рабочая программа 9 класс геометрия
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Коннова Ирина Александровна

68 учебных часов в год, 2 часа в неделю, учебник авт. Погорелов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_9.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по геометрии

Класс:           9

Общее количество часов:   за год 68 в неделю 2

Количество контрольных работ:  6

 

Программа составлена: на основе   программы общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2008 г., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

Учебник: Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2008 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
  • Примерной программы основного общего образования и авторской программы
    А. В. Погорелова. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы / Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008).
  • Федеральный базисный учебный план для основного общего образования.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии  в 9 классе отводится   2 часа в неделю. Приведено тематическое планирование по варианту: 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Контроль знаний по итогам параграфа учебника планируется в форме контрольных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольного теста. Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Уровень обучения – базовый.

Программа соответствует учебнику «Геометрия. 7-9 класс». Погорелов А.В. – М.: Просвещение, 2008.

Цели

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны

Уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)4
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Содержание тем учебного курса

  1. Подобие фигур (17 часов, из них 2 часа контрольные работы)
    Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
  2. Решение треугольников (10 часов, из них 1 час контрольная работа)
    Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
  3. Многоугольники (12 часов, из них 1 час контрольная работа)
    Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
  4. Площади фигур (15 часов, из них 2 часа контрольные работы)
    Площадь и её свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
  5. Элементы стереометрии (5 часов)

Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.

  1. Повторение (9 часов, из них 1 час контрольный тест)

урока

Тема урока

Номер пункта учебника

Количество часов

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

ЦОР и др. материалы

Дата

§ 11. Подобие фигур – 17 часов

1.

Преобразование подобия.

100

1

Знать определения гомотетии и подобия;

Уметь строить образы точек и отрезков при гомотетии, которая задана центром и коэффициентом.

2.

Свойства преобразования подобия.

101

1

Знать свойства преобразования подобия;

Уметь строить образы точек и отрезков при гомотетии, которая задана центром и коэффициентом, вычислять элементы подобных или гомотетичных фигур.

3.

Подобие фигур.

102

1

Знать определение подобных фигур;

Уметь записывать свойства подобия, которыми обладают подобные треугольники.

[1], с.35

4.

Признак подобия треугольников по двум углам.

103

1

Знать формулировку признака подобия по двум углам;

Уметь воспроизводить доказательство признака подобия и применять его для решения задач.

СР [3], с.9

[1], с.36

5.

Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.

104

1

Знать формулировку признака подобия по двум углам;

Уметь воспроизводить доказательство признака подобия и применять его для решения задач.

[1], с.37

6.

Признак подобия треугольников по трём сторонам.

105

1

Знать формулировку признака подобия по двум углам;

Уметь воспроизводить доказательство признака подобия и применять его для решения задач.

[1], с.37

7.

Решение задач на три признака подобия треугольников.

103-105

1

Уметь применять признаки подобия треугольников в решении задач.

СР[3], с.14

8.

Подобие прямоугольных треугольников.

106

1

Знать формулировки утверждений о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике и свойства биссектрисы треугольника;

Уметь при решении задач составлять пропорции, используя указанные утверждения.

9.

Решение задач по теме «Подобие фигур»

100 – 106

1

Знать теоретический материал по изученной теме;

Уметь использовать знания при решении задач.

Тест[4], с.60

10.

Контрольная работа №1

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

11-12.

Углы, вписанные в окружность.

107

2

Знать определения центрального и вписанного углов, формулировку теоремы 11.5 и следствие из этой теоремы;

Уметь при решении задач вычислять вписанные углы по соответствующим центральным углам и обратно, использовать в решении задач равенство вписанных углов, опирающихся на одну и ту же дугу окружности.

СР[3], с.21

[1], с.38

13-14.

Пропорциональность отрезков хорд и секущих.

108

2

[1], с.39

15-16.

Решение задач п.100 - 108

2

Знать свойство отрезков пересекающихся хорд окружности и свойство отрезков секущих, проведённых из одной точки;

Уметь применять эти свойства в решении несложных задач.

Тест[4], с.62

17.

Контрольная работа №2

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

§ 12. Решение треугольников – 10 часов

18-19.

Теорема косинусов.

109

2

Знать формулировку теоремы косинусов;

Уметь доказывать теорему косинусов; по трём данным сторонам треугольника находить косинусы его углов, по данным двум сторонам треугольника и углу между ними находить третью сторону.

