рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

рабочая программа по геометрии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_geometriya_8_klass.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Болчаровская средняя общеобразовательная школа

     

утверждаю

                                                                                        Директор школы:___________________  

                                                                                                                          С.В. Яворских                    

                                                                            от «____»  _________      20__г      

                        

          ПО                     геометрии

         Класс :              ______      ___8___________________  

        по учебнику:              геометрия 7-9 ___

 

          ИЗДАТЕЛЬСТВО:   Москва «Просвещение» ГОД ИЗДАНИЯ :  2011              

         Авторы   учебника :   Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.

                                                         

                                                              составитель:

                                                                                   учитель информатики, математики   

                                                                       Конради Елена Валерьевна

                                       

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Статус  документа

Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе документа: Примерные программы по учебным предметам.  Математика 5-9 классы. М.Просвещение, 2010г

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса, ориентирована на использование учебника «геометрия 7-9» Л.С.Атанасян.

Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).

Примерная программа основного общего образования по математике

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени обучения.

 Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования , она необходима для приобретения  конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка  описания объектов окружающего мира , развития пространственного воображения  и  интуиции, математической культуры т эстетического воспитания учащихся. Изучении геометрии вносит вклад в развитие  логического мышления и формирование понятия доказательства.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводиться 2 часа в неделю, всего 70 часов в год, в том числе на контрольные работы 5 часов.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОБУЧЕНИЯ

Четырехугольник. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.

Основная цель – изучить наиболее важные виды четырёхугольников: параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция; дать представление о фигурах, обладающих осевой и центральной симметрией.

Площадь. Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Основная цель – расширить и углубить представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из самых главных теорем геометрии - теорему Пифагора.

Подобные треугольники. Подобные треугольники. Признаки  подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

 Основная цель- ввести понятие  подобных треугольников; рассмотреть  признаки  подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Основная цель- расширить сведения об окружности, изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

Цели:

 Изучение предмета направлено на достижение  следующих  целей :

- овладение системой знаний и умений , необходимых для применения в практической  деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

-интеллектуальное развитие , формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, ясности. Точности мыслей .критичности мышления , интуиции, способностей к преодолению трудностей

-формирование представлений об идеях и методах  геометрии как универсального  языка науки и техники, воспитание культуры личности. Отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры.

Результаты обучения:

 Представлены  в Требованиях к уровню подготовки и задают систему  итоговых результатов обучения , которых должны достичь  все учащиеся , оканчивающие 8 классов  , и достижение которых  является обязательным  условием положительной аттестации ученика  за курс 8 класса. Эти требования  структурированы по трем компонентам : знать , уметь ,  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности .

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учеников

В результате изучения геометрии ученик должен

уметь

-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;

-изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования планиметрических фигур;

-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, ), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

Знать :

- основные  понятия и определения  геометрических фигур по программе.

-формулировки основных теорем и их следствия

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин  - длин, площадей основных геометрических фигур (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Структура учебно-тематического плана.

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Контроль

Вводное повторение

2

1.

ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ

14

1

2.

ПЛОЩАДЬ

14

1

3.

ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

19

1

4.

ОКРУЖНОСТЬ

17

2

ПОВТОРЕНИЕ.

2

68

5

Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

1 четверть

1

Контрольная работа №1: «Четырехугольники»

1

II

четверть

1

Контрольная работа №2: «Площадь»

1

1

III четверть

2

Контрольная работа №3: «ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ»

Контрольная работа №4: «Применение подобия к решению задач»

1

1

IV четверть

1

Контрольная работа №5: «ОКРУЖНОСТЬ»

1

Календарно-тематическое планирование

Планирование составлено на основе  программы   общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 кл./ Сост. Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2008, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ

 Учебник__ Геометрия, 7 – 9: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2006

Цели изучения курса:

--развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли ;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы.

       

Задачи курса:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

Компетенции

Учебно-познавательные

1

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

ИКТ

2

расширение знаний об объектах и их информационных моделях;

закрепление и расширение знаний и умений по технологии в системной среде Windows;

освоение технологии работы в табличном процессоре Excel;

освоение технологии работы в текстовом редакторе Word

развитие алгоритмического мышления учащегося посредством изучения основ алгоритмизации и программирования;

формирование представления об основах представления информации в компьютере;

закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению информационных технологий.

