рабочая программа по геометрии
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме

Саакова Светлана Эдуардовна

Рабочая программа ориентирована на учебник:

"Геометрия 7-9 классов" авторы Л.С.Атанасян, С.Б.Кадомцев, В.Ф.Бутузов. :М: Просвещение, 2011г. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразова-тельных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 7 классе отводится 2 часов в неделю,  68 часов в год федерального компонента. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geometriya.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное

учреждение  средняя общеобразовательная  школа № 81

 Пролетарского района города Ростова-на-Дону

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №81

________ ____/Т.А.Корнилова/

Приказ  № 111  от 31.08.2013

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  ГЕОМЕТРИИ

для 7А, 7Б, 7В, 7Г классов

на 2013 / 2014 учебный год

учитель: Саакова Светлана Эдуардовна

«РАССМОТРЕНО»

Председатель  ШМО  математики

И информатики

_________________/ Г.Х. Гурбанова /

Протокол. №  1 от 28.08.2013

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель  НМС  МБОУ средней

общеобразовательной школы № 81

_______________/  Г.И. Пантелейко /

Протокол. № 1 от  30.08.2013

г. Ростов-на-Дону

2013 г.

Пояснительная записка        

                Рабочая программа составлена  на основании :  

Нормативные документы

1

Закона «Об образовании» в Российской Федерации

2

Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

3

Примерной программы основного общего образования по математике средней образовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года.

4

Программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.(Составитель программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008 г. )

5

Федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущеных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год» от 19 декабря 2011 г. № 1067).

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразова-тельных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 7 классе отводится 2 часов в неделю,  68 часов в год федерального компонента.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образова-ния. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического  воспитания учащихся.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

"Геометрия 7-9 классов" авторы Л.С.Атанасян, С.Б.Кадомцев, В.Ф.Бутузов. :М: Просвещение, 2011г.

Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, под номером 1593 .

Математика играет важную роль в общей системе образования. Но математика в школе – не наука и даже не основа науки, а учебный предмет.

В учебном предмете, в отличие от науки, мы не обязаны все доказывать. Более того, в ряде случаев правдоподобные рассуждения или толкования, опирающиеся на графические модели, на интуицию, имеют для школьников более весомую общекультурную ценность, чем формальные доказательства.

Сложные математические понятия вводятся:

- когда у учащихся накоплен достаточный опыт для адекватного восприятия вводимого понятия – опыт, содействующий пониманию всех слов, содержащихся в определении (вербальный опыт), и опыт использования понятия на наглядно-интуитивном и рабочем уровнях (генетический опыт);

- когда у учащихся появилась потребность в формальном определении понятия.

Одной из основных задач изучения геометрии является развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента.

Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.

Основные цели курса:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.

Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования, практических работ.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для обязательного изучения геометрии в 7а, 7б и в  классах отводится 2 часа в неделю , 68 часов в год, в классах отводится 2 часа в неделю , 69  часов в год.

При формировании познавательной деятельности учащихся используется групповая, парная, лекционная, самостоятельная работа. С целью активизации познавательной деятельности используются:

-         словесные методы: беседа, рассказ, лекция, объяснение;

-         наглядные: демонстрации, натуральные объекты;

-        практические занятия: распознавание и определение объектов,

         наблюдение, эксперимент.

-         объяснительно-иллюстративный метод;

-         проблемно-поисковый метод.

В обучении используется дифференцированный подход. Познавательная деятельность учащихся направлена на умения:

слушать, делать записи в процессе объяснения учителя, работать с книгой и с дополнительными источниками (таблицами, справочниками, опорными конспектами) проводить наблюдения, формировать выводы.

Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала:

-        фронтальная устная проверка,

-        индивидуальный устный опрос;

-   письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).

При получении неудовлетворительной оценки или оценки неудовлетворяющей ученика, на пересдачу дается 10 дней. По истечении срока оценка выставляется в журнал.

