Главные вкладки

    Рабочая программа по геометрии 8 класс
    рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме

    Есипова Ольга Анатольевна

     

    Рабочая программа по геометрии для 8 «А» класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-43).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 8kl._geometriya.docx54.36 КБ

    Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    ___________Чуева И.В.

    Протокол №   5   от

    «25»      мая      2013 г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ № 2 с УИОП г. Губкин

    __________Фунтикова Г.Д.

    «18»       июня          2013 г.

    «Утверждаю»

    Директор МАОУ СОШ №2 с УИОП г.Губкин

    _________Евсюкова В.Е.

    Приказ №         406       от

    « 30 »     августа    2013 г.

    Рабочая программа

    Есиповой Ольги Анатольевны

    первая квалификационная категория

    по учебному курсу «Геометрия»

    8 «А» класс

    Базовый уровень

    2013 – 2014 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по геометрии для 8 «А» класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-43).

    Изучение курса геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

    Цели.

    Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

    • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
    • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
    • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
    • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

    На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:

    • введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;
    • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
    • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
    • формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
    • совершенствование навыков решения задач на доказательство;
    • отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
    • расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.

    В авторскую программу внесено изменение по количеству учебных часов в год. В авторской программе программа рассчитана на 68 часов, таким образом, необходимо добавить 2 часа, так как учебный план школы ориентирован на 35 учебных недель. Добавлено 2 часа на повторение учебного материала в начале года. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

    Учебно-методический комплект:

    1. Геометрия, 7-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Атанасян Л. С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев.– М.: Просвещение 2012.

    Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов: 2 часа в неделю. Для проведения контрольных работ отводится 5 часов из 70.

    Формы организации учебного процесса

    Формы организации учебного процесса определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителя. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. Основная форма обучения – урок. На уроке ознакомления с новым материала используется форма организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления включает такие формы как: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний организуется самостоятельная работа, урок – зачёта контрольные работы, собеседования, викторины, игры и т.д.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

    знать/понимать:

    • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
    • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
    • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
    • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
    • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
    • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
    • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики; смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

    уметь:

    • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
    • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
    • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
    • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
    • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
    • вычислять значения геометрических величин;
    • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
    • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
    • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
    • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
    • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

    Учебно-тематический план

    № главы

    Название главы

    Количество часов

    Повторение.

    2

    V

    Четырехугольники.

    14

    Многоугольники.

    2

    Параллелограмм и трапеция.

    6

    Прямоугольник, ромб, квадрат.

    5

    Контрольная работа №1.

    1

    VI

    Площадь.

    14

    Площадь многоугольника.

    2

    Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

    6

    Теорема Пифагора.

    5

    Контрольная работа №2.

    1

    VII

    Подобные треугольники.

    19

    Определение подобных треугольников.

    2

    Признаки подобия треугольников.

    5

    Контрольная работа №3.

    1

    Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

    7

    Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

    3

    Контрольная работа №4.

    1

    VIII

    Окружность.

    17

    Касательная к окружности.

    3

    Центральные и вписанные углы.

    4

    Четыре замечательные точки треугольника.

    3

    Вписанная и описанная окружности

    6

    Контрольная работа №5.

    1

    Повторение. Решение задач.

    4

    ВСЕГО

    70


    Календарно - тематическое планирование

    № урока

    № по теме

    Дата проведения

    Наименование раздела и тем

    № пункта

    Примечание

    план

    факт

    Повторение курса математики за 7 класс (2 часа)

    1

    1.

    3.09

    Повторение «Параллельные прямые»

    2

    2.

    5.09

    Повторение «Треугольники»

    Глава V. Четырёхугольники. 14 ч

    3.

    1

    10.09

    Многоугольники.

    п. 39,40

    4.

    2

    12.09

    Многоугольники. Решение задач.

    п. 39,40,41

    5.

    3

    17.09

    Параллелограмм.

    п. 42

    6.

    4

    19.09

    Признаки параллелограмма.

    п. 43

    7.

    5

    24.09

    Решение задач по теме «Параллелограмм»

    п. 42,43

    8.

    6

    26.09

    Трапеция.

    п. 44

    9.

    7

    1.10

    Трапеция. Теорема Фалеса.

    п. 44

    10.

    8

    3.10

    Задачи на построение.

    11.

    9

    8.10

    Прямоугольник.

    п. 45

    12.

    10

    10.10

    Ромб. Квадрат.

    п. 47

    13.

    11

    15.10

    Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

    п. 45, 46

    14.

    12

    17.10

    Осевая и центральная симметрии.

    п. 47

    15.

    13

    22.10

    Решение задач по теме «Четырёхугольники»

    16.

    14

    24.10

    Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники»

    Глава VI. Площадь. 14 ч

    17.

    1

    29.10

    Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника.

    п. 48

    18.

    2

    31.10

    Площадь многоугольника.

    п. 45-50

    19.

    3

    12.11

    Площадь параллелограмма.

    п. 51

    20.

    4

    14.11

    Площадь треугольника.

    п. 52

    21.

    5

    19.11

    Площадь треугольника. Самостоятельная работа.

    п. 52

    22.

    6

    21.11

    Площадь трапеции.

    п. 53

    23.

    7

    26.11

    Решение задач на вычисление площадей фигур.

    п. 48-53

    24.

