Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Рабочая программа по геометрии 9 класс по учебнику Л.С.Атанасян содержит пояснительную записку, пребования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometr_9_klass.docx44.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе:

1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004, №1089)

2. Примерной программы основного общего образования

3.Федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ

3. Базисного учебного плана

4. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Сост. Т.А.Бурмистрова. Изд.: Москва, «Просвешение», 2010.

Основной целью курса геометрии в 9 классе   является  формирование  языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся, развития  логического мышления,  формирование понятия доказательства.

            Задачи:

  • Овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • Изучить свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач и задач смежных дисциплин;
  • Развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • Развить логическое мышление и речь- умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • Сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

        Рабочая  программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Общая характеристика предмета

Цели обучения геометрии в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Изучение геометрии на ступени основного общего образования:

  • способствует  овладению системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • благотворно влияет на интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирует представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитывает культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ -6.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Ведущими методами обучения геометрии являются: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный,  используется, частично-поисковый и творчески-репродуктивный..

 

   Для обеспечения учебного процесса в 7-9 классах   выбран учебник «Геометрия, 7-9 класс» Атанасян Л.С. и др., Москва, «Просвещение»,2011г.  

         

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
  • тематический контроль в виде  контрольных работ;
  • итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

Содержание обучения.

1. Векторы.  (11 ч.)   Метод координат (11 ч.)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная Цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.

Знать /понимать:

понятие вектора, направление вектора, равенство векторов;

формулы для определения координат векторов

  Уметь:

выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число);

применяться метод векторов к решению геометрических задач.

применения формулы для нахождения координат середины отрезка, расстояния между двумя точками;

составлять уравнения окружности и прямой в конкретных геометрических задачах.

Контрольная работа №1,2

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (17 ч.)

Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная Цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.  

Знать/понимать:

понятия синуса, косинуса, тангенса угла;

основные тригонометрические тождества;

формулы для вычисления координат точки;

теорему синусов, теорему косинусов;

понятие угла между векторами;

скалярного произведения векторов.

Уметь:

находить значения синуса, косинуса и тангенса для углов от 00 до 1800;

пользовать основными тригонометрическими тождествами для нахождения координат точки, упрощения тригонометрических выражений;

применять теоремы синусов и косинусов для решения треугольников

Контрольная работа №3

3. Длина окружности и площадь круга (14 ч.)

 Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная Цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

Знать/понимать:

определение правильного многоугольника  

 теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него.

формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности

Уметь:

с помощью описанной окружности решать  задачи  о  построении правильного   шестиугольника и правильного 2 n -угольника, если дан правильный n-угольник;

решать задачи на нахождение стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной в него окружности и описанной около него;

находить длину окружности и площадь круга

Контрольная работа №4

4. Движения (8 ч.)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная Цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Знать/понимать:

понятие движения плоскости;

 виды движения (осевая и центральная симметрия , параллельный перенос, поворот)

Уметь: строить образы точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте.  

 Об аксиомах геометрии

Беседа об аксиомах по геометрии.

Основная Цель - дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

Контрольная работа №5

6. Беседа об аксиомах планиметрии(2ч.)

7. Повторение. Решение задач(5ч.)

Систематизация знаний и умений  по геометрии за курс основной школы.

Контрольная работа №6

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

Знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Календарно-тематическое планирование.

№ уро-ка

№ п.

Содержание

Кол. часов

Календарные сроки

Примечания

По плану

Фактич.

Повторение (2 ч)

1

Вводное повторение.

1

2

Решение задач.

1

 

Гл 9. Векторы (13 ч)

3

п.76

Понятие вектора.

1

4

п.77

Равенство векторов.

1

5

п.78

Откладывание вектора от данной точки.

1

6

п.79

Сумма двух векторов.

1

7

п.80

Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1

8

п.81

Сумма нескольких векторов.

1

9

п.82

Вычитание векторов.

1

10

п.83

Произведение вектора на число.

1

11

п.83

Умножение вектора на число.

1

12

п.84

Применение векторов к решению задач.

1

13

п.85

Средняя линия трапеции.

1

14

Решение задач по теме «Векторы»

1

15

Контрольная работа №1 по теме «Векторы»

1

Гл 10. Метод координат (10 ч)

16

п.86

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

17

п.87

Координаты вектора.

1

18

п.88

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

1

19

п.89

Простейшие задачи в координатах.

1

20

п.90

Уравнение линии на плоскости.

1

21

п.91

Уравнение окружности.

1

22

п.92

Уравнение прямой.

1

23,24

Решение задач методом координат.

2

25

Контрольная работа №2 по теме: "Метод координат".

1

Гл.11 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (17 ч)

26

п.93

Синус, косинус, тангенс.

1

27

п.94

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

1

28

п.95

Формулы для вычисления координат точки.

1

29

п.96

Теорема о площади треугольника.

1

30

п.97

Теорема синусов.

1

31

п.98

Теорема косинусов.

1

32,33

п.99

Решение треугольников.

2

34

п.100

Измерительные работы.

1

35

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

36

п.101

Угол между векторами

1

37

п.102

Скалярное произведение векторов.

1

38

п.103

Скалярное произведение в координатах.

1

39

п.104

Свойства скалярного произведения векторов.

1

40,41

Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

2

42

Контрольная работа №3 по теме: «Скалярное произведение   векторов»

1

Гл.XII. Длина окружности и площадь круга. (14 ч)

43

п.105

Правильный многоугольник.

1

44

п.106

Окружность, описанная около правильного многоугольника.

1

45

п.107

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

46,47

п.108

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиус вписанной окружности.

2

48

п.109

Построение правильных многоугольников.

1

49,50

Решение задач по теме: "Правильные многоугольники".

2

51

п.110

Длина окружности.

1

52

п.111

Площадь круга.

1

53,54

п.112

Площадь кругового сектора.

2

55

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга".

1

56

Контрольная работа №4 по теме: "Длина окружности и площадь круга".

1

Гл. XIII.  Движения. (8 ч.)

57

п.113

Отображение плоскости на себя.

1

58

п.114

Понятие движения.

1

59

п.115

Наложения и движения.

1

60,61

п.116

Параллельный перенос.

2

62

п.117

Поворот.

1

63

Решение задач по теме "Движение".

1

64

Контрольная работа №5 по теме: "Движение".

1

65

Беседа об аксиомах планиметрии

1

66

Повторение. Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые.

1

67

Повторение. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.

1

68

Итоговая контрольная работа.

1

Описания материально – технического  обеспечения образовательного процесса ТСО

 Технические средства  обучения:

ИКТ

Учебно-практическое оборудование:

Комплект чертёжных инструментов классных: линейка, транспортир, угольники (30), угольник (45, 45), циркуль.

  Учебно - методическое обеспечение



1. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений.
Геометрия. 7-9 классы. М.: Просвещение, 2011. 126 с.
2. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2004 -2008.

Дополнительная литература:


1. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. / Б. Г. Зив. М.: Просвещ

2. Н.Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии. 9 класс.-М. : ВАКО, 2006.- 320 с.

3. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд.- М.- Дрофа,1998.- 112 с.

Используемые ИНТЕТНЕТ- ресурсы

http://www.mathvaz.ru/rprogram.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....