Рабочая программа по геометрии 9класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Белокалитвинский район, п. Виноградный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №15
Приказ от _________№____
__________/Ермакова Е.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Математике
Модуль «Геометрия»
Уровень общего образования (класс) 9
Количество часов 67
Учитель Бородина У.Н.
Программа разработана на основе:
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике: «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и «Геометрия,7-9классы», автор Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., издательство М:»Просвещение»,2008г и рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений:», составитель: Т.А. Бурмистрова .
.
п. Виноградный
2015-2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (№273-Ф3от 29.12.2012 г.)
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004
- Учебного плана МБОУ СОШ №15 на 2015-2016 учебный год, составленный на основании: Федерального Базисного учебного плана (Приказ МОРФ №1312 от 09.03.2004г)
- Приказ Минобрнауки России от 8 ИЮНЯ 2015 Г. № 576 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО И ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 МАРТА 2014 Г. № 253 Годовой календарный график работы МБОУ СОШ №15 на 20015-16 уч.год
- Расписание уроков МБОУ СОШ №15 на 20015-16 уч.год
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике: «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и «Геометрия,7-9классы», автор Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., издательство М:»Просвещение»,2008г и рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений:», составитель: Т.А. Бурмистрова
На протяжении изучения материала геометрия 9 класс предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:
- научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
-познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
- развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
- расширить знания учащихся о многоугольниках;
- рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
- познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.
Основные цели курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Геометрия— один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Целью изучения курса геометрии в 7 – 9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико – синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая направленность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа составлена из расчёта 67 ч, согласно расписанию и календарному графику МБОУ СОШ№15.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Раздел | Тема | Характеристика основных содержательных линий | Перечень контрольных работ |
1 | Повторение курса геометрии 8 класса 1 час | |||
2 | Векторы 9 часов | Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение. Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции. Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах. Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям. Уравнение прямой и окружности. | |
3 | Метод координат 11 часов | . Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. | Контрольная работа №1 по теме «Вектор. Координаты вектора» | |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника13часов | Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. | Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. | Контрольная работа №2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника.» |
5 | Длина окружности и площадь круга 12часов | Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. | Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Число . Площадь круга и площадь сектора | Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности площадь круга.» |
Движения 7часов | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. | Примеры движений фигур. Параллельный перенос и поворот. | Контрольная работа №4 по теме «Движения.» | |
Начальные сведения из стереометрии 8часов | Предмет стереометрия. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов. | |||
6 | Повторение. Решение задач. 6часов | . | Промежуточная аттестация за курс 9 класса |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел программ | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальных учебных действий, осваиваемых в рамках изучения темы | Количество часов | Контрольных работ |
Повторение курса геометрии 8 класса | 1 | ||||
Векторы | Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | Формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий , связанных с векторами , соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам; применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач. | 9 | ||