  • При помощи реальных объектов (теливизора, магнитофона, телефона, факса, компьютера, принтера, модема, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозаписи, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:
  • умение извлекать учебную информацию на основе сопоставления анализа рисунков, моделей, учебных электронных изданий.
  • умение пользоваться предметным указателем  энциклопедией и справочником для нахождения информации.
  • умения пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации.
  • умения предоставлять содержания прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Ценностно-ориентированная

3

определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действии и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Коммуникативные

4

  • Включает знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающим миром и удаленными людьми и событиями. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируются необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изученного предмета или образовательной области. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартом:
  • умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
  • умения перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
  • выбор и использование выразительных средств языка и языковых систем               (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)       соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, учувствовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Профориентационные

5

включает  в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимым для жизни в современном обществе навыками и социальной активности и функциональной грамотности.

Здоровье-сберегающие

6

  • направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональное саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основаниями безопасной жизнедеятельности личности. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки:
  • самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели,  планирование, определение оптимального соотношения цели и средств).
  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникающих трудностей.
  • соблюдение норм поведения в компьютерном классе.
  • Оценивание свои деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.


п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

Компет.

Коли-

чество

 часов

Дата

Домашнее задание

план

факт

1

Повторение. Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые.

Уметь выполнять задачи из разделов курса VII класса: призн равенства треуг-ов; соотношения между сторонами и углами треугольника; признаки и свойства параллельных прямых. Знать понятия: теорема, свойство, признак.

Практикум: р/з из курса геометрии VII класса. Решение задач по готовым чертежам. Групповой контроль.

1,3,6

1

2

Повторение. Признаки равенства треугольников. Задачи на построение.

1

ГЛАВА V ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ

14

§1. МНОГОУГОЛЬНИКИ.

1,2,5,6,

3

Многоугольник. Выпуклый многоугольник, п.39, 40.

Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы; знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника и решать задачи типа 364 – 370. Уметь находить углы многоугольников, их периметры.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лекция с элементами дискуссии). Тематический и групповой контроль.

1

п.39, 40.

 №364 а,б

365а,б,г

368

4

Четырехугольник, п.41.

Урок обобщения и систематизации знаний. С/Р. Индивидуальный письменный контроль.

1

№366, 369, 370

РТ №1,2,7

§2. ПАРАЛЛЕЛОГРАММ И ТРАПЕЦИЯ.

1,3,4,6

6

5

Параллелограмм, п.42.

Знать опр-я параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств и призн паралл-ма и равнобедр-ой трапеции,  основные типы задач на построение;

уметь их доказывать и применять при решении задач типа 372 – 377, 379 – 383, 39О. Уметь выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки; используя свойства параллелограмма и равнобедренной трапеции уметь док некоторые утв_я. 

Знатьформулировку теоремы Фалеса

Уметь применять теорему в процессе решения задач, выполнять задачи на построение четырехугольников.

Комбинированный урок. М/Д.

1

п.42. №371а, 372в, 376б,г

6

Свойства и признаки параллелограмма, п.43.

Урок теоретических С/Р.   ИК.

1

п.43. 383,373,378

РТ №10,12

7

Решение задач на свойства и признаки параллелограмма.

Практикум. С/Р ИК.

1

№375, 380, 384в,

 РТ №14

8

Трапеция, п.44.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

п.44. №386,387, 390

9

Теорема Фалеса. Зад №385

Урок закрепления знаний. Практ. С/Р. ИК

1

№391, 392

РТ №17

10

Задачи на построение циркулем и линейкой.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся. П/р

1

№394,393а,396

§3. ПРЯМОУГОЛЬНИК. РОМБ. КВАДРАТ.

1,2,3,4,6

6

11

Прямоугольник, п.45.

Знать определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков.

 Уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач типа 401 – 415.

Знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки.

Уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией.

Урок практических с/р   Тематический контроль.

1

п.45. №399, 401, 404

12

Ромб и квадрат, п.46.

Самост. Изучение теории. СК  ИК

1

п46 №405, 409, 411

13

Осевая и центральная симметрии, 47.

