Рабочая программа по геометрии. 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Яковлева Виктория Викторовна

Рабочая программа по геометрии для 9 класса к учебнику А.В.Погорелова. Тематическое планирование учебного материала при 2 уроках в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii._9_klass.docx58.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ГЕОМЕТРИЯ»

для 9 класса

На 2016-17 учебный год

68 учебных часов
(по 2 часа в неделю)

Разработчик программы: Яковлева В.В.

учитель высшей квалификационной категории

Москва

                                                                        2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая  программа  учебного курса  по геометрии  для 9 класса  разработана  на основе

  • требований ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413);
  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике: «Обязательного минимума содержания основного  общего  образования по  математике»;
  •  примерной программы ООП;
  •  учебного плана ГБОУ Школа № 1362;
  • программы по геометрии, входящей в сборник  рабочих  программ «Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия, 7-9 классы», составитель: Т.А. Бурмистрова.- М. Просвещение, 2016. Планирование ориентировано на учебник «Геометрия 7-9», автор: А.В.Погорелов. –М. «Просвещение» АО «Московские учебники», 2013.

Рабочая  программа выполняет две основные функции:

•        Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

•        Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Количество недельных часов    2 .    Количество часов в год  68

Уровень рабочей программы    базовый.

        Рабочие программы основного общего образования по геометрии составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

        Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

        Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

        Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

        Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию качеств мышления, необходимых для адаптации

в современном информационном обществе.

        Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность,

ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

        Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

        При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

        Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений

обос новывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.

Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений,способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

        В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом раз-

витии».

        Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.

        Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.

        Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

        Особенностью линии «Логика и множества» является то,что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

        Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, 68 часов в год.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-

исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и

контрпримеры;

5) критичность мышления, умение распознавать логически  некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований

и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи

с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства

математических утверждений;

3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;

7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наглядная геометрия. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.

        Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.

        Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.

        Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

        Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

        Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.

        Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.

        Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.

        Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

        Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии.

        Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трём сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на n равных частей.

        Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

        Периметр многоугольника.

        Длина окружности, число π; длина дуги окружности. Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.

        Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.

        Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.

Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.

Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.

Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Подмножество. Объединение и

пересечение множеств.

Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.

        Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если ..., то ..., в том и только в том случае, логические связки и, или. 

Геометрия в историческом развитии. От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата.

        Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ

В 7—9 КЛАССАХ

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов,

отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

13) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры

угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул

длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научится:

1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

2) использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

3) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

4) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство». 

Векторы

Выпускник научится:

1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

А. В. Погорелов  «Геометрия, 9»

Номер

пункта

Содержание материала

Кол-во час

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

§ 11. Подобие фигур

14

Объяснять, что такое:

— преобразование подобия, коэффициент подобия, подобные фигуры;

— гомотетия относительно центра, коэффициент гомотетии, гомотетичные фигуры;

— углы плоский, дополнительные, центральный, вписанный в окружность, центральный, соответствующий данному вписанному углу.

Понимать, что масштаб есть коэффициент подобия.

Формулировать и доказывать:

— что гомотетия есть преобразование подобия;

— что преобразование подобия сохраняет углы между полупрямыми;

— свойства подобных фигур;

— признак подобия треугольников по двум углам;

— признак подобия треугольников по двум сторонам и

углу между ними;

— признак подобия треугольников по трём сторонам;

— свойство биссектрисы треугольника;

— теорему об угле, вписанном в окружность;

— пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.

Формулировать:

— свойства преобразования подобия;

— признак подобия прямоугольных треугольников;

— свойство катета (что катет есть среднее пропорцио-

нальное между гипотенузой и проекцией этого катета

на гипотенузу);

— свойство высоты прямоугольного треугольника, про-

ведённой из вершины прямого угла (что она есть сред-

нее пропорциональное между проекциями катетов на

гипотенузу);

— свойство вписанных углов, опирающихся на одну и ту же дугу.

Понимать, что вписанные углы, опирающиеся на диаметр, — прямые.

Решать задачи

100,101

102, 103

104, 105

106

107

108

109

Преобразование подобия.

Свойст ва преобразования подобия

Подобие фигур. Признак по-

добия треугольников по двум углам

Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольников по трём сторонам

Подобие прямоугольных треугольников

Контрольная работа № 1

Углы, вписанные в окружность Пропорциональность отрезков

хорд и секущих окружности

Измерение углов, связанных с

окружностью

Контрольная работа № 2

1

2

2

2

1

2

2

1

1

§ 12. Решение треугольников

9

Формулировать и доказывать:

— теоремы косинусов и синусов;

— соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.

