Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме

иванова ирина павловна

Рабочая программа по геометрии по уч. Л.С.Атанасяна на 2013-2014 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_8.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основная  общеобразовательная школа  д. Седякбаш-

филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 с. Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании ШМО

 «_____»____________2013

Протокол № ________

___________/Р.И.Рузакова

Руководитель ШМО

Согласовано

Заведующий филиалом

_____________/ Э.С.Ефимова

«____»____________2013.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ № 2  с.Бижбуляк

_____________ / Л.М.Едиханова

«_______»______________2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по   геометрии

8 класс

на 2013-2014 учебный год

 

Составитель:

учитель математики

Иванова Ирина Павловна

Седякбаш

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по  геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования , Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна,  В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и   И.И. Юдиной.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение  учебных часов по разделам курса. В ней  также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом является пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у  учащихся правильных представлений о сущности и  происхождении геометрических абстракций , соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира , месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся  умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности( настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также  способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией , обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом классификацией и систематизацией , абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки  умственного труда планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения , критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе , лаконично и ёмко, пробрести навыки чёткого , аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно- теоретического мышления школьников.

Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии , геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях , содержании , общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:  пояснительная записка , основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы , требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование  учебного материала, календарно- тематическое планирование, примерные контрольные работы , учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия- один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Цели

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

-интеллектуальное развитие , формирование свойственных  математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе : ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления , элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, и  достижение которых  является обязательным условием положительной аттестации  ученика за курс 8 класса. Эти требования структурированы по трём компонентам: знать, уметь, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Распределение учебных часов по разделам программы

Вводное повторение -2 часа

Четырёхугольники-14 часов

Площадь-14 часов

Подобные треугольники-20 часов

Окружность-16 часов

Повторение-2  часа

В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков , их совершенствование , а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

-введение терминологии и отработка умения её грамотного использования;

-развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

-совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

-формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;

-совершенствование навыков решения задач на доказательство;

-отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;

-расширение знаний учащихся о треугольниках , четырёхугольниках и окружности.

В ходе изучения материала планируется проведение шести  контрольных работ ( входной контроль по курсу 7 класса- 1   и по основным  темам-5 )

Содержание обучения

Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус , тангенс , котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 90°.Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров , биссектрис , медиан. Окружность Эйлера.

Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат , ромб, их свойства и признаки. Трапеция , средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Окружность и круг.  Центр , радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая окружности, равенство касательных, проведённых из одной точки . Метрические соотношения в окружности: свойства секущих , касательных , хорд.

Окружность , вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырёхугольники.

Измерение геометрических величин.  Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма , треугольника и трапеции (основные формулы  ). Формулы , выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырёхугольника. Связь между площадями подобных фигур.

Построение с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на  n  равных частей, построение четвёртого пропорционального отрезка.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

 знать:

-основные понятия и определения геометрических фигур по программе;

-формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;

уметь:

-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

-изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;

-решать задачи на вычисление геометрических  величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;

-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;

-проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;

-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

-владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

-решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин( используя при необходимости справочники и технические средства);

-построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир);

-владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Используемый учебно- методический комплект

  1. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Кадомцев С.Б. , Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия . 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  2. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 8 класса . М.: Просвещение , 2011.

        

        Тематическое планирование учебного материала

№ параграфа учебника

Тема

Количество часов, отведённое на изучение темы

Вводное повторение

1

Вводное повторение. Контрольная работа №  1 «Контрольный срез за курс 7 класса»

1

Глава  V .Четырёхугольники( 14 часов)

1

Многоугольники

2

2

Параллелограмм и трапеция

6

3

Прямоугольник . Ромб. Квадрат.

4

Решение задач

1

Контрольная работа  № 2

1

Глава  VI. Площадь( 14 часов)

1

Площадь многоугольника

2

2

Площади параллелограмма , треугольника и трапеции

6

3

Теорема Пифагора

3

Решение задач

2

Контрольная работа № 3

1

Глава  VII. Подобные треугольники( 20 часов)

1

Определение подобных треугольников

2

2

Признаки подобия треугольников

5

Контрольная работа № 4

1

3

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

7

4

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

3

Решение задач

1

Контрольная работа № 5

1

Глава  VIII. Окружность ( 16 часов)

1

Касательная к окружности

3

2

Центральные и вписанные углы

4

3

Четыре замечательные точки окружности

3

4

Вписанная и описанная окружности

4

Решение задач

1

Контрольная работа № 6

1

Повторение курса геометрии за 8 класс ( 2 часа)

Итого

68часов

Календарно- тематическое планирование учебного материала

№ урока

Тема урока

1

Вводное повторение

2

Вводное повторение.  Контрольная работа №  1 «Контрольный срез за курс 7 класса»

3

Многоугольники

4

Многоугольники

5

Параллелограмм

6

Признаки параллелограмма

7

Решение задач по теме « Параллелограмм»

8

Трапеция

9

Теорема Фалеса

10

Задачи на построение

11

Прямоугольник

12

Ромб. Квадрат.

