рабочая программа по математике 7 класс
рабочая программа (геометрия, 7 класс) по теме

Карташова Надежда Ивановна

Рабочая прогамма по математике 7 класс расчитана на 5 часов в неделю. УМК алгебра Маркушевич и УМК геометрия Атанасян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_kl.doc176.5 КБ
Microsoft Office document icon matematika.doc371.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Статус документа

 Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании МОИН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

Сведения о программе

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год и примерной программы для общеобразовательных школ. (Программа основного общего образования по алгебре для 7 класса Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова и  примерной программы для общеобразовательных школ  по геометрии для 7 класса к учебнику  Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9»), с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала.

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

  • соответствует  стандарту основного общего образования по математике, социальному заказу родителей;
  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
  • сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Программа конкретизирует содержание предметных тем и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Вид реализуемой рабочей программы –  основная общеобразовательная.

По данной программе  обучение осуществляется учителем на всех уроках и обеспечивает усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Цели и задачи

Цели:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
  • овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Задачи:

-ввести понятия квадратного корня, квадратного уравнения, степени с отрицательным показателем;

- познакомить с иррациональными числами, научить выполнять преобразования иррациональные выражения;

- расширить и углубить умения преобразовывать дробные выражения ;

- научить решать квадратные уравнения по формулам, дробно-рациональные уравнения;

- расширить понятие степени, на уровне знакомства рассмотреть степени с дробным показателем;

- сформировать представления о неравенствах и научить решать линейные неравенства и их системы;

- ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.

- развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

-ознакомить с понятием касательной к окружности.

Информация о внесённых изменениях: количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Место учебного предмета  «  Математика» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение математики на этапе основного общего образования. В 7 классе – 170 часа.

Информация о количестве учебных часов.

Данная программа рассчитана на 170 учебных часа при 5 часах в неделю в 7 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком. В том числе 14 контрольных работ, из них 2 административной контрольной работы.

Формы организации образовательного процесса:

коллективные, групповые, индивидуальные.

Технологии обучения

При реализации данной программы используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, дифференцированное обучение, обучение с применением ИКТ, игровые технологии.  

Механизмы формирования ключевых компетенций.

     В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт::

-планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа,  тесты, в том числе с компьютерной поддержкой, математические диктанты, в конце логически законченных блоков учебного материала теоретические зачеты,  контрольная работа.

           

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

В результате изучения курса математики  учащиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • существо  понятия  математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • каким образом  геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.
  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • понимания статистических утверждений.
  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения геометрических задач;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

- понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;

- решать линейные уравнения с одной переменной и их системы;

- правильно употреблять функциональную терминологию, понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;

- строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности, квадратичной функции;

- интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленный вопрос.

- понимать  роль статистики как источника социально значимой информации;

-  уметь воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты;

 -  осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах, в процессе изучения основ комбинаторики.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние две компоненты представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.

УМК

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.  Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2013. – 384 с. : ил.
  2. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 128 с. : ил.
  3. Звавич Л. И. Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.: ил.
  4. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2013.

Содержание  учебного материала

Блок 1.

Выражения, тождества, уравнения (16 ч)

Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Контрольная работа № 1 по теме: « Выражения, тождества, уравнения»

Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

 Блок 2.

Начальные геометрические сведения (9 ч)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Контрольная работа № 2 по теме: «Смежные и вертикальные углы»

Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Блок 3.

Функции (11 ч)

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.

Контрольная работа № 3 по теме :  «Функции»

Основные цели: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле

значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

Блок 4.

Треугольники (16 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Контрольная работа № 4  по теме: «Треугольники»

Основная цель – ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-нибудь признака – следствия, вытекающего из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Блок 5.

Степень с натуральным показателем (12 ч)

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.

Контрольная работа № 5 по теме: «Степень с натуральным показателем»

Основная цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: на примере доказательства свойств аm · аn = аm+n;  аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.

Блок 6.