СР[3], с.30

20-21.

Теорема синусов.

110

2

Знать теорему синусов и основные вытекающие из неё соотношения;

Уметь доказывать эту теорему;

Понимать, зачем она нужна, какую роль играет, на решение каких задач нацелена.

СР[3], с.32

22-23.

Соотношение между углами и противолежащими сторонами треугольника.

111

2

Знать формулировку утверждения о том, что в треугольнике против большего угла находится большая сторона, и формулировку обратного утверждения;

Уметь активно пользоваться названным свойством углов и сторон треугольника при решении задач на доказательство геометрических неравенств.

24-26.

Решение треугольников.

112

3

Уметь для каждой из основных задач проводить решение в общем виде и для треугольников с заданными числовыми значениями сторон и углов.

Тест[4], с.65

[1], с.40, 41

27.

Контрольная работа №3

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

§ 13. Многоугольники – 12 часов

28.

Ломаная.

113

1

Знать, что длина ломаной не меньше длины отрезка, соединяющего её концы;

Уметь вычерчивать ломаную, называть её элементы, вникнуть в доказательство теоремы 13.1

29.

Выпуклые многоугольники.

114

1

Знать, что сумма углов выпуклого n- угольника равна 180(n – 2), а сумма внешних углов выпуклого n-угольника равна 360;

Уметь вычерчивать выпуклый многоугольник, проводить его диагонали, выделять внешние углы, доказывать теорему о сумме углов выпуклого n-угольника, решать задачи.

30.

Правильные многоугольники.

115

1

Знать определение правильного многоугольника, многоугольника вписанного в окружность, многоугольника, описанного около окружности

СР[3], с.47

ДМ

31-32.

Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.

116

2

Знать формулы, связывающие радиус описанной окружности и радиус вписанной окружности со стороной правильного n-угольника для n=3,4,6;

Уметь применять данные знания при решении задач.

СР[3], с.52

ДМ,

[1], с.42

33.

Построение некоторых правильных многоугольников.

117

1

Уметь строить некоторые правильные многоугольники.

Прак.Р[3], с.53

ДМ

34.

Подобие правильных выпуклых многоугольников.

118

1

Знать, что периметры правильных n-угольников относятся как радиусы вписанных (или описанных) окружностей;

Уметь применять данную теорию к решению несложных задач.

35-36.

Длина окружности.

119

2

Знать, что отношение длины окружности к её диаметру не зависит от выбора окружности, формулу нахождения длины окружности;

Уметь применять формулы для решения задач по теме.

Тест

ДМ

37.

Радианная мера угла.

120

1

Знать, что радианная мера угла центрального угла окружности в 1 равна , а длина соответствующей дуги равна ; что в отличие от углов между прямыми и между векторами, центральный угол  изменяется не от 0 до 180, а в промежутке

38.

Решение задач п.113-120

1

Знать теоретический материал по изученной теме;

Уметь использовать знания при решении задач.

Тест[3], с.59

39.

Контрольная работа №4

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

§ 14. Площади фигур – 15 часов

40.

Понятие площади.

121

1

Знать свойства площади простой фигуры;

41.

Площадь прямоугольника.

122

1

Знать формулу площади прямоугольника;

Уметь использовать при решении задач.

МД[3], с.63

[1], с.44

42-43.

Площадь параллелограмма.

123

2

Знать формулы площади параллелограмма S = ah,
S = ab sin
;

Уметь свободно, не копаясь в памяти, применять их при решении задач.

Пров.Р. [3], с.66

[1], с.44

44-45.

Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника.

124, 125

2

Знать формулы площади треугольника S = ah,
S =
ab sin, формулу Герона;

Уметь свободно, не копаясь в памяти, применять их при решении задач.

[1], с.43

46.

Площадь трапеции.

126

1

Знать формулу вычисления площади  трапеции, которая равняется произведению полусуммы оснований на её высоту;

Уметь пользоваться этой формулой при решении задач.

[1], с.45

47.

Решение задач п.121-126

1

Знать формулу для вычисления площади произвольного четырёхугольника

 , а так же изученные ранее формулы;

Уметь использовать знания при решении задач.

МД, Тест[4], с.71  или СР[3], с.69-73

48.