Усвоение изученного материала в проц р/з С/Р обучающего характера с пров на ур. СК

1

п47 №415б, 413а, 410

14

Решение задач.

Практическая работа.

1

№406, 401б

15

Решение задач.

Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к контрольной работе.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. Групповой, устный и письменный контроль. Тестирован.

1

№412, 413б

16

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 «Четырехугольники», п.39-46.

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. Находить углы , используя свойства диагоналей  прямоугольника, свойства трапеции; находить стороны параллелограмма.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

РТ №20,22

ГЛАВА VI  ПЛОЩАДЬ

14

§1. ПЛОЩАДЬ МНОГОУГОЛЬНИКА.

1,6,4,

17

Анализ контрольной работы. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата, п.48, 49.

Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника. Уметь вывести формулу для вычисления, вычислять площадь квадрата,

площади прямоугольника и использовать ее при решении задач типа 447 – 454, 457.

Урок с частично- поисковой деятельностью.

1

п.48, 49. №448, 449б, 446

18

Площадь прямоугольника, п.50.

С/Р обучающего характера с проверкой на уроке. ИК.

1

п.50. 454, 455, 456 РТ №32

§2. ПЛОЩАДИ ПАРАЛЛЕЛОГ РАММА, ТРЕУГОЛЬНИКА И ТРАПЕЦИИ.

1,2,3,5,6

19

Площадь параллелограмма, п.51.

Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма,

треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять все изученные формулы при решении задач типа 459 – 464, 468 – 472, 474.

Изучение нового материла. МД

1

п.51.№460, 464а, 459в,г

20

Площадь треугольника, п.52.

Изучение нового материла. С/Р обучающего характера.

1

п.52. № 468в, 473, 469

21

Площадь трапеции, п.53.

Изучение нового материла. С/Р обучающего характера.

1

п.53.№476б, 480а, 481

22

Решение задач по теме «Площадь треугольника»

Уметь применять все изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. Групповой  пись

менный контроль.

1

п.52.479а, 476а, 477

23

Решение задач  «Площадь многоугольника»

1

№466, 480б,в

24

Тестирование по теме «Решение задач на нахождение площади»

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач.

Персональный письменный контроль.

1

РТ №35,40,41

§3. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА.

1,2,3,4,5,6,

6

25

Теорема Пифагора, п.54.

Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки. Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач типа 483 – 499 (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике).

Изучение нового материала. Повторение (задачи

по готовым чертежам). ГК.

1

п.54.№483 в,г, 484г,д, 486в, РТ №47

26

Теорема, обратная теореме Пифагора, п.55.

Изучение нового материала. Тест. ИК.

1

п.55. №498,г,д, 499б, 488   РТ №49

27

Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы.

Уметь применять теоремы при решении задач типа 483 – 499 (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике).

Урок закрепления знаний. Практикум. Проверочная С/Р. ИК.

1

№489а,в, 491а, 493   РТ №50

28

Решение задач.

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач; в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. Групповой  контр.

1

№495,б, 494, 490а,  №524 –устно

29

Решение задач.

Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к контр.работе.

Урок зачет. Фронтальный опрос. ФК.

1

№490в, 497,503,518

30

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 «Площадь», п.47-55.

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

502, 516

ГЛАВА VII  ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

19

§1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДОБНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.

1,6,4,

31

Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников, п.56, 57.

Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Беседа. ГК.

1

п.56, 57.№534а,б, 536а, 538   РТ №53

32

Отношение площадей подобных треугольников, п.58.

и свойство биссектрисы треугольника (задача 535). Уметь определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач типа 535 – 538, 541.

Изучение нового материла. С/Р обучающего характера. Взаимный контроль

1

п.58.№544, 546, 549

§2. ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.

1,2,3,6

5

33

Первый признак подобия треугольников, п.59.

Знать формулировку первого признака подобия треугольников, основные этапы его; Уметь его доказывать и применять при решении задач.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Беседа. ГК.

1

п.59. №459, 550, 551б, 555б

34

Решение задач на применение первого признак подобия треугольников,

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач, выполнять чертёж по условию задачи.

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по р/з СК.

1

п.59.552а,б, 557в, 558, 556

35

Второй и третий признаки подобия треугольников, п.60, 61.

