урок алгебры в 7 классе по теме: "Степень с натуральным показателем"
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме

Алимова Надежда Ивановна

разработки уроков по алгебре и геометрии в 7 классе с применением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Багаевская средняя общеобразовательная школа №1.

               

Урок алгебры по теме «Свойства степени с натуральным показателем».

к УМК Алимова Ш.А.  

              Урок подготовила  учитель математики 

МБОУ БСОШ № 1 Алимова Надежда Ивановна

                                    2013 – 2014 учебный год

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  1. Закрепить умение применять свойства степени с натуральным показателем;
  2. развивать вычислительные навыки и приёмы мыслительной деятельности;
  3. уметь находить верные решения, среди предложенных, совершенствовать технику говорения.

Развивающие:

  1. уметь сочетать различные методы контроля и самоконтроля на уроке;
  2. совершенствовать технику устного счёта;
  3. воспитывать добросовестное отношение к выполнению предложенных заданий;
  4. стимулирование познавательных процессов, внимания при изучении данной темы;
  5. усиление мотивации; формирование гибкости мышления.

Воспитательные: умение работать в группах, слушать одноклассников, чётко высказывать свои мысли, адекватно реагировать на успехи и неудачи,                       расширять общий кругозор учащихся, воспитывать    самостоятельность и выдержку, аккуратность и внимание.

К этому уроку ученики знают понятие степени с натуральным показателем, основные свойства степени с натуральным показателем, умеют применять свойства при решении примеров, владеют навыками упрощения выражений.

Учебник:  Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Алимов Ш.А.,   Ю.М.Колягин, Ю.В. Сидоров и др., 19 издание, под редакцией А.Н. Тихонова,– М.: Просвещение, 2013.

Оборудование: мультимедийная презентация, сигнальные карточки, перфокарты, учебник, тесты с выбором ответа, карта для самооценки, смайлики для рефлексии.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(мультимедийный проектор, программные средства)

Программы MS PoverPoint,  MS Word.

Компьютер и мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.
  3. Проверка домашнего задания и ранее изученного материала.

Слайд 3

Учитель: В этом задании записаны примеры. Решив их, мы узнаем слово, которое здесь загадано.

  1.                                                                                     н
  2.                                                                                     и
  3.                                                                                       и
  4.                                                                                  б
  5.                                                                                      а
  6.                                                                                       р
  7.                                                                                       т
  8.                                                                                       л

Один из учащихся  записывает ответы к примерам на доске, остальные исправляют или помогают при затруднении. По ходу решения повторяются  свойства степени с натуральным показателем.

Учитель:   И это слово    «лабиринт».

  1. Экскурс в мифологию Древней Греции.

Слайд 4.    Ребята, знаете ли вы, откуда пошло  крылатое выражение « путеводная нить»? С каким героем Древней Греции оно связано? ( С мифом о Тесее и Минотавре).

Учащийся:   Это легенда о Тесее, который, пройдя через лабиринт, помог спастись юношам и девушкам, отданным на съедение человеку-быку Минотавру. Вернуться обратно из лабиринта Тесею помогла дочь царя Миноса Ариадна. Перед входом в лабиринт она дала ему клубок ниток. Тесей привязал у входа конец клубка, а затем, идя по лабиринту, постепенно его разматывал. Потом он по этой нитке смог вернуться обратно.

Учитель: Вам тоже придётся пройти через лабиринт. Проведём разминку: сделаем первый круг.

Слайд 5

а)

  1. Что называется степенью числа а с натуральным показателем?
  2. Как перемножить две степени с одинаковыми основаниями?
  3. Как разделить две степени с одинаковыми основаниями?
  4. Как возвести степень в степень?
  5. Как возвести произведение в степень?
  6. Как возвести частное в степень?

За разминку получат баллы следующие учащиеся______________________________________________________________________________________________________________

Отметьте в оценочной таблице.

Слайд 11

Учитель:        Итак, с правилами вхождения в лабиринт мы знакомы. А умеем ли мы их применять? Продолжим исследование лабиринта. Войдём во второй круг:

б) Соедините «Нитью Ариадны» верные равенства:

  1.                                                                           
  2.                                                                              
  3.                                                                                  
  4.                                                                          
  5.                                                                        

Сколько верных соединений столько баллов добавьте в оценочную таблицу.

Слайд 12

          в).  Работа с сигнальными карточками:

Зелёный цвет- да,  красный – нет.