Параллельные прямые (9 ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Контрольная работа № 6 по теме: «Параллельные прямые»

Основная цель – ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными  при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Блок 7.

Многочлены (19 ч)

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Контрольная работа № 7 по теме: «Одночлены и многочлены»

Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение многочленов»

Основные цели: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.  

Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки.

Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

Блок 8.

 Соотношения между сторонами и углами треугольника (17 ч)

Сума углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Контрольная работа № 9 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Основная цель – рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух прямых параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Блок 9. 

Формулы сокращенного умножения (22 ч)

Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3,  (а ± b) (а2  а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.

Контрольная работа № 10  по теме: «Формулы сокращенного умножения»

Контрольная работа № 11 по теме: « Преобразование выражений»

Основные цели: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2  а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

Блок 10. 

Системы линейных уравнений (17 ч)

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Контрольная работа № 12 по теме: « Системы уравнений»

Основные цели: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

Блок 11.Повторение  (21 ч)

Уравнения с одной переменной.

Статистические характеристики.

Линейная функция.

Треугольники. Признаки равенства треугольников.

Решение  геометрических задач.

Степень и её свойства.

Сумма и разность одночленов.

Произведение одночлена на многочлен.

Произведение многочленов.

Параллельные прямые.

Признаки  параллельных прямых.

Квадрат суммы и квадрат разности.

Разность квадратов.

Сумма и разность кубов.

Преобразование целых выражений.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Решение геометрических задач.

Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.

Решение систем линейных уравнений.

Итоговая контрольная работа.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема.

Кол-во часов

Уроков.

Контрольных работ.

Блок 1

Выражения , тождества, уравнения.

16

15

1

Блок 2

Начальные геометрические сведения.

9

8

1

Блок 3

Функции.

11

10

1

Блок 4

Треугольники.

16

15

1

Блок 5

Степень с натуральным показателем.

12

11

1

Блок 6

Параллельные прямые.

9

8

1

Блок 7

Многочлены.

19

17

2

Блок 8

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

17

16

1

Блок 9

Формулы сокращенного умножения.

22

21

2

Блок 10

Системы линейных уравнений.

17

16

1

Блок 11

Повторение.

21

2

Итого:

170

156

14

Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов.

Учащиеся должны знать и понимать:

- математический язык;

- свойства степени с натуральным показателем;

- определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения; способы разложения на множители;

- линейную функцию и ее свойства и график;

- квадратичную функцию и ее график;

- способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

- начальные геометрические сведения;

- признаки равенства треугольников;

-параллельные прямые;

- соотношения между углами и сторонами треугольника;

должны уметь:

- составлять математическую модель при решении задач;

- выполнять действия над степенями с натуральным пи показателями, показателем, не равным нулю, используя свойства степеней;

- выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения;

- строить графики линейной и квадратичной функций;

- решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

- распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;

- изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, признаки равенства треугольников;

- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки;

владеть компетенциями;

познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

- работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;

- извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

 - пользоваться предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения информации;

- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем;

- применять полученные знания при построениях геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Литература и средства обучения.

1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова СБ.Алгебра. Учебник для 8класса общеобразовательных учреждений.  Москва. Просвещение;2013

2. Дудницын Ю. П., Кронгауз В. Л.Алгебра. Тематическое тестирование.7кл. Пособия для учителей и методистов

3. Жохов В. И., Карташева Г. Д.Уроки алгебры в 7 классе. Книга для учителя. Пособия для учителей и методистов

4. Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г.Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс Москва. Просвещение. 2012г

5.Зив Б.Г. Дидактические материалы по алгебре для 8класса.С.-Петербург " Петроглиф".2013г.

6. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. / Под.ред. Теляковского С. А.Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. 7-9 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2011г.

7. Закон РФ «Об образовании» №122-Ф3 в последней редакции от 17 июля 2009 г. (№148-ФЗ);

8. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);

9.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089);

10. Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, рекомендованные (допущенные) МО РФ.

