Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 17
Филиал средняя общеобразовательная школа №3
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
На заседании РМО Зам директора по УВР: Директор МОУ СОШ№ 17
Протокол № 1 _________________ _______________
_________________ Болдова Н.Н Руднева Л.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Геометрия
Класс: 7
Учитель: Мелешкина В.Г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Преподавание дисциплин образовательной области «Математика» в соответствии с ОБУП осуществляться в полном соответствии с требованиями следующих документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки России от 27.12.2011 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
- Приказ ГУОиН Челябинской области от 01.07.2004 г. № 02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области».
- Приказа министерства образования и науки Российской Федерации №889 от 30 августа 2010 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации»;
- Приказа министерства образования и науки Челябинской области №04-997 от 16 июня 2011 года «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»;
- Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
- Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 13.11.2003 г. №14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
- Документы МОиН Челябинской области по нормативно-правовому обеспечению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2015-2016 учебном году.
- Методическое письмо МОиН Челябинской области от 16.07.2012г. №24/5135 «Об особенностях преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году.
- Учебный план МОУ СОШ № 131 на 2012-2013 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр-примеры , использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Преимущественными целями изучения геометрии являются:
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится не менее 220 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Геометрия
(220 ч)
Начальные понятия и теоремы геометрии.
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число π; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Векторы.
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования.
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки.
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
Правильные многогранники.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Геометрия
уметь
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Организация учебно-воспитательного процесса
Учитывая средний уровень обученности учащихся, планируется использовать традиционную технологию организации учебно-познавательной деятельности. При изучении отдельных тем использую исследовательские методы и метод проектов. При организации контроля использую разноуровневую дифференциацию.
Календарно-тематическое планирование
Уроков геометрии на 2015–2016 учебный год.
Учитель: Мелешкина Вера Геннадьевна
Класс: 7
Количество часов по школьному учебному плану: 2 часа
Количество часов по программе: 70 часов
Количество часов по четвертям:
1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | Год | |
Количество часов | 16 | 16 | 22 | 16 | 70 |
Плановых контрольных работ | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Административных контрольных работ | 1 | 1 |
Планирование составлено на основе:
Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с Методическим письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
УМК
- Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013 г.
2. Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. Дидактические материалы по геометрии 7 класс- М.: Просвещение, 2013 г.
3. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И.Юдина Рабочая тетрадь. Геометрия 7 - М.: Просвещение, 2013 г.
Календарно тематическое планирование
по геометрии 7 класс «Геометрия 7-9» Атанасян Л.С.
№ пп | Содержание учебного материала | Кол- во часов | сроки | Требования обязательного минимума Содержания образования | Прогнозируемый результат подготовки | Форма контроля и учета знаний | повторение | |
Г1 Начальные геометрические сведения-10 ч | ||||||||
1 | Прямая и отрезок | 1 | Строить точку, прямую, отрезок. | Знать определение прямой, обозначать точку, прямую. Уметь строить точку, прямую, отрезок. | ДМ С-1 | Прямая, линия, точка. | ||
2 | Луч и угол | 1 | Виды углов, обозначение углов, лучей. | Знать определение луча и угла. Уметь строить и обозначать углы, лучи, определять виды углов. | ДМ С-2 | Луч, угол | ||
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | Равные геометрические фигуры, середины отрезка, биссектриса угла. | Уметь сравнивать отрезки и углы, строить биссектрису угла. | ДМ С-3 | Равные прямоугольники, квадраты | ||
4-5 | Измерение отрезков. | 2 | Длина отрезка, измерение отрезков | Знать инструменты для измерения углов и отрезков, запись углов и отрезков | ДМ С-4 | Единица измерения отрезков | ||
6 | Измерение углов. | 1
