Рабочая программа по геометрии. 9 класс.
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

 

 

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.      Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.

2.      Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа187.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.      Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.

2.      Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии 70 часов в 9 классе. Программа 9-го класса разработана согласно БУП 2004 года.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ГЕОМЕТРИЯ

Начальные понятия и теоремы геометрии

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

Понятие о геометрическом месте точек.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. 

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Правильные многоугольники.

Календарно-тематическое планирование

Уроков         геометрии 

                 (предмет)

Классы:_____9 класс___________________________________________________

Учитель:_________Калинина Евгения Геннадьевна___________________

Всего _____70___________________

В неделю ____2 часа_________

Плановых контрольных работ:____5

Планирование составлено на основе  « Сборник рабочих программ. Геометрия 7-9 кл./ Сост. Т.А.Бурмистрова.  М. « Просвящение. 2011»

 Учебник__ Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.

№п\п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

Планир.

Фактич.

1-2

Вводное повторение

повторение

7.09.,8.09

7.09.,8.09

Векторы  (11 часов)

1.1

Понятие вектора                                                                

Новых

знаний

14.09.

14.09.

1.2

Откладывание вектора от данной точки                        

Комбиниров.

урок

15.09.

15.09.

1.3

Сумма двух векторов                                                    

Комбиниров.

урок

21.09

21.09

1.4

Сумма нескольких векторов                                          

Комбиниров.

урок

2209

2209

1.5

Вычитание векторов                                                      

Комбиниров.

урок

28.09

28.09

1.6

Решение задач по теме «сложение и вычитание векторов»

Решения задач

Тест№32

29.09.

29.09.

1.7

Умножение вектора на число                                

Комбиниров.

урок

5.10

5.10

1.8

Применение векторов к решению задач              

Решения задач

Тест33

6.10

6.10

1.9

Средняя линия трапеции                                          

Комбиниров.

урок

12.10

12.10

1.10

Решение задач по теме «векторы»

Решения задач

тест34

13.10

13.10

1.11

Контрольная работа №1 по теме «Векторы»

Проверки

знаний

Контрольная работа

19.10

19.10

Метод координат (10 часов)

2.1

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

Новых

знаний

20.10

20.10

2.2

Координаты вектора

Комбиниров.

урок

Тест1

26.10

26.10

2.3-4

Простейшие задачи в координатах

Решения задач

27.10

2.11

27.10

2.11

2.5

Решение задач методом координат

Решения задач

Тест2

16.11

16.11

2.6

Уравнение окружности

Комбиниров.

урок

Тест5

17.11

17.11

2.7

Уравнение прямой

Комбиниров.

урок

Тест6

23.11

23.11

2.8

Уравнение окружности и прямой.

Комбиниров.

урок

Контрольный

тест

24.11

24.11

2.9

Урок подготовки к контрольной работе

Обобщения

30.11

30.11

2.10

Контрольная работа №2 по теме «Метод координат»

Проверки

знаний

Контрольная работа

1.12

1.12

Соотношения между сторонами и углами треугольника (14 часов)

3.1-2

Синус, косинус и тангенс угла

Новых

знаний

Тест9

7.12

8.12

7.12

8.12

3.3

Теорема о площади треугольника

Комбиниров.

урок

Тест12

14.12

14.12

3.4

Теоремы синусов и косинусов

Комбиниров.

урок

Тест13

15.12

15.12

3.5-6

Решение треугольников

Комбиниров.

урок

Тест14

21.12

22.12

21.12

22.12

3.7

Измерительные работы

Комбиниров.

урок

28.12

28.12

3.8

Обобщ.урок по теме «соотношения между стор. и углами ∆-ка»

Обобщения

29.12

29.12

3.9

Скалярное произведение векторов

Новых

знаний

Тест15

3.10

Скалярное произведение в координатах

Комбиниров.

урок

Тест16

3.11-12

Применение скалярного произведения векторов при решении задач.

Решения задач

3.13

Контрольная работа №3 по теме «Соотношения в ∆-ке, скалярное произведение векторов»

Проверки

знаний

Контрольная работа

Длина окружности и площадь круга (12 часов)

4.1

Правильный многоугольник

Новых

знаний

Тест17

4.2

Окружность, описанная около правильного многоугольника и  вписанная в правильный многоугольник

Комбиниров.

урок

4.3

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

Комбиниров.

урок

4.4

р/з по теме «Правильный многоугольник»

Решения задач

Тест18

4.5-6

Длина окружности

Комбиниров.