11 .Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике (допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации);

12. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

13. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы. Составитель: Т.А.Бурмистрова. Москва. «Просвещение».2009г. Программа основного общего образования по алгебре для 7 класса Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова

14. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

15. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)

16. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010 – М: «Просвещение», 2010. – с. 19-21).

17. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011 - 2013.

18. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2012.

19. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2012.

20. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2012.

Дополнительная литература:

  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
  2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.
  3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  Электронные учебные пособия

1. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2008.

2. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2008.                              

3. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия.

4. Уроки алгебры  Кирилла и Мефодия.

Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор

Интернет-ресурс

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru
"Сеть творческих учителей"



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование .      Математика .       7 класс     «Б».            2013-2014 уч.г.

№п/п

урока

Раздел, тема.

Кол-во часов

Примерные сроки изучения

Фактические сроки

изучения

Примечание

Блок 1.

Выражения, тождества, уравнения.

16ч

  1. Выражения.

1

Числовые выражения.

1

2.09

2

Выражения с переменными.

1

3.09.4.09

3

Сравнение значений выражений.

1

5.09

  1. Преобразование выражений.

4

Свойства действий над числами.

1

6.09

5

Тождества.

1

9.09

6

Тождественные преобразования.

1

10.09

7

Тождественные преобразования.

1

11.09

  1. Уравнения с одной переменной.

8

Уравнение и его корни.

1

12.09

9

Линейное уравнение с одной переменной.

1

13.09

10

Решение задач с помощью уравнений.

1

16.09

  1. Статистические характеристики.

11

Среднее арифметическое, размах и мода.

1

17.09

12

Использование средних статистических характеристик при решении различных задач.

1

18.09

13

Медиана как статистическая характеристика.

1

19.09

14

Использование средних статистических характеристик при решении различных задач.

1

20.09

15

Контрольная работа № 1           по теме: « Выражения, тождества, уравнения».

1

23.09

16

Резерв

1

24.09

Блок 2.

5. Начальные геометрические сведения.

17

Прямая и отрезок.

1

25.09

18

Луч и угол.

1

26.09

19

Сравнение отрезков и углов.

1

27.09

20

Измерение отрезков и углов.

1

1.10

21

Смежные и вертикальные углы.

1

2.10

22

Перпендикулярные прямые.

1

3.10

23

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

4.10

24

Контрольная работа № 2 по теме «Смежные и вертикальные углы».

1

7.10

25

Резерв.

1

8.10

Блок 3.

Функции.

11ч

  1. Функции и их графики.

26

Понятие функции. Область определения. Таблицы.

1

9.10

26

Аналитический способ задания функции.

1

10.10

28

Нахождение по формуле значения функции при заданном аргументе и наоборот.

1

11.10

29

График функции. Графики реальных процессов.

1

14.10

  1. Линейная функция.

30

Понятие прямой пропорциональности.

1

15.10

31

График прямой пропорциональности.

1

16.10

32

Решение задач по теме «Прямая пропорциональность».

1

17.10

33

Понятие линейной функции и её график.

1

18.10

34

Взаимное расположение графиков линейных функций.

1

21.10

35

Решение задач по теме  «Линейная функция и её график».

1

22.10

36

Контрольная работа № 3            по теме: «Функции».

1

23.10

37

Резерв .

1

24.10

Блок 4.

8. Треугольники.

16ч

38

Треугольники.

1

25.10

39

Первый признак   равенства треугольников.

1

28.10

40

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

1

29.10

41

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

30.10

42

Свойства равнобедренного треугольника.

1

31.10

43

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

1.11

44

Второй признак равенства треугольников.

1

11.11

45

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников.

1

12.11

46

Третий признак равенства треугольников.

1

13.11

47

Окружность.

1

14.11

48

Примеры задач на построение.

1

15.11

49

Решение задач на построение.

1

18.11

50

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

1

19.11

51

Решение задач. Подготовка  к контрольной работе.

1

20.11

52

Контрольная работа № 4 по теме «Треугольники».