| Градусная мера углов, измерение угла транспортиром | Знать единицы измерения углов, Уметь измерять транспортиром углы | Виды углов | |||
7-8 | Перпендикулярные прямые. | 2 | Смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые. | Знать определение смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых, их свойства. Уметь строить перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы | ДМ С-5 | Единица измерения углов | ||
9 | Контрольная работа №1 | 1 | ДМ К-1 | |||||
Г 2 Треугольники-17 ч | ||||||||
10-12 | Первый признак равенства треугольников. | 3 | Треугольник и его элементы | Знать первый признак равенства треугольников Уметь доказывать его и применять при решении задач. | ДМ С-7 | Треугольник и его элементы | ||
13-15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 3 | Медианы, биссектрисы, высоты, равнобедренный, равносторонний треугольник | Знать теорему о перпендикуляре к прямой, понятия медианы, биссектрисы и высоты треугольника, свойства равнобедрен. треугольника. Уметь применять при решении задач. | ДМ С-8 | Треугольник, отрезок, луч | ||
16-19 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 4 | Определение и доказательство признаков. | Знать второй и третий признак равенства треугольников Уметь доказывать их и применять при решении задач. | ДМ С-9,10 | 1 признак | ||
20-22 | Задачи на построение | 3 | Построение треугольника с помощью циркуля и линейки. | Знать понятия центр окружности, радиус, хорда. Уметь выполнять построение биссектрисы, медианы, высоты с помощью циркуля и линейки. | ДМ С-11 | Окружность, медиана, биссектриса, высота | ||
23-25 | Решение задач. | 3 | Признаки равенства треугольников. | Уметь решать задачи, строить циркулем и линейкой. | ДМ С-12 | 1,2,3 признаки | ||
26 | Контрольная работа №2 | 1 | ДМ К-2 | |||||
Г3 Параллельные прямые- 13ч | ||||||||
27-30 | Признаки параллельности двух прямых | 4 | Параллельные прямые, признаки параллельности двух прямых | Знать определение параллельных прямых, понятие накрест лежащих соответственных и односторонних углов, признаки параллельности Уметь применять при решении задач. | ДМ С-13 | Прямые углы, величины углов. | ||
31-33 | Аксиома параллельных прямых. | 3 | Аксиома параллельных прямых | Знать аксиому и следствие из неё, уметь доказывать следствие и применять его. | ДМ С-14 | Параллельные прямые | ||
34-35 | Свойства параллельных прямых | 2 | Аксиомы геометрии | Знать аксиомы и свойства, уметь применять при решении задач. | ДМ С-15 | Параллельныепрямые | ||
36-38 | Решение задач. | 3 | Уметь решать задачи на параллельность | ДМ С-16 | ||||
39 | Контрольная работа №3 | 1 | ДМ К-3 | |||||
Г 4 Соотношение между сторонами и углами треугольника-18ч | ||||||||
40-41 | Сумма углов треугольника | 2 | Теорема о сумме углов треугольника | Знать теорему о сумме углов треугольника, уметь доказывать и применять при решении задач. | ДМ С-17 | |||
42-44 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 3 | Теоремы о соотношении сторон и углов треугольника | Уметь доказывать теорему и применять при решении задач. | ДМ С-18,19 | Измерение углов, элементы треугольника | ||
45 | Контрольная работа №4 | 1 | ДМ К-4 | |||||
46-49 | Прямоугольные треугольники | 4 | Признаки прямоугольных треугольников | Знать определение, свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Уметь применять свойства и признаки при решении задач. | ДМ С-20,21 | Признаки равенства треугольников | ||
50-53 | Построение треугольника по трем элементам. | 4 | Перпендикуляр к прямой, теорема о перпендикуляре | Уметь строить треугольник по трем элементам | ДМ С-22 | Виды треугольников и углов | ||
54-56 | Решение задач. | 3 | Уметь применять свойства и признаки при решении задач. | ДМ С-23 | Построение циркулем и линейкой. | |||
57 | Контрольная работа №5 | 1 | ДМ К-5 | |||||
58-59 | Повторение по теме «Измерение отрезков и углов» | 2 | Знать и уметь измерять углы и отрезки | ДМ математический диктант №1 | ||||
60-63 | Треугольники | 4 | Знать признаки, свойства, теоремы о равных треугольниках. Уметь применять при решении задач | ДМ математический диктант №2 | ||||
64-65 | Параллельные прямые | 2 | Знать и уметь применять признаки параллельных прямых, свойства. | ДМ математический диктант №3 | ||||
66-67 | Задачи на построение | 2 | Знать и уметь применять основные построения, построение треугольников по трем элементам | ДМ математический диктант №4 | ||||
68 | Административная контрольная работа | 1 | ||||||
69-70 | Резерв | 2 | ||||||
Итого | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-295107-1380387523.png)
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/14/picture-336166-1544779343.png)
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/14/picture-336166-1544779343.png)
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-133402-1393333915.jpg)
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-647104-1435777376.jpg)
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-330099-1383072430.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....