Метод координат | . Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. | Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора , расстояния между двумя точками , уравнения окружности и прямой | 11 | 1 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. | Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. | Формулировать: определение подобных треугольников; плоского угла, центрального угла, угла. вписанного в окружность, свойства: отрезков хорд и секущих окружности касательной и секущей; вписанного в окружность угла, признаки подобия треугольников. Доказывать: а)свойства: отрезков пересекающихся хорд; б)отрезков секущих; признаки подобия треугольников. | 13 | 1 | |
Длина окружности и площадь круга | Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. | Формулировать определение правильного многоугольника; формулировать и доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него; выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; решать задачи на построение правильных многоугольников ; объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора; применять эти формулы при решении задач. | 12 | 1 | |
Движения | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. | Объяснять , что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости; объяснять , что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объяснять, какова связь между движениями и наложениями; иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ | 7 | 1 | |
7 | Начальные сведения из стереометрии | Предмет стереометрия. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов. | Объяснять, что такое многогранник, его грани, ребра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое n- угольная призма, ее основания, боковые грани и боковые ребра, какая призма называется прямой и какая наклонная, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным; формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда; объяснять , что такое объем многогранника; выводить ( с помощью принципа Кавальери) формулу объема прямоугольного параллелепипеда; объяснять , какой многогранник называется пирамидой | 8 | |
8 | Повторение. Решение задач. | 6 | 1 | ||
Итого | 67 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 9 классе (Автор Л.С.Атанасян)
№ | Тема урока, раздел, темы контрольных, практических, лабораторных работ. | Элементы содержания образования | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | Требования к результату | Вид контроля |
1 | Повторение курса Геометрия 8 кл | повторение материала | 1 | 01.09 | Знать понятия вектора, нулевого вектора, длины вектора, коллинеарных векторов, равенства векторов. Уметь откладывать вектор от данной точки. Знать - операции над векторами в геометрической форме (правило треугольника, правило параллелограмма, правило многоугольника, правило построения разности векторов и вектора, получающегося при умножении вектора на число); - законы сложения векторов, умножения вектора на число; - формулу для вычисления средней линии трапеции. Уметь: пользоваться правилами при построении суммы, разности векторов; вектора, получающегося при умножении вектора на число;- применять векторы к решению задач; | ||
Гл 9 Векторы | 9 | ||||||
2 | Понятие вектора | определение вектора, виды векторов, длина вектора | изучение нового материала | 2 | 03.09 | ||
3 | Понятие вектора | закрепление изученного | 08.09 | ||||
4 | Сложение и вычитание векторов | вектор, операции сложения и вычитания векторов | изучение нового материала | 3 | 10.09 | ||
5 | Сложение и вычитание векторов | закрепление изученного | 15.09 | ||||
6 | Сложение и вычитание векторов | закрепление изученного | 17.09 | ||||
7 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов | изучение нового материала | 4 | 22.09 | ||
8 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | закрепление изученного | 24.09 | ||||
9 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | закрепление изученного | 29.09 | ||||
10 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | закрепление изученного | 01.10 | ||||
Гл 10 Метод координат | 11 | ||||||
11 | Координаты вектора | координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора | изучение нового материала | 2 | 06.10 | Знать лемму и теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам; понятие координат вектора; правила действий над векторами с заданными координатами понятие радиус-вектора точки; формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уравнения окружности и прямой, осей координат. Уметь: - раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; находить координаты вектора, выполнять действия над векторами, заданными координатами; решать простейшие задачи в координатах и использовать их при решении более сложных задач; записывать уравнения прямых и окружностей, использовать уравнения при решении задач; строить окружности и прямые, заданные уравнениями. | |
12 | Координаты вектора | закрепление изученного | 08.10 | ||||
13 | Решение задач по теме «Вектор. Координаты вектора» | обобщения и систематизации знаний | 1 | 13.10 | |||
14 | Контрольная работа №1 по теме «Вектор. Координаты вектора» | урок применения знаний и умений | 1 | 15.10 | К.р№1 | ||
15 | Простейшие задачи в координатах | радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длинавектора | изучение нового материала | 2 | 20.10 | ||