1

21.11

53

Резерв.

1

22.11

 Блок 5.

Степень с натуральным показателем.

12ч

  1. Степень и её свойства.

54

Определение степени с натуральным показателем.

1

25.11

55

Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями.

1

26.11

56

Возведение в степень произведения.

1

27.11

57

Возведение степени в степень.

1

28.11

58

Решение задач по теме : «Возведение  в степень произведения и степени».

1

29.11

  1. Одночлены.

59

Понятие одночлена и приведение его к стандартному виду.

1

2.12

60

Умножение одночленов.

1

3.12

61

Возведение одночлена в степень.

1

4.12

62

Функции  y = x² и   y = x³ и их графики.

1

5.12

63

Графическое решение уравнений вида y = x² и   y = x³.

1

6.12

64

Контрольная работа № 5           по теме: «Степень с натуральным показателем».

1

9.12

65

Резерв.

1

10.12

Блок 6.

11. Параллельные прямые.

66

Признаки параллельности прямых.

1

11.12

67

Практические способы построения параллельных прямых.

1

12.12

68

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».

1

13.12

69

Аксиома параллельных прямых.

1

16.12

70

Свойства параллельных прямых.

1

17.12

71

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

1

18.12

72

Решение задач. Подготовка  к контрольной работе.

1

19.12

73

Контрольная работа № 6 по теме «Параллельные прямые».

1

20.12

74

Резерв.

1

23.12

Блок 7.

Многочлены.

19ч

  1. Сумма и разность многочленов.

75

Многочлен и его стандартный вид.

1

24.12

76

Нахождение значений многочлена.

1

25.12

77

Правило сложения и вычитания многочленов.

1

26.12

78

Заключение многочлена в скобки.

1

27.12

79

Самостоятельная работа по теме: «Сумма и разность многочленов».

1

13.01

  1. Произведение одночлена и многочлена.

80

Правило умножения одночлена на многочлен.

1

14.01

81

Решение уравнений.

1

15.01

82

Решение задач с помощью уравнений.

1

16.01

83

Разложение многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки.

1

17.01

84

Вынесение общего множителя за скобки при решении различных задач.

1

20.01

85

Контрольная работа № 7 по теме: « Одночлены и многочлены».

1

21.01

  1. Произведение многочленов.

86

Изучение правила умножения многочлена на многочлен.

1

22.01

87

Применение правила умножения многочлена на многочлен.

1

23.01

88

Доказательство тождеств и утверждений.

1

24.01

89

Решение уравнений и задач на составление уравнений.

1

27.01

90

Изучение способа группировки разложения многочлена на многочлен.

1

28.01

91

Применение способа группировки разложения многочлена на многочлен.

1

29.01

92

Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение многочленов».

1

30.01

93

Резерв.

1

31.01

Блок 8

15. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

17ч

94

Сумма углов треугольника.

1

3.02

95

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

4.02

96

Неравенства треугольника.

1

5.02

97

Решение задач.

1

6.02

98

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства.

1

7.02

99

Решение задач на применение свойств   прямоугольного треугольника.

1

10.02

100

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1

11.02

101

Прямоугольный треугольник. Решение задач.

1

12.02

102

Расстояние от точки до прямой.

1

13.02

103

Расстояние между параллельными прямыми.

1

14.02

104

Решение задач.

1

17.02

105

Построение треугольника по трем элементам.

1

18.02

106

Решение задач на построение.

1

19.02

107

Решение задач на построение.

1

20.02

108

Решение задач. Подготовка  к контрольной работе.

1

21.02

109

Контрольная работа № 9 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

24.02

110

Резерв.

1

25.02

Блок 9.

Формулы сокращенного умножения.

22ч

  1. Квадрат суммы и квадрат разности.

111

Формулы квадрата суммы и разности двух выражений.

1

26.02

112

Преобразование выражений с использованием формул квадрата суммы и разности.

1

27.02

113

Применение формул квадрата суммы и разности.