Верно ли сравнили:

  1. (-5) +
  2. -
  3. +
  4. +
  5.    ? +

Учитель: Поработали неплохо. Были и удачные и неудачные решения. Но результаты не фиксируются в оценочной таблице.

Слайд13

Учитель

Опять преграда. Друзья, смотрите - Минотавр! Чтобы пройти дальше нужно Тесею победить Минотавра.

г). Работа с перфокартами: выбрать правильный ответ,  из числа предложенных.

Пример

1

2

3

4

5

3

32

50

Ученики решают задания и отмечают закрашиванием ячейки.

С помощью слайда14   осуществляется проверка.

Пример

1

2

3

4

5

     +

    +

3

32   +

50

   +

   +

 

Результаты заносятся в карточку учёта достижений:

Зада

ние

разминка

Нить Ариадны

Перфокарты бой Тесея с Минотавром

сам. работа с в группах

Выход из лабиринта

фамилия

 

  1.  Ребята, вы молодцы. Минотавр побеждён. Надо искать выход из лабиринта. Работа с учебником:  5 учеников решают у доски с комментариями. Ребята на местах дополняют и исправляют недочёты.

№ 169(4)

№172(5)

№181(4)

№188(3)

№194(2)

Ученики, решавшие у доски и их оппоненты получают отметки за это задание в оценочную таблицу.

  1. Пройдём ещё один круг «лабиринта», а там и финишная прямая.

Самостоятельная работа в микрогруппах: по 2 человека. Разрешается тихо советоваться, консультироваться, помогать и объяснять друг другу.

Слайд  17

1 вариант

  1. Вычислить .

_________________________

  1. При каком значении k выполняется равенство
  1. вариант

  1. Вычислить .

____________________________

  1. При каком значении k выполняется равенство

Проверим решения по готовому образцу:

Слайд 18

  1. вариант
  1. Вычислить

Решение:

Ответ: 27.

  1. При каком значении k выполняется равенство

Решение:

Ответ: При  k= 6 выполняется равенство

  1. вариант
  1. Вычислить .

Решение:  

Ответ: 49.

  1. При каком значении k выполняется равенство

Решение:                                      

Ответ: При  k= 6 выполняется равенство 

Ребята, клубок полностью размотан. Вот и конец нашему путешествию. А наградой победителям будет «лавровый венок»,

Пятёрки________________________________________

Четвёрки_______________________________________

Тройки_________________________________________

И в заключении посмотрите, где применяются свойства степени с натуральным показателем:

Слайд 19

Задание 21 из демоверсии ГИА – 2014 по математике.

Сократить дробь:

Решение:

Ответ: 33.

Мы выполнили большую и важную задачу. А вот какую, вы мне скажите сами.

Слайд 20

Ответы учеников:

  1. Вспомнили и закрепили все свойства,
  2. Применяли данные свойства для решения заданий,
  3. Отрабатывали решения,
  4. Работали в группах, консультируя друг друга,
  5. Рассмотрели решение задания из II части ГИА -2014 по математике.

А теперь сдадим свои оценочные листы.

Ребята, выберите тот смайлик, который соответствует вашему сегодняшнему настроению.

Слайд 21

Спасибо за работу.

Слайд 23

IX. Домашнее задание решить тест.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Багаевская средняя общеобразовательная школа №1.

               

Урок геометрии по теме «Признаки равенства треугольников».

к УМК Атанасяна Л.С.  

              Урок подготовила  учитель математики 

МБОУ БСОШ № 1 Алимова Надежда Ивановна

2013 – 2014 учебный год

Образовательные цели.

  •  Обобщение темы «Признаки равенства треугольников»
  •  Провести контроль знаний с помощью практикума «Признаки равенства треугольников»

Развивающие цели.

  • Развивать умение учащихся «видеть» применение математических понятий и признаков равенства треугольников  в окружающем нас мире.
  • Расширять кругозор обучающихся.
  • Развивать интерес к предмету геометрия.
  • Отрабатывать навыки работы за компьютером с учебными программами Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word.

Воспитательные цели.

  • Путешествуя в сети  Internet, воспитывать у учеников «тягу»  к самообразованию.
  • Прививать  умение работать в группах.

                                        Структура урока.

Вид деятельности.

ИКТ компонент

Время

1.

Вступительное слово учителя.

Экскурс по страницам Internet

«В мире треугольников».