16 | Простейшие задачи в координатах | закрепление изученного | 22.10 | ||||
17 | Уравнение окружности и прямой | Уравнение окружности прямой | изучение нового материала | 3 | 27.10 | ||
18 | Уравнение окружности и прямой | закрепление изученного | 29.10 | ||||
19 | Уравнение окружности и прямой | закрепление изученного | 10.11 | ||||
20 | Решение задач по теме «Метод координат» | обобщения и систематизации знаний | 2 | 12.11 | З №1 | ||
21 | Решение задач. Зачет №1 по теме «Метод координат» | урок применения знаний и умений | 17.11 | ||||
Гл 11 Соотношение между сторонами и углами треугольника | 13 | Знать понятия синуса, косинуса и тангенса для углов от 0 до 180; основное тригонометрическое тождество; формулы приведения; теорему о площади треугольника; теоремы синусов и косинусов и измерительные работы, основанные на использовании этих теорем; определение скалярного произведения векторов; условие перпендикулярности ненулевых векторов; - выражение скалярного произведения в координатах и его свойства. методы решения треугольников. Уметь: объяснять, что такое угол между векторами; применять скалярное произведение векторов при решении геометрических задач. строить углы; применять тригонометрический аппарат при решении задач, вычислять координаты точки с помощью синуса, косинуса и тангенса угла; вычислять площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними; решать треугольники. | |||||
22 | Синус, косинус и тангенс угла. | тригонометрическое тождество, формулы приведения | изучение нового материала | 2 | 19.11 | ||
23 | Синус, косинус и тангенс угла. | закрепление изученного | 24.11 | ||||
24 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | теорема косинусов теорема о площади треугольника, формула площади | изучение нового материала | 6 | 26.11 | ||
25 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | закрепление изученного | 01.12 | ||||
26 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | закрепление изученного | 03.12 | ||||
27 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | закрепление изученного | 08.12 | ||||
28 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | закрепление изученного | 10.12 | ||||
29 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | закрепление изученного | 15.12 | ||||
30 | Скалярное произведение векторов | теорема синусов, теорема косинусов | изучение нового материала | 3 | 17.12 | ||
31 | Скалярное произведение векторов | закрепление изученного | 22.12 | ||||
32 | Скалярное произведение векторов | 24.12 | |||||
33 | Решение задач по теме « Соотношение между сторонами и углами треугольника.» Зачет №2 | теорема синусов, теорема косинусов | обобщения и систематизации знаний | 1 | 29.12 | З №2 | |
34 | Контрольная работа №2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника.» | урок применения знаний и умений | 1 | 12.01 | К.р№2 | ||
Гл 12 Длина окружности и площадь круга. | 12 | Знать определение правильного многоугольника; теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса описанной в него окружности; формулы длины окружности и дуги окружности; формулы площади круга и кругового сектора; Уметь: вычислять площади и стороны правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей; строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки; вычислять длину окружности, длину дуги окружности; вычислять площадь круга и кругового сектора. | |||||
35 | Правильные многоугольники | правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описаннойокружностей | изучение нового материала | 4 | 14.01 | ||
36 | Правильные многоугольники | закрепление изученного | 19.01 | ||||
37 | Правильные многоугольники | закрепление изученного | 21.01 | ||||
38 | Правильные многоугольники | закрепление изученного | 26.01 | ||||
39 | Длина окружности | длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора | изучение нового материала | 4 | 28.01 | ||
40 | Длина окружности | закрепление изученного | 02.02 | ||||
41 | площадь круга | изучение нового материала | 04.02 | ||||
42 | площадь круга | закрепление изученного | 09.02 | ||||
43 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга | обобщения и систематизации знаний | 3 | 11.02 | |||
44 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга.» | обобщения и систематизации знаний | 16.02 | ||||
45 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга.» Зачет №3. | обобщения и систематизации знаний | 18.02 | З №3 | |||
46 | Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности площадь круга.» | урок применения знаний и умений | 1 | 25.02 | К.р№3 | ||
Гл 13 Движения | 7 | Умение строить образы при параллельном переносе и повороте простейших геометр. фигур. Умение строить образы сложных Фигур | |||||
47 | Понятие движения | отображение плоскости на себя осевая и центральная симметрия | изучение нового материала | 2 | 01.03 | ||
48 | Понятие движения | закрепление изученного | 03.03 | ||||