Контрольная работа №5

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

49-50.

Формулы радиусов вписанной и описанной окружности треугольника.

127

2

Знать и помнить формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей так, чтобы всякий раз при необходимости не приходилось их припоминать;

Уметь применять их в СРавнительно несложных случаях, а так же разбираться в готовых решениях, устанавливать связь между получаемыми результатами.

Пров.Р[3], с.75

51.

Площади подобных фигур

128

1

Знать, что площади подобных фигур относятся как квадраты их соответствующих линейных размеров, что с увеличением или уменьшением линейных размеров в k раз её площадь соответственно увеличивается или уменьшается в раз;

Уметь находить отношение площадей подобных фигур по известным длинам пары соответствующих элементов этих фигур.

[1], с.46, 47

52.

Площадь круга.

129

1

Знать определение круга, переход от площадей плоских многоугольников к площади круга, формулы площади круга, кругового сектора и кругового сегмента;

Уметь вычислять площади круга, кругового сектора и кругового сегмента.

СР[3], с.78

ДМ

[1], с.48

53.

Решение задач п.127-129

1

Знать теоретический материал по изученной теме;

Уметь использовать знания при решении задач.

Тест[4], с.73

54.

Контрольная работа №6

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

§ 15. Элементы стереометрии – 5 часов

55.

Аксиомы стереометрии.

130

1

Знать три стереометрические аксиомы;

Владеть наглядными представлениями о новых понятиях;

Уметь решать несложные задачи на доказательство.

56.

Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.

131

1

Знать формулировки теорем 15.1 и 15.2 и пять следствий их них;

Владеть наглядными представлениями о новых понятиях;

Уметь решать несложные задачи типа 1 -9 учебника.

57.

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.

132

1

Знать определения: перпендикулярности прямых в пространстве, перпендикулярности прямой и плоскости, перпендикулярности двух плоскостей;

Владеть наглядными представлениями о новых понятиях;

Уметь решать несложные задачи типа 10-16 учебника.

58.

Многогранники.

133

1

Знать такие виды многогранников как призмы и пирамиды, формулу вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и куба;

Уметь решать несложные задачи.

59.

Тела вращения.

134

1

Знать такие виды тел вращения как цилиндр, конус, шар и  формулы вычисления объёмов этих тел;

Уметь решать несложные задачи.

Итоговое повторение курса планиметрии – 9 часов

60.

Треугольники.

1

Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (в курсе геометрии 7 – 9 классов.

МД[5], с.287

61.

Параллельность и перпендикулярность.

1

62.

Четырёхугольники

1

Тест[5], с.297

63.

Окружность и круг.

1

64.

Многоугольники.

1

65.

Координаты и векторы.

1

66.

Площади плоских фигур.

1

67.

Итоговый контрольный Тест.

1

Тест[6]

68.

Работа над ошибками.

1

СР – самостоятельная работа

Прак.Р. – практическая работа

Пров.Р. – проверочная работа

МД – математический диктант

ДМ – демонстрационный материал (презентация)

  УМК:

  1. Программы общеобразовательных учреждений Геометрия: 7-9 классы./Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008
  2. Погорелов А.В. Геометрия 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2008
  3. Вернер. А.Л. и др. Стереометрия. 7-9 класс.
  4. Дудницин Ю.П. Геометрия. Рабочие тетради для 7,8 и 9 классов.
  5. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7, 8, 9 класс.
  6. Жохов В.И. и др. Геометрия, 7-9. Книга для учителя.
  7. Гусев В.А. и др. Геометрия. Дидактические материалы для 7,8 и 9 классов
  8. Блинков А.Д. и др. Государственная итоговая аттестация. Геометрия. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе.

Дополнительная литература

  1. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007.
  2. Березина Л.Ю. и др. Преподавание курса геометрии по учебнику А.В. Погорелова «Геометрия 7 – 9. – М.: Экзамен, 2008.
  3. Геометрия. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Погорелова/ Сост.Е.П. Моисеева, Л.В. Бедина – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
  4. Геометрия. IX класс: Поурочные планы / Авт.-сост. Т.И. Купорова. – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  6. Тесты. Геометрия 9 класс. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (по учебнику Погорелова А.В. Геометрия 7-11 класс)

Рабочая программа по геометрии для 9 классаУчитель - Давтян Римма Артемовна...