Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме

Лариса Анатольевна Толмачева

Учебник: Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009-2013 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_7_kl._2013.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по геометрии

для 7-х классов

2013-2014 учебный год

                                                                           

 

                                                                                  Составил учитель математики

                                                                                                      Толмачева Л.А.

Пояснительная записка

В федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного ) общего образования ( приказ Минобразования РФ от 05.03 2004 №1089), федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах, для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы  общего образования 9 приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312) отсутствует разделение  содержания учебного предмета « Математика»  на два традиционно изучаемых в школе курса « Алгебра» и «Геометрия».

В соответствии с этим, в учебных планах, рабочей программе прописывается учебный  предмет « Математика». В 7-11 классах используется традиционный  подход к изучению математики ( раздельное изучение алгебраического и геометрического материала)  рекомендуется придерживаться следующих подходов кВ оформлении документов:

В пояснительной записке к рабочей программе  по учебному предмету « Математика» указывается, что рабочая программа составлена по модульному принципу ( включает два модуля «Алгебра» и «Геометрия».)

Модуль «Геометрия».

        Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

1.Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).

3.Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).

      4. Авторская программа по геометрии для 7-9 классов  (авторы – Л.С. Атанасян,

          В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е  издание. – М .:  Просвещение, 2010).

      5. Рабочая программа на 2012-2013 учебный год  разработана учителем

          математики  Л. А. Толмачевой

Учебник: Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009-2013

      Рабочая программа по геометрии   рассчитана на 2 ч в неделю (70 ч в год),

      в том  числе, для проведения контрольных работ – 5 ч.

   Основные цели курса:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить  признаки равенства треугольников;

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на построение,  на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

  Формы организации учебного процесса:

 Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые,

          фронтальные, классные и внеклассные.

       

  Формы контроля:

             Устный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, зачёт,

работа по карточке. Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.  

Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, практических работ.

Технические средства обучения:

 Компьютер, медиапроектор.

Требования к уровню подготовки

Требования к уровню подготовки  учащихся  7  класса (базовый уровень):
должны знать: определение точки, прямой, отрезка, луча, угла; единицы измерения отрезка, угла; определение  вертикальных и смежных углов, их свойства; определение перпендикулярных прямых; определение треугольника, виды треугольников,  признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты; определение параллельных прямых,  их свойства и признаки; соотношение между  сторонами и углами треугольников, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки; 

должны уметь: обозначать  точки, отрезки, и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла; изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы; изображать треугольники и находить их периметр; строить биссектрису, высоту и медиану треугольника; доказывать признаки равенства треугольников; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых; доказывать теорему о сумме углов треугольника; знать, какой угол  называется внешним углом треугольника; применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач; строить треугольники по трём элементам;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

способны решать следующие жизненно-практические задачи: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать  других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Содержание рабочей программы

1. Начальные геометрические сведения

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Прямая, отрезок, луч. Отрезок,  длина отрезка и ее свойства. Угол, величина угла и ее свойства. Вертикальные и смежные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель: систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур.

Обучающиеся должны знать: что изучает планиметрия; простейшие геометрические фигуры и их свойства.

Обучающиеся должны уметь: применять свойства геометрических фигур в ходе решения задач.

Контрольных работ-1

2. Треугольники

Понятие треугольника. Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Окружность. Основные задачи на построение: угла, равного данному; биссектрисы угла; деление отрезка пополам.

Основная цель: сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства, развить навыки решения задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Обучающиеся должны знать: формулировки признаков равенства треугольников; определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника; понятие равнобедренного треугольника и его свойства.

Обучающиеся должны уметь: доказывать признаки равенства треугольников и применять их в процессе решения задач; решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Контрольных работ-1

3. Параллельные прямые

Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель: дать систематизированные сведения о параллельности прямых.

Обучающиеся должны знать: определение параллельных прямых; признаки параллельности прямых; свойства параллельных прямых.

Обучающиеся должны уметь: доказывать признаки параллельности прямых; применять свойства параллельных прямых в процессе решения задач.

Контрольных работ-1

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Виды треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.  Признаки равенства прямоугольных треугольников. Свойства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Построение треугольников.    

Основная цель: расширить знания учащихся о треугольниках, углубить навыки решения задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Обучающиеся должны знать: формулировку теоремы о сумме углов треугольника; определение внешнего угла треугольника и его свойство; неравенство треугольника; словесные формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и их свойств.