Знать признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков. Уметь доказывать признаки подобия и применять их при р/з550 – 555, 559 – 562.

Изучение нового материла. С/Р обуч хар. Взаимный контроль

1

п.60, 61.№559, 560, 561

36

Решение задач.

Урок обобщения и систематизации знаний.  СР.

1

п.60, 61. 562, 563, 604

37

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 «Признаки подобия треугольников», п. 56-61.

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач, знать отношения периметров и площадей; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. ФК

1

РТ №55,58

§3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.

7

38

 Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника, п.62.

Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике., свойства высоты прямоугольного треугольника, проведённого из вершины прямого угла. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач типа 567, 568, 570, 572 – 577, а также уметь находить элементы прямоугольного треугольника, используя свойства высоты, с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение типа 586 – 590.

Изучение нового материала. Тест.

1

п.62. №556, 570, 571   РТ № 61,63

39

Свойство медианы треугольника.п.62.

Изучение нового материала. ИК

1

п.62. №568, 569, РТ № 64,65

40

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п.63.

Изучение нового материла. Обучающая С/Р. ИК.

1

п.63. №572а,в, 573, 574б

41

Решение задач по теме «Пропорциональные отрезки  в прямоугольном треугольнике» п.63.

Знать: теорему о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике

Уметь: использовать теоремы при решении задач

Урок обобщения и систематизации знаний.  СР.

1

№575, 577, 579

42

 Измерительные работы на местности. П.64.

Знать: как находить расстояние до недоступной точки.  Уметь: использовать подобие треугольников в измерительных работах на местности, описывать реальные ситуации на языке геометрии.

Практическая работа «Измерительные работы на местности», ГК

1

п.64. в13, № 580, 581

43

 Задачи на построение.

Знать: этапы построения.

Уметь: строить биссектрису, высоту, медиану треугольника; угол, равный данному; прямую, параллельную данной.

Урок обобщения и систематизации знаний.  Практикум. ИК

1

№585б,в, 587, 590

44

Задачи на построение методом подобных треугольников.

Знать: метод подобия 

Уметь: применять метод подобия при решении задач на построение.

Урок обобщения и систематизации знаний.  Практикум. ИК

1

п.64. в14 №606, 607, 629

§4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА.

5

45

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, п.66.

Знать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, основное тригонометрическое тождество, соотношения между сторонами и углами  прямоугольного треугольика.

Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой, решать прямоугольные треугольники, используя определение синуса, косинуса и тангенса острого угла

Изучение нового материала. Беседа. Самоконтроль.

1

п.66. №591в,г, 592б,г, 593в,   РТ №73

46

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, п.67.

 ИК.

1

п.67. 595, 597, 598  

РТ №76

47

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.

Урок закрепления знаний. Практикум. Проверочная С/Р.

1

повт пп 63-67 №599, 601, 602      РТ №77

48

Решение задач по теме «Подобные треугольники»

Тестирование

1

№623, 625, 630

49

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4 «Применение подобия к решению задач», п.62-67.

Уметь применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические отношения при решении задач

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. ФК

1

повт  пп 63-67

ГЛАВА VIII  ОКРУЖНОСТЬ

17

§1. КАСАТЕЛЬНАЯ К ОКРУЖНОСТИ.

1,2,4,6

50

Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности, п.68.

Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Уметь определять взаимное расположение прямой и окружности, их доказывать и применять при решении задач типа 631, 633 – 636, 638 – 643, 648, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей.

Урок – лаборатория. Исследование взаимного расположения прямой и окружности. С/Р практического характера. ГК.

1

п.68.  631в.г. 632, 633

51

Касательная к окружности, п.69.

Изучение нового материала. Тест,

1

п.69. №634, 636, 693   РТ №83

52

Касательная к окружности,. Решение задач. П.69.

Комбинированный урок. Обучающая С/Р.

1

п.69. № 641, 643, 648

§2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ВПИСАННЫЕ УГЛЫ.

1,3,5,6

4

53

Градусная мера дуги окружности, п.70.

Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги

окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач типа 651 – 657, 659, 666 – 669, распознавать на чертеже вписанные углы и находить их величину.

Усвоение изученно

го материала в про цессе решения зад.