    8

    28.11

    Решение задач по теме «Площадь»

    п. 48-53

    25.

    9

    3.12

    Теорема Пифагора.

    п. 54

    26.

    10

    5.12

    Теорема, обратная теореме Пифагора.

    п. 55

    27.

    11

    10.12

    Решение задач по теме «Теорема Пифагора».

    п. 54-55

    28.

    12

    12.12

    Решение задач по теме «Площадь»

    п. 48-53

    29.

    13

    17.12

    Решение задач по теме «Площадь»

    п. 48-53

    30.

    14

    19.12

    Контрольная работа №2 по теме «Площадь»

    Глава VII. Подобные треугольники. 19 ч

    31.

    1

    24.12

    Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников.

    п. 56-57

    32.

    2

    26.12

    Отношение площадей подобных треугольников.

    п. 58

    33.

    3

    14.01

    Первый признак подобия треугольников.

    п. 59

    34.

    4

    16.01

    Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

    п. 59

    35.

    5

    21.01

    Второй и третий признаки подобия треугольников.

    п. 60-61

    36.

    6

    23.01

    Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

    п. 59-61

    37.

    7

    28.01

    Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

    п. 59-61

    38.

    8

    30.01

    Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников»

    39.

    9

    4.02

    Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника.

    п. 62

    40.

    10

    6.02

    Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.

    п. 62

    41.

    11

    11.02

    Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

    п. 63

    42.

    12

    13.02

    Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

    п. 63

    43.

    13

    18.02

    Практические приложения подобия треугольников.

    п. 64

    44.

    14

    20.02

    Задачи на построение методом подобия.

    п. 65

    45.

    15

    25.02

    Решение задач на построение методом подобных треугольников.

    п. 64-65

    46.

    16

    27.02

    Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

    п. 66

    47.

    17

    4.03

    Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45° и 60º.

    п. 67

    48.

    18

    6.03

    Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.

    п. 66-67

    49.

    19

    11.03

    Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

    Глава VIII. Окружность. 17 ч

    50.

    1

    13.03

    Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности.

    п. 68

    51.

    2

    18.03

    Касательная к окружности.

    п. 69

    52.

    3

    20.03

    Касательная к окружности. Решение задач. Тест.

    п. 68-69

    53.

    4

    1.04

    Градусная мера дуги окружности.

    п. 70

    54.

    5

    3.04

    Теорема о вписанном угле.

    п. 71

    55.

    6

    8.04

    Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

    п. 70-71

    56.

    7

    10.04

    Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». Самостоятельная работа.

    п. 70-71

    57.

    8

    15.04

    Свойство биссектрисы угла.

    п. 72

    58.

    9

    17.04

    Серединный перпендикуляр к отрезку.

    п. 72

    59.

    10

    22.04

    Теорема о пересечении высот треугольника

    п. 73

    60.

    11

    24.04

    Вписанная окружность.

    п. 74

    61.

    12

    29.04

    Свойство описанного четырёхугольника.

    п. 74

    62.

    13

    1.05

    Описанная окружность.

    п. 75

    63.

    14

    6.05

    Свойство вписанного четырёхугольника. Самостоятельная работа.

    п. 75

    64.

    15

    8.05

    Решение задач по теме «Окружность». Тест.

    п. 74-75

    65.

    16

    13.05

    Решение задач по теме «Окружность». Тест.

    п. 74-75

    66.

    17

    15.05

    Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

    Повторение. Решение задач. 4 часа.

    67.

    1

    20.05

    Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Четырёхугольники, площадь, подобные треугольники, окружность»

    п. 39-55

    68.

    2

    22.05

    Итоговый тест.

    п. 56-75

    69.

    3

    27.05

    Итоговое занятие.

    70.

    4

    29.05

    Резервный урок.


    Содержание программы учебного курса

    Глава V.Четырехугольники (14 часов)

    Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

    Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

    Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

    Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

    ГлаваVI.Площадь (14 часов)

    Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

    Цель: расширить и углубить полученные в 5 – 6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.

    Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

    Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

    ГлаваVII. Подобные треугольники (19 часов)

    Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

    Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

    Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

    Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

    На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном  треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

    В заключение темы вводятся элементы тригонометрии – синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

    Глава VIII. Окружность (17 часов)

    Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

    Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

    В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

    Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

    Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

    Повторение. Решение задач. (4 часа)

    Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

    Формы и средства контроля

    Преобладающими формами текущего контроля являются самостоятельные работы, тестирование. Тематика самостоятельных работ охватывает всю программу по геометрии 8 класса, и их полный набор служит хорошим помощником при контроле и коррекции полученных знаний, навыков и умений учащихся. Самостоятельные работы используются и как карточки для индивидуальной работы, так как содержат не более 2 заданий и не занимают много времени от урока (7-10 минут).

    Форма итогового контроля – итоговое контрольное тестирование.

    Перечень учебно-методических средств обучения

    Основная литература

    1. Учебник для общеобразовательных учреждений. Атанасян Л. С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев. Геометрия, 7-9 кл.: / М.: Просвещение 2012.

    Оборудование:

    1. Дидактические материалы.
    2. Портреты выдающихся деятелей математики
    3. Технические средства обучения: 1) мультимедийный проектор; 2) интерактивная доска; 3)электронные пособия.
    4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью
    5. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, циркуль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

    Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

    Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

    Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

    Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

    Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

    Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

    Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

    Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....