Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе.
календарно-тематическое планирование по геометрии (7 класс) по теме

Рабочая программа по геометрии 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по геометрии 7 класса

на 2013-2014 учебный год

составлена учителем математики Пивоваровой Г.П.

Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана в соответствии  с нормативными  актами и учебно-методическими документами.

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 № 1089).
  2. Примерная программа основного общего образования  по геометрии(Базовый уровень) под редакциейЛ.C. Атанасяна.
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы  основного общего образования на 2013-14учебный год;
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  5. Учебный план школы на 2013-14 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Цели

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  • формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
  • отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  • формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
  • расширение знаний учащихся о треугольниках.

Рабочая программа рассчитана на 2часа в неделю, (Всего 70ч)..

Содержание учебного предмета

Начальные понятия и теоремы геометрии.

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники. Окружность и круг.

Треугольник.

Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.

Измерение геометрических величин.

Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Величина угла. Градусная мера угла.

 Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.

Распределение учебных часов по разделам программы

Начальные геометрические сведения — 11 ч.

Треугольники —18 ч.

Параллельные прямые —13 ч.

Соотношения между сторонами и углами треугольника — 18 ч.

Повторение — 10 ч.

В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Система оценки планируемых результатов

Основными методами оценки планируемых результатов учащихся по математике являются

  • устный опрос,
  • письменные работы:
  • математические диктанты,
  • самостоятельные работы
  •  контрольные работы,
  • Тесты

Основные виды проверки знаний:

  • текущая (проводится систематически из урока в урок),
  • итоговая (проводится по завершении темы (раздела), школьного курса).

Критерии оценивания знаний, умений и навыков

обучающихся по математике

(Согласно Методическому письму «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»)

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Нормы оценки:

1. Оценка письменных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,

если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,

но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  •  имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Контрольно-измерительные материалы

Контрольные работы

В ходе изучения материала планируется проведение 5 контрольных работ по основным темам.

№ урока

Тема

Дата

проведения

Контрольная работа № 1

Основные свойства простейших геометрических фигур

Вариант 1

1о. Три точки B, C и D лежат на одной прямой. Известно, что BD = 17, DC = 25. Какой может быть длина отрезка BC?

2о. Сумма вертикальных углов МОЕ и DCO, образованных при пересечении прямых МС и DE, равна 204о. Найти угол MOD.

3о. С помощью транспортира начертите угол, равный 78о, и проведите биссектрису смежного с ним угла.

Вариант 2

1о. Три точки M, N и K лежат на одной прямой. Известно, что MN = 15, NK = 18. Какой может быть длина отрезка MK?

2о. Сумма вертикальных углов АОВ и COD, образованных при пересечении прямых AD и BC, равна 108о. Найти угол BOD

3о. С помощью транспортира начертите угол, равный 78о, и проведите биссектрису одного из смежных

с ним углов.

№ урока

Тема

Дата проведения

Контрольная работа № 2

Треугольники

Вариант 1

1о. Отрезки АВ и CD имеют общую середину О.Докажите, что DAO = СBO

2о. Луч AD – биссектриса угла А. На сторонах угла А отмечены точки В и С так, что ADB = ADC. Докажите, что АВ = АС.

3о. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием ВС. С помощью циркуля и линейки проведите медиану ВВ1 к боковой стороне АС.

Вариант 2

1о. Отрезки АВ и CD делятся точкой О пополам. Докажите, что DAO = СBO

2о. На сторонах угла D отмечены точки М и К так, что DM = DK. Точка Р лежит внутри угла D, и РК = РМ, Докажите, что луч DP – биссектриса угла MDK.

3о. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием AС и острым углом В. С помощью циркуля и линейки проведите высоту из вершины угла А.

№ урока

Тема

Дата проведения

Контрольная работа № 3

Параллельные прямые

Вариант 1

1о. OтрезкиEF и PQ пересекаются в их середине М. Докажите, что PE || QF

2о. Отрезок DM – биссектриса треугольника CDE. Через точку М проведена прямая, параллельная стороне CD и пересекающая сторону DE в точке N. Найти углы треугольника DMN, если  СDЕ = 68о

Вариант 2

1о. OтрезкиEF и MN пересекаются в их середине P. Докажите, что EN || MF

2о. Отрезок АD – биссектриса треугольника АВC. Через точку Dпроведена прямая, параллельная стороне AB и пересекающая сторону AC в точке F. Найти углы треугольника ADF, если BAС = 72о

№ урока

Тема

Дата

проведения

Контрольная работа № 4

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Вариант 1

1о. ABE = 104о, DCF = 76о, AC = 12. Найти сторону АВ треугольника АВС.

2о. В треугольнике CDE точка М лежит на стороне СЕ, причем  СМD -  острый. Докажите, что DE>DM

3о. Периметр равнобедренного тупоугольного треугольника равен 45см, а одна из его сторон больше другой на 9см, Найти стороны треугольника.

Вариант 2

1о. BАE = 112о, DВF = 68о, ВC = 9. Найти сторону АС треугольника АВС.