1

п.70. № 649б,г, 650б, 651б, 652

54

Теорема о вписанном угле, п.71.

Комбинированный урок: лекция, практикум, проверочная С/Р.

1

п.71. 654б,г, 655,657,659

55

Теорема об отрезках пересекающихся хорд. П.71.

Знать формулировку теоремы,.

 Уметьдоказывать и применять её при решении задач, выполнять чертёж по условию задачи.

Изучение нового материала. ИК

1

п.71.666б,в, 671б, 660, 668

56

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». П.71.

Знать: формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд.

  Уметь: находить величину центрального и вписанного угла.

Урок обобщения и систематизации знаний., проверочная С/Р.

1

п.71. 661, 663, РТ №90,91

§3. ЧЕТЫРЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ ТРЕУГОЛЬНИКА.

1,2,4,

3

57

Свойства биссектрисы угла п.72.

Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника.; четыре замечательные точки треугольника. Уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач типа 674 – 679, 682 – 686. Уметь выполнять построение замечательных точек треугольника, находить элементы треугольника.

Изучение нового материала. Подготовительная работа по готовым чертежам. ИК.

1

п.72. №675, 676б, 678б, 677

58

Серединный перпендикуляр. П.72.

Изучение нового материала.ИК

1

п.72. 679б, 680б, 681,   РТ № 102

59

Теорема о  точке пересечении высот треугольника, п.73.

Усвоение изученно

го материала в процессе выполнения практической работы и решения задач. СР.

1

п.73. СР ДМ №28

§4. ВПИСАННАЯ И ОПИСАННАЯ ОКРУЖНОСТИ.

1,2,3,4,5,6

1,2,3,4,6,

7

60

Вписанная окружность, п.74.

Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач типа 689 – 696, 701 – 711.  

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера.

1

п.74. №689, 692, 693б, 694

61

Свойство описанного четырёхугольника. п.74.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач.ИК

1

п.74. №695, 699, 700, 701

62

Описанная окружность, п.75.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера.

1

п.75.№ 702б, 705б, 711

63

Свойство вписанного четырёхугольника. п.75.

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. ИТО

МД

1

п.75. 705, 710, 735

64

Решение задач. п.68-75.

Знать утверждения задач 724, 729 и уметь их применять при решении задач типа 698 – 700, 708.

Комбинированный урок: практикум, зачет. Фронтальный устный опрос.

1

№726, 728, 734

65

Тестирование по теме «Окружность» п.68-75.

Уметь применять все изученные теоремы при решении тестов.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Тест.

1

№722, 731, 707

66

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 «Окружность», п.68-75.

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Фронтальный письменный контроль.

1

Повторить главы «Четырёхугольники», «Площадь»

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

4

67

Анализ контрольной работы. Четырехугольники.

Площадь.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса).

Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач повышенной трудности.

1

Повторить главы «Подобные треугольники». .ДМ

68

Подобные треугольники.

1

Повторить главы «Окружность» . ДМ

КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ

Ответ на теоретические вопросы (устно)

Предметная составляющая

  1. Системность и целостность знаний по теме
  2. Уровень усвоения понятий, терминов
  3. Личностная освоенность знаний, креативность мышления

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Сформированность устной речи
  2. Умение пользоваться моделями (схемами, таблицами и т.п.)
  3. Умение подобрать свои оригинальные примеры.

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Сформированность интереса к предмету
  2. Понимание ценности  предмета
  3. Развитость самооценки

3 балла – проявлено на творческом уровне

2 балла – проявлено полностью

1 балл – проявлено частично

0 баллов – не проявлено

19-20 баллов – «5»

14-18 баллов – «4»

10-13 баллов – «3»

менее 10 баллов – «2»

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса математики.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учеником.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

                Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию  алгебры как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Условные обозначения:

1 –смысловая компетенция

2 - учебно-познавательная

3- икт

4 –коммуникативная

5- социально-трудовая

6 – здоровье-сберегающая

У.О. –устный опрос

Т- тест

к/р- контрольная работа

с/р – самостоятельная работа

Учебно-методический комплект

-Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2006.

-Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

-Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. –М.; Просвещение, 2005г

-Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика

Единый государственный экзамен 2006-2010. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Цент, 2005-2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....