Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Мелешкина Вера Геннадьевна

Рабочая программа по геометрии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geometriya_2015-2016.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 17

Филиал средняя общеобразовательная школа №3

Рассмотрено:                                        Согласовано:                                   Утверждено:

На заседании РМО                               Зам директора по УВР:                    Директор МОУ СОШ№ 17

Протокол № 1                                      _________________                               _______________

_________________                             Болдова Н.Н                                        Руднева  Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

         Предмет: Геометрия

         Класс: 7

         Учитель: Мелешкина В.Г.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Преподавание дисциплин образовательной области «Математика» в соответствии с ОБУП  осуществляться в полном соответствии с требованиями следующих документов:

  • Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки России от 27.12.2011 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
  • Приказ ГУОиН Челябинской области от 01.07.2004 г. № 02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области».
  • Приказа министерства образования и науки Российской Федерации №889 от 30 августа 2010 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации»;
  • Приказа министерства образования и науки Челябинской области №04-997 от 16 июня 2011 года  «О формировании  учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»;
  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
  • Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 13.11.2003 г. №14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
  • Документы  МОиН Челябинской области по нормативно-правовому обеспечению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2015-2016 учебном году.
  • Методическое письмо МОиН Челябинской области от 16.07.2012г. №24/5135 «Об особенностях преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году.
  • Учебный план МОУ СОШ № 131 на 2012-2013 учебный год.

            Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

 развить представления о числе и роли  вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр-примеры , использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

 Преимущественными целями изучения геометрии являются:

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится не менее 220 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Геометрия
(220 ч)

Начальные понятия и теоремы геометрии.

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число π; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы.

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования.

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки.

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Правильные многогранники.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ
 ВЫПУСКНИКОВ 

В результате изучения геометрии ученик должен

знать/понимать[1] 

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

                                           Геометрия

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

Организация учебно-воспитательного процесса

     Учитывая средний уровень обученности учащихся, планируется использовать традиционную технологию организации учебно-познавательной деятельности. При изучении отдельных тем использую исследовательские методы и метод проектов. При организации контроля использую разноуровневую дифференциацию.

                                    Календарно-тематическое планирование

                   Уроков      геометрии          на  2015–2016   учебный год.

                   Учитель: Мелешкина Вера Геннадьевна

                    Класс: 7

                    Количество часов по школьному учебному плану: 2 часа

                    Количество часов по программе: 70 часов

                                       Количество часов по четвертям:

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Год

Количество часов

16

16

22

16

70

Плановых контрольных  работ

1

1

2

1

5

Административных контрольных работ

1

1

Планирование составлено на основе:

Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с Методическим письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

                                                   

                                                          УМК

  1. Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов,   С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013 г.

2.  Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. Дидактические материалы по геометрии 7 класс- М.: Просвещение, 2013 г.

3.  Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И.Юдина  Рабочая тетрадь. Геометрия 7 - М.: Просвещение, 2013 г.


Календарно тематическое планирование

по геометрии 7 класс  «Геометрия 7-9» Атанасян Л.С.

№ пп

Содержание учебного

материала

Кол- во

часов

сроки

Требования обязательного минимума

Содержания образования

Прогнозируемый результат

подготовки

Форма контроля и

учета знаний

повторение

 Г1  Начальные геометрические сведения-10 ч

1

Прямая и отрезок

1

Строить точку, прямую, отрезок.

Знать определение прямой, обозначать точку, прямую. Уметь строить точку, прямую, отрезок.

ДМ С-1

Прямая, линия, точка.

2

Луч и угол

1

Виды углов, обозначение углов, лучей.

Знать определение луча и угла. Уметь строить и обозначать углы, лучи,

определять виды углов.

ДМ С-2

Луч, угол

3

Сравнение отрезков и углов

1

Равные геометрические фигуры, середины отрезка, биссектриса угла.

Уметь сравнивать отрезки и углы, строить биссектрису угла.

ДМ С-3

Равные прямоугольники, квадраты

4-5

Измерение отрезков.

2

Длина отрезка,  измерение отрезков

Знать инструменты для измерения углов и отрезков, запись углов и отрезков

ДМ С-4

Единица измерения отрезков

6

Измерение углов.