ABE = 104о, DCF = 76о, AC = 12. Найти сторону АВ треугольника АВС.

2о. В треугольнике MNP точка K лежит на стороне MN, причем NKP -  острый. Докажите, что KP

3о. Одна из  сторон равнобедренного тупоугольного треугольника на 17см меньше другой. Найти стороны треугольника, если его периметр равен 77см.

№ урока

Тема

Дата проведения

Контрольная работа № 5

Прямоугольный треугольник

Вариант 1

1о. В остроугольном треугольнике MNP биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причем ОК = 9см. Найти расстояние от точки О до прямой MN

2о. Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.

3о. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 150о

Вариант 2

1о. В прямоугольном треугольнике DCE с прямым углом С проведена биссектриса EF, причем FC = 13см. Найти расстояние от точки Fдо прямой DE

2о. Постройте прямоугольный треугольник по катету и прилежащему к нему острому углу.

3о. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 105о

Тесты

В ходе изучения материала планируется проведение 14 по пособию Контрольно-измерительные материалы» / Сост. Н.Ф. Гаврилова.- М.: ВАКО, 2011.

 Оценивание тестов осуществляется выборочно.

№ урока

Дата проведения

№  работы

Темы

Страница

1

Измерение отрезков, углов

6-8

3

Смежные и вертикальные углы

10-11

4

Начальные геометрические сведения

12-15

5

Начальные геометрические сведения (теоретический)

16-19

7

Медианы, биссектрисы и высоты треугольников

22-23

10

Треугольники

28-31

11

Треугольники (теоретический)

32-35

12

Признаки параллельности двух прямых

36-39

15

Параллельные прямые(теоретический)

48-51

16

Сумма углов треугольника

52-53

17

Соотношения между сторонами и углами треугольника

54-55

18

Прямоугольные треугольники

56-57

19

Соотношения между сторонами и углами треугольника

58-61

Самостоятельные работы

В ходе изучения материала планируется проведение 5 самосто5тельных работ по пособию «Контрольно-измерительные материалы» / Сост. Н.Ф. Гаврилова.- М.: ВАКО, 2011.

             Самостоятельные работы проводятся  в качестве обучающих работ, а также с целью выборочной проверки знаний учащихся по соответствующей теме.

№ урока

Дата проведения

№  работы

Темы

Страница

1

Измерение отрезков

70

8

Задачи на построение

74-75

9

Аксиомы  параллельных  прямых

75-76

10

Признаки параллельности двух прямых

77-78

13

Прямоугольные треугольники

78-79

14

Расстояние от точки до прямой. Построение треугольника по трем элементам

79

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Печатные пособия

  • Стандарт основного образования по математике (базовый уровень)
  • Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по математике
  • Авторские программы по курсам математики

  • АтанасянJI.C., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Лозняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
  • Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Просвещение, 2010.
  • Атанасян А.С. «Изучение геометрии в 7-9 кл.» Москва «Просвещение» 2010 г.
  • Зив Б. Г.. «Дидактические материалы по геометрии» Контрольные работы Дрофа 2009 год.
  • Зив Б. Г. «Задачи по геометрии для 7-11 класса» Дрофа 2009 г.
  • «Контрольно-измерительные материалы» / Сост. Н.Ф. Гаврилова.- М.: ВАКО, 2011.

Дополнительные пособия:

для учащихся:

1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3. Математика. Справочник / О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

4. Энциклопедия для детей. Математика. Т. 11. – М., 1998

       5.Хинк О.Г. « Я познаю мир» Москва ТКО «АСТ» 1996 г.

       6.Волин В.В « Откуда пришли слова»  «АСТ»  1996 г.

для учителя:

1. Задачи по математике для любознательных / Д. В. Клименченко. – М.: Просвещение, 2007.

2. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

3. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.

4. Поурочное планирование по алгебре 7 класс / И. В. Комиссарова, е. М. Ключникова. – М.: «Экзамен, 2008г.

5.Таблицы по геометрии для 7класса

Экранно-звуковые пособия

1. Районнаямедиатека Ресурсного информационного центра при   управлении образования Администрации Неклиновского района Ростовской области

  1.  Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики из школьной библиотеки.

Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер
  • Сканер
  • Принтер лазерный
  • Копировальный аппарат
  • Мультимедиапроектор
  • Средства телекоммуникации
  • Интерактивная доска

Цифровые образовательные ресурсы

    Интернет-ресурсы:

►Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.

►Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

►Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru.

►Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.

►Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.

►Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.

►Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru

Учебно-практическое оборудование

  • Экран (на штативе или навесной)
  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
  • Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник, циркуль

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое плани рование по геометрии 7 класс, учебник Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.(2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование по геометрии: 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др. (2 часа в неделю, 70 часов в год)...

Календарно-тематическое планирование по геометрии 12 класс Л.С.Атанасян «Геометрия 10-11 класс»

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (заочное обучение) Класс: 12Всего часов: 34 (1 час в неделю)УМК:Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11:...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...