Рабочая программа по геометрии 7 класс
учебно-методический материал по геометрии (7 класс) по теме

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),  «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya7.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика предмета

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.        

Цели и задачи изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

    Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),  «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21)

        В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства фигур; вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников).

   Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 7 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч в неделю.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Контрольных работ- 6, в том числе итоговая

Уровень обучения – базовый.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Тематический контроль

Тематика

Вид

дата

7 класс

1

Начальные геометрические сведения

Контрольная работа №1

2

Треугольники

Контрольная работа №2

3

Параллельные прямые

Контрольная работа №3

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Контрольная работа №4

Контрольная работа №5

5

Итоговая

Контрольная работа №6

        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

    В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

   В ходе реализации программы используется УМК для 7 класса авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Глава 1. Начальные геометрические сведения (11 часов)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Глава 2. Треугольники (18 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.

 Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами. 

Глава 3. Параллельные прямые (13 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20часов)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Повторение. Решение задач. (6часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

Учебно-тематическое  планирование по геометрии в 7 классе

Название разделов и тем

Кол-во часов

1.

Начальные геометрические сведения

11

2.

Треугольники

18

3.

Параллельные прямые

13

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

5.

Повторение

6

Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе

        В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:

        знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

        уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

 Учебно-методический комплекс учителя

  1. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение,  2012.
  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2011.
  3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2012.
  5. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)

Учебно-методический комплекс ученика

  1. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2012.

Календарно-тематическое планирование уроков  геометрии в 7 классе

68 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

Виды и формы контроля

По плану

Фактически

Начальные геометрические сведения

11

1

Прямая и отрезок

1

Текущий опрос

2

Построение прямых и отрезков.

1

Самостоятельная работа

3-4

Луч и угол

1

Текущий опрос

5-6

Сравнение отрезков и углов

1

Текущий опрос

7-8

Измерение отрезков

1

Самостоятельная работа

7-8

Решение задач на измерение отрезков.

1

Тест

9-10

Измерение углов

1

Текущий опрос

11

Смежные и вертикальные углы

1

Текущий опрос

12

Перпендикулярные прямые

1

Тест

1-12

Обобщение темы «Начальные геометрические сведения»

1

Текущий опрос

Контрольная работа №1. Тема: «Начальные геометрические сведения».

1

Контрольная работа

Треугольники.

18

14

Треугольники

1

Текущий опрос

15

Первый признак равенства треугольников

1

Текущий опрос

15

Решение задач на первый признак равенства треугольников

1

Самостоятельная работа

16-17

Медианы, биссектрисы и высоты треугольников

1

Текущий опрос

18

Свойства равнобедренного треугольника

1

Текущий опрос

18

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

Тест

19

Второй признак равенства треугольников

1

Текущий опрос

19

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

1

Самостоятельная работа

20

Третий признак равенства треугольников

1

Текущий опрос

14-20

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

Самостоятельная работа

21

Окружность

1

Текущий опрос

22

Построение циркулем и линейкой

1

Самостоятельная работа

23

Примеры задач на построение

1

Текущий опрос

23

Решение задач на построение

1

Самостоятельная работа

21-23

Обобщение темы окружность

1

Текущий опрос

14-23

Решение задач по теме «Треугольники»

1

Тест

14-23

Обобщение темы «Треугольники»

1

Текущий опрос

Контрольная работа №2. Тема: «Треугольники».

1

Контрольная работа

Параллельные прямые

13

24

Определение параллельных прямых

1

Текущий опрос

25

Признаки параллельности прямых

1

Текущий опрос

26

Практические способы построения параллельных прямых

1

Практическая работа

24-26

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1

Тест

27

Об аксиомах геометрии

1

Текущий опрос

28

Аксиома параллельных прямых

1

Самостоятельная работа

27-28

Следствия из аксиомы о параллельных прямых

1

Самостоятельная работа

29

Свойства параллельных прямых

1

Самостоятельная работа

29

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

1

Текущий опрос

29

Применение теорем для решения задач.

1

Текущий опрос

24-29

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

1

Тест

24-29

Обобщение темы «Параллельные прямые»

1

Текущий опрос

Контрольная работа№3 по теме: «Параллельные прямые»

1

Контрольная работа

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

30

Сумма углов треугольника

1

Практическая работа

31

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольник

1

Текущий опрос

30-31

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника»

1

Самостоятельная работа

32

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Текущий опрос

33

Неравенство треугольника

1

Самостоятельная работа

32-33

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Тест

30-33

Обобщение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Текущий опрос

Контрольная работа№4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Контрольная работа

34

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

1

Текущий опрос

34

Решение задач на применение на применение свойств прямоугольного треугольника

1

Самостоятельная работа

35

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

Текущий опрос

35

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник».

1

Тест

37

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

1

Текущий опрос

38

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними

1

Практическая работа

38

Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам

1

Текущий опрос

38

Построение треугольника по трём сторонам

1

Самостоятельная работа

38

Обобщение темы построение треугольника по трём элементам

1

Тест

38

Решение задач на построение

1

Самостоятельная работа

34-38

Обобщение темы «Прямоугольные треугольники»

1

Текущий опрос

Контрольная работа№5 по теме: «Прямоугольные треугольники»

1

Контрольная работа

Повторение.

6

1-13

Повторение темы «Начальные геометрические сведения».

1

Самостоятельная работа

14-23

Повторение темы «Треугольники»

1

Текущий опрос

24-29

Повторение темы «Параллельные прямые»

1

Самостоятельная работа

30-33

Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Текущий опрос

34-38

Повторение темы  «Прямоугольные треугольники»

1

Текущий опрос

Итоговая контрольная работа.

1

Контрольная работа

ИТОГО:

68

 

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания МО

учителей___________.

От 28.08.2012г. №1

СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР________Л.В.Полтинина



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....