1

28.02

114

Изучение способа разложения на множители с помощью формул квадрата суммы и разности.

1

3.03

115

Применение способа разложения при решении различных задач.

1

4.03

116

Возведение в куб суммы и разности двух выражений.

1

5.03

117

Применение формул куба суммы и разности.

1

6.03

118

Самостоятельная работа по теме:   « Квадрат суммы и квадрат разности».

1

7.03

  1. Разность квадратов. Сумма и разность кубов.

119

Вывод формулы умножения разности двух выражений на их сумму.

1

11.03

120

Применение формулы умножения разности двух выражений на их сумму.

1

12.03

121

Изучение формулы разности квадратов.

1

13.03

122

Применение формулы разности квадратов для разложения многочлена на множители.

1

14.03

123

Контрольная работа №10             по теме: «Формулы сокращенного умножения».

1

17.03

124

Изучение формул суммы  и  разности кубов.

1

18.03

125

Разложение на множители суммы и разности кубов.

1

19.03

126

Тест по теме: « Разложение на множители суммы и разности кубов».

1

20.03

  1. Преобразование целых выражений.

127

Понятие целого выражения.

1

21.03

128

Преобразование целых выражений.

1

2.04

129

Три способа разложения многочлена на множители.

1

3.04

130

Разложение многочлена на множители разными способами.

1

4.04

131

Контрольная работа № 11           по теме: «Преобразование выражений».

1

7.04

132

Резерв.

1

8.04

Блок 10.

Системы линейных уравнений.

17ч

  1. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.

133

Понятие линейного уравнения с двумя переменными.

1

9.04

134

Решение линейных уравнений с двумя переменными.

1

10.04

135

Понятие графика линейного уравнения с двумя переменными.

1

11.04

136

Построение графика линейного уравнения с двумя переменными.

1

14.04

137

Понятие системы уравнений с двумя переменными.

1

15.04

138

Графическое решение систем линейных уравнений с двумя переменными.

1

16.04

  1. Решение систем линейных уравнений.

11ч

139

Алгоритм решения систем линейных уравнений способом подстановки.

1

17.04

140

Решение систем линейных уравнений способом подстановки.

1

18.04

141

Решение систем линейных уравнений способом подстановки.

1

21.04

142

Алгоритм решения систем линейных уравнений способом сложения.

1

22.04

143

Решение систем линейных уравнений способом подстановки.

1

23.04

144

Составление уравнений прямой, проходящей через две заданные точки.

1

24.04

145

Составление системы уравнений по условию задачи.

1

25.04

146

Решение задач на движение с помощью систем уравнений.

1

28.04

147

Решение задач.

1

29.04

148

Контрольная работа № 12           по теме: «Системы уравнений».

1

30.04

149

Резерв.

1

5.05

  1. Обобщающее повторение.

21ч

150

Уравнения с одной переменной.

1

6.05

151

Статистические характеристики.

1

7.05

152

Линейная функция.

1

8.05

153

Треугольники. Признаки равенства треугольников.

1

12.05

154

Решение  геометрических задач.

1

13.05

155

Степень и её свойства.

1

14.05

156

Сумма и разность одночленов.

1

15.05

157

Произведение одночлена на многочлен.

1

16.05

158

Произведение многочленов.

1

19.05

159

Параллельные прямые.

1

20.05

160

Признаки  параллельных прямых.

1

21.05

161

Квадрат суммы и квадрат разности.

1

22.05

162

Разность квадратов.

1

23.05

163

Сумма и разность кубов.

1

26.05

164

Преобразование целых выражений.

1

27.05

165

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

28.05

166

Решение геометрических задач.

1

29.05

167

Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.

1

30.05

168

Решение систем линейных уравнений.

1

169

Итоговая контрольная работа.

1

170

Резерв.

1

Итого.

170ч

День  здоровья.

24.02.14.

18.04.14.

День семьи.

22.11.13.

07.03.14.

Административная контрольная работа

1

1

Декабрь

Апрель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...