49 | Параллельный перенос и поворот | параллельный перенос отображение плоскости на себя осевая и центральная симметрия | изучение нового материала | 3 | 10.03 | ||
50 | Параллельный перенос и поворот | закрепление изученного | 15.03 | ||||
51 | Параллельный перенос и поворот | обобщения и систематизации знаний | 17.03 | ||||
52 | Решение задач по теме «Движения.» | обобщения и систематизации знаний | 1 | 29.03 | |||
53 | Контрольная работа №4 по теме «Движения.» | урок применения знаний и умений | 1 | 31.03 | К.р №4 | ||
Гл 14 Начальные сведения из стереометрии | 8 | Знакомство с стереометрией и фигурами стереометрии. Умение изготавливать модели фигур из пластилина и бумаги. | |||||
54 | Предмет стереометрия. Многогранник. | Призма. Параллелепипед. Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда Пирамида Цилиндр Конус Сфера и шар | изучение нового материала | 1 | 05.04 | ||
55 | Призма. | изучение нового материала | 1 | 07.04 | |||
56 | Параллелепипед. | изучение нового материала | 1 | 12.04 | |||
57 | Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда | изучение нового материала | 1 | 14.04 | |||
58 | Пирамида | изучение нового материала | 1 | 19.04 | |||
59 | Цилиндр | изучение нового материала | 1 | 21.04 | |||
60 | Конус | изучение нового материала | 1 | 26.04 | |||
61 | Сфера и шар | изучение нового материала | 1 | 28.04 | |||
62 | Повторение курса по теме «Параллельные прямые» | обобщения и систематизации знаний | 1 | 05.05 | уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса
| ||
63 | Повторение курса по теме «Треугольники» | обобщения и систематизации знаний | 1 | 10.05 | |||
64 | Повторение курса по теме «Соотношение между сторонами и угламитреугольника» | обобщения и систематизации знаний | 1 | 12.05 | |||
65 | Повторение курса по теме «Четырехугольники» | обобщения и систематизации знаний | 1 | 17.05 | |||
66 | Повторение курса по теме «Площадь» | обобщения и систематизации знаний | 1 | 19.05 | |||
67 | Промежуточная аттестация за курс 9класса | обобщения и систематизации знаний | 1 | 24.05 | К.р | ||
Всего | 67 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия:
УМК:
- Геометрия,7-9 кл. Учебник.для общеобразоват. учреждений [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010
- Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2009г
- Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 9 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007
- Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2007
- Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. Геометрия / А.Д.Блинков, Т.М.Мищенко.- М.: Просвещение 2007 г-94 с.-(итоговая аттестация)
- Алгебра, 9 класс. Итоговая аттестация. Предпрофильная подготовка.под редакцией Д.А. Мальцева. Ростов-на -Дону, 2015.
Ф.Ф.Лысенко. Подготовка к итоговой аттестации. Издательство «Легион», Ростов -на -Дону,2015г
Технические средства обучения:
1) Компьютер.
2) Видеопроектор
Информационно-коммуникативные средства:
Тематические презентации
Интернет- ресурсы:
http://www.prosv.ru- сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Главы 9, 10. Векторы. Метод координат.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать: определение вектора, различать его начало и конец, виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;
- уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;
- уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;
- уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.
Глава 13. Движения.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;
- уметь: решать задачи, используя определения видов движения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин - длин, площадей основных геометрических фигур (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Система оценивания:
Критерии оценивания знаний, умений и навыков
обучающихся по геометрии.
Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1)работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,
но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Шкала оценок для математических диктантов
Число вопросов | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||||||||||||||||
Число верных ответов | 0 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 1 | 2 | 3 4 | 5 | 6 | 0 1 | 2 3 | 4 5 | 6 | 7 | 0 1 | 2 3 | 4 5 | 6 7 | 8 | 0 1 2 | 3 4 | 5 6 | 7 8 | 9 | 0 1 2 | 3 45 | 67 | 89 | 10 | |||||
Оценка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Шкала оценок для математических тестов
- Выполнено 86 – 100% работы – оценка «5» Выполнено 40 – 55% работы – оценка «3» Выполнено 56 – 85% работы – оценка «4» Выполнено 20 - 40% работы – оценка «2» Выполнено менее 20 % работы – оценка «1»
Система оценки планируемых результатов
Для выявления и сравнения результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются данной программой, будет проводиться контроль знаний и умений учащихся. Основная цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, через призму которых рассматриваются недостатки в осуществлении учебной деятельности, пробелы в знаниях; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений учащихся.
