Технологическая карта урока
план-конспект занятия по геометрии (8 класс) на тему

Серегина Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока "Теорема Пифагора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»

Серегина Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока

Тема: «Теорема  Пифагора».

Цель: организация деятельности учащихся по изучению нового материала.

Тип  урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

  - в личностном направлении:   способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование учебной мотивации, осознание смысла учения, понимание личной ответственности за результат.

         - в метапредметном направлении: 

- познавательные: владение способами решения проблемы, умение выбирать подходящий способ решения проблемы в зависимости от ситуации, умение решать проблемы в ходе групповой работы.  Умение проанализировать ход и способ действий, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- регулятивные: осознание усвоенного; владение навыками результирующего самоконтроля, определение последовательности действий.  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  - в предметном направлении: приобретать навыки творческого поиска, самостоятельности, формировать  навыки  устной и письменной речи.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, беседа, с применением ЦОР и ЭОР.

Техническое обеспечение: учебный кабинет, классная  доска, учебник, мультимедийный проектор, компьютеры, выход в интернет.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

УУД

ЭОР

время

 1

 Самоопределение к деятельности

 Приветствие, проверка готовности к уроку.

 Настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Принятие учебной цели и задачи.

Личностные: мотивация учения

 

 

2 мин

 2

Актуализация знаний

Задает вопросы по ранее изученному материалу:

•        Дайте определение прямоугольного треугольника?

•        Как называются стороны прямоугольного треугольника?

•        Формула площади прямоугольного треугольника?

•        Формула площади квадрата?

 

Организует самостоятельную работу учащихся в парах, в ходе которой учащиеся вспоминают свойства прямоугольного треугольника

 Отвечают на вопросы  учителя.

Работают в парах по карточкам

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других, работать в парах (Коммуникативные УУД).

 

 

5 мин

 3

Постановка учебной задачи  (локализация затруднений)

Древнегреческий математик Пифагор,  путешествуя по Египту, узнал, что там для построения на земле прямого угла поступают следующим образом: берут веревку, которая состоит из трех частей – отрезков,  длиной в 3, 4, 5 единиц длины, и строят из нее треугольник, приняв за его вершины узлы между частями веревки, соединив начало ее и конец.  Какое свойство прямоугольного треугольника лежит в основе этого способа построения прямого угла?

 Записывают проблему в тетрадь. Решают её.

 

 

 3 мин

4

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Учитель предлагает практическую работу. На листах изображены треугольники и дана таблица, измерив стороны прямоугольного треугольника, нужно данные занести в таблицу, помня, что a и b– катеты, а с – гипотенуза, а также, заполнить остальные столбцы таблицы.

Можно ли увидеть закономерность между длинами катетов и гипотенузы?

Учитель  с помощью наводящих вопросов формулирует тему и цель урока, а также формы организации последующей деятельности.

Учитель вводит формулировку теоремы Пифагора, показывает фильм с пошаговым доказательством.

- Исторический материал (на экране демонстрируется изображение).

Выполняют задание

Ответы  учащихся

Ставят цели  перед собой, записывают тему урока и дату его проведения в тетради.

Просматривают  шаги построения, выполняют чертёж в тетради и записывают доказательство теоремы.

Предлагают варианты доказательства.

 Работа с учебником

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

(Коммуникативные, познавательные УУД)

ЭОР № 2. Теорема Пифагора (док-во)

ЭОР №1.Исторические картинки

10 мин

5

Первичное закрепление во внешней речи (обобщение затруднений во внешней речи)

Закрепление  полученной  информации  на  практике.

Проверочная работа на первичное закрепление.

Работают в парах, записывают решение в тетрадь

Индивидуальная работа учащихся

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (Познавательные УДД)

10 мин

 6

 Самостоятельная работа с самопроверкой

Проверочная работа на первичное закрепление

  1. В прямоугольном треугольнике одна из его сторон является проекцией другой стороны.

а) да;                        б) нет;                    в) не знаю.

2. Если к прямой из точки проведены перпендикуляр и наклонная, то наклонная меньше перпендикуляра.

а) да;                   б) нет;                 в) не знаю.

3. Найдите расстояние до окна, к которому приставлена лестница.  

а) 8;              б) 4;          в) не знаю.

4. Определите неизвестный элемент.

                   

а) ;          б) 7;           в) 5.

5. Найдите AD.

а) 20;          б) 10;          в) не знаю.

 Индивидуальная работа учащихся

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (Познавательные УДД)

 ЭОР №3

Самостоятельная работа по теме

"Теорема Пифагора"

 6 мин

7

Включение в систему знаний и повторение

Учитель предлагает учащимся задачу: В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу: какую наибольшую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу можно было принимать в определенном радиусе (например, радиусе R=200 км, если известно, что радиус Земли равен 6380 км.) 

Работают в парах, записывают решение в тетрадь

Поиск  и выделение необходимой  информации и источников информации;

структурирование знаний (Познавательные УДД)

6 мин

8

Рефлексия

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Продолжите фразы:

«Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

3 мин

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Историческая справка

Информационный.

Изображение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1daa7-0a01-01b2-0148-28e7d28906d3/%5BG79_06-03-054%5D_%5BPK_057-Pythagor%5D.jpg 

2

Теорема Пифагора

Информационный.

Интерактивный мультимедиа клип

http://files.school-colleеction.edu.ru/dlrstore/7ae1da98-0a01-01b2-00ba-007e0a110f37/%5BG79_06-03-054%5D_%5BML_015%5D.swf

3

Самостоятельная работа по теме 
"Теорема Пифагора"

Контроль

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/980a741f-6147-4985-8b4d-4a2909895e91/%5BG79_06-03%5D_%5BTQ_S-02%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...