13

Решение задач по теме « Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

14

Осевая и центральная симметрия

15

Решение задач

16

Контрольная работа № 2 « Четырёхугольники»

17

Площадь многоугольника

18

Площадь прямоугольника

19

Площадь параллелограмма

20

Площадь треугольника

21

Площадь треугольника

22

Площадь трапеции

23

Решение задач на вычисление площадей фигур

24

Решение задач на вычисление площадей фигур

25

Теорема Пифагора

26

Теорема, обратная теореме Пифагора

27

Решение задач по теме « Теорема Пифагора»

28

Решение задач

29

Решение задач

30

Контрольная работа № 3 « Площадь»

31

Определение подобных треугольников

32

Отношение площадей подобных треугольников

33

Первый признак подобия треугольников

34

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

35

Второй и третий признаки подобия треугольников

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

37

Решение задач

38

Контрольная работа № 4 « Признаки подобия треугольников»

39

Средняя линия треугольника

40

Свойство медиан  треугольника

41

Пропорциональные отрезки

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

43

Измерительные работы на местности

44

Задачи на построение методом подобия

45

Задачи на построение методом подобия

46

Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике

47

Значения  синуса, косинуса и тангенса для углов , равных 30°, 45° и 60°

48

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике

49

Решение задач

50

Контрольная работа № 5 « Применение теории о подобии треугольников при решении задач»

51

Взаимное расположение прямой и окружности

52

Касательная к окружности

53

Касательная к окружности

54

Градусная мера дуги окружности

55

Теорема о вписанном угле

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

57

Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы»

58

Свойство биссектрисы угла

59

Серединный перпендикуляр

60

Теорема о точке пересечения высот треугольника

61

Вписанная окружность

62

Свойство описанного четырёхугольника

63

Описанная окружность

64

Свойство вписанного четырёхугольника

65

Решение задач

66

Контрольная работа № 6 « Окружность»

67

Повторение по темам « Четырёхугольники»  ,               « Площадь»

68

Повторение по темам « Подобные треугольники» ,        « Окружность»

Учебное  и  учебно- методическое обеспечение

Для учащихся

  1. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Кадомцев С.Б. , Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия . 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  2. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь для 8 класса . М.: Просвещение , 2011.
  3. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для  7-11 классов . М.: Просвещение, 2004.
  4. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса . М.: Просвещение, 2004.
  5. Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс. М.:ВАКО, 2011.
  6. Фарков А.В. Тесты по геометрии. 8 класс. М.: Экзамен, 2011.

Для учителя

1.  Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Кадомцев С.Б. , Позняк Э.Г., Юдина И.И.     Геометрия . 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

2.  Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь для 8 класса . М.: Просвещение , 2011.

3.Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для  7-11 классов . М.: Просвещение, 2004.

4.Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса . М.: Просвещение, 2004.

5.Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс. М.:ВАКО, 2011.

6.Фарков А.В. Тесты по геометрии. 8 класс. М.: Экзамен, 2011.

7. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2011.

8.Гаврилова Н.Ф. Рабочие программы по геометрии : 7-11 классы. М.: ВАКО , 2011.

9.Бутузов В.Ф. Рабочие программы. Геометрия: 7-9 классы. М.: Просвещение, 2011.

10. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А.,Некрасов В.Б.,  Юдина И.И. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику . Книга для учителя. М.: Просвещение, 2003.

Календарно- тематическое планирование учебного материала

№ урока

Тема урока

Дата

по плану

фактическая

1

Вводное повторение

2

Вводное повторение.  Контрольная работа №  1 «Контрольный срез за курс 7 класса»

3

Многоугольники

4

Многоугольники

5

Параллелограмм

6

Признаки параллелограмма

7

Решение задач по теме « Параллелограмм»

8

Трапеция

9

Теорема Фалеса

10

Задачи на построение

11

Прямоугольник

12

Ромб. Квадрат.

13

Решение задач по теме « Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

14

Осевая и центральная симметрия

15

Решение задач

16

Контрольная работа № 2 « Четырёхугольники»

17

Площадь многоугольника

18

Площадь прямоугольника

19

Площадь параллелограмма

20

Площадь треугольника

21

Площадь треугольника

22

Площадь трапеции

23

Решение задач на вычисление площадей фигур

24

Решение задач на вычисление площадей фигур

25

Теорема Пифагора

26

Теорема, обратная теореме Пифагора

27

Решение задач по теме « Теорема Пифагора»

28

Решение задач

29

Решение задач

30

Контрольная работа № 3 « Площадь»

31

Определение подобных треугольников

32

Отношение площадей подобных треугольников

33

Первый признак подобия треугольников

34

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

35

Второй и третий признаки подобия треугольников

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

37

Решение задач

38

Контрольная работа № 4 « Признаки подобия треугольников»

39

Средняя линия треугольника

40

Свойство медиан  треугольника

41

Пропорциональные отрезки

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

43

Измерительные работы на местности

44

Задачи на построение методом подобия

45

Задачи на построение методом подобия

46

Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике

47

Значения  синуса, косинуса и тангенса для углов , равных 30°, 45° и 60°

48

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике

49

Решение задач

50

Контрольная работа № 5 « Применение теории о подобии треугольников при решении задач»

51

Взаимное расположение прямой и окружности

52

Касательная к окружности

53

Касательная к окружности

54

Градусная мера дуги окружности

55

Теорема о вписанном угле

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

57

Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы»

58

Свойство биссектрисы угла

59

Серединный перпендикуляр

60

Теорема о точке пересечения высот треугольника

61

Вписанная окружность

62

Свойство описанного четырёхугольника

63

Описанная окружность

64

Свойство вписанного четырёхугольника

65

Решение задач

66

Контрольная работа № 6 « Окружность»

67

Повторение по темам « Четырёхугольники»  ,               « Площадь»

68

Повторение по темам « Подобные треугольники» ,        « Окружность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....