Понимать:

— чему равен квадрат стороны треугольника;

— что значит решить треугольник.

Решать задачи

110

111,112

113

Теорема косинусов

Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и

противолежащими сторонами

Решение треугольников

Контрольная работа № 3

2

3

2

1

§ 13. Многоугольники

15

Объяснять, что такое:

— ломаная и её элементы, длина ломаной, простая

и замкнутая ломаные;

— многоугольник и его элементы, плоский многоуголь

ник, выпуклый многоугольник;

— угол выпуклого многоугольника и внешний его угол;

— правильный многоугольник;

— вписанные и описанные многоугольники;

— центр многоугольника;

— центральный угол многоугольника;

— радиан и радианная мера угла;

— число π.

Знать:

— приближённое значение числа π;

— как градусную меру угла перевести в радианную и наоборот;

— что у правильных n-угольников отношения периметров,

радиусов вписанных и описанных окружностей равны.

Понимать, что такое длина окружности.

Формулировать и доказывать теоремы:

— о длине отрезка, соединяющего концы ломаной;

— о сумме углов выпуклого n-угольника;

— о том, что правильный выпуклый многоугольник является вписанным и описанным;

— о подобии правильных выпуклых многоугольников;

— об отношении длины окружности к диаметру.

Выводить формулы для радиусов вписанных и описанных

окружностей правильных n-угольников (n = 3, 4, 6).

Уметь строить:

— вписанные в окружность и описанные около неё пра-

вильные шестиугольник, четырёхугольник (квадрат),

треугольник;

— строить по вписанному правильному n-угольнику

правильный 2n-угольник.

Решать задачи

114-116

117

118

119

120

121

122

Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники

Формулы для радиусов впи-

санных и описанных окружно-

стей правильных многоуголь-

ников

Построение некоторых пра-

вильных многоугольников  Вписанные и описанные четы-

рёхугольники

Подобие правильных выпуклых многоугольников

Длина окружности

Радианная мера угла

Контрольная работа № 4

2

2

1

2

3

2

2

1

§ 14. Площади фигур

17

Объяснять, что такое:

— площадь;

— круг, его центр и радиус;

— круговой сектор и сегмент.

Формулировать и доказывать:

— что площадь треугольника равна половине произведения сторон на синус угла между ними;

— чему равна площадь круга.

Выводить формулы:

— площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника (через сторону и высоту и Герона), трапеции;

— для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.

Знать:

— формулы вычисления площади кругового сектора и сегмента;

— как относятся площади подобных фигур.

Решать задачи

123,124

125

126,127

128

129

130

131

Понятие площади. Площадь

прямоугольника

Площадь параллелограмма Площадь треугольника. (Фор-

мула Герона для площади

треугольника.) Равновеликие фигуры

Площадь трапеции

Контрольная работа № 5

Формулы для радиусов впи-

санной и описанной окруж-

ностей треугольника  Площади подобных фигур  Площадь круга

Контрольная работа № 6

3

2

2

2

1

2

2

2

1

§ 15. Элементы стереометрии

Итоговое повторение курса плани-

метрии

13

Объяснять, что такое:

— стереометрия;

— параллельные и скрещивающиеся в пространстве

 прямые;

— параллельные прямая и плоскость;

— параллельные плоскости;

—прямая, перпендикулярная плоскости;

— перпендикуляр, опущенный из точки на плоскость;

— расстояние от точки до плоскости;

— наклонная, её основание и проекция;

— двугранный и многогранный углы;

— многогранник и его элементы;

— призма и её элементы, прямая, правильная призмы;

— параллелепипед, прямоугольный параллелепипед, куб;

— пирамида и её элементы, правильная пирамида, тетраэдр, усечённая пирамида;

— тело вращения; цилиндр и его элементы, конус;

— шар и сфера, шаровой сектор и сегмент.

Знать:

— формулировки аксиом стереометрии;

— свойства параллельных и перпендикулярных прямых

и плоскостей в пространстве;

— чему равны объёмы прямоугольного параллелепипеда,

призмы, пирамиды, усечённой пирамиды;

— как относятся объёмы подобных тел;

— чему равны площади сферы и сферического сегмента,

объёмы шара и шарового сегмента.