Контроль знаний учащихся осуществляется в виде:
- контрольных работ – используются при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений учащихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы;
- устного опроса – проводится преимущественно на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний учащихся;
- тестов – задания свободного выбора ответа и задания, где ввод ответа определенным образом ограничен. Тесты дают точную количественную характеристику не только уровня достижения учащегося, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.;
- зачетов – проверяется знание учащимися теории;
- математических диктантов;
- самостоятельных работ.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа № 1 « Метод координат»
Цель работы: контроль знаний, умений и навыков учащихся 8 класса, полученных при изучении темы.
Форма работы: письменная контрольная работа, содержащая полное решение по всем заданиям.
Вариант 1
1.Найдите координаты и длину вектора если
2. Даны координаты вершин треугольника ABC: A (-6; 1), B (2; 4), С (2; -2).
Докажите, что треугольник ABC равнобедренный, и найдите высоту треугольника, проведенную из вершины A.
3. Окружность задана уравнением Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси ординат.
Вариант 2
1.Найдите координаты и длину вектора если
2. Даны координаты вершин четырехугольника ABCD: A (-6; 1), B (0; 5), С (6; -4),D (0; -8).
Докажите, что ABCD – прямоугольник, и найдите координаты точки пересечения его диагоналей.
3. Окружность задана уравнением Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси абсцисс.
Контрольная работа № 2
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов.
Цель работы: контроль знаний, умений и навыков учащихся 8 класса, полученных при изучении темы.
Форма работы: письменная контрольная работа, содержащая полное решение по всем заданиям.
Вариант 1
1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох, если А(-1; 3).
2. Решите треугольник АВС, если
3. Найдите косинус угла М треугольника KLM, если К(1; 7), L(-2; 4), М(2; 0).
Вариант 2
1. Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью Ох, если В(3; 3).
2. Решите треугольник ВСD, если
3. Найдите косинус угла А треугольника АВC, если А(3; 9), В(0;6), С(4;2).
Контрольная работа №3
Длина окружности и площадь круга
Цель работы: контроль знаний, умений и навыков учащихся 8 класса, полученных при изучении темы.
Форма работы: письменная контрольная работа, содержащая полное решение по всем заданиям.
Вариант 1
1. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2.
3. найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если её градусная мера равна 150о.
Вариант 2
1. Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите длину окружности, если площадь вписанного в неё правильного шестиугольника равна .
3. Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120о, а радиус круга равен 12 см.
Контрольная работа №4
Движения
Цель работы: контроль знаний, умений и навыков учащихся 8 класса, полученных при изучении темы.
Форма работы: письменная контрольная работа, содержащая полное решение по всем заданиям.
Вариант 1
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2 и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, четырехугольник О1МDО2 является параллелограммом.
Вариант 2
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, Являющейся серединой боковой стороны CD..
2. Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Промежуточная аттестация по геометрии
9 класс
Цель работы: контроль знаний, умений и навыков учащихся 8 класса
Форма работы тест
1 вариант
№ | Текст задания | Варианты ответов | |
1 2б | В прямоугольном треугольнике отношение прилежащего катета к гипотенузе называется. | а) sin α; | б) cos α; |
в) tg α; | г) ctg α. | ||
2 2б | Гипотенуза треугольника 5 см, один из катетов равен 4 см. Чему равен второй катет? | а) 3 см; | б) 0 см; |