урок

Тест19

4.7-8

Площадь круга и кругового сектора

Комбиниров.

урок

Тест21

4.9

Обобщение по теме «Длина окружности и площадь круга»

Обобщения

4.10

Р/з по теме «Длина окружности и площадь круга»

Решения задач

Тест22

4.11

Подготовка к контрольной работе

Обобщения

   4.12

Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга»

Проверки

знаний

Контрольная работа

Движения(12ч)

5.1

Понятие движения

Новых

знаний

5.2

Свойства движений

Комбиниров.

урок

Тест24

5.3

р/з по теме «Понятие движ. , осевая и центральная симметрия»

Решения задач

5.4

Параллельный перенос

Комбиниров.

урок

Тест25

5.5

Поворот

Комбиниров.

урок

5.6

р/з по теме «Параллельный перенос. Поворот»

Решения задач

Тест26

5.7-8

р/з по теме «Движения»

Решения задач

Тест27

5.9

Подготовка к к/р по теме «Движения»

Обобщения

5.10

Контрольная работа №5 по теме «Движения»

Проверки

знаний

Контрольная работа

5.11-12

Об аксиомах и планиметрии

лекция

Повторение(9ч)

6.1

Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые.

Обобщения

6.2-3

Треугольники

Обобщения

Тест30

6.4-5

Окружность

Обобщения

6.6

Четырехугольники. Многоугольники.

Обобщения

Тест31

6.7

Векторы. Метод координат. Движения.

Обобщения

Итоговый

Тест

6.8

Итоговая контрольная работа.

Проверки

знаний

Контрольная работа

    6.9

Анализ итогов. Повторение.

Повторения








Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.




Контрольная работа, ч.


Повторение

2


I.

Векторы

11

1

II.

Метод координат

10

1

III.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

14

1

IV. 

Длина окружности и площадь круга

12

1

V.

Движения

12

1

VI.

Повторение

9

1

 

Итого

70

6



Тема

Знания, умения, навыки учащихся

Векторы

Понятие вектора

Уметь изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному

Сложение и вычитание векторов

Знать законы сложения векторов, уметь строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника

Умножение векторов на число и его свойства

Знать свойства умножения вектора на число, уметь решать задачи типа 782-787

Применение векторов к решению задач

Средняя линия трапеции

Знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи типа 793-798

Метод координат

Разложение вектора по 2 неколлинеарным векторам. Координаты вектора

Уметь применять теорему о разложении вектора по 2 неколлинеарным векторам, знать правила действий над векторами с заданными координатами.

Простейшие задачи в координатах

Уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками, уметь решать задачи типа 945, 951

Уравнение окружности

Уравнение прямой

Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой, уметь строить окружность и прямые, заданные уравнениями решать задачи типа 966, 972

Соотношения  между сторонами и углами треугольника

Синус, косинус, тангенс

Знать, как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, знать формулу для вычисления координат точки, уметь решать задачи типа 1013-1019

Основное тригонометрическое тождество

Формулы для вычисления координат  точки

Теорема о площади круга

Уметь доказывать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач

Теорема синусов

Теорема косинусов

Решение треугольников

Скалярное произведение векторов



Знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов, выражать скалярное произведение в координатах , знать  его свойства, уметь решать задачи типа 1044, 1045, 1047, 1048,1050, 1051

Длина окружности и площадь круга

Правильный многоугольник.

Окружность, около правильного многоугольника

Знать определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной  в него окружности, уметь их выводить и применять при решении задач типа 1081, 1083,1087, 1094, 1098, 1100


Окружность, вписанная в правильный многоугольник

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

Длина окружности

Знать формулы длины окружности и дуги окружности, уметь применять их при решении и  задач типа 1111,1113, 1119; знать формулы площади круга и кругового сектора, уметь применять их при решении задач типа 1120,  1126,  1127

Площадь круга. Площадь кругового сектора



Движения

Понятие движения

Уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя, знать определение движения плоскости, уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник на равный ему треугольник, решать задачи типа 1152, 1159, 1161

Параллельный перенос

Уметь объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; решать задачи типа  1164, 1165, 1167, 1168

Поворот

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать[1]

  1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  5. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  6. вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  7. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  8. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Геометрия

уметь

  1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  4. распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  5. в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  6. проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  7. вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  8. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  9. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  10. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  3. решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  4. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  5. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-методический комплект

  1. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
  3. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
  5. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
  6. Единый государственный экзамен 2006-2012 математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Цент, 2005-2012.

        


[1]         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....