Выступления учащихся.

Презентация-сопровождение в PowerPoint.

10 мин

2.

Тест-тренажер.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Проверка знаний по теме «Треугольники».

Интерактивная презентация-тест в PowerPoint, физкультминутка для глаз.

10 мин

3.

Тесты на результат, тестовые программы в Excel.  

Контроль знаний.

Тест-игра, тесты, в программе Excel.

Работа в микрогруппах за персональными компьютерами.

10 мин

4.

Самостоятельная работа с проверкой.

Презентация-сверка.

7 мин

5.

Разбор домашнего задания

Памятка.

2 мин

6.

Заключительное слово.

Выставление отметок в электронный дневник и в дневник ученика.

1 мин

Ход урока:    

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный  урок – урок в компьютерном классе.

Замечательная геометрическая фигура и самая популярная в школьной программе по геометрии – это треугольник.

Некоторые думают, что треугольники «поселились» только на страницах учебника по геометрии и больше их нигде не увидеть?

Что только школьники  могут старательно изучать и рисовать треугольники?

 Где же можно встретить треугольники, кроме математики? Сегодня об этом нам расскажут ваши одноклассники, которые проведут для вас виртуальную экскурсию «Мир треугольников»

Выступление учеников сопровождается презентацией.

Презентация-сопровождение «В мире треугольников».

  слайда

  Текст сообщения.

 Слайд 2.

 Слайд 3.

 Слайд 4.

Слайд 5.

 

Слайды 6-8.

Слайд 9.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

 

Слайд 13

Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19 Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

  Начиная игру в бильярд, необходимо расположить шары в виде треугольника. Для этого используют специальное приспособление.

        Расстановка кеглей в игре Боулинг тоже в виде равностороннего треугольника.

        Правило «золотого треугольника» основано на психологии покупателя супермаркетов «Универсам», «Магнит», «Пятёрочка, и т.д.– найдя нужный ему товар, покупатель устремляется в кассу. Задача продавцов – заставить его задержаться в магазине подольше, расположив нужный покупателю товар в вершинах воображаемого треугольника, то есть «заарканить» покупателя. Чем больше площадь треугольника, тем более удачным можно назвать планировку магазина. В продуктовом магазине этими товарами-арканами являются гастрономия. Задняя торцевая стена торгового зала является вторым местом по значимости и именно там целесообразнее всего располагать товары-арканы – именно для того, что бы заставить покупателя пройти весь периметр магазина.

         На первом рисунке «золотой треугольник» охватывает большую площадь магазина.

        В литературе и телесериалах обязательно сюжет завязан на любовном треугольнике.

 

Бермудский треугольник иногда называют еще дьявольским треугольником. Это район в Атлантическом океане, в котором происходят якобы таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико  и  назад к Флориде через Багамы.  Выдвигаются различные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами.   Наибольшую известность Дьявольскому треугольнику принесла история исчезновения американского звена бомбардировщиков-торпедоносцев. Об этом вы можете найти много интересного материала в сети Internet.

           

Из третьего признака равенства треугольников следует, что треугольник – жесткая фигура.

           Представим себе две рейки, у которых два конца скреплены гвоздем. Такая конструкция не является жесткой: сдвигая или раздвигая свободные концы реек, мы можем менять угол между ними.

 Теперь возьмем еще одну рейку и скрепим ее концы со свободными  концами первых двух реек.

Полученная конструкция – треугольник – уже будет жесткой. В ней нельзя сдвинуть или раздвинуть никакие две стороны, т.е. нельзя изменить ни один угол. Действительно, если бы это удалось, то мы получили бы новый треугольник, не равный исходному. Но это невозможно, т.к. новый треугольник должен быть равен исходному по третьему признаку равенства треугольников. Л.С. Атанасян «Геометрия 7-9», стр. 40.

            Это свойство – жесткость треугольника – широко используется на практике. Так, чтобы закрепить столб в вертикальном положении, к нему ставят подпорку; такой же принцип используется при установке кронштейна.

           Свойство жесткости треугольника широко используют в практике при строительстве железных конструкций.  19 марта 2007 года Шуховской башне на Шаболовке исполнилось 85 лет.

            Треугольники делают надежными конструкции высоковольтных линий электропередач.

            Треугольники в конструкции железнодорожного моста.

Для составления красивых паркетов использовали треугольники.