в) 1 см; | г) другой ответ | ||
3 2б | Окружность задана уравнением х2 + у2 = 4. Чему равны координаты центра окружности? | а) (0; 4); | б) (1; 1); |
в) (0; 0); | г) другой ответ | ||
4 3б | Найди периметр параллелограмма, изображенного на рисунке. | а) 20 см; | б) 14 см; |
в) 16 см; | г) 10 см. | ||
5 3б | Треугольник АВС – прямоугольный, ∠ С = 90о; СД – высота, ∠ А = 60о; СД = 6. Найди катет ВС. | а) ; | б) 9; |
в) ; | г) . | ||
6 3б | Даны точки С (-3; 2) и Д (1; 8), точка М лежит на оси ОХ и равноудалена от точек С и Д. Найди абсциссу точки М. | а) ; | б) ; |
в) | г) 6,5 | ||
7 3б | В треугольнике АВС ДЕ || АС, S∆ ДВЕ = 4 см2; SАДЕС = 5 см2; ДЕ = 7 см. Найди АС. | а) см; | б) 10,5 см; |
в) 12 см; | г) 9 см. | ||
8 3б | В треугольнике СДК СД = 8 см; КД = 6 см и СК = 4 см. Найди медиану ДМ. | а) см; б) 6,5 см; в) см; г) . | |
9 3б | АВСД – параллелограмм. Вырази через векторы и вектор , где М – середина СД и ВК : КС = 2 : 1. | а) ; | б) ; |
в) ; | г) . | ||
10 2б | Дано: окружность с центром О, ∠ ВАС = 45о диаметр равен 16 см. Найти: хорду ВС. | а) см; | б) 8 см; |
в) см; | г) см. |
2 вариант
№ | Текст задания | Варианты ответов | |||||||||
1 2б | В прямоугольном треугольнике отношение противолежащего катета к гипотенузе называется. | а) ctg α; | б) tg α; | ||||||||
в) cos α; | г) sin α. | ||||||||||
2 2б | Катеты прямоугольного треугольника равны 3см и 4 см. Чему равна гипотенуза? | а) 7 м; | б) 1 м; | ||||||||
в) 5 м; | г) другой ответ | ||||||||||
3 2б | Окружность задана уравнением х2 + у2 = 25. Чему равен радиус окружности? | а) 5; | б) 0,5; | ||||||||
в) 25; | г) другой ответ | ||||||||||
4 3б | Найди периметр параллелограмма, изображенного на рисунке. | а) 40 см; | б) 20 см; | ||||||||
в) 60 см; | г) 80 см. | ||||||||||
5 3б | Треугольник СДЕ – прямоугольный, ∠ Д = 90о; ДК – высота, ∠ Е = 30о; КД = 8. Найди катет СД. | а) 16 см; | б) см; | ||||||||
в) см; | г) 12 см. | ||||||||||
6 3б | Даны точки А (-1; 2) и В (3; 8), точка С лежит на оси абсцисс и равноудалена от точек А и В. Найди абсциссу точки С. | а) 8; | б) 8,5; | ||||||||
в) ; | г) . | ||||||||||
7 3б | В треугольнике АВС ДЕ || АС, S∆ДВЕ=9см2; SАДЕС=7см2; АС = 20 см. Найди ДЕ. | а) 12,5 см; | б) 16 см; | ||||||||
в) 15 см; | г) 18 см. | ||||||||||
8 3б | В треугольнике АВС АВ = 8 см; ВС = 10 см и АС = 12 см. ВД – медиана треугольника АВС. Найди её длину. | а) см; б) см; в) 7,5 см; г) см. | |||||||||
9 3б | АВСД – параллелограмм. и . Вырази через векторы и вектор , где Е – середина АВ и ВF : FС = 1 : 3. | а) ; | б) ; | ||||||||
в) ; | г) . | ||||||||||
10 2б | Дано: окружность с центром О, ∠ MEN = 45о; MN = 18 см. Найти: радиус OM | а) см; | б) 9 см; | ||||||||
в) см; | г) см. | ||||||||||
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Выбор ответа | I | б | а | в | а | г | г | б | г | а | в |
II | г | в | а | г | а | б | в | б | в | г |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №15
№_____ от ____________20___г
___________________Кравченко И.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________Кравченко И.А
«____»_____________20___г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа геометрия 9класс
геметрия атанасян 9 класс рабочая программа...
рабочая программа по геометрии 9класс
Рабочая программа по геометрии разработана по учебнику Геометрия 9класс автора Атанасяна...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9класс ,Л.С. Атанасян, 2 часа в неделю
Планирование составлено на основе обязательного минимума содержательной области образования»Математика»а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по геометрии, 9класс, Погорелов
программа составлена учитывая все требования ФГОС...
рабочая программа по геометрии 9класс
рабочая программма по геометриии 9 класс...
Рабочая программа по геометрии 9класс
Геометрия 9 кл, Л.А.Атанасян...