Рабочие программы 7,9 класс . Геометрия -2ч. Атанасян Л.С.
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Лодина Виолетта Сергеевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и поурочное планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по геометрии для 7 класса составлена на основе авторской программы Т.А. Бурмистрова, «Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 – 9 классы»» Москва, «Просвещение», 2009 года.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и  рассчитана на изучение базового курса геометрии.

Количество учебных часов:

В год – 68часа.

В неделю – 2 часа.

В том числе:

Контрольных работ – 6

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы.

Программа используется без изменений её содержания.

Уровень обучения – базовый.

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели

Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

   

        Цель изучения курса геометрии в VII классах — систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала; расширяются внутренние логические связи курса; повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Прикладная направленность курса обеспечивается постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Практическая направленность курса определяется систематическим развитием геометрического аппарата для решения задач на вычисление значений геометрических.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания геометрии в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Формы организации учебного процесса.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, проблемное обучение.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов, тренингов.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала,
  • урок закрепления изученного,
  • урок применения знаний;
  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  1. работа выполнена полностью;
  2. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;допущены ошибки в определении понятий, при  использовании математической терминологии , в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые неисправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

незнание наименований единиц измерения;

неумение выделить в ответе главное;

неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

неумение делать выводы и обобщения;

неумение читать и строить графики;

неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

потеря корня или сохранение постороннего корня;

отбрасывание без объяснений одного из них;

равнозначные им ошибки;

вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

 логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

неточность графика;

нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

нерациональные приемы вычислений и преобразований;

небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения геометрии ученик должен знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач
    землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

  • Уметь
  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности;
  •  решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя   известные   теоремы,   обнаруживая   возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:  

Глава 1. Начальные геометрические сведения.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов.
  • уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.

Глава 2. Треугольники.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
  • уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.

Глава 3. Параллельные прямые.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
  • уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой
  • уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ

1.        Начальные геометрические сведения (10 час.)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

2.        Треугольники(19час.)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

3.        Параллельные прямые (8 час.)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

4.        Соотношения между сторонами и углами треугольника (21 час.)
Сумма углов треугольника.  Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на Построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.            5.        Повторение. Решение задач. (10 час.)


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока и практической работы

Дата проведения урока

планируемая

фактическая

П. 1 Начальные геометрические сведения (10 ч)

1

Прямая и отрезок

02.09

   1четверть

2

Луч и угол

07.09

3

Сравнение отрезков и углов

09.09

4

Измерение отрезков и углов

14.09

5

Измерение отрезков и углов

16.09

6

Измерение отрезков и углов

21.09

7

                   Смежные и вертикальные углы.

23.09

8

Перпендикулярные прямые

28.09

9

Решение задач по теме: «Измерение отрезков и углов»

30.09

10

Контрольная работа № 1

05.10-7.10

П. 2 Треугольники (19 ч)

11

Первый признак равенства треугольника

07.10

12

Первый признак равенства треугольника

12.10

13

Первый признак равенства треугольника

14.10

14

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

19.10

15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

21.10

16

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

26.10

17

Свойства равнобедренного треугольника .

09.11

2четверть.

18

Свойства равнобедренного треугольника .

11.11

19

Свойства равнобедренного треугольника .

16.11

20

Свойства равнобедренного треугольника

18.11

21

Второй признак равенства треугольников

23.11

22

Второй признак равенства треугольников

25.11

23

Третий признак равенства треугольников

30.11

24

Решение задач по теме: «Треугольники»

02.12

25

Решение задач по теме: «Треугольники»

7.12

26

Окружность.

9.12

27

Задачи на построение

14.12

28

Задачи на построение

16.12

29

Контрольная работа № 2

21.12

П. 3 Параллельные прямые (8 ч)

30

Признаки параллельности двух прямых

23.12

31

Признаки параллельности двух прямых

28.12

32

Аксиомы параллельных прямых

13.01

3четверть

33

Аксиомы параллельных прямых

18.01

34

Аксиомы параллельных прямых

20.01

35

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

25.01

36

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

27.01

37

Контрольная работа №3

1.02

П. 4 Соотношение между сторонами и углами треугольника (21 часов)

