Открытый урок по теме "Ломоносов-математик"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме

Урок направленный на закрепление умений выполнять задания на построение (отрезок равный данному, угол равный данному и т.д.). Данный урок посвящён личности М.В.Ломоносова, включает в себя историческую справку и "квест" - "Путь из Холмогор в Москву", который позволяет узнать, через какие города проходил Михаил Васильевич. Название каждого нового города открывается в результате успешного выполнения задания. На уроке так же рассматриваются способы построения равнобедренного и равностороннего треугольника с помощью циркуля и линейки, которые не указаны в учебнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx43.46 КБ
Файл Приложение 1.735.92 КБ
Файл Приложение 2.14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ломоносов-математик (задачи на построение)

Планируемые результаты

Предметные умения: умеют решать задачи на построение.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: умеют самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.

Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Цели урока: проверить уровень сформированности теоретических знаний по теме; отработать практические навыки решения задач на построение.

Тип урока: урок на закрепление изученного материала.

Оборудование: проектор, презентация (Приложение 1), циркуль и линейки для работы у доски.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие и проверка готовности к уроку, проверка наличия принадлежностей для геометрических построений.

  1. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, мероприятия, посвящённые какому событию, проходят сейчас в школе? (Юбилей М.В.Ломоносова)

– Сегодня на уроке мы повторим материал предыдущих уроков, закрепим умение решать задачи на построение и заодно попробуем «пройти» путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву, узнав через какие города он проходил. (Слайд 1 и 2)

Историческая справка: (Слайд 3)

Ломоносов не оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать математическими, однако без понимания его отношения к математике представление о его научном наследии было бы неполным. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.

Ломоносов получил фундаментальную для своего времени подготовку по математике и естественным наукам. В Марбургском университете он слушал лекции по математике, астрономии, алгебре, физике, механике, логике и другим дисциплинам, а в дополнение к перечисленному брал ещё уроки арифметики, геометрии и тригонометрии. Примечательно, что свои первые работы там Ломоносов подписывал как «студент математики и философии».

Ну что ж, давайте и мы начнём приводить свой ум в порядок и приступим к уроку.

  1. Работа по теме урока: (слайд 4)

– В процессе решения задач мы будем открывать названия городов, через которые пролегал путь М.В.Ломоносова.

Проверка усвоения теоретического материала. (Вызываются два учащихся к доске для выполнения заданий, остальные выполняют их по вариантам.)

1-й вариант: на данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному. (Отрезок строим произвольной длины).

2-й вариант: отложить от данного луча угол, равный данному. (Угол строим произвольный).

По завершении заданий открывается название первого города «Шенкурск».

Изучение нового способа построения равнобедренного и равностороннего треугольников.

– Какие «особенные» треугольники мы изучали на предыдущих уроках? (равнобедренные, равносторонние)

  1. Равносторонний. Давайте его построим с помощью циркуля и линейки.

- проведём отрезок АВ, который будет основанием (3 см).

- проведите окружности с центрами в точках А и В с радиусом равным отрезку АВ.

- соедините верхнюю точку пересечения окружностей С с точками А и В.

- измерьте все стороны линейкой. Равны ли они? (да)

  1. Равнобедренный.

– проведите так же отрезок АВ, который будет основанием (3 см).

– проведите окружности с центрами в точках А и В, но с радиусом больше данного отрезка (4 см).

– соедините верхнюю точку пересечения окружностей С с точками А и В.

– измерьте стороны АС и CВ, равны ли они между собой? (да)

По завершении построений открывается следующее название «Вологда»

Решение задач (геометрия 7-9. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.).

№ 150. (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

Дано: окружность с центром в точке О, точка А  Окр; PQ – отрезок.

Построить: М Окр. (О; r), такую, чтобы АМ = PQ. (Сначала требуется задать исходные фигуры.)

Возможны три случая.

1.         2.        3.

        

        

На слайде открывается название нового города Ярославль.

№148.

Дано: прямая а; точки А и В.

Построить: точку С, так, чтобы ВС = 2АВ.

Построение: как можно решить задачу с помощью циркуля? Какой отрезок, соединяющий две точки окружности, равен сумме каких двух отрезков, соединяющих центр окружности и любую точку на окружности? (d=2r)

В какой точке будет находиться цент окружности? (в точке А)

Что примем за радиус и что будет диаметром? (r = AB, d = BC)

        AB a, BC = 2AB.

Открывается ещё одно название города – Ростов.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

– Удалось ли нам узнать названия всех городов, через которые пролегал путь М.В.Ломоносова? Какие это города? Была ли эта информация для вас новой?

– Как вы думаете, зачем нужно решать задачи на построение?

– Обведите в анкетах, которые вам раздали перед уроком то, что вам подходит. (Приложение 2)

Выставляются оценки за работу на уроке.

Домашнее задание:  Написать эссе на тему «Для чего мне нужно уметь строить…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ломоносов - математик

Слайд 2

Проверить знания по теме; Закрепить умение решать задачи на построение; «Пройти» путь из Холмогор в Москву. Цели урока:

Слайд 3

Минутка истории: Ломоносов Михаил Васильевич

Слайд 5

Написать эссе на тему «Для чего мне нужно уметь строить…» Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Подчеркните ответ, соответствующий вашей работе на уроке.

Сегодняшний урок для меня был…

лёгким/обычным/трудным

Сегодня на уроке я…

всё понял/что-то не понял/ничего не понял

Своей работой на уроке я…

доволен/недоволен

За урок я…

устал/не устал

Домашнее задание мне кажется…

лёгким/трудным

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...