Обучающиеся должны уметь: доказывать теорему о сумме углов треугольника и применять ее в процессе решения задач; применять признаки равенства прямоугольных треугольников в ходе решения задач на доказательство; строить треугольники по заданным трем элементам с помощью циркуля и линейки.    

Контрольных работ-2

Учебно-тематический план

  1.   Контрольные работы.

Контрольная работа № 1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы»

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»

Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между углами и сторонами треугольника»

Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

Уровень обязательной подготовки учащихся определяется следующими требованиями:

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (треугольники и их частные виды, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;
  • уметь решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;
  • уметь решать простейшие задачи на доказательство;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
  • уметь доказывать равенство треугольников, т.е. выделять равенство соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки;
  • уметь доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков;
  • уметь находить равные углы при параллельных прямых и секущей;
  • уметь доказывать теорему о сумме углов  треугольника.

Принятые сокращения в календарно - тематическом планировании.

МД- математический диктант

СР- самостоятельная работа

ФО- фронтальный опрос

ПК- практическая работа

КР- контрольная работа

УО- устный опрос

Учебно-методический комплект

  1. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008-2011
  2. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер,  А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
  3. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»

      5.  М.Г.Немченко .Геометрия треугольника и окружности. Тамбов. 2006

Календарно - тематическое планирование по математике

 ( модуль « Геометрия») в 7 «А» классе.

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во

уроков

Контр.мероприят.

По плану

Факт.

Начальные геометрические сведения (11 часов)

Прямая и отрезок

1

ПР

Луч и угол.

1

ФО

Сравнение отрезков и углов

1

ПР

Измерение отрезков

1

УО

Измерение отрезков

1

СР

Измерение углов.

1

ПР

Смежные и вертикальные углы

1

ДМ

               

Перпендикулярные прямые.

1

ПР

             

Решение задач

1

ФО

Решение задач

1

ФО

Контрольная работа № 1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы»

1

КР

Треугольник (18 часов)

 Первый признак равенства треугольников

1

УО

Решение задач на применение  первого признака равенства треугольников

1

ФО

Решение задач на применение  первого признака равенства треугольников

1

ДМ

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

ПР

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

ФО

Свойства равнобедренного треугольника

1

УО

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

СР

                   

Второй признак равенства треугольников

1

УО

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

1

ПР

Третий признак равенства треугольников

1

УО

Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников

1

ПР

Окружность

1

УО

Примеры задач на построение

1

ПР

Решение задач на построение

1

ПР

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

ФО

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

СР

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

ФО

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

1

КР

Параллельные прямые (13 часов)

Признаки параллельности двух  прямых

1

УО

Признаки параллельности двух прямых

1

МД

Практические способы построения параллельных прямых

1

ПР

Решение задач по теме «Признаки параллельных прямых»

1

ФО

Решение задач по теме «Признаки параллельных прямых»

1

СР

Аксиома параллельных прямых

1

УО

Аксиома параллельных прямых

1

ФО

Свойства параллельных прямых

1

УО

Свойства параллельных прямых

1

ФО

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

МД

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

СР

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

ФО

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»

1

КР

Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)

Сумма углов треугольника

1

УО

Сумма углов треугольника. Решение задач

1

ФО

Сумма углов треугольника. Решение задач

1

СР

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

УО

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

ФО

Неравенство треугольника

1

УО

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

ФО

Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между углами и сторонами треугольника»

1

КР

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

1

УО

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника

1

ПР

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

ПР

Прямоугольный треугольник. Решение задач

1

ФО

Прямоугольный треугольник. Решение задач

1

СР

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1

УО

Построение треугольника по трем элементам

1

ПР

Построение треугольника по трем элементам

1

ПР

Построение треугольника по трем элементам. Решение задач

1

ПР

Решение задач на построение

1

ПР

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

ФО

Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

Повторение (8 часов )

1

КР

Измерение отрезков и углов ; перпендикулярные прямые

1

ФО

Измерение отрезков и углов ; перпендикулярные прямые

1

ФО

Треугольники: признаки равенства равнобедренных треугольников.

1

ФО

Равнобедренные треугольники, сумма углов треугольника

1

ДМ

Соотношение между сторонами и углами треугольника, прямоугольные треугольники.

1

ФО

Резервный урок

1

ФО

  69

Резервный урок

1

ФО

  70

Резервный урок

1

ФО

№ п/п

тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Начальные геометрические сведения

11

Контрольные работы - 1

Текущий контроль

Треугольники

18

Контрольные работы - 1

Текущий контроль

Параллельные прямые

13

Контрольные работы - 1

Текущий контроль

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

Контрольные работы - 2

Текущий контроль

Повторение

8

Текущий контроль

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....