Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику А.Д. Александрова и др.
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) по теме

Материал представляет собой рабочую программу и тематическое планирование по геометрии в 9 классе по учебнику А.Д. Александрова "Геометрия, 9". Планирование подробное, ориентировано на классы с углублённым изучением математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_9_klass.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением математики, физики и литературы

«Рассмотрено»

«Согласованно»

«Утверждено»

На заседании методического объединения учителей физико-математического цикла

Протокол №1

От «.»

Руководитель:__________

Заболоцкая Е.К.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

______________________

Т.В. Баранова

От «___» ___________2012г.

Директор МАОУСОШ №1

__________________

Н.В. Богданова

Рабочая программа учебного курса

МАТЕМАТИКА

Предмет: геометрия

Класс   9 «А»

Профили: социально-экономический/углубленное изучение*

Всего часов на изучение программы ___102

Количество часов в неделю  3

Составитель:

Учитель математики

МАОУСОШ №1

Г. Старая Русса

Е.К.Заболоцкая

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математике обязательным минимумам содержания основных образовательных программ, требованиями  уровню подготовки выпускников авторы программы: Геометрия 7-9 классы, Т.А.Бурмистрова,»Просвещение», 2008. Учебник

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  2. приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  3. подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Важнейшая задача курса геометрии в 9 классе – познакомить выпускников основной школы с более современными (по сравнению с классической геометрией) методами геометрии: векторным методом, методом координат и методом преобразований. Именно этим методам посвящены два первых раздела (два модуля) пособия: раздел "Векторы и координаты" и раздел "Преобразования".

Данная программа  предоставляет учителю и ученику возможность дифференцированного подхода к изучению  геометрии: от опытной, наглядной геометрии до углубленного уровня путем  рассмотрения более серьезных вопросов, касающихся тонкостей теории. Курс  рассчитан   на  3 часа в неделю в классе с  углубленным изучением геометрии.

Данная программа содержит три уровня изучения материала:

Первый  уровень - общеобразовательный. Он включает содержание, которым должен овладеть каждый ученик. В него входят  определения понятий, сопровождаемые большим количеством иллюстраций, формулировки теорем, объяснение  их смысла на чертежах, простейшие логические выводы (в том числе и не сложные доказательства). В учебнике  этот материал составляет большую часть. В задачном  материале ему соответствуют рубрики Смотрим, Рисуем, Вычисляем (по готовым формулам), некоторые  задачи и из других  рубрик.

Изучение геометрии в 9 классе на общеобразовательном уровне поданному учебнику соответствует Требованиям к уровню подготовки выпускников Стандарта основного образования по разделу Геометрия.

Второй уровень – расширенный.  На этом уровне  общеобразовательный минимум расширяется за счет дополнительных фактов в  теории (не относящихся к минимальному содержанию), а также и в задачном  материале. В задачном материале этому уровню соответствуют задачи рубрик Планируем, Применяем геометрию.

Третий уровень - углубленный. Этот уровень включает  более трудные доказательства теорем, теоретические задачи, большинство задач рубрики  Доказываем, Исследуем. Можно сказать, что третий уровень обращен к ученикам, профессия которых  в дальнейшем существенно

связана с математикой. Если к расширенному или углубленному уровню относится весь пункт,  то после названия этого пункта ставится (Р) или (У). Если в пункте часть его содержания  относится к общеобразовательному (первому) уровню, а другая часть – ко второму или третьему уровням, то в начале  текста, относящегося ко второму или третьему уровню ставится знак  (Р) или  (У).

Общие принципы  формирования межпредметных связей. Геометрия возникла из практики и применяется на практике. Поэтому  в данном учебнике геометрия постоянно связывается с реальными вещами: векторы идут от физики,  координаты – от географии,  движения в геометрии

от реальных  механических движений, симметрии – от архитектуры  и искусства и т.д., и т.п.

Календарно-тематическое планирование

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГЕОМЕТРИИ  В 9 «А» КЛАССЕ МАОУСОШ №1

НА 2012-2013 ГОД

3ч в неделю, всего 102ч

Учебник А.Д. Александрова и др.

 

 № урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы содержания

урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Д\З

Оборудование, ИКТ

  1. Векторы и координаты – 42 часа

Цель: ввести понятия вектора и координат вектора; сформировать представления о векторном и координат ном методах; выработать умения выполнять действия над векто рами и их координатами

Векторы

4

Скалярные и векторные величины. Направленные отрезки

Комбинированный урок

 Определение вектора

Равенство векторов

Угол между векторами

Действия над векторами

Проекция вектора на ось

Координаты вектора

Скалярное произведение

Векторный метод.

Уравнение геометрических фигур

Задание фигур неравенствами.