38

Сумма углов треугольника

3.02

39

Сумма углов треугольника

08.02

40

Соотношение между сторонами и углами треугольника

10.02

41

Соотношение между сторонами и углами треугольника

15.02

42

Соотношение между сторонами и углами треугольника

17.02

43

Решение задач по теме: «Углы треугольника»

22.02

44

Контрольная работа №4

24.02

45

Прямоугольные треугольники

01.03

46

Прямоугольные треугольники

03.03

47

Прямоугольные треугольники

7.03

48

Прямоугольные треугольники

10.03

49

Прямоугольные треугольники

15.03

50

Прямоугольные треугольники

17.03

51

Прямоугольные треугольники

22.03

52

Построение треугольников по трем элементам

5.04

4четверть

53

Построение треугольников по трем элементам

07.04

54

Построение треугольников по трем элементам

12.04

55

Построение треугольников по трем элементам

14.04

56

Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники»

19.04

57

Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники»

21.04

58

Контрольная работа № 5

26.04

                                   Итоговое повторение курса геометрии 7 класса (10  ч) 

59

Начальные геометрические сведения

28.04

60

Треугольники

03.05

61

Треугольники

05.05

62

Параллельные прямые

10.05

63

Задачи на построение

12.05

64

Соотношения между сторонами и углами треугольника

17.05

65

Соотношения между сторонами и углами треугольника

19.05

66

Прямоугольные треугольники

24.05

67

Контрольная работа №6

26.05

68

Обобщающий урок.

31.05

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Программа общеобразовательных учреждений Геометрия. 7-9 классы, - М.Просвещение, 2009, составитель Т.А.Бурмистрова. (К/р)
  2. Л.С. Атанасян «Геометрия 7-9 кл.», М.: Просвещение, 2013год.
  3. Геометрия:   дидакт.   материалы  для   7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2009.
  4. Дидактические карточки-задания по геометрии. 7 класс. Т.М. Мищенко М. Экзамен, 2007г
  5. Поурочные планы по геометрии 7 класс. Гилярова М.Г., Волгоград 2009г



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №6

Г. Железнодорожный

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Геометрия

9 класс

Учитель Лодина В.С.

 

 

Структура рабочей программы.

Образовательная область – Математика.

Предмет –  геометрия

9 класс.

 

  1. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы;
  2. Пояснительная записка:
  • Общая характеристика предмета.
  • Цели и задачи образования.
  • Сведения об учебной программе (примерной или авторской) на основе которой разработана рабочая программа.
  • Сведения об используемом учебном пособии.
  • Место и роль учебного предмета.
  1. Содержание учебного предмета.
  • Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий;
  • Указания планируемых результатов на базовом уровне;
  • Система оценки планируемых результатов.
  1. Требования к уровню подготовки учащихся ( «Знать/понимать», «Уметь»)
  2. Календарно-тематическое планирование.
  • № раздела;
  • Дата проведения урока.
  • Тема урока;
  • Количество часов;
  • Вид учебной деятельности;
  • И др.
  1. Материально-техническое обеспечение.
  • Печатные пособия;
  • Экранно-звуковые пособия;
  • Цифровые образовательные ресурсы;
  • Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование;
  • Натуральные объекты;
  • Демонстрационные пособия;

  1. Нормативно-правовые документы;

  • ФЗ «Об образовании»;
  • федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089);
  • примерные (типовые) учебные программы, рекомендованные (допущенные) Минобрнауки России;
  • федеральный базисный учебный план;

;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы основного общего образования;
  • Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

  1. Пояснительная записка.

Общая характеристика  предмета

         

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

      Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

     В курсе геометрии можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты»,  «Векторы», « Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».

    Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.

   Содержание разделов «Геометрические фигуры», и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволяет развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.

  Материал, относящийся к содержательной линии «Координаты» и   «Векторы» в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

  Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

  Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития учащихся, для создания культурно-исторической среды обучения.

  Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.

  Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки учащихся.

   В курсе геометрии 9 класса  учащиеся учатся:

  • выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике;
  • знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
  • развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
  • расширяется знание обучающихся о многоугольниках;
  • рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; з
  • накомятся учащиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений;
  • даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе;
  • даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве;
  • знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Цель изучения:

  • овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии  для научно-технического прогресса;

  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Сведения об учебной программе на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа  составлена в соответствии с «Программой для общеобразовательных  учреждений:

Геометрия. Сборник рабочих программ.  7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/

составитель   Т. А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2009.

