

Какие буквы учились различать?

Как же их различить?

Какие ошибки вы не будете больше делать?

Вот я сейчас вас проверю вместе с нашими гостями.

Что записано, читайте:

Мы не будем   //у///а///ь   буквы    // и /// на  //исьме.

За хорошую работу гости дарят вам в подарок раскраски.

Спасибо. Урок закончен.


Самоанализ индивидуального занятия. Характеристика учащихся (диагноз)

Дима - Он Р III уровня, стертая форма дизартрии, дисграфии на письме наблюдается как - орфографические, так и дисграфические ошибки (пропуски, замены, смешение букв).

Женя - ОНР III уровня. Дисграфия. На письме: небрежное выполнение задания, орфографические и дисграфические ошибки (замены, пропуски букв, смешение букв по кинестетическому сходству).

Валера - ОНР III уровня, дизартрия, дисграфия. Наблюдаются орфографические и дисграфические ошибки (смешение букв по кинестетическому сходству, пропуски, замены).

Тема: Различай п - т.

Работа по дифференциации [п] [т], устранению оптической дисграфии в слогах,

словах, словосочетаниях.

Цели: (см. конспект 1-й лист)

Форма проведения: нетрадиционная форма проведения урока «путешествие».

Такие уроки всегда формируют у детей интерес к учению, помогают формировать

навыки учебной работы, снимают напряжение, оказывают эмоциональное

воздействие на учащихся.

Для достижения поставленных целей использовала такие методы обучения как наглядный, практический, словесный.

В урок были включены разные виды деятельности, направленные на коррекцию высших психических функций:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие буквенного гнозиса:
  • развитие зрительно-тактильного восприятия;
  • развитие логического мышления.

При планировании урока учитывала индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом уровня актуального, психофизического развития каждого ребенка.

У детей с нарушением речи наиболее развито зрительное восприятие, зрительная память, поэтому хорошо помогают зрительные опоры, которые я использовала на уроке.

Перегрузка детей предупреждалась физминуткой, разными видами гимнастик (для глаз, пальцев).

На всех этапах урока осуществлялся контроль знаний учащихся (самостоятельная работа, устные ответы учащихся).

Обеспечивалась положительная мотивация выполнения заданий с тем, чтобы повысить эффективность процесса обучения.

Итог урока подведен, цели достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Урок пирамиды

Конспект...

Урок-пирамида "Раскрой изделия"-9 класс

Задачи:Закрепление ЗУН в работе с журналами Мод: определение своего размера в журнале по таблице, нахождение деталей выкройки изделия на листе - вкладыше, название деталей, условные обозначения ...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Технологическая карта к уроку "Пирамиды"

Технологическая карта к уроку "Пирамиды"...

конспект урока "Пирамиды"

Конспект урока изучения нового материала с применением технологии деятельностного подхода и индивидуализации обучения...