Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа (геометрия, 7 класс) на тему

иванова ирина павловна

Рабочая программа по геометрии 7 класс по уч. Л.С.Атанасяна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_7.docx140.38 КБ

Предварительный просмотр:

Основная  общеобразовательная школа  д. Седякбаш-

филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 с. Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании ШМО

 «_____»____________2013

Протокол № ________

___________/Р.И.Рузакова

Руководитель ШМО

Согласовано

Заведующий филиалом

_____________/ Э.С.Ефимова

«____»____________2013.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ № 2  с.Бижбуляк

_____________ / Л.М.Едиханова

«_______»______________2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по   геометрии

7 класс

на 2013-2014 учебный год

 

Составитель:

учитель математики

Иванова Ирина Павловна

Седякбаш

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по  геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования , Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна,  В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и   И.И. Юдиной.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение  учебных часов по разделам курса. В ней  также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом является пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у  учащихся правильных представлений о сущности и  происхождении геометрических абстракций , соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира , месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся  умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности( настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также  способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией , обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом классификацией и систематизацией , абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки  умственного труда- планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения , критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе , лаконично и ёмко, пробрести навыки чёткого , аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно- теоретического мышления школьников.

Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии , геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях , содержании , общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:  пояснительная записка , основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы , требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование  учебного материала, календарно- тематическое планирование, примерные контрольные работы , учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия- один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Цели

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

-интеллектуальное развитие , формирование свойственных  математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе : ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления , элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 7 класс, и  достижение которых  является обязательным условием положительной аттестации  ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трём компонентам: знать, уметь, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Распределение учебных часов по разделам программы

Начальные геометрические сведения-11 часов.

Треугольники- 18 часов.

Параллельные прямые -13 часов.

Соотношения между сторонами и углами треугольника- 20 часов.

Повторение- 6 часов.

В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков , их совершенствование , а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

-введение терминологии и отработка умения её грамотного использования;

-развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

-совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

-формирование умения доказывать равенство данных треугольников;

-отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;

-формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;

-расширение знаний учащихся о треугольниках.

В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.

Содержание обучения

Начальные понятия и теоремы геометрии. Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок , луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и её свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники. Окружность и круг.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной , периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Величина угла. Градусная мера угла.

Построение с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трём сторонам, построение перпендикуляра к  прямой, построение биссектрисы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

 знать:

-основные понятия и определения геометрических фигур по программе;

-формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;

уметь:

-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

-изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;

-решать задачи на вычисление геометрических  величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;

-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;

-проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;

-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

-владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

-решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин( используя при необходимости справочники и технические средства);

-построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир);

-владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Используемый учебно- методический комплект

  1. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Кадомцев С.Б. , Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия . 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  2. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия:Рабочая тетрадь для 7 класса . М.: Просвещение , 2011.

Тематическое планирование учебного материала

№ параграфа учебника

Тема

Количество часов, отведённое на изучение темы

Глава  I . Начальные геометрические сведения(11 часов)

1

Прямая и отрезок

1

2

Луч и угол

1

3

Сравнение отрезков и углов

1

4

Измерение отрезков

2

5

Измерение углов

1

6

Перпендикулярные прямые

2

Решение задач

2

Контрольная работа № 1

1

Глава II. Треугольники(18 часов)

1

Первый признак равенства треугольников

3

2

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

3

3

Второй и третий признаки равенства треугольников

4

4

Задачи на построение

3

Решение задач

4

Контрольная работа № 2

1

 Глава III. Параллельные прямые(13 часов)

1

Признаки параллельности двух прямых

4

2

Аксиома параллельности прямых

5

Решение задач

3

Контрольная работа № 3

1

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника(20 часов)

1

Сумма углов треугольника

2

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Контрольная работа № 4

1

3

Прямоугольные треугольники

4

4

Построение треугольника по трём сторонам

4

Решение задач

5

Контрольная работа № 5

1

Повторение курса геометрии за 7 класс(6 часов)

Повторение . Решение задач

5

Контрольная работа № 6(итоговая)

1

Итого

68 часов

Календарно- тематическое планирование учебного материала

№ урока

Тема урока

1

Прямая и отрезок

2

Луч и угол

3

Сравнение отрезков и углов

4

Измерение отрезков

5

Решение задач по теме» Измерение отрезков»

6

Измерение углов

7

Смежные и вертикальные углы

8

Перпендикулярные прямые

9

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

10

Контрольная работа № 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы».

11

Анализ ошибок контрольной работы. Работа над ошибками.

12

Треугольники

13

Первый признак равенства треугольников

14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

15

Медианы , биссектрисы и высоты треугольника

16

Свойства равнобедренного треугольника

17

Решение задач по теме « Равнобедренный треугольник»

18

Второй признак равенства треугольников

19

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

20

Третий признак равенства треугольников

21

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

22

Окружность

23

Примеры задач на построение

24

Решение задач на построение

25

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

26

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

27

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

28

Контрольная работа № 2 « Треугольники»

29

Работа над ошибками.