Для реализации данного курса используются элементы педагогических технологий используются элементы педагогических технологий обучения (технологии на основе личностной ориентации, на основе активизации и интенсификации процесса обучения, на основе эффективности управления и организации учебного процесса, технологии развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения), которые подбираются для каждого конкретного класса, урока.

Для реализации поставленных  целей используются следующие методы и формы обучения:

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, дифференцированные задания, взаимопроверка, дидактическая игра, решение проблемно-поисковых задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса)

должны знать/понимать:

- определение точки, прямой, отрезка, луча, угла;

- единицы измерения отрезка, угла;

- определение вертикальных и смежных углов, их свойства;

- определение перпендикулярных прямых;

- определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты;

- определение параллельных прямых, их свойства и признаки;

- соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника;

- определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки.

уметь:

- обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке,

- сравнивать отрезки и углы,

- с помощью транспортира проводить биссектрису угла;

- изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы;

- изображать треугольники и находить их периметр;

- строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;

- доказывать признаки равенства треугольников;

- показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;

- доказывать теорему о сумме углов треугольника;

- знать, какой угол называется внешним углом треугольника;

- применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;

- строить треугольники по трем элементам.

владеть компетенциями:

познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях,

- работать в группах,

- аргументировать и отстаивать свою точку зрения,

- уметь слушать других,

-извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов,

- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации,

- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

10

Сравнение отрезков и углов.

3

Измерение отрезков.

2

Измерение углов.

1

Перпендикулярные прямые.

3

Контрольная работа № 1

1

ГЛАВА 2. ТРЕУГОЛЬНИКИ.

16

 Первый признак равенства треугольников.

3

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

3

Второй и третий признаки равенства треугольников

4

Задачи на построение

5

Контрольная работа № 2

1

ГЛАВА 3. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ.

11

Признаки параллельности двух прямых.

4

Аксиома параллельных прямых.

6

Контрольная работа № 3

1

ГЛАВА 4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА

18

Сумма углов треугольника.

2

Соотношения между углами и сторонами треугольника.

4

Контрольная работа № 4

1

Прямоугольные треугольники

4

Построение треугольника по трем элементам.

6

Контрольная работа № 5

1

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

13

Итоговая контрольная работа

68

Образовательная деятельность учащихся в реализации программы раскрывается на уроках изучения нового материала, закрепления знаний, систематизации и обобщения изученного материала, при формировании умений и навыков, контроля и оценки знаний, на комбинированных уроках.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ  (7а, 7г)

Период

Дата

Вид

контроля

Виды работ

Тема

1 четверть

05.10

Тематический

Контрольная работа №1

Начальные геометрические сведения

2 четверть

07.12

Тематический

Контрольная работа №2

Треугольники

3 четверть

25.01

Тематический

Контрольная работа №3

Параллельные прямые

19.02

Тематический

Контрольная работа  №4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

4 четверть

16.04

Тематический

Контрольная работа №5  

Прямоугольный треугольник

24.05

  Итоговый

Контрольная работа №6

ИТОГО ЗА ГОД

Контрольные работы

5

Итоговая работа

1

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ  (7Б)

Период

Дата

Вид

контроля

Виды работ

Тема

1 четверть

04.10

Тематический

Контрольная работа №1

Начальные геометрические сведения

2 четверть

06.12

Тематический

Контрольная работа №2

Треугольники

3 четверть

24.01

Тематический

Контрольная работа №3

Параллельные прямые

19.02

Тематический

Контрольная работа  №4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

4 четверть

11.04

Тематический

Контрольная работа №5  

Прямоугольный треугольник

23.05

  Итоговый

Контрольная работа №6

ИТОГО ЗА ГОД

Контрольные работы

5

Итоговая работа

1

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ  (7В)

Период

Дата

Вид

контроля

Виды работ

Тема

1 четверть

05.10

Тематический

Контрольная работа №1

Начальные геометрические сведения

2 четверть

09.12

Тематический

Контрольная работа №2

Треугольники

3 четверть

25.01

Тематический

Контрольная работа №3

Параллельные прямые

17.02

Тематический

Контрольная работа  №4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

4 четверть

12.04

Тематический

Контрольная работа №5  

Прямоугольный треугольник

19.05

  Итоговый

Контрольная работа №6

ИТОГО ЗА ГОД

Контрольные работы

5

Итоговая работа

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕС-КИЙ

КОМПЛЕКТ:

1. Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

2. Геометрия. 7 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

3. Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 7–9 классы / сост. Т. А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2010.