1

        

Градусная мера углов, измерение угла транспортиром

Знать единицы измерения углов,

Уметь измерять транспортиром

углы

Виды углов

7-8

Перпендикулярные прямые.

2

Смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые.

Знать определение смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых, их свойства. Уметь строить перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы

ДМ С-5

Единица измерения углов

9

Контрольная работа №1

1

 ДМ К-1

Г 2  Треугольники-17 ч

10-12

Первый признак равенства

 треугольников.

3

 Треугольник и

его элементы

Знать первый признак равенства треугольников

Уметь доказывать его и применять при решении задач.

ДМ С-7

Треугольник и его элементы

13-15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

3

Медианы, биссектрисы, высоты, равнобедренный, равносторонний треугольник

Знать теорему о перпендикуляре к прямой, понятия медианы, биссектрисы и высоты треугольника, свойства равнобедрен. треугольника. Уметь применять при решении задач.

ДМ С-8

Треугольник, отрезок, луч

16-19

Второй и третий признаки равенства треугольников

4

Определение и доказательство признаков.

Знать второй и третий признак равенства треугольников

Уметь доказывать их и применять при решении задач.

ДМ С-9,10

1 признак

20-22

Задачи на построение

3

Построение треугольника с помощью циркуля и линейки.

Знать понятия центр окружности, радиус, хорда. Уметь выполнять построение биссектрисы, медианы, высоты с помощью циркуля и линейки.

ДМ С-11

Окружность, медиана, биссектриса, высота

23-25

Решение задач.

3

Признаки равенства треугольников.

Уметь решать задачи, строить циркулем и линейкой.

ДМ С-12

1,2,3 признаки

26

Контрольная работа №2

1

ДМ К-2

Г3  Параллельные прямые- 13ч

27-30

Признаки параллельности двух прямых

4

 Параллельные прямые, признаки параллельности  двух прямых

Знать определение параллельных прямых, понятие накрест лежащих соответственных и односторонних углов, признаки параллельности

Уметь применять при решении задач.

ДМ С-13

Прямые углы, величины углов.

31-33

Аксиома параллельных прямых.

3

Аксиома параллельных прямых

Знать аксиому и следствие из неё, уметь доказывать следствие и применять его.

ДМ С-14

Параллельные прямые

34-35

Свойства параллельных прямых

2

Аксиомы геометрии

Знать аксиомы и свойства, уметь применять  при решении задач.

ДМ С-15

Параллельныепрямые

36-38

Решение задач.

3

Уметь решать задачи на параллельность

ДМ С-16

39

Контрольная работа №3

1

ДМ К-3

Г 4  Соотношение между сторонами и углами треугольника-18ч

40-41

Сумма углов треугольника

2

Теорема о сумме углов треугольника

Знать теорему о сумме углов треугольника, уметь доказывать и применять при решении задач.

ДМ С-17

42-44

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

3

Теоремы о  соотношении сторон и углов  треугольника

Уметь доказывать теорему и применять при решении задач.

ДМ С-18,19

 Измерение углов, элементы треугольника

45

Контрольная работа №4

1

ДМ К-4

46-49

Прямоугольные треугольники

4

 Признаки прямоугольных треугольников

Знать определение, свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Уметь применять свойства и признаки при решении задач.

ДМ С-20,21

Признаки равенства треугольников

50-53

Построение треугольника по трем элементам.

4

Перпендикуляр к прямой, теорема о перпендикуляре

Уметь строить треугольник по трем элементам

ДМ С-22

Виды треугольников и углов

54-56

Решение задач.

3

 Уметь применять свойства и признаки при решении задач.

ДМ С-23

Построение циркулем и линейкой.

57

Контрольная работа №5

1

ДМ К-5

58-59

Повторение по теме «Измерение отрезков и углов»

2

Знать и уметь измерять углы и отрезки

ДМ  математический диктант №1

60-63

Треугольники

4

Знать признаки, свойства, теоремы о равных  треугольниках. Уметь применять при решении задач

ДМ  математический диктант №2

64-65

Параллельные прямые

2

Знать и уметь применять признаки параллельных прямых, свойства.

ДМ  математический диктант №3

66-67

Задачи на построение

2

Знать и уметь применять основные построения, построение треугольников по трем элементам

ДМ  математический диктант №4

68

Административная контрольная работа

1

69-70

Резерв

2

Итого

70



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....