30

Признаки параллельности прямых

31

Признаки параллельности прямых

32

Практические способы построения параллельных прямых

33

Решение задач по теме « Признаки параллельности прямых»

34

Аксиома параллельных прямых

35

Свойства параллельных прямых

36

Свойства параллельных прямых

37

Решение задач по теме « Параллельные прямые»

38

Решение задач по теме « Параллельные прямые»

39

Решение задач

40

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

41

Контрольная работа № 3 « Параллельные прямые»

42

Работа над ошибками

43

Сумма углов треугольника

44

Сумма углов треугольника. Решение задач.

45

Соотношения между сторонами и углами треугольника

46

Соотношения между сторонами и углами треугольника

47

Неравенство треугольника

48

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

49

Контрольная работа № 4 « Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

50

Работа над ошибками

51

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

52

Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников

53

Признаки равенства прямоугольных треугольников

54

Прямоугольный треугольник. Решение задач

55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

56

Построение треугольника по трём элементам

57

Построение треугольника по трём элементам

58

Построение треугольника по трём элементам. Решение задач

59

Решение задач

60

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

61

Контрольная работа № 5 « Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трём элементам»

62

Работа над ошибками

63

Повторение темы» Начальные геометрические сведения»

64

Повторение  темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник»

65

Повторение темы « Параллельные прямые»

66

Повторение темы « Соотношения между сторонами и углами треугольника»

67

Повторение темы « Задачи на построение»

68

Контрольная работа № 6 ( итоговая)

        

Учебное  и  учебно- методическое обеспечение

Для учащихся

  1. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Кадомцев С.Б. , Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия . 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  2. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса . М.: Просвещение , 2011.
  3. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для  7-11 классов . М.: Просвещение, 2004.
  4. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса . М.: Просвещение, 2004.
  5. Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 7 класс. М.:ВАКО, 2011.
  6. Фарков А.В. Тесты по геометрии. 7 класс. М.: Экзамен, 2011.

Для учителя

1.  Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Кадомцев С.Б. , Позняк Э.Г., Юдина И.И.     Геометрия . 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

2.  Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса . М.: Просвещение , 2011.

3.Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для  7-11 классов . М.: Просвещение, 2004.

4.Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса . М.: Просвещение, 2004.

5.Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 7 класс. М.:ВАКО, 2011.

6.Фарков А.В. Тесты по геометрии. 7 класс. М.: Экзамен, 2011.

7. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2011.

8.Гаврилова Н.Ф. Рабочие программы по геометрии : 7-11 классы. М.: ВАКО , 2011.

9.Бутузов В.Ф. Рабочие программы. Геометрия: 7-9 классы. М.: Просвещение, 2011.

10. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А.,Некрасов В.Б.,  Юдина И.И. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику . Книга для учителя. М.: Просвещение, 2003.

Календарно- тематическое планирование учебного материала

№ урока

Тема урока

Дата

по плану

фактическая

1

Прямая и отрезок

2

Луч и угол

3

Сравнение отрезков и углов

4

Измерение отрезков

5

Решение задач по теме» Измерение отрезков»

6

Измерение углов

7

Смежные и вертикальные углы

8

Перпендикулярные прямые

9

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

10

Контрольная работа № 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы».

11

Анализ ошибок контрольной работы. Работа над ошибками.

12

Треугольники

13

Первый признак равенства треугольников

14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

15

Медианы , биссектрисы и высоты треугольника

16

Свойства равнобедренного треугольника

17

Решение задач по теме « Равнобедренный треугольник»

18

Второй признак равенства треугольников

19

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

20

Третий признак равенства треугольников

21

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

22

Окружность

23

Примеры задач на построение

24

Решение задач на построение

25

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

26

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

27

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

28

Контрольная работа № 2 « Треугольники»

29

Работа над ошибками.

30

Признаки параллельности прямых

31

Признаки параллельности прямых

32

Практические способы построения параллельных прямых

33

Решение задач по теме « Признаки параллельности прямых»

34

Аксиома параллельных прямых

35

Свойства параллельных прямых

36

Свойства параллельных прямых

37

Решение задач по теме « Параллельные прямые»

38

Решение задач по теме « Параллельные прямые»

39

Решение задач

40

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

41

Контрольная работа № 3 « Параллельные прямые»

42

Работа над ошибками

43

Сумма углов треугольника

44

Сумма углов треугольника. Решение задач.

45

Соотношения между сторонами и углами треугольника

46

Соотношения между сторонами и углами треугольника

47

Неравенство треугольника

48

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

49

Контрольная работа № 4 « Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

50

Работа над ошибками

51

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

52

Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников

53

Признаки равенства прямоугольных треугольников

54

Прямоугольный треугольник. Решение задач

55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

56

Построение треугольника по трём элементам

57

Построение треугольника по трём элементам

58

Построение треугольника по трём элементам. Решение задач

59

Решение задач

60

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

61

Контрольная работа № 5 « Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трём элементам»

62

Работа над ошибками

63

Повторение темы» Начальные геометрические сведения»

64

Повторение  темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник»

65

Повторение темы « Параллельные прямые»

66

Повторение темы « Соотношения между сторонами и углами треугольника»

67

Повторение темы « Задачи на построение»

68

Контрольная работа № 6 ( итоговая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....