Рабочая программа по геометрии. 8 класс
рабочая программа (геометрия, 8 класс) по теме

Мирончук Ирина Степановна

Рабочая программа по геометрии для 8 класса по учебному комплекту Л.С. Атанасяна и др. "Геометрия 7-9"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_pogramma_po_geometrii_8_klass.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии в 8 классе разработана на основе:

  • Федерального закона ФЗ № 273 «Об образовании в Российской федерации»;
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013 - 2014 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 года;
  •  Письма Минобразования РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
  • Учебного плана ГБОУ СОШ № 230 на 2013 – 2014 учебный год;
  • Годового календарного учебного графика ГБОУ СОШ № 230 на 2013 – 2014 учебный год

   Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе авторской программы  Н.Ф.Гавриловой «Рабочие программы по геометрии 7-11 классы»  (Москва. ВАКО.2011).

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образовании, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Цели и задачи обучения.

  • Рассмотреть фигуру – четырёхугольник – с различных позиций (виды четырёхугольников, выделить элементы в четырёхугольниках, вывод формул для вычисления площади параллелограмма, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции).
  • Выявить соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника – теорема Пифагора, а также соотношение между сторонами углами прямоугольного треугольника.
  • Сформировать понятие – подобные треугольники. Научить применять подобие,  а также признаки подобия треугольников при доказательстве других теорем и решении задач.
  • Использовать геометрические инструменты для решения задач на построение.  Научить проводить анализ геометрических задач на построение.
  • Сформировать понятие окружности и её элементов – касательной, центрального и вписанного углов. Рассмотреть виды окружности – вписанная и описанная.
  • Выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.
  • Научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.
  • Использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа в 8 классе рассчитана на 68 часов(2 часа в неделю).

Учебно-методический комплект

1.Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение,2011 - 2013.

2.Геометрия. Рабочая тетрадь для 8 классов общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. М.: Просвещение, 2012 - 2013

3. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2010.

Формы и методы организации обучения

Урок изучения нового материала; урок закрепления изученного; комбинированный урок; урок повторения и обобщения; урок контроля знаний, умений, навыков учащихся; лекция  с обратной связью, проблемное изучение материала, работа в группах постоянного состава, работа в парах, самооценка, обучение в сотрудничестве, дифференцированные задания.

Виды и формы промежуточного контроля
  • Тесты
  • Математические диктанты
  • Самостоятельные работы
  • Контрольные работы
Содержание учебного курса

Раздел программы (элементы содержания)        

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать

Уметь

Использовать на практике

Четырехугольники

- понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, что такое периметр многоугольника
-  формулу суммы углов выпуклого многоугольника и суммы углов четырехугольника
- определение параллелограмма и трапеции.
- формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции
- свойства и признаки параллелограмма
- определение прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и применять их при решении задач
- определение симметричных точек и фигур, относительно прямой и точки

- объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы
-  вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника и решать задачи на её применение
- применять свойства и признаки параллелограмма и трапеции при решении задач
- делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки
- решать задачи на построение
- применять свойства прямоугольника, ромба, квадрата при решении задач
- строить симметричные точки и распознать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией

- решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

- владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

Площадь

    - основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника
- формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции
- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
- теорему Пифагора и обратную ей теорему

- вывести формулу и использовать ее и свойства площадей при решении задач
- доказывать теоремы вывода формул для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции
-  применять все изученные формулы при решении задач
- доказывать теорему Пифагора и обратную ей теорему
-  применять теорему Пифагора и обратную теорему при решении задач

- решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин с использованием формул

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

- владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

 Подобные треугольники

 -  определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников
- теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника (задача 535)
- признаки подобия треугольников
- теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике

- утверждения, сформулированные в задачах 556,558
- определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника
- значение синуса, косинуса, тангенса для углов 30
0, 450, 600

- применять определение пропорциональных отрезков и подобных треугольников при решении задач
- доказывать признаки подобия треугольников и применять их при решении задач
- применять утверждения в задаче 556 и 558 при решении задач
- доказывать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезка в прямоугольном треугольнике и применять их при решении задач
- с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение
-доказывать основное тригонометрическое тождество
-решать  задачи на применение  определения синуса, ,косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника
и их значений  для углов 30
0, 450, 600

- решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

- владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии

Окружность

- возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности
- определение касательной и признак касательной
- какой угол называется центральным и какой вписанным
- как определяется градусная мера дуги окружности
- теорему о вписанном угле, следствие из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд
- теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника

- какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника
- теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника
- свойства вписанного и описанного четырехугольника
- утверждения задач 724,729

- доказывать признак касательной и применять при решении задач
- доказывать теорему о вписанном угле, следствие из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд и применять при решении задач
- доказывать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника и применять их при решении задач

- доказывать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника и применять их при решении задач
- применять утверждения задач 724,729 при решении задач

- решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

- владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов и дуг

Повторение. Решение задач

обобщить и систематизировать знания по курсу геометрии 8 класса

Учебно - тематический план

Раздел программы

Количество часов

Контрольные работы

Использование ИКТ

Тема 1. Четырёхугольники

14

1

6

Тема 2. Площадь

14

1

8

Тема 3. Подобные треугольники

19

2

7

Тема 4. Окружность

17

1

9

Тема 5. Повторение. Решение задач

4

1

3

Итого:

68

6

33


Календарно-тематический план

№урока п.п.

ТЕМА

Тип урока

Средства обучения(включая ИКТ)

Контроль

Планируемые сроки

Глава V. Четырёхугольники  (14)

1

Многоугольники

Урок изучения нового материала

ММК-РР

1 –ая неделя

2

Многоугольники

Урок закрепления изученного

ММК-РР

тест

1-ая неделя

3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

Урок изучения нового материала

с ⁄ р

2 –ая неделя

4

Решение задач

Урок закрепления изученного

ММК-РР

2 –ая неделя

5

Признаки параллелограмма

Урок изучения нового материала

с ⁄ р

3 –ая неделя

6

Решение задач

Урок закрепления изученного

ММК-РР

3 –ая неделя

7

Трапеция

Комбинированный урок

с ⁄ р

4 –ая неделя

8

Решение задач

Урок закрепления изученного

4 –ая неделя

9

Прямоугольник

Комбинированный урок

5 –ая неделя

10

Ромб

Комбинированный урок

5 –ая неделя

11

Квадрат

Комбинированный урок

Математический диктант

6 –ая неделя

12

Осевая и центральная симметрии

Комбинированный урок

ММК-РР

6 –ая неделя

13

Решение задач

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

с ⁄ р

7 –ая неделя

14

Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники»

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

К ⁄ р

7 –ая неделя

Глава VI. Площадь  (14)

15

Площадь многоугольника

Комбинированный урок

8 –ая неделя

16

Решение задач

Урок закрепления изученного

ММК-РР

8 –ая неделя

17

Площадь параллелограмма

Комбинированный урок

Mimio - проект

с ⁄ р (обуч)

9 –ая неделя

18

Площадь треугольника

Комбинированный урок

Mimio - проект

9 –ая неделя

19

Площадь треугольника

Комбинированный урок

ММК-РР

с ⁄ р (обуч)

10 –ая неделя

20

Площадь трапеции

Комбинированный урок

ММК-РР

10 –ая неделя

21

Решение задач

Урок закрепления изученного

11 –ая неделя

22

Решение задач

Урок закрепления изученного

11 –ая неделя

23

Теорема Пифагора

Урок изучения нового материала

ММК-РР

12 –ая неделя

24

Решение задач

Урок закрепления изученного

ММК-РР

12 –ая неделя

25

Теорема, обратная теореме Пифагора

Комбинированный урок

ММК-РР

с ⁄ р

13–ая неделя

26

Решение задач

Урок закрепления изученного

Математический диктант

13 –ая неделя

27

Решение задач

Урок повторения и обобщения

с ⁄ р

14 –ая неделя

28

Контрольная работа №2 по теме «Площади»

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

К ⁄ р

14 –ая неделя

Глава VII. Подобные треугольники (19)

29

Свойство биссектрисы треугольника

Комбинированный урок

15 –ая неделя

30

Определение подобных треугольников и отношение их площадей

Комбинированный урок

15 –ая неделя

31

Первый признак подобия треугольников

Комбинированный урок

16 –ая неделя

32

Решение задач

Урок закрепления изученного

с ⁄ р (обуч)