Формулировать и доказывать теоремы:

— что через три точки, не лежащие на прямой, можно

провести плоскость;

— что если две точки прямой принадлежат плоскости, то и вся прямая принадлежит плоскости;

— теорему о трёх перпендикулярах

132

133, 134

135, 136

Аксиомы стереометрии

Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Пер пендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

Многогранники. Тела вращения

Решение задач по всем темам

планиметрии

1

3

3

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного материала по геометрии в 9 классе

 (при 2  уроках в неделю)

№ урока

Содержание учебного материала

Пункт

учебника

Подобие фигур ( 14 уроков)

1

Преобразование подобия

Свойства преобразования подобия

100

101

2

Подобие фигур

102

3

Признак подобия треугольников по двум углам

103

4

Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними

104

5

Признак подобия треугольников по трём сторонам

105

6-7

Подобие прямоугольных треугольников

106

8

Контрольная работа № 1

9,10

Углы, вписанные в окружность

107

11,12

Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности

108

13

Измерение углов, связанных с окружностью

109

14

Контрольная работа № 2

Решение треугольников (9 уроков)

15,16

Теорема косинусов

110

17

Теорема синусов

111,112

18,19

Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами

20,21,22

Решение треугольников

113

23

Контрольная работа № 3

Многоугольники (15 уроков)

24

Ломаная. Выпуклые многоугольники

114,115

25

Правильные многоугольники

116

26,27

Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников

117

28

Построение некоторых правильных многоугольников

118

29,30

Вписанные и описанные четырёхугольники

119

31,32,33

Подобие правильных выпуклых многоугольников

120

34,35

Длина окружности

121

36,37

Радианная мера угла

122

38

Контрольная работа № 4

Площади фигур (17 уроков)

39,40

Понятие площади. Площадь прямоугольника

123,124

41,42

Площадь параллелограмма

125

43,44

Площадь треугольника

126

45

Формула Герона для площади треугольника

127

46,47

Площадь трапеции

128

48

Контрольная работа № 5

49,50

Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника

129

51,52

Площади подобных фигур

130

53,54

Площадь круга

131

55

Контрольная работа № 6

Элементы стереометрии.

 Итоговое повторение курса планиметрии(13 уроков)

56

 Аксиомы стереометрии

132

57,58

Параллельность прямых и плоскостей в пространстве

133

59,60

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

134

61

Многогранники

135

62

Тела вращения

136

63-68

Итоговое повторение курса геометрии

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Нормативные документы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования.

2. Примерные программы по учебным предметам. Математика.5—9 классы.

УМК А. В. Погорелова

1. Погорелов А. В. Геометрия: 7—9 кл. / А. В. Погорелов. —М.: Просвещение, 2013—2016.

2. Дудницын Ю. П. Геометрия: рабочая тетрадь: 9 кл. /Ю. П. Дудницын. — М.: Просвещение, 2013—2016.

3. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы: 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.

4. Жохов В. И. Геометрия, 7—9: кн. для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташёва, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение,2013.

5. Дудницын Ю. П. Контрольные работы по геометрии для 7—9 классов: кн. для учителя / Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз. — М.: Просвещение, 2013—2016..

6. Мищенко Т. М. Геометрия: тематические тесты: 9 кл. /Т. М. Мищенко. — М.: Просвещение, 2013.

Задачный материал

7. Гордин Р. К. Геометрия. Планиметрия: задачник: 7—9 кл. /Р. К. Гордин. — М.: МЦНМО, 2006.

8. Прасолов В. В. Задачи по планиметрии / В. В. Прасолов. — М.: МЦНМО, 2007.

9. Шклярский Д. О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия. Планиметрия / Д. О. Шклярский, Н. Н. Ченцов, И. М. Яглом. — М.: Физматлит, 2002.

10. Штейнгауз Г. Сто задач / Г. Штейнгауз. — М.: Наука, 1986.

Научная, научно-популярная, историческая литература

11. Архимед. О квадратуре круга / Архимед, X. Гюйгенс,И. Г. Ламберт и др. ; пер. с нем. — 3-е изд. — М.: ЕдиториалУРСС, 2010.

12. Гарднер М. Математические новеллы / М. Гарднер. — М.:Мир, 2000.

Информационные средства

Интернет-ресурсы на русском языке

http://ilib.mirror1.mccme.ru/

http://window.edu.ru/window/library

http://www.problems.ru/

http://kvant.mirror1.mccme.ru/

http://www.etudes.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....