Сведения об используемом учебном пособии.

Авторы

Название

Издательство

Год

 Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина

 Геометрия, 7-9: учебник для образовательных учреждений

 

М.: Мнемозина

2010 – 2012г.

Место  курса в учебном плане.

Базисный учебный (общеобразовательный)  план на изучение геометрии в 9 классе основной школы отводит 2 учебных  часов в неделю в течение учебного года, всего 68 часов за год.

 В том числе:

Контрольных работ - 5

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

 

Глава

 

Тема

Количество часов в рабочей программе

1

Вводное повторение

2

2.

Метод координат.

15

3.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

21

4.

Длина окружности и площадь круга.

16

5.

Движения.

4

6.

Начальные сведения из стереометрии.

4

7

Об аксиомах  планиметрии

2

8.

Повторение

4

Итого

68

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ.

          *Вводное повторение (2 часа)

Глава 10.Метод координат. (15 часов)

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами с использованием  метода координат при решении геометрических задач.

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Глава 11.   Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (21 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (16 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

        В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Глава 13. Движения. (4 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Глава 14.  Начальные сведения из стереометрии. (4 часов)

        Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида» формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

        Цель: дать начальное представление телах и поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

Об аксиомах геометрии. (2 часа)

Беседа об аксиомах геометрии и некоторых сведениях из истории геометрии

Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

Повторение. Решение задач. (4ч)

        Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Итоговая контрольная работа.


Система оценки планируемых результатов.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

незнание наименований единиц измерения;

неумение выделить в ответе главное;

неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

неумение делать выводы и обобщения;

неумение читать и строить графики;

неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

потеря корня или сохранение постороннего корня;

отбрасывание без объяснений одного из них;

равнозначные им ошибки;

вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

 логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

неточность графика;

нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

нерациональные приемы вычислений и преобразований;

небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В ходе  работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 9 класса учащиеся должны:

знать/понимать:         

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

 

уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • осуществлять преобразования фигур;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин,  углов, площадей, объемов),  в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока -1-полугодие

Кол-во часов

 дата

 

1

Вводное повторение.

75-85

1

2.09.

2

Вводное повторение.

1

Глава-10                                      

Метод  координат

15

3

Координаты  вектора.

86

1

9.09

4

Сложение и вычитание векторов,умножение вектора на число

87

1

5

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

16.09

6

Решение задач по теме.

1

7

Простейшие  задачи  в  координатах.

88-89

1

23.09

8

Простейшие  задачи  в  координатах.

88-89

1

9

Простейшие  задачи  в  координатах.

88-89

1

30.09

10

Применение метода координат к решению задач.

1

11

Применение метода координат к решению задач.

86-87

1

7.10

12

Применение метода координат к решению задач.

1

13

Контрольная работа№1 по теме «Метод координат»

88-89

1

14.10

14

Уравнения  окружности  и  прямой.

90-92

1

 15

Уравнения  окружности  и  прямой.

90-92

1

21.10

16

Уравнения  окружности  и  прямой.

1

17

Решение  задач. Уравнения  окружности  и  прямой.

1

4.11

Глава-11

Соотношения  между  сторонами  и  углами  треугольника. Скалярное  произведение  векторов

21

18

Повторение.Векторы ,метод координат.

1

19

Синус,  косинус,  тангенс  угла.

93

1

11.11

20

 Основное тригонометрическое тождество

94-95

1

21

Теорема о площади треугольника.

96

1

18.11

22

Решение задач по теме.

93-95

1

23

 Теорема синусов

97

1

25.11

24

 Теорема синусов

97

1

25

Теорема косинусов

98

2.12

26

Теорема косинусов

98

27

Теорема косинусов

98

9.12

28

 Решение треугольников

99

1

29

 Решение треугольников

99

1

16.12

30

 Измерительные работы      

100

1

31

Контрольная работа №2 «Решение треугольников»

23.12

32

Решение задач.Анализ контрольной работы.

33

 Угол между векторами      3-четверть  2-полугодие

101

1

13.01.