4. Зив, Б. Г. Геометрия : дидактические материалы : 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М. : Просвещение, 2011.

5. Изучение геометрии в 7–9 классах : метод. рекомендации : кн. для учителя / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

6. Мищенко, Т. М. Геометрия : тематические тесты : 7 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. – М. : Просвещение, 2011.

ДОПОЛНИТЕЛЬ-НАЯ

ЛИТЕРАТУРА:

Дополнительная литература для учителя:

7. Звавич, Л. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7–9 классы / Л. И. Звавич [и др.]. – М., 2001.

8. Зив, Б. Г. Задачи по геометрии : пособие для учащихся 7–11 классов общеобразовательных учреждений / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – М. : Просвещение, 2003.

9. Кукарцева, Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7–9 классы / Г. И. Кукарцева. – М., 1999.

10. Саврасова, С. М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М., 1987.

11. Фарков, А. В. Диагностические контрольные работы по геометрии. 7 класс / А. В. Фарков. – М., 2006.

Дополнительная литература для учащихся:

12. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике / М. Ю. Шуба. – М., 1997.

13. Энциклопедия для детей : в 15 т. Т. 11. Математика / под ред М. Д. Аксенова. – М. : Аванта+, 1998.

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса,

ИНТЕРНЕТ –

РЕСУРСЫ:

1. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.

1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ).

2. CD «Уроки геометрии. 7–9 классы» (в 2 ч.) (КиМ).

3. CD «ГЕОМЕТРИЯ не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности).

4. CD «Математика. 5–11 классы. Практикум».

2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа : http://www.rusolymp.ru

2. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm

3. Информационно-поисковая система «Задачи». – Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru/easy

4. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. – Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru  

5. Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. – Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm

6. Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. – Режим доступа : http://www.mccme.ru/free-books

7. Математика для поступающих в вузы. – Режим доступа : http://www.matematika.agava.ru

8. Выпускные и вступительные экзамены по математике : варианты, методика. – Режим доступа : http://www.mathnet.spb.ru

9. Олимпиадные задачи по математике : база данных. – Режим доступа : http://zaba.ru

10. Московские математические олимпиады. – Режим доступа : http://www.mccme.ru/olympiads/mmo

11. Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. – Режим доступа : http://aimakarov.chat.ru/school/school.html

12. Виртуальная школа юного математика. – Режим доступа : http://math.ournet.md/indexr.htm

13. Библиотека электронных учебных пособий по математике. – Режим доступа : http://mschool. kubsu.ru

14. Образовательный портал «Мир алгебры». – Режим доступа : http://www.algmir.org/index.html

15. Словари БСЭ различных авторов. – Режим доступа : http://slovari.yandex.ru

16. Этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. – Режим доступа : http://www.etudes.ru

17. Заочная физико-математическая школа. – Режим доступа : http://ido.tsu.ru/schools/physmat/index.php

18. Министерство образования РФ. – Режим доступа : http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru

19. Тестирование on-line. 5–11 классы. – Режим доступа : http://www.kokch.kts.ru/cdo

20. Архив учебных программ информационного образовательного портала «RusEdu!». – Режим доступа : http://www.rusedu.ru

21. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://mega.km.ru

22. Сайты энциклопедий. – Режим доступа : http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru

23. Вся элементарная математика. – Режим доступа : http://www.bymath.net

При работе можно использовать также статьи из научно-теоретического и методического журнала для учителей-предметников «Математика в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...