Уметь:

1. переводить геометрический язык на аналитический для одного типа задач и с аналитического на геометрический для другого;

2. строить точку по заданным координатам;

3. находить координаты заданных точек;

4. вычислять расстояние между точками, заданными координатами;

5. оптимально выбирать систему координат;

6. составлять уравнения заданных фигур;

7. видеть за уравнением конкретный геометрический образ;

8. выполнять преобразование алгебраических соотношений.

П.1.1 №1.2, 1.9

Сонаправленность и равенство векторов

Комбинированный урок

П.1.2 №1.14

О понятии вектора. Ноль-вектор. Угол между векторами

Урок -практикум

П.1.3 1.21, 1.27

Применение понятия вектора при решении задач

Урок-практикум

П.1.4 №1.35, 1.38

Сложение векторов

3

Сложение векторов. Свойства сложения.

Комбинированный урок

П.2.1 -2.3 №2.4,2.9, 2.14,2.31

Противоположные векторы. Вычитание векторов

Комбинированный урок

П.2.4 №2.41

Действие над векторами

Урок-практикум

П.2.5 -2.6 №2.45

Умножение вектора на число

3

Умножение вектора на число

Комбинированный урок

П.3.1, №3.4, 3.6,3,14

Распределительные законы умножения векторов на число

Урок-практикум

П. 3.2 №3.21, 3.27

Действие с векторами

Урок-практикум

П.3.3,№ 3.41,3.40

Проекция вектора на ось

2

Проекция вектора на ось и ее свойства

Урок-практикум

П.3.4№3.44,3.46

Нахождение проекции  вектора

Урок-практикум

П.3.5№3.52,3.53

Координаты вектора

4

Векторы на координатной оси

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

П.3.6№3.74,3.76

Векторы на координатной плоскости

Комбинированный урок

П.3.7№3.88,3.89

Действие с векторами в координатной форме

Комбинированный урок

П.3.8№3.74,3.76

Действие с векторами в координатной форме

Урок -практикум

П.3.9№3.88,3.89

Скалярное умножение

2

Скалярное произведение векторов

Урок-лекция

П.4.1-4.2№4.1,4.3

Нахождение скалярного произведения векторов

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

П.4.3№4.6,4.8

Векторный метод. Решение задач

6

Средняя линия треугольника

Комбинированный урок

П.4.4№4.12,4.14

Средняя линия трапеции

Комбинированный урок

П.4.5№4.21,4.22

Об истории теории векторов

Урок-лекция

П.4.6№4.27,4.28

Применение векторного метода при решении задач

Урок -практикум

П.4.7№4.32

Применение векторного метода при решении задач

Урок -практикум

П.4.8№4.33.4.33.5

Обобщение материала по теме: «Векторы»

Практикум по решению задач.

П.4.8 №33.10, 33.12

Контрольная работа № 1

2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

П 1.1-4.8

Понятие об уравнении фигуры.

9

Уравнение окружности.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

П.5.1№5.4,5.6

Решение задач по теме: «Уравнение окружности»

Комбинированный урок

П.5.1 №5.13, 5.10

Уравнение прямой

Комбинированный урок

П.5.1 № 5.16,518

Решение задач по теме: «Уравнение прямой»

Урок -практикум

П.5.2 №5.20,5.21

Задание фигур неравенствами

Урок-лекция

П.5.3№5.29,5.30

Построение фигур заданных неравенствами

Урок-лекция

П.5.4№5.34,5.35

Элипс

Комбинированный урок

П.5.4 № 5.40, 5.43

Парабола, гипербола

Комбинированный урок

П.5.5 №5.49,5.51

Обобщение материала по теме:»Понятие об уравнении фигур»

Практикум по решению задач.

П.5.1-5.5 раздаточный материал

Метод координат

5

Применение метода координат при решении задач

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Применение метода координат при решении задач

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Применение метода координат при решении задач

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Применение метода координат при решении задач

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Обобщающий урок по теме: «Векторы и координаты»

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Контрольная работа № 2

2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

П.5.1-5.5

  1. Преобразования (29 часов)

Движение и равенство фигур

4

Понятия преобразования. Определения и простейшие свойства движения.

Урок -лекция

Отображение плоскости на себя

Осевая симметрия

Центральная симметрия

Поворот

Зеркальная симметрия

Равенство фигур

Параллельный перенос

Знать: виды движения

Уметь: объяснять и строить виды движения.

П.7.1 №7.7,7.8 П.6.1№6.2,6.4

Свойства фигур, сохраняющиеся при движении.

Комбинированный урок

П.6.2№6.20,6.22

Равенство фигур и движения

Комбинированный урок

Решение задач на движение и равенства фигур

Урок -практикум

П.7.1№7.4,7.5

Перенос. Метод параллельного переноса.