16 –ая неделя

33

Второй признак подобия треугольников

Комбинированный урок

ММК-РР

17 –ая неделя

34

Третий признак подобия треугольников

Комбинированный урок

ММК-РР

17 –ая неделя

35

Решение задач

Урок повторения и обобщения

с ⁄ р

18 –ая неделя

36

Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников»

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

К ⁄ р

18 –ая неделя

37

Средняя линия треугольника

Комбинированный урок

ММК-РР

19 –ая неделя

38

Свойство медиан треугольника

Комбинированный урок

ММК-РР

с ⁄ р

19 –ая неделя

39

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

Комбинированный урок

20 –ая неделя

40

Деление отрезка в данном отношении

Комбинированный урок

20 –ая неделя

41

Задачи на построение

Урок закрепления изученного

21 –ая неделя

42

Задачи на построение

Урок закрепления изученного

с ⁄ р

21 –ая неделя

43

Измерительные работы на местности

Комбинированный урок

с ⁄ р

22 –ая неделя

44

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

Урок изучения нового материала

ММК-РР

22 –ая неделя

45

Значения синуса, косинуса и тангенса углов 30º, 45º и 60º

Урок изучения нового материала

ММК-РР

23 –ая неделя

46

Решение задач

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

с ⁄ р

23 –ая неделя

47

Контрольная работа №4 по теме «Применение подобия к решению задач»

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

К ⁄ р

24 –ая неделя

Глава VIII. Окружность (17)

48

Взаимное расположение прямой и окружности

Комбинированный урок

ММК-РР

24 –ая неделя

49

Касательная к окружности

Комбинированный урок

25 –ая неделя

50

Решение задач

Урок закрепления изученного

с ⁄ р

25 –ая неделя

51

Градусная мера окружности

Урок изучения нового материала

26 –ая неделя

52

Вписанный угол

Урок изучения нового материала

ММК-РР

26 –ая неделя

53

Свойство отрезков пересекающихся хорд

Комбинированный урок

ММК-РР

27 –ая неделя

54

Решение задач

Урок закрепления изученного

ММК-РР

с ⁄ р

27 –ая неделя

55

Свойство биссектрисы угла

Комбинированный урок

28 –ая неделя

56

Серединный перпендикуляр

Комбинированный урок

28 –ая неделя

57

Теорема о точке пересечения высот треугольника

Комбинированный урок

ММК-РР

29 –ая неделя

58

Вписанная окружность

Урок изучения нового материала

ММК-РР

29 –ая неделя

59

Вписанная окружность

Комбинированный урок

ММК-РР

с ⁄ р (обуч)

30 –ая неделя

60

Описанная окружность

Урок изучения нового материала

ММК-РР

30 –ая неделя

61

Описанная окружность

Комбинированный урок

с ⁄ р

31 –ая неделя

62

Решение задач

Урок закрепления изученного

31 –ая неделя

63

Решение задач

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

Математический диктант

32 –ая неделя

64

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

К ⁄ р

32 –ая неделя

Повторение (4)

65

Четырёхугольники

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

Математический диктан

33 –ая неделя

66

Треугольники

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

33 –ая неделя

67

Окружность

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

с ⁄ р

34 –ая неделя

68

Итоговая контрольная работа

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

К ⁄ р

34 –ая неделя


Учебно- методическое обеспечение

  1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина «Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя», М., «Просвещение», 2003
  2. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков,  И.И. Юдина «Геометрия. Рабочая тетрадь для 8 класса», М., «Просвещение», 2010
  3. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер  «Дидактические материалы по геометрии 8 класс» , М, «Просвещение», 2010
  4. Т.В. Коломиец «Геометрия. Разрезные карточки для тестового контроля к учебнику Л.С. Атанасяна. 8 класс», Волгоград, «Учитель», 2005
  5. Л.М. Короткова, Н.В.Савинцева «Тесты. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс», М., «Айрис-пресс», 2004
  6. Н.Б. Мельникова, Н.М. Лепихова «Тематический контроль по геометрии 8 класс, М., «Интеллект- центр», 2003
  7. С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по  планиметрии на готовых чертежах»,М.,«Просвещение»,198


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....