         Треугольник полярный, треугольник характеристический. Каких только треугольников нет в математике. В глубокой древности вместе с астрономией появилась  наука – тригонометрия. Слово «тригонометрия» произведено от греческих «треугольник» и  «меряю»

Буквальное значение – «наука об измерении треугольников»

          С помощью натянутых веревок длиной 3, 4 и 5 единиц египетские жрецы получали прямые углы при возведении храмов и т.п.

 

              Устройство треугольника Паскаля:  каждое число равно сумме двух расположенных над ним чисел. (обвести треугольником три числа).  Все элементарно, но сколько в этом таится чудес. Треугольник можно продолжать неограниченно.  

            Треугольник Паскаля компьютер перевёл на язык  цвета.

Треугольник Пенроуза или трибар из коллекции невозможных объектов. Кажется, что мы видим три бруска квадратного сечения соединенных в треугольник. Если вы закроете любой угол этой фигуры, то увидите,  что все три бруска соединены правильно. Но когда вы уберете руку с закрытого угла, то станет очевиден обман. Те два бруска, которые соединятся в этом угле, не должны быть даже вблизи друг друга!

             Для построения этой фигуры взяли трибар и разбили его на кубы. При этом ничего не изменилось: новая фигура так же совершенно невозможна, как и предшествующая ей!

            Треугольник Пенроуза вдохновляет художников и скульпторов.

Много необычных фигур вы можете увидеть на сайте «Невозможные объекты»                    

  1. Сейчас мы с вами работаем с презентацией.

Задания на готовых чертежах: доказать равенство треугольников. Отвечающие комментируют доказательство по плану:

1) назвать равные элементы треугольников, дать объяснение,

2) назвать равные элементы треугольников, дать объяснение,

3) назвать равные элементы треугольников, дать объяснение,

называют признак равенства треугольников, формулировку (полную или ключевые слова признака «по двум сторонам и углу между ними», «по стороне и двум прилежащим к ней углам», «по трем сторонам»).

  1. Практическое задание.

Тест- тренажер «Купи треугольники».

Дети занимают места за компьютерами, работают в микрогруппах. По 2 ученика.

Проверка теста.

  1. Решение задач (самостоятельная работа).

2 человека, первыми решившие задания на месте, показывают решение  у доски по очереди с комментариями.

1 вариант

 

2 вариант

  1. Разбор домашнего задания. Инструкция к пошаговому решению прилагается.

Задание на карточках.

 

6. Заключительное слово учителя.

            Сегодня мы провели виртуальную экскурсию по страницам сайтов Internet. Приглашаю вас посещать школьную Интернет-площадку. Вы можете найти много интересных материалов, подготовить необычный классный час или проект, реферат для урока или просто попутешествовать. Сегодня мы использовали материалы с разных сайтов, например, Википедия, Невозможные объекты, поработали с тренажёрами, сделали зарядку для глаз, работали самостоятельно.

                       И я предлагаю покупать вам не только игровые

          программы, но и учебные программные продукты для дополнительных

          занятий.

7. Выставление отметок в электронный дневник и в дневники учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по алгебре 7 класс на тему "Степень с натуральным показателем"

Конспект урока по алгебре в 7 классе на тему : «Степень с натуральным показателем».(Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват.учреждений/Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др.). Урок на 45 минут включает ...

Обобщающий урок алгебры в 7 классе по теме "Степень числа с натуральным показателем"

Предлагаемый план урока и презентация были использованы мною при работе на конкурсном уроке школьного тура  "Учитель  года-2014". Данный урок проводится после  изучения темы "Степень чи...

Методическая разработка урока алгебры 11 класс по теме "Степень с рациональным показателем"

Методическая разработка урока алгебры 11 класс по теме "Степень с рациональным показателем"...

Урок алгебра в 8 классе по теме:«Степень с отрицательным целым показателем».

Урок разработан по технологии  проблемного обучени Тема урока: «Степень с отрицательным целым показателем».Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: Сформировать представление о степени ...

Обобщающий урок в 7 классе по теме «Степень с натуральным показателем».

Обобщающий урок в 7 классе по теме«Степень с натуральным показателем»....

открытый урок алгебра 7 класс тема "свойства степени с натуральным показателем"

Урок по алгебре в 7 классе сельской школы.  Тема "Свойства степени с натуральным показателем". Урок обобщения и систематизации знаний по данной теме. На уроке использовались фронтальная...