1

Комбинированный урок

Осевая симметрия. Метод симметрии

2

П.7.2-7.3 №7.10,7.10

Осевая симметрия

Комбинированный урок

П.7.4№7.20, 7.21

Зеркальная симметрия

Комбинированный урок

П.7.4 №7.30,7.33

Поворот. Метод поворота

2

Поворот на плоскости

Комбинированный урок

П 8.7 № 8.4, 8.8

Центральная симметрия

Комбинированный урок

П.8.8№8.20,8.21

Классификация движения

3

Практическая работа: осевая и центральная симметрия

Урок -практикум

Графическая работа

Практическая работа: поворот и параллельный перенос

Урок -практикум

Графическая работа

Проекты учащихся

Урок -практикум

Проект

Симметрия фигур

2

Общее понятие о симметрии фигур. Виды симметрии фигур

Комбинированный урок

П.9.1, 9.2

Симметрия правильных многоугольников и многогранников

Комбинированный урок

П.9.3-9.5

Обобщение материала по теме: «Движение»

1

Практикум по решению задач.

П.7.1-9.5 дидактический материал

Контрольная работа №3

Движение и равенство фигур

2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащ-ся.

П.7.1-9.5

Подобие

6

Преобразования подобия и его свойства

Урок -лекция

Гомотетия

Признаки подобия Пропорциональные отрезки

Сходственные стороны

Знать: определение пропорциональных отрезков; признаки подобия; о точке пересечения медиан в треугольнике; о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.

Уметь: применять при решении задач

П10.1 № 10.4

Гомотетия

Комбинированный урок

П10.2, №10.13

Свойства подобных фигур

Комбинированный урок

П10.3, №10.22

I признак подобия фигур

Комбинированный урок

П10.4 стр.107, №10.30

II признак подобия фигур

Комбинированный урок

П10.4 стр107, №10.31

III признак подобия фигур

Комбинированный урок

П10.4 стр108,  №10.25(д,е)

Решение задач

5

Применение I признака подобия фигур при решении задач

Практикум по решению задач.

П.10.1-10.4, раздаточный материал

Применение II признака подобия фигур при решении задач

Практикум по решению задач.

П.10.1-10.4, раздаточный материал

Применение III признака подобия фигур при решении задач

Практикум по решению задач.

П.10.1-10.4, раздаточный материал

Практикум по решению задач.

Практикум по решению задач.

П.10.1-10.4, раздаточный материал

Практикум по решению задач.

Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль.

П.10.1-10.4, раздаточный материал

Контрольная работа №4

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащ-ся.

П.10.1-10.4

ГлаваIV. Основания планиметрии

11

Аксиомы принадлежности.

Урок -лекция

аксиомы планиметрии

Знать: аксиомы планиметрии

Уметь: применять при решении задач

раздаточный материал

Аксиомы расположения.

Урок -лекция

раздаточный материал

Применение аксиом принадлежности и аксиом расположения при решении задач

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Аксиомы измерения.

Урок -лекция

раздаточный материал

Применение аксиом измерения при решении задач

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Аксиомы откладывания.

Урок -лекция

раздаточный материал

Применение аксиом откладывания при решении задач

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Аксиома параллельности

Урок -лекция

раздаточный материал

Применение аксиом параллельности при решении задач

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Практикум по решению задач.

раздаточный материал

Обобщающий урок по теме: Основания планиметрии

Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль.

раздаточный материал

Обобщающие повторение планиметрии и подготовка к экзамену – 20 часов

Углы   

Комбинированный урок

Основные

Знать: формулировки аксиом и теорем; геометрические формулы

Уметь: доказывать теоремы, решать комплексные задачи

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Комбинированный урок

раздаточный материал

Параллельные прямые  

Комбинированный урок

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Комбинированный урок

раздаточный материал

перпендикулярные прямые   

Комбинированный урок

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Комбинированный урок

раздаточный материал

Решение треугольников   

Комбинированный урок

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Комбинированный урок

раздаточный материал

Решение треугольников   

Комбинированный урок

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Комбинированный урок

раздаточный материал

Окружность

Комбинированный урок

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Комбинированный урок

раздаточный материал

Вписанные и описанные многоугольники   

Комбинированный урок

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Комбинированный урок

раздаточный материал

Четырехугольники

Комбинированный урок

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Комбинированный урок

раздаточный материал

Правильные многоугольники   

Комбинированный урок

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Комбинированный урок

раздаточный материал

.Площади фигур

Комбинированный урок

раздаточный материал

Практикум по решению задач

Комбинированный урок

раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по геометрии 9 класс автор учебника Л.С. Атанасян

содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, два варианта планирования...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику "Геометрия 7-9", авторы Атанасян и другие

В рабочей программе есть календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику: "ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015г"

1.Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Геометрия 8» на     базовом и повышенном уровнях.3.Содерж...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику: "ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015г"

1.Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Геометрия 8» на     базовом и повышенном уровнях.3.Содерж...

рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику "Геометрия » 7- 9 классы Л.С. Атанасян, и др

Собержит подробную характеристику курса и учебно-тематическое планирование...