34

Скалярное  произведение  векторов.

102

1

35

Скалярное  произведение  в координатах

103

1

20.01

36

Решение  задач по теме «Соотношения  между  сторонами  и  углами  треугольника. Скалярное  произведение  векторов»

96-104

1

37

Решение  задач по теме «Соотношения  между  сторонами  и  углами  треугольника. Скалярное  произведение  векторов»

96-104

1

38

Контрольная  работа № 3 по теме «Соотношения  между  сторонами  и  углами  треугольника. Скалярное  произведение  векторов»

1

27.01

Глава-12        Длина  окружности  и  площадь  круга.

16

39

Правильный  многоугольник.

105-109

1

3.03

40

Окружность, описанная около правильного  многоугольника.

106

1

41

 Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

107

1

10.03

42

 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его сторон и радиуса вписанной окружности.

108

1

43

 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его сторон и радиуса вписанной окружности.

108

1

17.03

44

 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его сторон и радиуса вписанной окружности.

108

1

45

 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его сторон и радиуса вписанной окружности.

108

1

24.03

46

 Построение правильных многоугольников.

109

1

47

Длина  окружности  и  площадь  круга.

110-111

1

3.03

48

Длина  окружности  и  площадь  круга.

110-111

1

49

Решение задач. Длина  окружности  и  площадь  круга.

111

1

10.03

50

Решение задач. Длина  окружности  и  площадь  круга.

51

 Площадь кругового сектора

112  

1

17.03

52

 Решение  задач по теме «Длина  окружности  и  площадь  круга»

110-112

1

53

 Решение  задач по теме «Длина  окружности  и  площадь  круга»

1

1.04

54

Контрольная  работа № 4 по теме «Длина  окружности  и  площадь  круга»

1

Глава-13                       Движения.

4

55

Понятие  движения.

 Отображение плоскости на себя

113

1

7.04

56

 Параллельный  перенос.  Поворот.

116

1

57

Решение  задач по теме «Понятие  движения.

Параллельный  перенос  и  поворот»

116-117

1

14.04

58

 Контрольная  работа № 4 по теме «Понятие  движения. Параллельный  перенос  и  поворот»

1

Глава-14         Начальные сведения из стереометрии.

4

59

 Предмет стереометрии. Многогранник. Призма.

118-120

1

21.04

60

Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Объем тела.

120-123

1

61

Пирамида.

124

1

28.04

62

Цилиндр и конус. Сфера и шар.

125-127

1

Повторение

6

63

 Решение задач по материалам ГИА

1

5.05

64

 Решение  задач по материалам ГИА

1

65

Решение  задач по материалам ГИА

1

12.05

 66

 Итоговая контрольная работа по материалам ГИА.

1

67

Об аксиомах геометрии. Некоторые сведения о развитии геометрии

1

19.05

68

Обобщающий урок.

1

ВСЕГО

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Математика 10 класс А.Г. Мордкович Л.С. Атанасян

Рабочая программа по математике для 10 класса  УМК А.Г. Мордкович Л.С. Атанасян Базовый уровень...

Рабочая программа Математика 11 класс А.Г.Мордкович Л.С.Атанасян

Рабочая программа Математика 11 класс А.Г.Мордкович Л.С.Атанасян Базовый уровень 5 часов в неделю...

Рабочая программа для 8 класса. Геометрия.

Рабочая программа предназначена для работы с учебником Атанасян Л.С....

Рабочая программа по алгебре и геометрии 11 класс (УМК: алгебра Мордкович А.Г. (профильный), геометрия Атанасян Л.С.общеобразовательный)

Рабочая программа по алгебре и геометрии 11 класс (УМК: алгебра Мордкович А.Г. (профильный), геометрия Атанасян Л.С.общеобразовательный)...

Рабочая программа 7-9 классы ГЕОМЕТРИЯ

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Геометрия»2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...

Рабочие программы по алгебре и геометрии 11 класс. Учебник Никольский и Атанасян.

Аннотация к рабочей программе  по геометрии 10-11 класс.Рабочая программа  по геометрии составлена:- на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего об...

Рабочая программа 7-9 класс геометрия

ФГОС 2021 Рабочая программа 7-9 класс ГЕОМЕТРИЯ составлена с помощью конструктора рабочих программ...